Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
17.05.2019
Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. На данном уроке сделана попытка очень доступно, используя интерактивные методики, преподнести ученикам тему "Общение" через изучение основных критериев: виды, формы, средства общения; плюсы и минусы виртуального общения; радости и сложности общения; культура и роль общения .
урок общение.docx
Методическая разработка по теме : « Общение» . 8 класс
Автор: Ельцова Наталья Викторовна
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
А. де Сент – Экзюпери
I.ОРГМОМЕНТ
Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест,
наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация
внимания.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ О ТЕМЕ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА, ПРОСЛУШАЙТЕ
ВНИМАТЕЛЬНО ФРАГМЕНТ СКАЗКИ И БУДТЕ ГОТОВЫ ПОТОМ ОТВЕЧАТЬ НА
ВОПРОСЫ.
1. Создание мотивации.
Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки –
дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
Да, водицы испить.
Да, пил бы! Чего ж дратьсято стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем,
люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем
самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
Вопросы классу:
Скажите ,пожалуйста, что должен был сделать богатырь, прежде чем биться
с драконом?
Как называется процесс, когда люди просят друг у друга чтото или
разговаривают о чем либо?
Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется:
«ОБЩЕНИЕ»
Самостоятельно формулируем ЦЕЛЬ урока………..
Мы с вами живем среди людей. Наше время время активных,
предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами
поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.
2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.
Параллельно делаем записи в тетради ( схема «Общение» и понятия)
Общение – это очень многоплановое понятие:
Человек читает книгу – это общение,
Смотрит спектакль …
Говорит по телефону…
Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.
Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится
запись определения в тетрадь:
Общение это социально психологический процесс взаимодействия двух и
более людей.
Общение – это обмен между людьми информацией, мыслями, чувствами,
оценками.
Запись на доске и в тетради:
3. Виды общения
(в зависимости от средств передачи информации)
Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)
(речь) (мимика, жесты, интонация, движение
тела)
Игра «Слепой, немой, глухой»
Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: «
слепого», «немого», «глухого». Предлагается передать определённую
информацию в разном порядке: немой глухому и слепому; слепой – глухому
и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на
вопрос, какие средства общения вы использовали?
Более подробно рассмотрим еще одно из средств общения : «внешний вид
человека» Как часто нам приходилось слышать фразу «Встречают по
одежке», смысл которой – важность имиджа человека и важность первого
мнения.
1. Итак, смотрим на фото мальчика и попытаемся, как физиогномисты
немного рассказать о нем.
Возраст? Национальность? Умственные способности? Насколько волевой,
целеустремленный? Что означают скрещенные руки на груди? Общительный
ли он? Почему вы так думаете и т.п. (Родился в Австрии, обожал младшую сестру и мать. В начальной школе
учился на отлично. Любил историю, географию, рисование. Мечтал быть
художником. В молодости рисованием зарабатывал себе на жизнь. Писал
стихи, новеллы, сочинил либретто для оперы Вагнера. Вегитарианец.
Панически боялся людей с насморком. Пришел к власти в 1933 г. Ненавидел
евреев. Пережил несколько покушений. Рейхсканцлер Германии. 30.04.1945 –
цианистый калий + пуля в голову. Адольф Гитлер.)
2. Фото девушки. Какая она? Она вам нравится? Чем? Умна? Красива?
Незаурядна? Талантлива? По каким признакам вы это определили ?
Родилась в Польше, знала несколько иностранных языков, владела даром
перевоплощения и актерского мастерства. Несколько раз была замужем.
Имела трех дочерей. 18601870 е годы (кто правитель в России?) Да,
Александр II, занималась преступной деятельностью в российских городах и в
Европе. «Мать воровского мира», ей поклонялись ее обожали, ее боялись, ей
завидовали. Неоднократно совершала побеги, очаровывая тюремщиков. С ней
лично общался Антон Чехов в 1890 г и оставил ее описание в книге
«Остров Сахалин» Проживет 66 лет. Известная мошенница и воровка Софья
Ивановна Блювштейн известная под кличкой «Сонька Золотая Ручка».
Вывод: мы выяснили, что внешний облик человека дает нам совсем
незначительную информацию. Сейчас, в современном мире, мы все больше
общаемся виртуально. И вы должны быть внимательны и осторожны,
особенно при общении с незнакомыми людьми. Можно легко быть обманутым.
Дома, я просила вас подумать и назвать плюсы и минусы инет общения.
Плюсы:
1. Большой круг друзей по всему миру и тем самым
возможность путешествовать и расширять свой
кругозор.
2. Информация.
3. Совершенствование навыков письменной речи, т.к.
общение происходит в письменной форме.
4. Обогащение словарного запаса, кругозора, расширяет
социокультурную компетенцию.
5. Совершенствование навыков работы с инетом.
6. Вирт. общение помогает скромным,
закомплексованным людям, людям с физическими
недостатками, одиноким.
Минусы: 1. Можно легко стать жертвой преступников (воры,
мошенники, педофилы и т.п.) Нельзя указывать свой
домашний адрес и телефон.
2. Троллинг, который уже причислен к психическому
заболеванию, способный привести к депрессии и даже
суицидальным мыслям.
3. Ложь или непроверенная информация.
4. Исчезновение навыков быстрого письма и искажение,
изменение почерка.
5. Обесценивание живого общения.
6. Дорисовывание образа человека, с которым общение.
Идеализация. В результате – обманутые ожидания.
Психологи советуют не затягивать с реальным
общением, если ваше виртуальное общение
взаимоприятно.
7. Не видя мимики, глаз, не слыша интонации голоса
невозможно определить недостатки собеседника.
Общение по переписке позволяет узнать о человеке
только 3%.
8. Подростковая инет зависимость, которая сродни
наркозависимости.
4.Формы общения.
Работа с учебником /с.6062/ работа в группах.
Задание 1: Деловое/ служебное
Задание 2: Повседневное/бытовое
Задание 3: Убеждающее
Задание 4: Ритуальное
Задание 5: Межэтническое (в учебнике нет, дать заранее заготовленный
материал)
Каждая пара учащихся готовит одну форму общения. Озвучивает, выбрав
главное и далее все группы выполняют задание на соотношение формы и черт
общения.
Раздаются разрезанные и перепутанные формы черты, их нужно соотнести.
Форма общения
Деловое
Повседневное
Характерны черты
Осуществляется в форме приказов, советов, просьб.
Люди воздействуют друг на друга с целью решения
определенной проблемы. Пример: после окончания
9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс,
пишет заявление на имя директора.
Осуществляется между родственниками, близкими Убеждающее
Ритуальное
Межэтническое
людьми при решении семейных, бытовых проблем.
Пример: общение между друзьями.
Влияние друг на друга с целью изменения поведения
людей. Пример: директор фирмы может убедить
сотрудников в необходимости изменить режим
труда и т.д.
Представляет собой процесс соблюдения или
выполнения предписанного поведения. Пример:
мужчина при входе в дом пропускает даму вперед
или при входе учителя в класс – школьники
встают.
Интерес к культуре, истории, литературе, науке
другого народа, потребность в освоении языка,
истории, литературы, культуры, науки другого
народа, развитие отношений с людьми другой
национальности. Пример: население РТ относится
толерантно к мигрантам из Ближнего и
Дальнего Зарубежья.
Проверка задания (смотри Презентацию )
5.Культура общения.
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый
комплекс умений уважительного, понимающего отношения к
партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие
от общения необходимо:
Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым
вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами
общаться;
Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек
высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
Уступчивость.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения
важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с
желанием и тактом.
В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее
принятого отрицательного отношения.
Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов,
привычек, предпочтений другому.
М.М. Рощин: «Попробуйте не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»
творческий конкурс
А теперь мы с вами проведём
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном
общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение
полноценным.
Что помогает общению:
1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10.Вежливость
11.Терпимость толерантность. и др.
Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10.конфликтность.
11.Пессимизм. и др.)
Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и
какова его роль в жизни людей?
Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..слушать и
воспринимать информацию
В ходе общения происходит…..обмен информацией
Результатом общения можно считать…. законченный разговор и развитие
самого человека
Учащимся предлагается выполнить несколько заданий в тестовой форме .
IV. ИТОГ УРОКА
Составление синквейна на тему «Общение».
1строчка – одно существительное
2строчкадва прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3строчка три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна
4строчка целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме
5 строчка слово резюме, которое дает новую интерпретацию темы.
Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение.
2. Речевое, повседневное.
3. Передавать, обмениваться, убеждать.
4. Человек без общения, как без воздуха.
5. Самовыражение.
Давай поболтаем!
Давай поговорим!
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Пар. 8 ( авт.Кравченко),пар.12
( авт. Боголюбов) , понятия, записи в тетради.
Практикум (с помощью СМИ)
VI. РЕФЛЕКСИЯ : Оценим насколько мы усвоили новый материал.
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к
уроку.
Отлично
Хорошо
Плохо
В конце урока звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать»
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Методическая разработка урока по обществознанию . Тема :"Общение". 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.