Методическая разработка урока по информатике на тему "Элементный состав объекта" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится в игровой форме. Такая форма работы в полной мере стимулирует познавательную активность учащихся 3 класса. Использование игровых технологий на уроке формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к предмету, повышает эффективность урока и качество. Игровые технологии позволяют использовать на уроке различные формы работы, помогают раскрыться в процессе творческой деятельности каждому ребенку, даже самому слабому. В курсе информатика в третьем классе решаются следующие задачи обучения информатики: - развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры; - формирование основополагающих понятий информатики, таких как «объект», «свойства объекта», «действия объекта» и др. - формирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики; - развитие умения представлять информацию об объектах и разных видах и формах: в виде чисел, текста и рисунков; - формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебной и практических задач.Методическая разработка урока в 3 классе
Иконка файла материала Сценарий урока.docx
МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока по информатике «Элементный состав объекта» для 3 класса Составила: Загарей Н. Ю. учитель информатики 2016 год Тема урока: «Элементный состав объекта»Место и роль урока в изучаемой теме: Объект и его характеристика. Номер урока в теме: 3. Цель урока: Выработать умение выделять элементный состав объекта. Задачи: Обучающие: учить умению систематизировать; активизировать и расширять словарный запас у обучающихся. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения; создать условия для развития всех типов каналов восприятия информации. Воспитательные: продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность); формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать); совершенствовать навыки совместной деятельности. Методическая цель урока: показ приёмов применения ИКТ в учебном процессе, показ приёмов осуществления межпредметных связей в учебном процессе на уроках в начальной школе. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление. Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока: • Понимать смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части; • Понимать, что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава и от цели его описания; • Уметь «читать» схему и понимать её как отражение элементного состава объекта; • Уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами. Методы и приемы: словесное описание, сравнение, репродуктивный метод, разноуровневые задания. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (<Приложение 1>), рабочие таблицы (<Приложение 2>). Ход урока:I. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка целей. Настрой на урок, мотивация. Инопланетянин: Земляне! Мне необходима ваша помощь. Во вселенной не все спокойно. Злые космические пираты нападают на звездолеты и ракеты, заколдовывают путь домой. Я один, мне одному с ними не справиться, а вас много. Здесь тяжелые заклятья, в одиночку мне не снять их. Помогите мне, ребята! Отправляйтесь в космическое путешествие, посетите планеты. На планетах необходимо выполнить задания и собрать магические кристаллы. Ваши верные решенья снимут чары без сомненья. Учитель: - Ребята, поможем инопланетянину? На чем же нам отправиться в полет в космос? (на ракете, космическом корабле) Займите свои места, сядьте удобнее. Закройте глаза. Ключ на старт: протяжка, продувка, взлет. Мы в невесомости. Наша ракета летит с огромной скоростью, преодолевая земное притяжение в 50 раз быстрее самого быстрого самолета, ее скорость свыше 40000 км\ч. А теперь посмотрим в иллюминатор. По курсу планета звездочек. II. Введение нового знания. Описание объекта. Таблица “Состав. Действия”. - У жителя планеты есть задание для нас. Прочитайте его. Задание: Отгадайте неизвестные объекты и запишите их составные части и действия в таблицу. Возьмите лист с таблицами.<Приложение 2> Попробуем отгадать загадки. Загадка: Если в доме есть мышата, То зовут ее ребята, Если ж в доме есть сметана, Ее гонят из чулана. Мордочка усатая, шубка полосатая, Сладко умывается, рыбку просит, У ног ласкается. Кто это? …(Кошка)- Запишем ответ в клеточках таблицы. А теперь запишем в таблицу составные части кошки. (Что у нее есть?) Заполним вторую часть таблицы. Действия (Что кошка может делать?) Хорошо! Ответив смело Вы уж сделали полдела. А теперь еще одна Вам загадка задана. Загадка: Этот конь не ест овса. Вместо ног - 2 колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. На рояль я непохожий, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. У меня мотора нет. Я зовусь …(Велосипед) - Запишите отгадку. Из чего состоит велосипед? Что с ним можно делать? (записывают в таблицу) Вы справились с заданием и получили магический кристалл. Он обладает волшебными свойствами. Пора продолжать путь. Летим дальше. Мы в космосе. Это огромное пространство без конца и без края. В нем движутся огромные звездные скопления и отдельные звезды. Вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты. А вот и планета кометиков. Совершаем на ней посадку. Прочитайте задание жителя этой планеты. III. Первичное закрепление. Групповая работа. Задание: Ко мне на планету упал космический мусор. Помогите мне узнать предметы по их составным частям. - Кометик знает состав и действия предметов, но не знает их названия. Помогите ему узнать предметы, а взамен получите магический кристалл. Учитель раздает задания для выполнения в группе: 1 группа 1) СОСТАВ: кузов, кабина, колесаМОЖНО: ездить, перевозить, ремонтировать 2) СОСТАВ: корпус, трубка, диск или кнопки МОЖНО: снимать трубку, набирать номер 2 группа 1) СОСТАВ: спинка, сиденье, ножки (чаще 4) МОЖНО: сидеть, вставать на него 2) СОСТАВ: крылья, туловище, усики МОЖЕТ: летать, порхать, кружиться, садиться 3 группа 1) СОСТАВ: листья, плоды - желуди, ствол, ветки, корни МОЖНО: срубить, посадить, залезть на него 2) СОСТАВ: лепестки, стебель, корень, листья МОЖНО: сажать, поливать, нюхать, срезать, дарить - Проверим правильность выполнения заданий. В таблицу нужно вписать буквы из полученных слов соответственно цвету и прочитать получившееся слово. 1 гр. МАШИНА, ТЕЛЕФОН 2 гр. СТУЛ, БАБОЧКА 3 гр. ДУБ, ЦВЕТОК Получилось: Молодцы! Получаем второй магический кристалл ФИЗМИНУТКА - Летим дальше. Включаем старт. Поехали. Сегодня мы космонавты. А космонавты – люди тренированные, подготовленные. Но и им нужна зарядка. На зарядку – становись! Руки вверх! Руки вниз! Выше руки, шире плечи! В невесомости плывем Мы под самым потолком. Раз, два, три – дыши ровней. От зарядки стали крепче, Стали крепче и сильней! Ждет нас быстрая ракетаДля полета на планету. Совершаем посадку на планете метеориков. IV. Творческое воспроизведение знаний. ( Реализация продукта через запись загадки, создание таблицы, называние объекта) 1. Сравнение состава и действий объектов Задание: Помогите мне, ребятки, составить новые загадки. - Дело в том, что метеорики очень любят отгадывать загадки. В них очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Но чаще названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие части других предметов, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. а) задание по рисунку (знакомство со способом составления загадок – коллективно) - Кто изображен на рисунке? (Рыба) 1 ст. “Состав” (чешуя, хвост, плавники) 2 ст. “На что похоже” Записаны названия предметов, на что похожи части рыбы. - чешуя похожа на …(кольчугу воина) - хвост на…(веер принцессы) - плавники на… (крылья птицы) 2. Самостоятельная работа - Прочитайте внимательно столбцы, отгадайте по названным действиям предмет или существо. Можно посоветоваться с соседом. Проверка. Не елка, а колется, Не клубок, а катится, Не паровоз, а пыхтит…(еж) - С заданиями справились. Метеорик вручает вам магический кристалл. Экипаж! Приготовиться к полету. Включить моторы. Пуск! А кто же первым совершил полет в космос и когда? 3. Групповая работа А вот еще один островок в безбрежном космосе – планета с кольцами. Мы с вами посетили уже 3 планеты. Их жители – имеют необычное строение тела. Каков их состав?А вот на 4 планете живет печальный зверь. Ему грустно, так как он не знает, как его зовут. Помогите ему стать веселым. Придумайте название фантастическому зверю, в котором отражался бы состав животного. Заполните таблицу в задании. Проверка. Зверь очень обрадовался и написал вам письмо. За то, что вы такие дружные, смелые, отзывчивые, умные, веселые, получите в награду магический кристалл! - Магические кристаллы собраны. Мы победили космических пиратов и помогли инопланетянину. Инопланетянин: Спасибо, ребята. Вы победили космических пиратов. Я смогу улететь домой. До свидания. Учитель: Путь свободен – путь открыт. К звездам пусть корабль летит. Наш друг – инопланетный пилот Сел в звездолет, полетел к своей планете. - А теперь возвращаемся на нашу планету. Ракета летит к Земле. Она очень красива из космоса и кажется маленькой. Мы приземляемся. V. Итог урока. (Рефлексия, эмоциональная деятельность, самооценка) - Понравился ли вам урок? Оцените свою работу. Какова была его тема? Справились с поставленными целями? Какое задание было трудным? Какое было легким? Самым интересным? VI. Домашнее задание. 1. Прочитать текст учебника — §12 «Элементный состав объекта». 2. Ответить на вопросы в конце параграфа. 3. Придумать и нарисовать животное с необычным составом и заполнить таблицу. До свидания!