Тема урока: Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.
Цель:
повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного
терроризма, соотнести количество террористических актов в России за
определенный период времени, закрепить основные правила поведения в
условиях угрозы террористического акта.
Задачи урока:
1. Дать представление о современном терроризме.
2. Познакомить с классификацией терроризма.
3. Изучить основные направления деятельности по противодействию
терроризму.
4. Закрепить алгоритм действий при угрозе террористического акта.
Организационный момент.
Учитель:
Я сегодня очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется, чтобы сегодня наш урок получился
интересным и познавательным. А в том, что мы с этим справимся, я даже не
сомневаюсь.
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент.
Слайд 1. Просмотр фрагмента видео.
Слайд 2. (стихотворение). А сейчас прочтите, пожалуйста, предложенное вам
стихотворение по четверостишиям (читают)
Душа, ты плачешь в тишине
И катятся жемчужиныслезинки...
Моя Россия, словно на войне,
Рвёт на бинты белёные холстинки.
А плоть детей, не ведавших греха,Опять! НА КЛОЧЬЯ!! разрывают мины!
И снова ГОРЕ!! тризна не легка...
И пеплом в волосах лежат седины.
Аэропорт, НордОст, метро...
Когда закончится бессмысленная бойня??
Джихад, в своё бездонное нутро,
Приемлет жизни детские спокойно...
Учитель: я прошу вас сопоставить содержание стихотворения с видеоматериалом, и
определить тему нашего урока (отвечают: терроризм).
Учитель: Да, вы абсолютно правы, сегодня на уроке мы будем говорить о такой
страшной беде, как терроризм.
Слайд 3. Тема урока: Терроризм и террористическая деятельность, их цели и
последствия.
Учитель: Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь (записывают). Для
дальнейшей работы я прошу вас обратиться к раздаточному материалу на партах,
прочтите абзац 1, постарайтесь определить цели нашего урока.
Читают текст, ставят свои цели.
Слайд 4. Цель урока:
повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного
терроризма, соотнести количество террористических актов в России за
определенный период времени, закрепить основные правила поведения в
условиях угрозы террористического акта.
Слайд 5. Фото террористического взрыва
Учитель: Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово ТЕРРОРИЗМ? Запишите в
тетрадь (заслушиваю). Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово
у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире,
которые сталкиваются с этим понятием «терроризм».
Изучение нового материала
Учитель: Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы работаем в группах. Я взяла на
себя смелость и поделила вас по рядам. 1 группа – вы Политики, 2 группа –Статисты, и 3 группа – представители МЧС. У каждой группы свое задание, вы
можете работать в парах, полной группой, но свои ответы вы строите так, чтобы
ответил каждый из вас. На выполнение заданий у вас 5 минут, на ответ – 5 минут у
каждой группы. Вопросы есть? Будут вопросы, поднимайте руку. Приступайте к
выполнению. Обратите внимание, что у каждой группы один человек работает у
доски с раздаточным материалом: схема, кластер, графическое изображение.
Слайд 6. Звучит музыка (тихо) Бесланская трагедия. Работа в группах.
Учитель. Итак, начинаем наши выступления. Каждая группа внимательно слушает и
делает важные для себя записи в тетради, по ходу выступления одноклассников.
Слово предоставляем 1 группе, это Политики. Так что же такое терроризм?
(отвечают).
Ответы учся. Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные
действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение
международных отношений, политических и экономических вымогательств у
государств.
После их ответов Слайд 7. Определение терроризма.
Учитель: Назовите типы современного терроризма (один ребенок работает со
схемой у доски)
После их ответов Слайд 8. Типы современного терроризма: (ответы детей)
Националистический
Религиозный
Политический (внутригосударственный и международный).
Учитель: Назовите участников конфликта (ответы детей)
После их ответов Слайд 9.
Учитель: Три стороны конфликта террористической акции (ответы детей)
Те, кто совершает теракт (террористы)
Непосредственные жертвы акции
Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом
Учитель: Что же включает в себя террористическая деятельность? (ответы детей)После их ответов Слайд 10. Террористическая деятельность включает следующие
действия:
Организация, планирование, подготовка и реализация террористической акции.
Подстрекательство к террористической акции.
Организация незаконного вооруженного формирования,
преступного
сообщества для совершения террористической акции.
Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов.
Учитель: Каковы же причины террора в России? (ответы детей)
После их ответов Слайд 11. Причины террора в России.
Учитель: Каким образом в России осуществляется противодействие терроризму?
(ответы детей)
После их ответа Слайд 12. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом».
Учитель: Ну что ж, мы видим, что политики объявили войну терроризму. Какова
современная статистика терроризма? (слово передается группе “Статисты”)
2 гр. Выступление группы учащихся “Статисты”
Слайд 13. 19 век. Первые проявления терроризма
Группа отвечает: Показывают графическое изображение, проводят анализ по годам.
Называют самые страшные террористические акты с 2011г. График вывешивается
на доску.
Учитель: Сделайте выводы.
Слайд 14. График
Слайд 15. Фото терактов
Учитель: Как мы уже видели, террористы выбирают для атак известные и заметные
цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения
саммитов, международные курорты и т.д. К несчастью, никто не защищен от
ситуации, в которой он может оказаться при тех или иных обстоятельствах.
Несмотря на это есть набор универсальных правил поведения, позволяющих
минимизировать вред.Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях
угрозы террористических актов, нас познакомят представители группы МЧС.
Пожалуйста, ребята, вам слово.
Слайд 16. Основные правила поведения в условиях угрозы террористического
акта.
(ребенок из группы МЧС работает с кластером у доски)
Учитель: Все верно. Вы еще раз закрепили правила безопасного поведения.
Слайд 17. Ребенок террорист
Учитель: Почему возраст считается фактором риска? (ответы детей)
Каким образом подросток может противостоять вовлечению в террористическую
деятельность?
Ну что, ребята, вы работали в парах, и в группах, я попрошу оценить работу каждого
из вас. Скажите друг другу одну из фраз:
Слайд 18.
ты молодец;
я доволен твоей работой;
ты мог бы работать лучше.
Учитель: Замечательно. Я считаю, что все поработали сегодня очень хорошо.
Слайд 19. Плачь людей
Учитель: Давайте вернемся к началу урока мы проговаривали слова ассоциации к
понятию Терроризм. Какие новые слова вы бы добавили? Хорошо. Запишите их в
тетрадь.
Слайд 20. Кластер
Учитель: Ребята, у группы МЧС было индивидуальное задание: составить кластер
по теме урока. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Представитель группы обобщает материал.
Слайд 21. Д/З. Задание на дом.
Дифференцированное домашнее задание.
Написать эссе «Мое отношение к терроризму в России»;
Разработать Памятку «Моя безопасная школа».Свои работы в течение 4х дней вы отправляете на сайт, адрес его есть в вашем
раздаточном материале, для оценивания. Наиболее удачные работы будут
опубликованы на моем сайте преподавателяорганизатора ОБЖ, как примерные
работы учащихся, а памятки будут использоваться как учебный материал для
уроков.
Слайд 22. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ну что, подводим итоги урока.
Что нового вы узнали на уроке?
какие моменты урока вас заинтересовали больше всего?
Давайте посмотрим, сумели ли мы достигнуть целей урока (слайд с целями урока)
Мне очень понравилась работа на уроке следующих учеников…(устное
оценивание)
Слайд 23. Рефлексия.
Открываю доску с облаками.
Учитель: Ребята, кто знает, что символизируют голубые облака? Ответы: (Они
являются символом общего благополучия, спокойствия и единства.)
Что символизирует голубь? (ответы: Птица мира.) Верно. У вас на партах
находятся голуби трех цветов – голубые, белые и серые. При выходе из класса
поместите одного голубя на облако, в соответствии с таблицей на слайде
Я удовлетворён уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал всё, о
чём говорилось и что делалось на уроке (голубой голубь)
Урок был интересен мне частично. Пользы от урока я получил мало
(белый голубь)
Я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно. К ответу
на уроке я был не готов (серый голубь)
Слайд 24. Спасибо за внимание!Технологическая карта изучения темы
Ф.И.О.: Шевелева Ирина Валентиновна.
Учебный предмет: Культура безопасности жизнедеятельности
Класс: 9
Тема: Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.
Цель: повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного
терроризма, соотнести количество террористических актов в России за
определенный период времени, закрепить основные правила поведения в условиях
угрозы террористического акта.
Диагностические цели
Обучающие: планируется, что к окончанию урока обучающиеся смогут владеть
знаниями безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Развивающие: способствовать развитию у школьников:
познавательных и исследовательских способностей;
навыков коммуникативного общения;
навыков безопасного поведения в социуме.Воспитывающие: содействовать формированию бережного отношения к своей
жизни и здоровью, толерантному отношению к окружающим.
Планируемые результаты урока:
личностные:
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками;
формирование готовности и способности вести диалог с одноклассниками и
достигать в нем взаимопонимания;
воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование понимания ценности разумного и безопасного образа жизни;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и
поведения, потребностей соблюдать нормы разумного образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при
угрозе террористического акта.
метапредметные:
умение определять цель в деятельности;
умение ставить перед собой задачи в познавательной деятельности;
умение планировать деятельность в учебной ситуации, осознанно выбирать
эффективные способы решения;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач;
сравнивать, выявлять причинноследственные связи внешних и внутренних
опасностей терроризма, его влияние на человека и общество в целом;
умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее
решение;
оценивать степень и способы достижения цели.
умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности.
предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания и осознания необходимости защиты личности, общества и
государства от террора;
понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности
для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечениизащиты от терроризма;
формирование антитеррористической личностной позиции;
знание безопасного поведения при угрозе террористического акта, умение
применять их на практике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: терроризм, типы, виды терроризма, стороны конфликта,
террористическая деятельность, подстрекательство, ребеноктеррорист.
Межпредметные связи: литература, история, экология, обществознание и право,
психология, математика, мир художественной культуры (музыка).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Технологии: приемы технологии развития критического мышления; проблемное
обучение, приемы здоровьесберегающей технологии; информационная технология,
технология педагогического общения.
Ресурсы: мультимедийная презентация по теме «Терроризм», маркеры, листы А3,
магниты, схемы, кластер, график, первоисточник (словарь), выдержки из Википедии,
раздаточный материал, музыкальное сопровождение, видеофрагмент «Терроризм».,
я
м
е
р
В
н
и
м
2
.
3
3
Этапы урока
I.Организацион
ный этап
Цель: проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на
работу.
Актуализация
знаний
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимого
для «открытия
нового знания»
II этап.
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
обучающих.
Цель:
подведение
детей к
формулировани
ю темы и
постановке задач
урока.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Универсальные
учебные действия
Приветствует
учащихся.
Проверяет готовность
обучающихся к уроку,
создает позитивный
настрой, читает
стихотворение
приветствие.
Предлагает обучающим
просмотреть
видеофрагмент, и
прочитать по
четверостишиям
стихотворение на
слайде
Просит учащихся
сопоставить
информацию на видео и
смысл стихотворения, и
определить тему урока
Организует поисковую
работу обучающихся по
постановке цели урока:
просит учащихся
обратиться к
раздаточному
материалу, прочесть
его. Подводит
учащихся к
самостоятельному
формулированию целей
и задач урока.
Выделяет проблемный
вопрос
«Что же такое
терроризм?»
Предлагает
обучающимся написать
слова, которые
ассоциируются со
Воспринимают и
осознают информацию,
сказанную учителем.
Регулятивные
Самооргани
зация
Смотрят видео
Читают отрывок из
стихотворения «Беслан»
Познавательные
Владение смысловым
чтением.
Умение
анализировать,
обобщать
Выдвигают
предположения о теме
урока.
Высказывают свое
мнение.
Читают текст,
самостоятельно
определяют цель и
задачи урока,
проговаривают.
Регулятивные
определять цель в
деятельности,
планировать
деятельность в
учебной ситуации,
формулировать тему
урока и его
последующее
содержание
Целеполагание
коммуникативные
умение излагать свое
мнение;
понимать
позицию других
Проговаривают слова,которые ассоциируются
со словом «Терроризм»,
записывают в тетрадь,
проговаривают слова.
словом «Терроризм».
Заслушивает несколько
человек.
Подводит учащихся как
к содержательной, так и
деятельностной цели
урока.
Познавательные
Умение
устанавливать
аналоги
4
III этап.
Изучение
нового
материала
Предлагает
обучающимся
объединиться в группы
(по 5 человек)
Объясняет учащимся,
почему они поделены
на три группы: 1
группа: Политики, 2
статисты, 3 – МЧС. У
каждой группы свое
индивидуальное
задание, на его
выполнение дается 4
минуты
Каждая группа работает
самостоятельно. В
каждой группе 1 ребенок
работает у доски:
составление схемы,
кластера, графического
изображения,
составление графика
зависимости. Работа со
словарем, Википедией,
раздаточным
материалом.
Работают в группах:
высказывают мнения,
формируют единую
позицию группы по
решению поставленной
задачи.
Готовят публичное
выступление.
12
IV.Первичное
усвоение новых
знаний.
Цель: выявление
Совместно с
обучающимися
обобщает варианты
ответов.
Выступления групп – по
4 минуты
Комментирование и
анализ материала: схемы,
кластера, графического
Коммуникативные
Умение
организовывать
работу в группе,
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности.
Регулятивные
Самоорганизация,
планирование
Познавательные
самостоятельно
вести поиск
информации, владеть
приемами отбора и
систематизации
материала,
преобразовывать
текстовую
информацию в
графическое
изображение,
разграничивают
основную и
дополнительную
информацию
Познавательные
Давать определения
понятиям, на основе
анализа
прочитанногообучающимися
новых знаний,
развитие умения
находить ответы
на проблемные
вопросы,
подведение
детей
самостоятельно
му
способа
действия
информацией
выводу
к
с
V.Первичная
проверка
понимания.
Цель: освоение
способа
действия
полученными
знаниями
практической
деятельности
в
с
VI. Первичное
закрепление.
Цель:
осознание
каждым
обучающимся
степени
овладения
полученных
знаний
изображения. Выводы по
информации
6
4
Физкультминутка
Выступление
представителя с оценкой
работы групп.
Оценивают работу в
парах.
Учитель предлагает
представителю от
каждой группы
озвучить работу
участников и оценить
ее, а также дать оценку
ответам других групп.
Просит оценить работу
каждой пары.
Работает попеременно с
группами.
Выбирают правильные
ответы, с помощью
презентации.
Рассуждают, доказывают
свой выбор. Записывают
новые слова –
ассоциации со словом
«Терроризм».
Предлагает проверить
кластер. Составление
Памятки
«Правильно
неправильно» на тему
«Правила безопасного
поведения при угрозе
террористического
акта. Просит детей
вернуться к началу
урока и дописать слова
в тетрадь, которые они
материала делать
выводы,
представляют
информацию в
разных формах
Регулятивные
Самоорганизация,
умение
устанавливать связь
с реальными
событиями,
самостоятельно
делать выводы
Коммуникативные
умение выступать
перед аудиторией
сверстников
Предметные
Знание правил
безопасного
поведения в опасных
ситуациях
Личностные
Аргументировано
оценивать работу
групп
Регулятивные
(контроль,
самоконтроль)
правильно оценивать
достигнутые
результаты
Коммуникативные
свободно и
правильно излагать
свои мысли
Предметные
Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам
Познавательные
Умение
устанавливать
причинно
следственные связи.
Сравнивать идобавили бы к уже
ранее написанным.
с
Объясняет домашнее
задание.
Предоставляет выбор
разноуровневых
заданий
использованием
дополнительных
источников
информации:
Написать эссе «Мое
отношение
к
терроризму в России»;
Разработать Памятку
«Моя
безопасная
школа». Все работы
отправляются на адрес
личного сайта учителя
Побуждает
обучающихся к
анализу урока,
Организует обсуждение
результатов работы,
(выполнение
поставленной цели).
Оценивает работу
учащихся на уроке.
анализировать
результаты
собственных
действий.
Коммуникативные
Умение излагать
свое мнение,
аргументируя его.
Регулятивные
оценивания
(самооценивания)
Регулятивные
Целеполагание
и планирование
своей
самостоятельной
деятельности.
Познавательные
самостоятельно
вести поиск
информации
Коммуникативные
выражать свое
отношение к
изученному
материалу.
Регулятивные
саморегуляция
Оценивают степень и
способы достижения
цели.
Личностные
Способность к
самооценке на
основе критериев
успешности учебной
деятельности
Коммуникативные
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности
Самостоятельно
выбирают уровень для
выполнения домашнего
задания.
Осознанно фиксируют
информацию в дневник.
Участвуют в
обсуждении.
Осуществляют
самооценку
VII. Домашнее
задание.
3
3
:
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Цель
соотнесение
поставленных
задач с
достигнутым
результатом,
фиксация нового
знания,
постановка
дальнейших
целей