Методическая разработка урока по обществознанию на тему " Право на труд" (9 класс, обществознание)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
04.02.2019
Цели урока: познакомиться с особенностями труда, как одного из основных видов деятельности человека, требованиями трудовой этики; способствовать формированию социальной правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развивать умение выбирать адекватные способы деятельности, способствовать развитию самоопределения, воспитывать уважение к Закону.
Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни» А.П. Чехов
методическая разработка урока 9 класс Синюка А.П..docx
Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе.
Тема урока: Право на труд.
Учитель истории А.П. Синюк
МБОУ «Уваровская СОШДС»
Нижнегорского района
Республики Крым
uvshkola@mail.ru
Цели урока: познакомиться с особенностями труда, как одного из основных видов
деятельности человека, требованиями трудовой этики; способствовать формированию
социальной правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развивать умение
выбирать адекватные способы деятельности, способствовать развитию самоопределения,
воспитывать уважение к Закону.
Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без
труда не может быть чистой и радостной жизни»
А.П. Чехов
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи.
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Учитель: О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
Ученики: предполагаемый ответ ( Об отношении человека к труду, к своей работе).
Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?
Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)
Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека
вопросах трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и
трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете чтото новое.
1. Организационный момент
2. Актуализация
Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков
истории.
Беседа с учащимися
Учитель: Почему труд считают необходимым условием жизни общества?
Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать
не может)
Учитель: Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.
Как вы думаете, какую?
Ученики: (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Учитель: Что же такое труд? Вопрос: Как характеризуют человека следующие качества: потребность привычка трудится,
увлеченность трудовыми процессами, заинтересованность в достижении конечного результата.
Все эти психологические качества характеризуют человека, как зрелую личность, со
сложившимися целостными ориентирами.
Учитель: « Ничто так, как труд не облагораживает человека» Л. Толстой
«Всю свою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют
работать» М. Горький
Вопрос Как вы понимаете эти высказывания?
Учитель: труд играет большую роль в жизни человека. Когда человек устраивается на работу
он оказывается в сфере действия трудового права.
Отношения, регулированные трудовым правом называется трудовым правоотношениями.
Вопрос. Как вы думаете чем регулируются эти отношения?
Работа с Конституцией РФ статьи связанные с трудовыми отношениями.
Конституционное право – право на труд, статья 37 определяет основные принципы
использования труда.
Задание для учащихся Работа с Конституцией.
Составить схему принципы использования труда?
Учитель: В жизни каждого человека выбор рода занятий. Место работы. Характер труда
ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь зависит рост благосостояния,
возможность реализации твоих интересов, перспективного творческого роста.
В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции,
моральное качество – трудолюбие.
Работа с юридическим документом (ТК РФ)
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, перед вами схема, которую надо дополнить, для этого
нужно разделиться на 2 группы.
1 группа – изучает права и обязанности работника;
2 группа изучает права и обязанности работодателя;
Сл. 12 Трудовой договор
работник работодатель
права обязанности права обязанности
Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой
деятельности?
Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка
Учитель: правильно основным документом о трудовой деятельности является трудовая
книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (фото труд.
книжки).
Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с
нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты,
предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права
несовершеннолетних.
(Сл. 15 ) Особенности правового положения несовершеннолетних.
Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних
работников.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и
составляет:
– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование
труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:
– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.
– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному
развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах,
производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями,
наркотическими и иными токсическими препаратами).
– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них
предельные нормы.
Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:
– направлять в служебные командировки;
– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие
праздничные дни.
не могут привлекаться к работам – по совместительству, вахтовым методом– в
религиозных организациях
Итак, каждый человек имеет право на труд. В трудовых отношениях все равны. Закон
регулирует их поведение, защищает их права, если граждане считают что права
нарушены нужно обращаться в суд.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Пожалуйста …., что нового мы с
Вами узнали на уроке?
Ученики: В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на
труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.
Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание по материалам п. 17 составить
синквейн на тему « Труд. Трудовое право» (раздать памятки)
5 Итоги урока:
Учитель: Самые активные учащиеся получают…….
Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок, приклейте стикеры на доску.
Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу,
которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете
камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья,
благополучия и счастливого будущего!
Литература:
1. Конституция РФ
2. Трудовой кодекс РФ
3. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,
4. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» 5. Учебник Обществознание. 9 класс, Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение,
2014
Методическая разработка урока по обществознанию на тему " Право на труд" (9 класс, обществознание)
Методическая разработка урока по обществознанию на тему " Право на труд" (9 класс, обществознание)
Методическая разработка урока по обществознанию на тему " Право на труд" (9 класс, обществознание)
Методическая разработка урока по обществознанию на тему " Право на труд" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.