Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
20.02.2017
В соответствии с:
- примерной программой учебной дисциплины «Химия», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования»;
- рабочей программой учебной дисциплины «Химия», составленной преподавателем Искалиевой М.Ю.
В результате изучения темы «Углеводороды» студент должен знать:
знать/понимать:
- что такое углеводороды,
- как применяются углеводороды,
- классы углеводородов, определение, общие формулы,
- гомологические ряды, номенклатура углеводородов,
- строение молекул, виды хим. связей, гибридизация валентных облаков, валентный угол, длина С-С связи,
- виды изомерии углеводородов.
уметь:
- определять к какому классу относится вещество по структурной формуле,
- составлять структурные формулы различных классов веществ,
- определять изомеры и гомологи по структурной формуле,
- составлять изомеры веществ и давать им названия,
- определять генетические связи между классами и выполнять цепочки превращений,
- решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
При проведении данного учебного занятия были поставлены следующие цели.
Образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов.
- закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов.
Развивающая:
- развитие умений и навыков коллективного учебного труда, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Воспитательная:
-воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
урок обобщенияпо теме углеводороды.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПАЛЛАСОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Химия»
на тему «Углеводороды»
для студентов I курса профессий:
270839.01Монтажник санитарнотехнических, вентиляционных систем и оборудования,
110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в
сельскохозяйственном производстве,
190631.01 Автомеханик,
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин
протокол № 11 «21»марта2013г.
Председатель ЦК ___________Л.Ю.Королевская
ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку учебного занятия по учебной дисциплине «Химия»
на тему «Углеводороды»,
разработанную преподавателем ЦК общеобразовательных дисциплин
ГБОУ СПО «Палласовский сельскохозяйственный техникум» Искалиевой М.Ю.
Урок №52 на тему «Углеводороды» соответствует календарнотематическому
планированию учебной дисциплины «Химия» по профессиям НПО по профессиям НПО
270839.01 Монтажник санитарнотехнических,
вентиляционных систем и
оборудования,110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования
Автомеханик,230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
сельскохозяйственном
в
производстве,190631.01
Методическая разработка данного урока представлена на 16 страницах включает
титульный лист, пояснительную записку, основную часть, список использованной
литературы. Урок продуман и хорошо спланирован.
Представленный план урок соответствует заявленному типу урока
урок
обобщения и закрепления знаний.План занятия содержит тему и цели урока
(образовательные, развивающие, воспитательные), формируемые умения и знания,
междисциплинарные и внутридисциплинарныесвязи, обеспечение урока. План урока
состоит из 6 этапов: организационный момент; этап мотивации учебной
деятельности;инструктаж;этап самостоятельной работы по выполнению заданий; этап
подведения итогов урока, выставления оценок; этап информирования студентов о
домашнем задании. Каждый этап урока структурирован по времени и методам проведения,
а также обеспечен необходимым оборудованием, наглядностью, дидактическим и
раздаточным материалом.
На уроке использована технология групповой работы, прием интерактивного
обучения – обучение в общении. Особенность этого метода в том, что процесс обучения
происходит в совместной деятельности, которая значительно снижает уровень
тревожности у студентов, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении
2 задания происходит взаимообучения. Групповая форма работы на уроке позволяет
поддерживать активность и внимание студентов.
Организация самостоятельной работы, которая стимулирует учебнопознавательную
деятельность, занимает значительную часть урока, что является высоким показателем
качества урока.
Структура и содержание методической разработки позволяет сделать вывод, что
поставленные цели урока достигнуты.
Методическая разработка рекомендована к использованию в учебном процессе при
подготовке системы уроков по теме.
Рецензенты:
Перченко Ольга Владимировна – заместитель директора по научнометодической
работе, высшая квалификационная категория _________________
Донцова Елена Вячеславовна
– преподаватель химии и биологии
_________________
3 на методическую разработку учебного занятия по учебной дисциплине «Химия»
ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ
на тему «Углеводороды»,
разработанную преподавателем ЦК общеобразовательных дисциплин
ГБОУ СПО «Палласовский сельскохозяйственный техникум» Искалиевой М.Ю.
В методической разработке четко сформулированы образовательная, развивающая,
воспитательная цели урока. По своим учебным целям и содержанию данная разработка
соответствует требованиям примерной программы по учебной дисциплине «Химия».
Для успешного достижения целей урока продуманы следующие формы
деятельности и организации познавательной деятельности:
устный опрос;
письменные задания;
фронтальная беседа;
самостоятельная работа.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным
особенностям студентов.
Достоинством методической разработки является организация самостоятельной
работы, которая стимулирует учебнопознавательную деятельность.
Материалы методической разработки могут быть использованы начинающими
преподавателями, в качестве ознакомления с методикой проведения урока обобщения и
закрепления знаний. Содержание методической разработки свидетельствует о реализации
поставленных целей урока. Вызывает уважение, готовность преподавателя к творчеству и
использованию современных образовательных технологий.
Методическая разработка учебного занятия интересна, реалистична и будет
результативна при её использовании автором.
4 Рецензент:
Ягупова Таисия Александровна – учитель химии и МКОУ «СШ №2»
________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с:
примерной программой учебной дисциплины «Химия», одобренной ФГУ
«Федеральный институт развития образования»;
рабочей программой учебной дисциплины «Химия», составленной преподавателем
Искалиевой М.Ю.
В результате изучения темы «Углеводороды» студент должен знать:
знать/понимать:
что такое углеводороды,
как применяются углеводороды,
классы углеводородов, определение, общие формулы,
гомологические ряды, номенклатура углеводородов,
строение молекул, виды хим. связей, гибридизация валентных
облаков, валентный угол, длина СС связи,
виды изомерии углеводородов.
уметь:
определять к какому классу относится вещество по структурной формуле,
составлять структурные формулы различных классов веществ,
определять изомеры и гомологи по структурной формуле,
составлять изомеры веществ и давать им названия,
определять генетические связи между классами и выполнять цепочки
превращений,
5 решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям
элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
При проведении данного учебного занятия были поставлены следующие цели.
Образовательная:
повторить, обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах на
основе характеристики состава, строения и свойств основных классов.
закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по
массовым долям элементов.
Развивающая:
развитие умений и навыков коллективного учебного труда, умения анализировать,
сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Воспитательная:
воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную
дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Описание урока:
1.Данный урок –урок обобщения и закрепления знаний
2.На этапе «Мотивация учебной деятельности» используются методы,
способствующие вовлечению студентов в процесс формирования темы и постановки целей
учебного занятия.
3.На этапе «Самостоятельная работа по выполнению заданий»были использованы
следующие методы и формы работ:
выполнение письменных практических заданий в группах;
использование мультимедийной презентации PowerPoint что способствует более
осмысленному усвоению материала.
4.На этапе «Подведение итогов занятия»:
выставление оценок за работу в группах: команда набравшая наибольшие
количество баллов оцениваются на отметку «отлично», команда набравшая средние
количество баллов оцениваются на отметку «хорошо», команды набравшая наименьшие
количество баллов оцениваются на отметку «удовлетворительно».
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью
способствовали достижению целей и соответствовали уровню обученности студентов. На
учебном занятии соблюдаются основные условия конструирования современного урока.
6 ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Занятие № 52(в соответствии с календарнотематическим планированием)
Тема занятия: Углеводороды
Цели занятия:
Образовательная:
повторить, обобщить и систематизировать знания студентов об углеводородах на основе
характеристики состава, строения и свойств основных классов.
закрепить умения решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по
массовым долям элементов.
Развивающая:
развитие умений и навыков коллективного учебного труда, умения анализировать,
сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Воспитательная:
воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную
дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Вид занятия: урок
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Формы и методы проведения:игра
7 Требования к результатам обучения: в результате изучения учебной дисциплины
«Химия», тема «Углеводороды» обучающийся должен
знать/понимать:
что такое углеводороды,
как применяются углеводороды,
классы углеводородов, определение, общие формулы,
гомологические ряды, номенклатура углеводородов,
строение молекул, виды хим. связей, гибридизация валентных
облаков, валентный угол, длина СС связи,
виды изомерии углеводородов.
уметь:
определять к какому классу относится вещество по структурной формуле,
составлять структурные формулы различных классов веществ,
определять изомеры и гомологи по структурной формуле,
составлять изомеры веществ и давать им названия,
определять генетические связи между классами и выполнять цепочки
превращений,
решать задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям
элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
Междисциплинарные связи: Естествознание, тема «Углеводороды».
Внутридисциплинарные связи: Тема: «Алканы», «Циклоалканы», «Алкены»,
«Алкадиены», «Алкины», «Ароматические углеводороды».
Обеспечение занятия:
наглядные пособия:презентация PowerPoint «Углеводороды».
раздаточный материал:карточки с заданиями.
оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(продолжительность учебного занятия – 45 минут)
1.Организационный момент (2 мин.):
приветствие
подготовка аудитории к работе
проверка наличия студентов.
8 2.Мотивация учебной деятельности (1мин.):
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей
промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в
индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат
сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в
наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из
пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.
2.Инструктаж (5 мин.)
1.Фронтальный опрос.
2.Решение задач.
Дать названия углеводородам.
Составить структурные формулы.
Составить изомеры.
Дописать химические реакции.
Вывести молекулярную формулу углеводорода.
Написать области применения углеводородов.
3.Самостоятельная работа по выполнению заданий (35мин.)
Задание №1.
Вопросы:
1.Что такое углеводороды?
2. Какие классы углеводородов мы изучали?
3.Назовите классификацию углеводородов.
4.Что такое гомологи?
5.Что такое изомеры?
Задание 2. Деление группы на 4 команды.Каждая группа получает карточку, в
которой находится задание: определить класс углеводородов. По названию класса
органического вещества определяется название команды и в дальнейшем задания будут
связаны с этим классом. Деление группы на 4 команды.
Вариант 1. Это алифатические углеводороды. В строении молекул присутствуют
все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе,
угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей. (Алканы)
9 Вариант 2. Родоначальником этого класса органических соединений является
этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование
алканов на катализаторе, при температуре 560620°С. (Алкены)
Вариант 3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная
связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых
растворов щелочи с дигалоидалканами, содержащими два атома галогена при одном атоме
углерода или двух соседних атомов углерода. (Алкины)
Вариант 4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция
полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса –дивинил,
изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании
дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С. (Алкадиены)
Таблица. Сравнительная характеристика углеводородов.
Критерии
Задание 2
Общая формула, тип гибридизации,
характеристики связи
(1балл).
Задание 3
Назовите органическое вещество
(2балла).
Задание 4
Составьте структурную формулу
(2 балла).
Задание 5
Составьте изомеры
(2балла).
Задание 6
Типичные химические свойства
(2 балла)
Задание 7
Решение задач
(3балла)
Задание 8
Применение углеводородов
(1 балл)
Алканы
Алкены
Алкины
Алкадиены
Задание 3. Назовите органическое вещество.
10 Дать названия углеводорода.
Вариант№1
1) С Н3 С Н2 С Н2 С Н3 2)С Н3 С Н С Н2 С Н – С Н3 3) С Н3 –С Н С Н3
С Н3 С Н3 С Н3
4) С Н3С Н С Н С Н2 С Н3
С Н3С2Н5
Вариант№2
1) СН3 – СН2 – С = СН – СН – СН3
СН3СН3
2)СН3 – СН2 –С = СН – СН3
СН3
3)СН3 – С = С – СН3
СН3 СН3
4)СН3 – С = СН СН2 – СН3
СН3
Вариант№3
≡
С – СН
2 – СН3
1)СН
≡
С – СН – СН
3
2)СН2 – С
С2Н5
С – СН – СН –СН
≡
3)СН
СН3С2Н5
3
4)СН3 – СН2 – СН2 – С
СН≡
Вариант№4
1)СН2= СН – С = СН2
СН3
2)СН2= С Н – СН2 – СН = СН2
3СН2 = СН – СН2 – СН – СН = СН2
СН3СН3
4)СН2= СН – С = СН2
С2Н5
Задание 4. Составьте структурную формулу.
Напишите структурные формулы следующих веществ.
Вариант№1
11 1) 2метилпентан,
2) 2,3 диэтилгексан,
3) 2 метил 4 этил пентан,
4) пропан.
Вариант№2
1)2,3ди метил пентен1,
2) 3этил гексен2,
3) 3,3диэтил пентен1,
4) 2метил бутен1.
Вариант№3
1)3 метил пентин1,
2) 3,4 диэтил гексин1,
3) бутин2,
4) 2метил 2этил гексин3.
Вариант№4
1)4 метил гексадиен2,3,
2) 3метил пентадиен1,2,
3) бутадин1,3,
4) 3 этил гексадиен – 1,4.
Задание 4. Составьте изомеры.
Составьте формулы всех возможных изомеров для следующих углеводородов:
Вариант№1
Составьте формулы всех возможных изомеров гексана. Назовите их.
Вариант№2
Составьте формулы всех возможных изомеров гексена. Назовите их.
Вариант№3
Составьте формулы всех возможных изомеров гексина. Назовите их.
Вариант№4
Составьте формулы всех возможных изомеров гексадиена. Назовите их.
Задание 5. Типичные химические свойства
Допишите химические реакции в структурных формулах:
Вариант№1
12 1) СН3 – СН3 + СI2 =
2)СН4 + О2 =
3) СН3 – СН2 – СН3 + Br2 =
Вариант№2
1) CН2 = СН – СН2 – СН3+ Н2=
2) СН2 = СН2 + Br2 =
3) СН2 = СН – СН3 + НBr =
1) СН
2) СН
3) СН
Br2=
СН +
Вариант№3
≡
≡
С – СН
3+ НBr =
≡
СН + Н
2=
Вариант№4
1)СН2= СН – СН =СН2 + Br2 =
2) СН2= СН – СН =СН2+ О2 =
3)СН2= СН – СН =СН2+ Н2=
Задание 6. Решение задач.
Вариант№1
Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Массовые доли
углерода и водорода в нем равны соответственно 83,33% и 16,67%.Выведите
молекулярную формулу этого углеводорода.
Вариант№2
Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 49. Массовая доля
углерода в нем равна 85,71%, массовая доля водорода равна 14,29%. Выведите
молекулярную формулу углеводорода.
Вариант№3
Относительная плотность паров углеводорода по кислороду равна 3. Массовая доля
водорода в нем равна 12,5%.Выведите молекулярную формулу углеводорода.
Вариант№4
Относительная плотность углеводорода по кислородуравна 1,25. Массовая доля углерода
в нем равна 90%.Выведите молекулярную формулу углеводорода.
Задание 7. Применение углеводородов.
Вариант№1
13 Напишите область применения метана.
Вариант№2
Напишите область применения этилена.
Вариант№3
Напишите область применения ацителена.
Вариант№4
Напишите область применения бутадиена 1,3.
5. Подведение итогов занятия (1 мин.):
выставление оценок за работу в группах:команда набравшая наибольшие количество
баллов оцениваются на отметку «отлично», команда набравшая средние количество баллов
оцениваются на отметку «хорошо», команды набравшая наименьшие количество баллов
оцениваются на отметку «удовлетворительно».
6. Сообщение домашнего задания (1 мин.)
разгадать кроссворд по теме «Углеводороды» (Приложение №1)
14 Приложение №1
По горизонтали:
1.Способность атомов химического элемента образовывать связи с другими атомами.
2. Процесс присоединения водорода.
3. Процесс отщепления водорода
4. Предельные углеводороды, молекулы которых способны замещать один или несколько
атомов водорода.
5. Вещества, сходные по составу, но отличающиеся по строению и свойствам
6. Явление, при котором могут существовать несколько веществ, имеющих один и тот
же состав и одну и ту же молекулярную массу, но отличающихся строением молекул.
7. Ароматические углеводороды.
8. Процесс смешивания электронных облаков.
9. Вещество, из которого образуется бензол (по доказательству Земского)
По вертикали:
10. Разновидность ковалентной связи, образующаяся при перекрывании электронных
облаков по линиям, связывающих центры атомов.
15 11. Вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличаются по составу на СН2
группу.
12. Органические соединения, в молекулах которых присутствуют атомы углерода и
водорода.
13. Реакции характерные для алканов.
14. Процесс соединения многих одинаковых молекул в одну более крупную.
15. Частицы, имеющие один неспаренный электрон.
16. Непредельные углеводороды, в молекулах которых содержится одна тройная связь.
17. Непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну двойную связь.
18. Бесцветная, нерастворимая в воде жидкость со своеобразным запахом
19. Учёный, создавший теорию химического строения органических веществ.
20. Форма молекулы метана в пространстве.
16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – 3е.,
перераб. М.: Дрофа, 2009. 191, (1) с.: ил.
2.http://nsportal.ru/
3.http://www.metodkopilka.ru/
17
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Методическая разработка урока по химии на тему "Углеводороды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.