Методическая разработка урока по музыке 4 класс " Как сложили песню"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: сформировать представление о песне; показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне; познакомить с жанрами народной музыки; раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме. Задачи: выявить сходство между народной и композиторской музыкой развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения. Тип урока: урок изучения нового материала. План урока: 1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока; 2. Актуализация знаний. 3. Ознакомление с новым материалом; 4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров; 5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»; 6.Подведение итогов урока. Задание на дом.
Иконка файла материала 1.doc
Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили  песню» Цели урока: 1. сформировать  представление о песне; 2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне; 3. познакомить с жанрами народной музыки; 4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме. Задачи: 1. выявить сходство между народной и композиторской музыкой 2. развивать самостоятельность мышления, развивать вокально­хоровые навыки  выразительного исполнения. Тип урока: урок изучения нового материала. План урока:             1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;             2. Актуализация знаний. 3. Ознакомление с новым материалом;             4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;             5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;             6.Подведение итогов урока. Задание на дом. Музыкальный материал: « Ты, река ль, моя реченька» ­ русская народная песня; « Колыбельная» ­ обработка А.Лядова;  «Солдатушки, бравы ребятушки»­ русская народная песня  «Милый мой хоровод»;  «А мы просо сеяли» ­ русские народные песни,  обраб.М.Балакирева, Н.Римского­Корсакова. « Я сажала ленок» ­ русская народная песня Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи.                                                   Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение цели урока.Со звонком дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия». Учитель сообщает тему урока, цели и план работы на уроке. 2. Актуализация знаний. Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? Дети: Они называются вокализы. Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете? Дети: Голосом. Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? Дети: В песне. Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня. Дети: Из музыки, стихов. Учитель: А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева? Дети:  Куплеты у песни бывают разные, а припев один. 3. Ознакомление с новым материалом. Учитель:  А   сейчас   мы   с   вами   прочитаем   рассказ   М.Горького   и   нам   откроется   тайна рождения песни. (Читаем рассказ) Учитель:  В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.  Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета ­ песни­плача. 4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров. (Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни) 1. « Колыбельная» ­ обработка А.Лядова 2. «Ты, река ль, моя реченька» ­ русская народная песня 3. «У зори­то, у зореньки» ­русская народная песня 4. «Солдатушки, бравы ребятушки»­ русская народная песня 5. «А мы просо сеяли» ­ русская народная песня 6. «Милый мой хоровод» ­ русская народная песня. Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие  жанры народных песен мы с вами узнали?  Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой? Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая. Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни? Дети:  Солдатскую   песню   можно   отличить   по   маршевому   характеру   музыки,   под   нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.  Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной? Дети:  Лирическая   песня   ­   задушевная,   ее   поют,   когда   грустно,   когда   человек   любит другого человека, мечтает о чем­то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и  девушки. Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской? Дети:  Народная   песня   отличается   от   композиторской   тем,   что   она   неотделима   от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские  песни сочиняются на стихи поэтов. Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?  Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость» А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок». Учитель:  А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок» В Древней  Руси   и  лен и  капуста  считались  ценными   посевными   культурами.  Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком. Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне. 1­й куплет   Я сажала, сажала ленок,                      Я сажала, сажала ленок,                      Я сажала, приговаривала,                     Чеботами приколачивала:                     «Ты удайся, ты удайся, ленок,                      Ты удайся, мой беленький ленок». На первом куплете мы показываем как ­ будто разбрасываем семена. 2­й куплет   Я полола, полола ленок­ 2 раза                      Я полола, приговаривала                      Чеботами приколачивала:                      «Ты удайся, ты удайся, ленок,                      Ты удайся, мой беленький ленок»  ( наклоняются до земли,  изображая, как ­будто полят) 3­й куплет     Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что­то в сторону) 4­й куплет   Уж я била, я била ленок    ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой) 5­й куплет   Уж я мяла, я мяла ленок    (стоя, делают жесты, как­будто стирают белье) 6­й куплет   Я сушила, сушила ленок   ( имитируют встряхивание   белья) 7­й куплет    Я трепала, трепала ленок  ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки) 8­й куплет    Я чесала, чесала ленок      (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)9­й   куплет         Уж   я   пряла,   я   пряла   ленок     (пальцы   рук   трутся   друг   о   друга, словно суча нить) 10­й   куплет       Уж   я   ткала,   я   ткала   ленок       (обе   руки   вместе   поднимаются   вверх, затем резко опускаются вниз) Учитель: Молодцы ребята! Садитесь! 6.Подведение итогов урока. Задание на дом. Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню» Учащиеся под музыку выходят из класса. Использованная литература: Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.