Методическая разработка урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
31.08.2018
Методическая разработка урока по литературному чтению
Именно в этой методической разработке урока по литературному чтению ученики третьих классов знакомятся с творчеством российского поэта Андрея Дмитриевича Дементьева. В этой разработке показаны различные формы и методы работы над стихотворениями. Благодаря этой разработке дети учатся анализировать стихотворение , развивать внимание к поэтическому слову.
Документ Microsoft Word (14).docx
Тема урока:    А. Д. Дементьев. Стихи  о Великой Отечественной Войне. Цель:     Продолжить знакомство с произведениями о Великой Отечественной  Войне, познакомить детей с творчеством А.Д.Дементьева;  учить анализировать стихотворение, воспитывать внимание к  поэтическому слову;  воспитывать патриотизм к Отечеству, уважение к старшему поколению и  памяти погибших на войне, прививать любовь к Родине.  Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (книга 4, часть 2) В.А.Лазарева; рисунки  детей о войне, ко Дню Победы, толковый словарь С.И.Ожегова. Ход урока:  I. Организационный момент.  II. Вводная беседа.  Учитель: ­Сегодня урок мы начнём необычно, ребята приготовили к уроку  стихотворения. Давайте их послушаем. Дети: 1 ученик: Как я люблю людей родной России! Они тверды. Их вспять не повернёшь! Они своею кровью оросили, Те нивы, где сегодня всходит рожь. Их не согнули никакие беды, И славить вечно вся земля должна, Простых людей, которым за победы Я б звёзды перелил на ордена! 2 ученик: «Три Друга» Солдатской дружбы нет преград Ей не страшны огонь и рвы Я помню дружбу трёх ребят Из Минска, Риги и Москвы. Когда за лес ушла заря Во мгле вечерней на траве Друзья лежали говоря О Минске, Риге и Москве. Когда же погасли свечи звёзд В предутреннюю синеву Друзья поднялись в полный рост За Минск, за Ригу, за Москву. И отступила ночи мгла Под грозный клекот штыковой И ясная заря взошла Над Минском, Ригой и Москвой. Учитель: ­ Вы прослушали стихотворения, скажите, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке? Дети: ­Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о Великой Отечественной  Войне. ­О людях, которые рисковали жизнью ради нашего будущего. ­О женщинах и детях, которые в тылу помогали своим мужьям и отцам  победить в этой войне. Учитель: ­ Рассмотрите внимательно рисунки на доске и прокомментируйте свои  рисунки. (комментарии детей к своим рисункам)  Учитель: ­Ребята вспомните, и назовите, произведения о войне с которыми мы  познакомились на предыдущих уроках? Дети: ­Мы читали стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Мужчина». ­Стихотворение Булат Шалвовича Окуджава «До свидания, мальчики…» ­Стихотворение Юрия Левитанского «Мальчики» III. Работа над текстом.  а) Краткая биография автора. ДЕМЕНТЬЕВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ­ русский поэт. Родился 16 июля 1928 в Твери. Как мы видим, война началась, когда автору было около 13 лет. Он  перенёс все тяготы военного времени, знал о войне не понаслышке. Писать стихи  он начал рано. Уже в 1948году было опубликовано его первое стихотворение  «Студенту». Дементьев окончил Литературный институт им. А.М.Горького.  Являлся сотрудником газеты «Калининская правда», заведовал отделом  комсомольской жизни калининской газеты «Смена». С 1972 редактор, в 1981– 1992 – главный редактор журнала «Юность». Судьба автора сложилась таким  образом, что с 1990­х годов он живет в Израиле. Поэмы Дементьева посвящены главным образом значимым событиям в  советской истории ( «Мужество», «Россия»). В стихотворениях Дементьева  («Баллада о верности», «Годовщине Победы» и др.) размышления о подвигах  фронтовиков, патриотической гордости, скорби о погибших, о сломанных  жизнях, призывы к миру и согласию.  б) Первичное восприятие текста.  Учитель: ­Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы: От чьего имени оно  написано? Как вы думаете, почему? Учитель читает стихотворение А.Д.Дементьева «В мае 1945 года» ­ Ответьте на поставленный перед вами вопрос. Дети: ­Стихотворение написано от имени автора. На мой взгляд, таким образом, он  хотел передать радость долгожданной победы, охватившую всю страну. ­Ещё и потому что в каждой семье есть свой герой, который сражался с  врагами, защищал свою Родину и свою семью. И наверняка в семье автора тоже  был человек, которого с нетерпением ждали с фронта.  в) Словарная работа  Учитель: ­Прочитайте стихотворение про себя и выделите непонятные слова. Дети: ­Нимб, оркестрант, отпетый. Учитель:  ­Где мы можем найти расшифровку этих слов?  Дети: ­ В конце учебника в словаре. Учитель: ­Найдите эти слова. ­ Нимб – это сияние округлой формы вокруг головы бога, ангелов или  святых.  Учитель: ­ Все ли слова можно найти в нашем учебнике? Где найти значение других  слов? Дети: ­Обратиться к другим словарям. Учитель: ­ Давайте найдём значение непонятных слов в словаре С.И.Ожегова. ­ Оркестрант – это человек, играющий на музыкальном инструменте в  оркестре ­ Отпетый – неисправимый, безнадёжный в своих недостатках человек,  который всем доставляет одни неприятности. г) Повторное медленное чтение, составление системы образов и нахождение  слов, рисующих образы мальчишек и города в день Победы.  Учитель: (читает первое четверостишие)  ­ Какой образ представился вам, и какое слово в этом отрывке помогает вам его  представить?  Дети: ­ Представился салют, веселье, радость на лицах всё это выражает слово  Победа. Учитель: (читает вторую часть)  Дети: (соотносят образы со словами в тексте) ­ Ватага босоногих, уличных мальчишек бежит за «божеством», в этом нам  помогает слово нимб. ­ Учитель: (читает третью часть)  Дети: (соотносят образы со словами в тексте) ­Звуки победного марша и умиротворение от счастья. Это хорошо выражают  слова « озорник отпетый никого не задирал» Учитель: (читает следующую часть)  Дети: (соотносят образы со словами в тексте) ­ Множество измученных, бледных лиц, со слезами на глазах, но в тоже время  лица этих людей светятся счастьем. Учитель: (читает заключительную часть)  Дети: (соотносят образы со словами в тексте) Радостное лицо мальчишки, от встречи с которым на душе становится светлее. IV. Физминутка. На одной ноге постой­ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да смотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.  V. Осмысление идеи произведения.  Учитель: ­Найдите слова, с помощью которых автор описывает свой город? С каким  чувством он говорит о городе, в котором вырос? Дети: ­ Мы шли по улицам Родным и бедным… ­ Эти строки говорят о том, что город разорён войной, но несмотря ни на что  он остаётся родным уголком поэта. Учитель: ­Найдите в стихотворении художественные средства, с помощью которых  автор изображает Праздник Победы. Дети: ­ Весть разнеслась среди улыбок, радости и слёз. ­ Гремел победный марш. ­ Город от волненья обмирал. ­ Отпетый озорник никого не задирал. ­ И чья­то громко зарыдала мать. Учитель: Почему же в такой радостный день кто­то рыдает, у кого­то слёзы на лице? Дети: ­Не зря День Победы называют «праздником со слезами на глазах». Это были  слёзы радости. ­Со слезами выходила та боль, переживания и страдания людей, которые они  переносили долгих пять лет, пока шла война.  Учитель: ­Что помнят в вашей семье о Празднике Победы? Дети: ­В нашей семье на фронте сражался мой дедушка, у него было много медалей  и орденов. ­ Мой дедушка погиб, на войне сражаясь за наше будущее, но память о нём  будет вечно в наших сердцах. ­ А моя бабушка трудилась в тылу, на заводе, где выпускали оружия и  снаряды для фронта. VI. Обобщающая беседа.  Учитель: Да ребята вы все правы, в каждой семье есть свой герой, и наш с вами долг  помнить о каждом из них. На фронт шли все, кто умел держать оружие, ребята  исправляли свой возраст в документах, чтобы их взяли в армию, девушки  учились на медсестёр и тоже шли выполнять свой долг перед Родиной. Далеко не все вернулись с войны целыми и невредимыми: одни вернулись с  тяжёлыми ранениями и травмами, другие пропали без вести, а кто­то остался на  поле боя навсегда. Были и те кто «сражался» в тылу: работал круглосуточно у  станка, собирал тёплые вещи для бойцов, сам терпел нужду и голод, но на фронт  отправлял последнее. Наравне со взрослыми у станков трудились дети. Все эти  люди герои, они достойны уважения и внимания. Этих людей объединило горе выпавшее на страну, и победа была общей для  всех. Бок о бок сражались люди разной национальности, люди из разных  республик и городов, но цель у них была одна. Именно сплочённость и единство  помогли им выиграть войну. Мы должны чтить память погибших и поддерживать ветеранов Великой  Отечественной Войны, которые живут с нами. Этих людей с каждым годом  становится меньше, и мы обязаны помнить о них и быть им вечно благодарными. ­ Как вы считаете, это стихотворение радостное или грустное? Дети: ­С одной стороны оно радостное, все люди ждали победы очень давно, и,  наконец, война была закончена. Народ ликовал: были улыбки, смех и слёзы  радости. ­С другой стороны автор заканчивает стихотворение грустной ноткой. Его  друг улыбался и радовался победе, но он ещё не знал, что его отец погиб на  «минувшей» войне. Автор не зря употребил слово «минувшая» война, война  миновала, но радость победы была омрачена миллионами унесённых  человеческих жизней.  Учитель: ­Каким вы увидели автора этого произведения? Что вы можете о нём сказать? Дети: ­ Автор любит свою Родину. ­ Он патриот своей страны. ­ Это человек, который старается сохранить память о героях в наших сердцах. VII. Работа над выразительностью чтения.  Учитель: ­Стихотворение называется «В мае 1945 года». Название говорит нам, о чём  пойдёт речь. ­Как вы думаете, с каким настроением надо читать это стихотворение?  Дети: ­Начинать читать надо громко, с радостью, а к концу читать тише. ­Последнюю часть немного с грустью, состраданием и печалью. Фронтальный опрос. Чтение стихотворения учащимися. VIII. Работа в тетради.  Учитель:  ­ Ребята постарайтесь с помощью цветных карандашей передать образы,  возникшие у вас при чтении стихотворения, настроение города в этот радостный  день.  (Ученики самостоятельно работают в тетради) Обсуждение и демонстрация лучших работ учеников класса. IX. Итог урока.  Учитель: ­С произведением, какого автора мы познакомились сегодня на уроке? Дети: ­С произведением А.Д.Дементьева «В мае 1945 года» Учитель: ­Понравилось ли вам это стихотворение? Если понравилось, то чем? Дети: ­Стихотворение нам очень понравилось. Оно посвящено героям нашей страны. ­ Оно учит нас добру и состраданию. ­ Читая такие произведения, мы никогда не забудем тех людей, которые  сражались за наше светлое будущее. X. Домашнее задание. Выразительно прочитать стихотворение, подготовить рассказ о бабушках и  дедушках, которые защищали Родину на этой войне (у кого есть возможность об  этом спросить).

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению

Методическая разработка урока по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2018