Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Педагогические задачи: продолжать работу над задачами изученных видов; совершенствовать умение составлять задачу по данной краткой записи и записывать задачу при помощи чертежа-схемы; развивать вычислительные навыки; закреплять умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать именованные числа.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки счета, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность; имеют интерес к предмету.
Предметные: имеют представление о разрядах числа: десяток, единица; знают: роль десятков и единиц в записи числа, единицы измерения длины – метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; умеют: записывать числа, опираясь на их разрядный состав, преобразовывать и сравнивать величины; составлять задачи по краткой записи, решать задачи и выражения изученных видов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока, контролируют собственную деятельность и деятельность партнёров, при необходимости вносят корректировки; осознают, что уже усвоено и что нужно усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; ищут необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; при необходимости задают вопросы уточняющего характера; вступают в инициативное сотрудничество, умеют работать в парах и группах; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: http://www.fizkult-ura.ru/node/113
Основные понятия и термины: уменьшить, увеличить, сравнить, больше, меньше, десяток, единица, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, условие, вопрос, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, ломаная линия, кривая линия, прямая, отрезок.
Ход урока
I. Каллиграфическая минутка.
Учитель загадывает учащимся загадки о цифрах:
Цифра – тонкая, как спица, Посмотрите-ка, ребятки,
Это цифра – … (единица). Эта цифра – акробатка,
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (Девять.)
– Какие числа можно записать, используя цифры 1 и 9? (1, 9, 11, 19, 91, 99.)
– Посмотрите на доску. Какие числа записаны?
9 9 9 9 9 9 9… 19 19 19 19… 91 91 91 91…
– Какова роль цифры 9 в числах 9, 19, 91?
– Какова роль цифры 1 в числах 19 и 91?
– Пропишите данные числа в ваших тетрадях.
II. Устный счет.
1. Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно – Устно сосчитать, нам нужно.
|
2. На уроке не ленись, А в уме считать учись. – Увеличьте на 6 числа: 20, 40, 60, 80. – Уменьшите на 1 числа: 90, 70, 50, 30. – На сколько число 10 больше числа 6? числа 7? числа 8?
|
Данные задания выполняются при помощи сигнальных карточек.
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Сегодняшний урок посвящён решению задач различных видов. Но, кроме этого, вы будете решать числовые выражения, сравнивать именованные числа.
– Ваша деятельность будет как коллективной (групповой), так и индивидуальной.
IV. Решение выражений.
На данном этапе урока учащиеся решают выражения, опираясь на знание разрядного состава числа, а также на знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20.
1. Запись чисел на основе знания разрядов числа (десятков, единиц).
– Рассмотрите таблицу, записанную на доске. Заполним ее.
Работа по таблице проводится фронтально.
|
1 ед. |
2 ед. |
4 ед. |
7 ед. |
9 ед. |
0 ед. |
4 дес. |
|
|
|
|
|
|
9 дес. |
|
|
|
|
|
|
Запись в таблице:
|
|
44 |
|
|
|
|
|
41 |
42 |
44 |
47 |
49 |
40 |
|
91 |
92 |
94 |
97 |
99 |
90 |
2. Работа с учебником.
– Рассмотрите задание 7 (с. 30). Что вы увидели? Представьте данные числа первого столбика в виде суммы разрядных слагаемых.
Далее самостоятельно, с последующей взаимопроверкой, обучающиеся решают второй и третий столбики задания.
V. Работа над задачами.
1. Составление задач по краткой записи.
– Рассмотрите рисунок, данный в задании 1 (с. 30).
– Сколько задач вы могли бы составить по этому рисунку?
– Внимательно рассмотрите краткие записи задач, которые написаны ниже. Сравните их.
– Что заметили? Как вы думаете, данные задачи являются обратными? Почему вы так считаете?
– Составьте задачи, используя краткие записи. Выполните решение. Проверьте работу друг друга.
Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! |
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять положение рук.) (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
(Вращение головой вправо и влево.) |
Аналогично разбирается задание 2 (с. 30), в котором учащиеся так же, как и в предыдущем задании, составляют задачу, опираясь на рисунок и краткую запись, а затем решают её.
2. Решение задач.
– Прочитайте задачу 4 (с. 30). Докажите, что вы прочитали задачу.
– Каково условие задачи? О чём в задаче спрашивается?
– Составим краткую запись. (Краткая запись составляется под руководством учителя.)
– Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
1) 8 – 2 = 6 (берёз);
2) 8 + 6 = 14 (д.) всего.
Ответ: 14 деревьев всего.
– Проверьте выполненную вами работу (самопроверка с доски).
VI. Групповая работа.
В качестве групповой работы ученикам могут быть предложены задания 5, 8 (с. 30), а также проверочные задания (с. 12, 13 тетради для проверочных работ).
Проверка проводится фронтально (по одному представителю от каждой группы рассказывают, как они выполняли задания).
VII. Сравнение именованных чисел.
– Проверим ваше умение сравнивать именованные числа. Выполните задание 6 (с. 30) (или предлагается другое, подобное задание, подобранное учителем). Рассуждая, выберите нужный знак.
Например:
1) 5 дм * 1 м.
В 1 м содержится 10 дм, 5 дм < 10 дм.
Значит, 5 дм < 1 м. И т. д.
2) 38 мм * 4 см.
В 1 см содержится 10 мм, в 4 см – 40 мм, 38 мм < 40 мм.
Значит, 38 мм < 4 см. И т. д.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Какое задание для вас было самым интересным? А какое самым трудным?
– Что помогло справиться с трудностями? Оцените свою работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.