Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
20.02.2017
Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"
Методическая разработка учебного занятия по теме «Химические свойства кислот» разработана в соответствии с: - примерной программой учебной дисциплины «Химия», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования»; - рабочей программой учебной дисциплины «Химия», составленной преподавателем Искалиевой М.Ю.. В результате изучения темы «Химические свойства кислот» студент должен знать: -важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и другие кислоты; -классификацию кислот, способы получения; - химические и физические свойства кислот; - правила техники безопасности при работе с кислотами; уметь: - называть вещества по химической формуле; -выполнять химический эксперимент. При проведении данного учебного занятия были поставлены следующие цели. Образовательная: - закрепить и обобщить знания обучающихся о химических свойствах кислот. Развивающая: - способствовать развитию познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, умения обобщать, делать выводы, логически излагать свои мысли. Воспитательная: -воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
химические свойства кислот.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ПАЛЛАСОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Химия» на тему «Химические свойства кислот» для студентов I курса, обучающихся по профессиям  08.01.14  Монтажник санитарно­технических, вентиляционных систем и оборудования, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации Рассмотрено и утверждено  на заседании ПЦК естественно­научных дисциплин протокол № 3 «21» октября 2016г. Председатель ПЦК ___________М.Ю. Искалиева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка учебного занятия по теме «Химические свойства кислот» разработана в соответствии с:           ­   примерной   программой   учебной   дисциплины   «Химия»,   одобренной   ФГУ «Федеральный институт развития образования»;           ­   рабочей   программой   учебной   дисциплины   «Химия»,   составленной преподавателем Искалиевой М.Ю..          В результате изучения темы «Химические свойства кислот» студент должен знать: уметь: ­важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и другие кислоты; ­классификацию кислот, способы получения; ­ химические и физические свойства кислот; ­ правила техники безопасности  при работе с кислотами; ­ называть вещества по химической формуле; ­выполнять химический эксперимент. При проведении данного учебного занятия были поставлены следующие цели. Образовательная: ­ закрепить и обобщить знания обучающихся  о химических свойствах кислот. Развивающая: ­   способствовать   развитию   познавательного   интереса,   навыков   самостоятельной работы, умения обобщать, делать выводы, логически излагать свои мысли. Воспитательная: ­воспитывать   желание   учиться   активно,   с   интересом,   прививать   сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе. Вид учебного занятия – практическое занятие, состоящее из следующих этапов: 1. Организационный момент. 2.   Актуализация   опорных   знаний   методом   фронтального   опроса   с   использованием мультимедийных средств обучения. 3. Мотивация учебной деятельности. 4. Инструктаж. 5. Выполнение и проверка практической работы 6. Подведение итогов занятия 7. Сообщение домашнего задания. Данная методическая разработка может применяться при проведении занятий по дисциплинам   «Химия»   и   «Естествознание»,   в   том   числе   она   способствует   реализации междисциплинарных связей с такой дисциплиной как «Материаловедение» по профессии 08.01.14. Монтажник санитарно­технических, вентиляционных систем и оборудования. ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Занятие № 16 (в соответствии с календарно­тематическим планированием) Тема занятия:  Химические свойства кислот. Цели занятия: Образовательная: ­ закрепить и обобщить знания обучающихся  о химических свойствах кислот. Развивающая: ­   способствовать   развитию   познавательного   интереса,   навыков   самостоятельной работы, умения обобщать, делать выводы, логически излагать свои мысли. Воспитательная: ­воспитывать   желание   учиться   активно,   с   интересом,   прививать   сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе. Вид занятия: урок. Тип урока: практическое занятие. Формы и методы проведения: индивидуальная и самостоятельная работа, работа в группах. Требования к результатам обучения:  в результате изучения темы «Химические свойства кислот» учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен  знать/понимать: ­важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и другие кислоты; ­классификацию кислот, способы получения; ­ химические и физические свойства кислот; ­ правила техники безопасности  при работе с кислотами; уметь: ­ называть вещества по химической формуле; ­выполнять химический эксперимент; Внутридисциплинарные связи: Тема: «Карбоновые кислоты». Обеспечение занятия: ­ наглядные пособия:  ­учебник: Химия.11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. ­ 4­е изд., стереотип. М.: Дрова, 2009г; ­таблица растворимости; ­ раздаточный материал: условия заданий, тестовые задания; ­   оборудование:  ПК,   мультимедийный   проектор,   ящички   для   проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, стеклянные палочки, держатели, химические стаканы, реактивы. ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжительность учебного занятия – 90 минут) 1.Организационный момент (2 мин.): ­приветствие ­подготовка аудитории к работе ­проверка наличия студентов 2.Актуализация опорных знаний (10 мин.) На предыдущем уроке мы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе,   строении   и   классификации   данного   класса   веществ.   Рассмотрели   физические, химические свойства и способы получения кислот. Давайте повторим то, что вы знаете о кислотах.   Для начала я прошу Вас ответить на несколько вопросов.  За каждый правильный ответ на вопрос выставляется 1 балл.  1. Дайте определение классу кислот. 2. Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой  кислоты свое индивидуальное название (приведите примеры). 3. Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать. 4. Какие вы знаете классификации. 5. На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры). 6. На какие группы делятся кислоты по оснoвности  (приведите примеры). 7. Перечислите основные физические свойства, присущие практические всем  неорганическим кислотам. 3. Мотивация учебной деятельности (2 мин.): Этот   класс   соединений   широко   распространен   в   природе.   В   желудке   человека содержится   сильная   бескислородная   одноосновная   кислота   –   соляная   кислота.   Это своеобразный санитарный кордон для   микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей.   В   природе   наблюдается   многообразие   органических   кислот:   лимонная   кислота содержится в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. Муравьи защищаются   от   врагов,   разбрызгивая   жидкость,   содержащую   муравьиную   кислоту.   Вот поэтому знания о химических свойствах кислот нам необходимы в повседневной жизни. 4. Инструктаж (3 мин.) Содержание инструктажа: Внесение сведений о правильных ответах и заработанных баллах в индивидуальную карту результативности. 1­й этап: выполнение практических заданий, время выполнения 20 минут;  2­й этап: выполнение лабораторных опытов, время выполнения 30 минут. Критерии оценки: 50 – 40 набранных баллов – выставляется оценка «5», 39 – 29 набранных баллов выставляется оценка «4», 28 ­ 18 набранных баллов выставляется оценка «3», 0 – 17 набранных баллов выставляется оценка «2». 5. Выполнение и проверка практической работы (57 мин .) I­й этап: выполнение практических заданий Задание №1. (4 мин). Распределите  приведенные ниже химические вещества на две группы: Варинт№1 LiOH, Mn2O7, CaO, Na3PO4, H2S, MnO, Fe(OH)3, Cr2O3, HI , HClO4 ,HBr , CaCl2, Na2O,   HCl , H2SO4 , HNO3 , HMnO4 , Ca(OH)2, SiO2,  H2SO3 , Zn(OH)2, H3PO4 , HF , HNO2,H2CO3   N2O, NaNO3 ,H2S , H2SiO3. Вариант №2   N2O, NaNO3,  H2S, Mn2O7, Fe(OH)3, Cr2O3, HI , HClO4 ,HBr , CaCl2, Na2O, HCl , H2SO4 ,  HNO3 HMnO4 , Ca(OH)2, SiO2,  H2SO3 , Zn(OH)2, H3PO4 , HF , HNO2,H2CO3  N2O, NaNO3 , H2SО3 , H2SiO3.  Кислоты Другие классы неорганических вещества За каждую правильно найденную формулу кислоты, ставим 1 балл. 13 ­ 15 правильных ответов   ­   5 баллов, 12 ­ 10   правильных ответов   – 4 балла, 7 – 9 правильных ответов  ­ 3 балла, 4 – 6 правильных ответов  ­ 2 балла, 1­3 правильных ответов ­ 1 балл. Задание №2. (8мин.) Распределите химические формулы кислот  в таблицу.  Вариант №1 H2S,  HI , HClO4 ,HBr, HCl , H2SO4 , HNO3 , HMnO4 ,   H2SO3 , H3PO4 , HF , HNO2,H2CO3   H2S , H2SiO3. Вариант №2   H3PO4 , HF , HNO2,H2CO3  ,H2S , H2SiO3, H2S,  HI ,  HClO4, HBr , HCl ,    H2SO4 , HNO3 HMnO4 ,  H2SO3. Кислоты Бескисло­ родные Кислород­ содержащие двух­ основные За каждую правильно распределенную формулу кислоты, ставим 1 балл.  растворимые   нераст­ воримые одно­ основные трёх­ основные 45­37 правильных ответов  ­  5 баллов, 36 ­ 28 правильных ответов  ­  4 баллов, , 27 – 19 правильных ответов  ­ 3 балла, 18 – 10 правильных ответов  ­ 2 балла, 10 ­ 1 правильных ответов  ­ 1 балл. Задание №3. (8 мин.)  Правильно отгадав  15 слов  по вертикали, вы  прочтете в выделенной строке по горизонтали зашифрованное слово. 1. Формуле Н2SO4 соответствует название. 2. Формуле Н2SiO3 соответствует название. 3. Формуле HCIO4 соответствует название. 4. Формуле H3PO4 соответствует название. 5. Формуле HMnO4 соответствует название. 6. Формуле Н2CO3 соответствует название. 7. Формуле НF соответствует название. 8. Формуле НBr соответствует название. 9. Формуле Н2SO3 соответствует название. 10. Формуле HNO2 соответствует название. 11. Формуле НI соответствует название. 12. Формуле HNO3 соответствует название. 13. Формуле НCI соответствует название. 14. Формуле НCOOH соответствует название. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ­ Слабая кислота с резким запахом тухлых яиц. 14 М У Р А В Ь И Н А Я 13 С О Л Я Н А Я 12 А З О Т Н А Я 2 К Р Е М Н И Е В А Я 3 Х Л О Р Н А Я 4 Ф О С Ф О Р Н А Я 1 С Е Р Н А Я 5 М А Р Г А Н Ц Е В А Я 6 У Г О Л Ь Н А Я 8 Б Р О М О В О Д О Р О Д Н А Я 7 Ф Т О Р О В О Д О Р О Д Н А Я 11 Й О Д О В О Д О Р О Д Н А Я 9 С Е Р Н И С Т А Я 10 А З О Т И С Т А Я За каждую правильно разгаданную формулу кислоты, ставим 1 балл.  13 ­ 14 правильных ответов   ­   5 баллов, 12 ­ 10   правильных ответов   – 4 балла, 7 – 9 правильных ответов  ­ 3 балла, 4 – 6 правильных ответов  ­ 2 балла, 1­3 правильных ответов ­ 1 балл. II­й этап: выполнение лабораторных опытов. Правила техники безопасности: Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог   или   отравление.   При   попадании   кислоты   на   кожу   надо   смыть   ее   струей   воды. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая   полной   грудью.   В   процессе   работы   необходимо   следить,   чтобы   вещества   не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек. Опыты нужно проводить только в чистой посуде. Задание №1.  (10 мин). Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. В  1­ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте запишите   в   таблицу.   Результаты   наблюдений   стеклянной   палочкой.   Во   2­ю   пробирку   с   соляной   кислотой   добавьте   каплю   метилоранжа.   Перемешайте стеклянной палочкой.     Результаты наблюдений запишите в таблицу. В 3­ю пробирку с соляной кислотой добавьте универсальную индикаторную бумагу. Результаты наблюдений запишите в таблицу. Название индикатора Окраска индикатора в растворе соляной кислоты Фенолфталеин Метилоранж Универсальная индикаторная бумага Вывод: За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное  количество баллов – 4 балла. Задание №2. (10мин). Взаимодействие кислот с металлами. В 1­ю пробирку положите 1 гранулы цинка и   прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете? Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции. Во 2­ю пробирку положите 1 гранулы меди и прилейте соляную кислоту. Что вы наблюдаете?   Напишите   молекулярное   уравнение   проделанной   реакции.   Полученные данные занесите в таблицу. Лабораторный опыт Что наблюдаете? Молекулярное уравнение Zn Cu Вывод: HCI HCI За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное  количество баллов – 4 балла. Задание №3. (10 мин). Взаимодействие кислот с солями. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида  бария. Что вы наблюдаете? Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной  реакции Лабораторный опыт Что наблюдаете? Молекулярное уравнение BaCI H2SO4 Вывод: За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное  количество баллов – 4 балла. 6. Закрепление умений и навыков (10 мин.) – тестовый контроль.  За каждый правильный ответ выставляем 1 балл. Вариант №1 1. Кислоты – это: А. сложное вещество, состоящего из атомов водорода и кислотного остатка; Б. сложное вещество, состоящего из 2­х химических элементов один из которых является кислород; В.сложное вещество, состоящего  из катиона металла и гидроксогруппы; 2. Кислотам соответствуют следующие соединения: А. H2S; NaOH; HNO3 Б. HOH; Na2SO4; K3PO4 В. HBr; H2S; HNO3 3. Выберите формулу бескислородной кислоты А. H2S Б. H3PO4 В. H2SO3 4.Выберите формулу двухосновно й кислоты А. HNO3 Б. HNO2 В. H2SO4 5.Выберите формулу сернистой кислоты А. H2S Б. H2SO4 В. H2SO3 6.Выберите название кислоты, формула которой H2SiO3 А сернистая; Б кремниевая; В угольная. 7. Метилоранж в кислой среде изменяет окраску на: А. красный; Б. малиновый; В. Фиолетовый. 8. Реакция нейтрализация: А. Na2SO4 + 2HNO3 = H2SO4 + 2NaNO3 Б. MgCl2 + Ba(OH)2 = BaCl2 + Mg(OH)2 В. 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2 O 9. Все кислоты вступают в реакцию замещения с металлами: А. Na; Mg; Fe Б. Fe; Sn; Hg В. Na; Cu; K 10. Кислоты могут реагировать с А. всеми оксидами Б. основаниями В. неметаллами Вариант №2 1. Кислоты – это: А. сложное вещество, состоящего из атомов водорода и кислотного остатка; Б. сложное вещество, состоящего из 2­х химических элементов один из которых является кислород; В.сложное вещество, состоящего  из катиона металла и гидроксогруппы; 2. Кислотам соответствуют следующие соединения: А. H2SО4; NaOH; HNO3 Б. H2SО4; Na2SO4; K3PO4 В. . H2SО4; H2СО3; HNO3 3. Выберите формулу бескислородной кислоты А. HBr Б. H3PO4 В. H2SO3 4.Выберите формулу двухосновно й кислоты А. HNO3 Б. H2CO3 В. H3PO4 5.Выберите формулу серной кислоты А. H2S Б. H2SO4 В. H2SO3 6.Выберите название кислоты, формула которой H2СO3 А сернистая; Б кремниевая; В угольная. 7. Метилоранж в кислой среде изменяет окраску на: А. красный; Б. малиновый; В. Фиолетовый. 8. Реакция нейтрализация: А. Na2SO4 + 2HNO3 = H2SO4 + 2NaNO3 Б. MgCl2 + Ba(OH)2 = BaCl2 + Mg(OH)2 В. 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2 O 9. Все кислоты вступают в реакцию замещения с металлами: А. Mg; Zn; Fe Б. Fe; Sn; Hg В. Na; Cu; K 10. Кислоты могут реагировать с А. всеми оксидами Б. неметаллами В. солью 7. Подведение итогов занятия (5 мин.) ­ оценка работы студентов во время занятия; ­ оценка степени реализации поставленных на занятии целей. Обучающийся по очереди продолжают фразу: “Сегодня на уроке мы…” 1. Повторили классификацию и физические свойства кислот. 2. Повторили химические свойства кислот. 3. Усовершенствовали умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и  реактивами. Рефлексия: За 5 минут до окончания урока каждый обучающийся получает анкету, которая позволяет  осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.  Обучающийся обводит в кружок близкий ему ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен 8. Сообщение домашнего задания (1 мин.) Составьте уравнения реакций: Na + H2SO4 Ca + H3PO4 Na2O + H2CO3 NaOH + H2SO3 HCl + Na2SiO3 H2SO4 + K2CO3 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В карте не допускаются исправления. Ели будут замечены исправления преподаватель вправе ввести штрафные санкции, ­ 5 баллов за одно исправление. Вопросы Количество баллов За каждый правильный ответ на вопрос выставляется 1 балл. 1.Дайте определение классу кислот. 2.Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название (приведите примеры). 3.Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать. 4.Какие вы знаете классификации. 5.На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры). 6.На какие группы делятся кислоты по оснoвности  (приведите примеры). 7.Перечислите основные физические свойства, присущие практические всем неорганическим кислотам. ВСЕГО: I­й этап: выполнение практических заданий Задание №1 За каждую правильно найденную формулу кислоты, ставим 1 балл. 13 ­ 15 правильных ответов  ­  5 баллов, 12 ­ 10  правильных ответов  – 4 балла, 7 – 9 правильных ответов  ­ 3 балла, 4 – 6 правильных ответов  ­ 2 балла, 1­3 правильных Задание №2 ответов  ­ 1 балл. За каждую правильно распределенную формулу кислоты, ставим 1 балл. 45­37 правильных ответов  ­  5 баллов, 36 ­ 28 правильных ответов  ­  4 баллов, , 27 – 19 правильных ответов  ­ 3 балла, 18 – 10 правильных ответов  ­ 2 балла, 10 ­ 1 правильных ответов  ­ 1 балл. Задание №3 За каждую правильно разгаданную формулу кислоты, ставим 1 балл. 13 ­ 14 правильных ответов  ­  5 баллов, 12 ­ 10  правильных ответов  – 4 балла, 7 – 9 правильных ответов  ­ 3 балла, 4 – 6 правильных ответов  ­ 2 балла, 1­3 правильных ответов  ­ 1 балл. ВСЕГО за I­й этап. II­й этап: выполнение лабораторных опытов. Задание №1.  (10 мин). Исследовать окраску индикаторов в кислотных  средах. За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное количество баллов – 4 балла. Задание №2. (10мин).  Взаимодействие кислот с металлами. За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное количество баллов – 4 балла. Задание №3. (10 мин).  Взаимодействие кислот с солями. За каждый правильный ответ выставляем 2 балла. Максимально возможное количество баллов – 4 балла. ВСЕГО за II­й этап. Тестовый контроль За каждый правильный ответ выставляем 1 балл. ИТОГО за урок: (вопросы для самоконтроля +  I этап + II этап + тестовый контроль) Оценка за урок Критерии оценки: 50 – 40 набранных баллов – выставляется оценка «5», 39 – 29   набранных   баллов   выставляется   оценка   «4»,   28   ­   18   набранных   баллов выставляется оценка «3», 0 – 17 набранных баллов выставляется оценка «2».

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"

Методическая разработка урока по химии на тему "Химические свойства кислот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017