Методическая разработка урока по КБЖ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Сценарий урока.docx
Тема урока: Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Цель:  ­ повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного терроризма,   соотнести   количество   террористических   актов   в   России   за определенный   период   времени,   закрепить   основные   правила   поведения   в условиях угрозы террористического акта. Задачи урока:  1. Дать представление о современном терроризме. 2. Познакомить с классификацией терроризма. 3. Изучить   основные   направления   деятельности   по   противодействию терроризму. 4. Закрепить алгоритм действий при угрозе террористического акта. Организационный момент. Учитель: Я сегодня очень рада  Войти в приветливый ваш класс  И для меня уже награда  Вниманье ваших умных глаз.  Я знаю: каждый в классе гений.  Но без труда талант не впрок.  Скрестите шпаги ваших мнений  Мы вместе сочиним урок!  Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется, чтобы сегодня наш урок получился  интересным и познавательным. А в том, что мы с этим справимся, я даже не  сомневаюсь. Актуализация знаний  Учитель: Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент.  Слайд 1. Просмотр фрагмента видео.  Слайд   2.  (стихотворение).  А   сейчас   прочтите,   пожалуйста,     предложенное   вам стихотворение по четверостишиям (читают) Душа, ты плачешь в тишине И катятся жемчужины­слезинки... Моя Россия, словно на войне, Рвёт на бинты белёные холстинки. А плоть детей, не ведавших греха,Опять! НА КЛОЧЬЯ!! разрывают мины! И снова ­ ГОРЕ!! тризна не легка... И пеплом в волосах лежат седины. Аэропорт, Норд­Ост, метро... Когда закончится бессмысленная бойня?? Джихад, в своё бездонное нутро, Приемлет жизни детские спокойно... Учитель: я прошу вас сопоставить содержание стихотворения с видеоматериалом, и определить тему нашего урока (отвечают: терроризм). Учитель:  Да, вы абсолютно правы, сегодня на уроке мы будем говорить о такой страшной беде, как терроризм.  Слайд   3.  Тема   урока:   Терроризм  и   террористическая   деятельность,   их   цели   и последствия. Учитель:  Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь (записывают). Для дальнейшей работы я прошу вас обратиться к раздаточному материалу на партах, прочтите абзац 1, постарайтесь определить цели нашего урока.  Читают текст, ставят свои цели.  Слайд 4. Цель урока:  ­ повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного терроризма,   соотнести   количество   террористических   актов   в   России   за определенный   период   времени,   закрепить   основные   правила   поведения   в условиях угрозы террористического акта. Слайд 5.  Фото террористического взрыва Учитель: Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово ТЕРРОРИЗМ? Запишите в тетрадь (заслушиваю). Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм». Изучение нового материала Учитель:  Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы работаем в группах. Я взяла на себя   смелость   и   поделила   вас   по   рядам.   1   группа   –   вы   Политики,   2   группа   –Статисты, и 3 группа – представители  МЧС. У каждой группы свое задание, вы можете работать в парах, полной группой, но свои ответы вы строите так, чтобы ответил каждый из вас. На выполнение заданий у вас 5 минут, на ответ – 5 минут у каждой  группы.  Вопросы  есть? Будут  вопросы,  поднимайте  руку. Приступайте  к выполнению.  Обратите   внимание,  что   у   каждой   группы   один   человек   работает   у доски с раздаточным материалом: схема, кластер, графическое изображение.  Слайд 6. Звучит музыка (тихо) Бесланская трагедия. Работа в группах. Учитель. Итак, начинаем наши выступления. Каждая группа внимательно слушает и делает важные для себя записи в тетради, по ходу выступления одноклассников. Слово   предоставляем   1   группе,   это   Политики.   Так   что   же   такое   терроризм? (отвечают). Ответы   уч­ся.  Словари   определяют   понятие   “терроризм”   как   насильственные действия   преступных   лиц   с   целью   подрыва   существующей   власти,   осложнение международных   отношений,   политических   и   экономических   вымогательств   у государств.  После их ответов ­ Слайд 7. Определение терроризма. Учитель:  Назовите   типы   современного   терроризма   (один   ребенок   работает   со схемой у доски) После их ответов ­ Слайд 8. Типы современного терроризма: (ответы детей)  Националистический   Религиозный   Политический  (внутригосударственный и международный). Учитель: Назовите участников конфликта (ответы детей) После их ответов ­ Слайд 9.  Учитель: Три стороны конфликта террористической акции (ответы детей)  Те, кто совершает теракт (террористы)  Непосредственные жертвы акции  Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом Учитель: Что же включает в себя террористическая деятельность? (ответы детей)После их ответов ­ Слайд 10. Террористическая деятельность включает следующие  действия:   Организация, планирование, подготовка и реализация террористической акции.  Подстрекательство к террористической акции.   Организация   незаконного   вооруженного   формирования,   преступного сообщества  для совершения террористической акции.  Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов. Учитель: Каковы же причины террора в России? (ответы детей) После их ответов ­ Слайд 11. Причины террора в России. Учитель:  Каким образом в России осуществляется противодействие терроризму? (ответы детей) После их ответа ­ Слайд 12. ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом». Учитель:  Ну что ж, мы видим, что политики объявили войну терроризму.  Какова современная статистика терроризма? (слово передается группе “Статисты”) 2 гр. Выступление группы учащихся “Статисты”      Слайд 13.  19 век. Первые проявления терроризма Группа отвечает: Показывают графическое изображение, проводят анализ по годам. Называют самые страшные террористические акты с 2011г. График вывешивается на доску.  Учитель: Сделайте выводы.  Слайд 14. График Слайд 15. Фото терактов Учитель: Как мы уже видели, террористы выбирают для атак известные и заметные цели,   например,   крупные   города,   международные   аэропорты,   места   проведения саммитов,   международные   курорты   и   т.д.     К   несчастью,   никто   не   защищен   от ситуации,   в   которой   он   может   оказаться   при   тех   или   иных   обстоятельствах. Несмотря   на   это   есть   набор   универсальных   правил   поведения,   позволяющих минимизировать вред.Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях угрозы   террористических   актов,   нас   познакомят   представители   группы   МЧС. Пожалуйста, ребята, вам слово.   Слайд 16.  Основные правила поведения в условиях угрозы террористического акта. (ребенок из группы МЧС работает с кластером у доски) Учитель: Все верно. Вы еще раз закрепили правила безопасного поведения.  Слайд 17. Ребенок ­ террорист Учитель: Почему возраст считается фактором риска? (ответы детей) Каким   образом   подросток   может   противостоять   вовлечению   в   террористическую деятельность?  Ну что, ребята, вы работали в парах, и в группах, я попрошу оценить работу каждого из вас. Скажите друг другу одну из фраз: Слайд 18. ­ ты молодец;  ­я доволен твоей работой; ­ ты мог бы работать лучше. Учитель: Замечательно. Я считаю, что все поработали сегодня очень хорошо. Слайд 19. Плачь людей Учитель: Давайте вернемся к началу урока ­ мы проговаривали слова ­ ассоциации к понятию Терроризм. Какие новые слова вы бы добавили? Хорошо. Запишите их в тетрадь. Слайд 20. Кластер Учитель:  Ребята, у группы МЧС было индивидуальное задание: составить кластер по теме урока. Давайте посмотрим, что у них получилось.  Представитель группы обобщает материал. Слайд 21. Д/З.  Задание на дом.  Дифференцированное домашнее задание. Написать эссе «Мое отношение к терроризму в России»; Разработать Памятку «Моя безопасная школа».Свои работы в течение 4­х дней вы отправляете на сайт, адрес его есть в вашем раздаточном   материале,   для   оценивания.   Наиболее   удачные   работы   будут опубликованы   на   моем   сайте   преподавателя­организатора   ОБЖ,   как   примерные работы   учащихся,   а   памятки   будут   использоваться   как   учебный   материал   для уроков.  Слайд 22. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель: Ну что, подводим итоги урока.  ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ какие моменты урока вас заинтересовали больше всего? Давайте посмотрим, сумели ли мы достигнуть целей урока (слайд с целями урока) Мне   очень   понравилась   работа   на   уроке   следующих   учеников…(устное оценивание) Слайд 23. Рефлексия.  Открываю доску с облаками.    Учитель:  Ребята,   кто   знает,   что   символизируют   голубые   облака?   Ответы:   (Они являются символом общего благополучия, спокойствия и единства.)     Что   символизирует   голубь?   (ответы:  Птица   мира.)   Верно.   У   вас   на   партах находятся   голуби   трех   цветов   –   голубые,   белые   и   серые.   При   выходе   из   класса поместите одного голубя на облако, в соответствии с таблицей на слайде ­ Я удовлетворён уроком. Урок был полезен для меня. Я понимал всё, о  чём говорилось и что делалось на уроке (голубой голубь)  ­ Урок был интересен мне частично. Пользы от урока я получил мало  (белый голубь)          ­Я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно. К ответу  на уроке я был не готов (серый голубь) Слайд 24. Спасибо за внимание!Технологическая карта изучения темы Ф.И.О.: Шевелева Ирина Валентиновна. Учебный предмет:  Культура безопасности жизнедеятельности Класс: 9 Тема: Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Цель:  повторить значение слова терроризм, познакомиться с типами современного терроризма,   соотнести   количество   террористических   актов   в   России   за определенный период времени, закрепить основные правила поведения в условиях угрозы террористического акта. Диагностические цели Обучающие:  планируется, что к окончанию урока обучающиеся   смогут владеть знаниями безопасного поведения при угрозе террористического акта. Развивающие: способствовать развитию у школьников:  познавательных и исследовательских способностей;   навыков коммуникативного общения;  навыков безопасного поведения в социуме.Воспитывающие:  содействовать  формированию   бережного   отношения     к   своей жизни и здоровью, толерантному отношению  к  окружающим. Планируемые результаты урока:  личностные:  формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;  формирование готовности и способности вести диалог с одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания;  воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование понимания ценности разумного и безопасного образа жизни;  формирование   антиэкстремистского   и   антитеррористического   мышления   и поведения, потребностей соблюдать нормы разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при угрозе террористического акта. метапредметные:  умение определять цель в деятельности;  умение ставить перед собой задачи в познавательной деятельности;  умение планировать деятельность в  учебной ситуации, осознанно выбирать  эффективные способы решения;  умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач;  сравнивать, выявлять  причинно­следственные связи внешних и внутренних  опасностей терроризма, его влияние на человека и общество в целом;  умение работать индивидуально и  в группе, организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее  решение;  оценивать степень и способы достижения цели.  умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать  индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности.  предметные:  формирование   современной   культуры   безопасности   жизнедеятельности   на основе понимания и осознания необходимости защиты личности, общества и государства от террора;  понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;  понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечениизащиты от терроризма;  формирование антитеррористической личностной позиции;  знание   безопасного   поведения   при   угрозе   террористического   акта,   умение применять их на практике. Тип урока: урок изучения нового материала. Основные   понятия:  терроризм,   типы,   виды   терроризма,   стороны   конфликта, террористическая деятельность,  подстрекательство, ребенок­террорист.  Межпредметные связи:  литература,  история,  экология, обществознание и право, психология,  математика,  мир художественной культуры (музыка). Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, работа в парах. Технологии:   приемы     технологии развития критического мышления; проблемное обучение,   приемы   здоровьесберегающей   технологии;   информационная   технология, технология педагогического общения. Ресурсы:   мультимедийная презентация по теме «Терроризм», маркеры,  листы А3, магниты, схемы, кластер, график, первоисточник (словарь), выдержки из Википедии, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, видеофрагмент «Терроризм»., я м е р В н и м 2 . 3 3 Этапы урока I.Организацион ный этап Цель: проверка  готовности  обучающихся, их настроя на  работу. Актуализация  знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для   «открытия нового знания» II этап. Постановка цели   и   задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающих. Цель:  подведение  детей к  формулировани ю темы и  постановке задач урока.  Деятельность  учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия Приветствует  учащихся. Проверяет готовность  обучающихся к уроку,  создает позитивный  настрой, читает  стихотворение­ приветствие. Предлагает обучающим  просмотреть  видеофрагмент,  и    прочитать по  четверостишиям  стихотворение на  слайде Просит учащихся  сопоставить  информацию на видео и смысл стихотворения, и определить тему урока Организует поисковую  работу обучающихся по постановке  цели урока: просит учащихся  обратиться к  раздаточному  материалу, прочесть  его. Подводит  учащихся к  самостоятельному  формулированию целей и задач урока. Выделяет проблемный  вопрос «Что же такое  терроризм?» Предлагает   обучающимся написать  слова, которые  ассоциируются со  Воспринимают  и  осознают информацию,  сказанную учителем. Регулятивные  Самооргани зация Смотрят видео Читают отрывок из  стихотворения «Беслан» Познавательные  Владение смысловым чтением. Умение  анализировать,  обобщать Выдвигают  предположения о теме  урока. Высказывают свое  мнение. Читают текст,  самостоятельно  определяют цель и  задачи урока,  проговаривают. Регулятивные  определять цель в  деятельности,  планировать  деятельность в  учебной ситуации,  формулировать тему урока и его  последующее  содержание Целеполагание  коммуникативные умение излагать свое мнение;   понимать позицию других Проговаривают слова,которые ассоциируются  со словом «Терроризм»,  записывают в тетрадь,  проговаривают слова. словом «Терроризм».  Заслушивает несколько  человек. Подводит учащихся как к содержательной, так и деятельностной цели  урока. Познавательные  Умение  устанавливать  аналоги 4 III этап.  Изучение  нового  материала Предлагает  обучающимся  объединиться в группы  (по 5 человек) Объясняет учащимся,  почему они поделены  на три группы: 1  группа: Политики, 2­  статисты, 3 – МЧС. У  каждой группы свое  индивидуальное  задание, на его  выполнение дается 4  минуты  Каждая группа работает  самостоятельно. В  каждой группе 1 ребенок работает у доски:  составление схемы,  кластера, графического  изображения,  составление графика  зависимости. Работа со  словарем,  Википедией,  раздаточным  материалом. Работают в группах:  высказывают мнения,  формируют единую  позицию группы по  решению поставленной   задачи. Готовят публичное  выступление. 12 IV.Первичное  усвоение новых  знаний. Цель: выявление Совместно с  обучающимися  обобщает варианты  ответов. Выступления групп – по  4 минуты Комментирование и  анализ материала: схемы, кластера, графического  Коммуникативные Умение  организовывать  работу в группе,  договариваться и  приходить к общему  решению в  совместной  деятельности. Регулятивные  Самоорганизация,  планирование Познавательные  самостоятельно  вести поиск  информации, владеть приемами отбора и  систематизации  материала,  преобразовывать  текстовую  информацию в  графическое  изображение,  разграничивают  основную и  дополнительную  информацию Познавательные  Давать определения  понятиям, на основе  анализа  прочитанногообучающимися новых   знаний, развитие   умения находить   ответы на   проблемные вопросы, подведение детей   самостоятельно му   способа   действия информацией выводу к с V.Первичная проверка понимания. Цель:  освоение способа действия   полученными знаниями   практической деятельности в с VI. Первичное  закрепление. Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний  изображения. Выводы по  информации 6  4  Физкультминутка Выступление  представителя с оценкой  работы групп.  Оценивают работу в  парах.  Учитель предлагает  представителю от  каждой группы  озвучить работу   участников и оценить  ее, а также дать оценку  ответам других групп. Просит оценить работу  каждой пары.  Работает попеременно с группами. ­Выбирают правильные  ответы, с помощью  презентации. Рассуждают, доказывают  свой выбор. Записывают  новые слова –  ассоциации со словом  «Терроризм». Предлагает проверить  кластер. Составление  Памятки «Правильно ­  неправильно» на тему   «Правила безопасного  поведения при угрозе  террористического  акта. Просит детей  вернуться к началу  урока и дописать слова  в тетрадь, которые они  материала делать  выводы,  представляют  информацию в  разных формах Регулятивные Самоорганизация,  умение  устанавливать связь  с реальными  событиями,  самостоятельно  делать выводы Коммуникативные  умение выступать  перед аудиторией  сверстников Предметные Знание правил   безопасного  поведения в опасных  ситуациях Личностные  Аргументировано  оценивать  работу  групп Регулятивные  (контроль,  самоконтроль)  правильно оценивать  достигнутые  результаты Коммуникативные  свободно и  правильно излагать  свои мысли  Предметные Умение предвидеть  возникновение   опасных ситуаций по характерным  признакам Познавательные  Умение  устанавливать  причинно­ следственные связи. Сравнивать идобавили бы к уже  ранее написанным.      с Объясняет   домашнее задание.  Предоставляет   выбор разноуровневых заданий   использованием дополнительных источников информации: Написать  эссе  «Мое отношение к терроризму в России»; Разработать   Памятку «Моя безопасная школа».   Все   работы отправляются   на   адрес личного сайта учителя Побуждает  обучающихся  к   анализу урока,  Организует обсуждение результатов работы,  (выполнение  поставленной цели). Оценивает работу  учащихся на уроке.  анализировать  результаты  собственных  действий. Коммуникативные Умение  излагать  свое мнение,  аргументируя его. Регулятивные  оценивания  (самооценивания) Регулятивные  Целеполагание  и планирование  своей  самостоятельной  деятельности. Познавательные  самостоятельно  вести поиск  информации Коммуникативные  выражать свое  отношение к  изученному  материалу. Регулятивные  саморегуляция Оценивают степень и способы достижения  цели. Личностные ­Способность к  самооценке на  основе критериев  успешности учебной  деятельности Коммуникативные  приходить к общему  решению в  совместной  деятельности Самостоятельно  выбирают уровень для  выполнения домашнего  задания. Осознанно фиксируют  информацию в дневник. Участвуют в  обсуждении. Осуществляют  самооценку VII. Домашнее  задание.  3 3   :­  VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель   соотнесение  поставленных  задач с  достигнутым  результатом,  фиксация нового знания,  постановка  дальнейших  целей