Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"
Оценка 5

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
5 кл
12.09.2019
Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"
Методическая разработка урока по обществознанию учит универсальным учебным действиям. Дает возможность научиться общаться в группе. Обсуждать проблему урока со своими сверстниками. дает понятие по обществознанию друг, одноклассник. Прибретает опыт презентовать задание. оказать помощь тем кто в ней нуждается во время урока.
Конспект урока обществознания -Сверстники%2C одноклассники%2C друзья- .doc
Методическая разработка урока по обществознанию 5 класс.  Тема: Одноклассники, сверстники, друзья. Цель урока: формирование потребности в развитии навыков дружеских отношений. Задачи: Образовательные – дать определения понятий по теме урока; ­ создать образ одноклассников и друзей; ­ обогащать имеющиеся знания об истинном товариществе и верной дружбе,                              о  качествах личности как нравственных ценностях. Развивающие – способствовать проявлению активности: ­ закрепить навыки работы с понятиями; ­ учить выделять главное, делать выводы, высказывать свое мнение; ­ формировать грамотную речь и умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности; ­ развивать коммуникативную компетентность. Воспитательные ­ способствовать развитию чуткости, справедливости,  отзывчивости, готовности помочь, доброго отношения к людям. ­ воспитывать толерантность 1. ВЫЗОВ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Учитель: Здравствуйте, ребята!  ­ Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи друг другу. ­ Я надеюсь, что вы будете, как всегда, активными помощниками мне в ходе урока. Сегодня вы побываете на интересном уроке, где каждый сможет проявить себя и свои  возможности.   II. У нас с вами последний урок по теме «Школа». 1. Давайте вспомним основные понятии по данной теме.  Игра «Чистая доска» (начальная школа, основная школа, средняя школа, ученик,  образование, самообразование) ­ Сколько лет длится обучение в начальной школе? ­ В чем важность школьного образования? ­ Какие новые предметы вы будете изучать в основной школе? ­ Что такое средняя (полная) школа? ­ Куда пойти учиться после школы? ­ Какое образование является обязательным в нашей стране? ­ Что дает получение высшего образования? ­ Сравните школы прошлого и современную школу. ­ Почему в прошлом в школах применяли телесные наказания? ­ В каких формах может проходить школьный урок? 1 ­ Где еще вы можете получить знания? ­ Что такое школа жизни? III. Актуализация знаний.   1. Согласны ли вы? ­ Человек может жить и развиваться только в обществе. ­ Человек может жить без общения с другими людьми. ­ Вы  вступаете в отношения с разными людьми. ­ У плохих людей не бывает друзей. ­ Друг и приятель ­ одно и то же. ­ Друг всем – никому не друг. ­ Не может быть дружбы между людьми разного возраста. ­ Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя,  переживает за себя. 2. Вопросы.  С кем вы больше любите общаться? Кто вы по отношению друг к другу?      Что вас объединяет?      Сколько вам лет? Данные вопросы я вам задала не случайно.  Попытайтесь высказать свои версии по определению темы нашего урока.  IV. Целеполагание.  Осмысление учебной задачи.  Итак, тема нашего урока «Одноклассники, сверстники, друзья».                                                             (запись в тетради) Задание:  ­ Чтобы вы хотели обсудить и узнать на данном уроке?                                   (Корзина «идей»). V. Изучение нового материала.  ПРОБЛЕМА. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. План изучения нового материала.   Слайд №  1. Ты и другие ребята. 2. Слово не воробей 3. Какой ты, друг? Слайд №    Эпиграф к уроку. 2 ­ Прочитайте тему урока. ­ Поднимите руку, кто знает, эти понятия. ­ А теперь попытайтесь дать им определение.  1 группа работает  с 1 абзацем и отвечает на вопрос: Кого называют сверстниками?  2 группа работает  с 2 абзацем (1­2 предложение)  и отвечает на вопрос: Что объединяет одноклассников?                                                                 3 группа работает  с 2 абзацем (3­4 предложение) и отвечает на вопрос: Каких ребят можно назвать друзьями? Ответы учащихся.  Сверстники – это люди одного возраста.  Одноклассники – это ребята, которые учатся в одном классе.  Друзья – люди, которые связаны дружбой./ Притча. Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке.  О, как он страдал от такого соседства. «Какой отвратительный черный цвет, какая  безобразная фигура, какое скверное выражение лица», ­ думал он.  Ворона тоже мучилась от общества попугая. Грустная и подавленная, она сокрушалась;  «Почему именно на мою долю выпало такое несчастье? Мне бы куда приятнее сидеть с другой  вороной и радоваться тому, что мы вместе».  О чем эта притча восточного мудреца Саади? Учитель. Иметь друга — великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на  нас с неба, ради них нужно трудиться.                              Ради дружбы необходимо трудиться  душой. Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга — будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как  сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из  важнейших качеств человека. Учитель: Как проявляется настоящая дружба? /Учащиеся высказывают свое мнение./ Учитель: Послушайте рассказ о математике Льве Семеновиче Понтрягине и подумайте: что  помогло ему стать достойным человеком? 3 Рубрика «Жил на свете человек» (Учащиеся отвечают на вопрос ) ­ Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок. ­  Игра   «Наведите   порядок».  (каждая   группа   получает   конверт   с   разрезанными пословицами) Чья группа быстрее соединит пословицы?       Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/. Один за всех …… /и все за одного/. Человек без друзей …… /что дерево без корней/. Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/. Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/. ­ Домашнее задание было подготовить пословицы о дружбе.  Сейчас посмотрим, какая группа больше всех назовет?  1. Дружба дружбой, а служба службой. 2. Друзья познаются в беде. 3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 4. С кем поведешься, от того и наберешься. 5. Сам погибай, а товарища выручай. 6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 9. Дерево держится корнями, а человек друзьями. 10. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. 11. Нет друга ­ ищи, нашёл ­ береги. 12. Старый друг лучше новых двух. 13. Человек без друга, что земля без воды. 14. Друг спорит, а недруг поддакивает. 15. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. 16. Расстояние дружбе не мешает. 17. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 4 18. Был бы дружок, найдется и часок. 19. Птица сильна крыльями, а человек друзьями. 20. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет Слайд № 11. Следующее задание называется «Продолжите фразы» Настоящий друг – это _____________________________________________ В дружбе главное _________________________________________________ В дружбе недопустимо _____________________________________________ Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он? Учитель: А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется                         «Мозговой штурм».  Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую­нибудь проблему.  Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он?                                   Вы можете  говорить слова, предложения, словосочетания – все, что приходит вам в голову в связи с этой  проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске. В течение 3 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. -Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту. -Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках. -Настоящий друг – тот, кто помогает бескорыстно. -Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным. -Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде. -Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны. Учитель: Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?  Примерные ответы детей: ­У человека должен быть только один настоящий друг. ­Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать. ­Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей – сколько угодно. ­Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих  друзей мало. 5 ­ «Ищу друга». Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда его нет, то человек пытается обрести друзей.  Многие газеты сейчас печатают объявления для тех, кто желает найти друзей или просто  единомышленников. Я предлагаю вам сейчас тоже составить такое объявление подзаголовком «Ищу друга».  Вы можете рассказать немного о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. В описании старайтесь охарактеризовать в большей степени свой внутренний мир, а не внешние данные, указав свои положительные и  отрицательные стороны На работу дается 2 минуты.  Затем группы сдают листочки.  Учитель вытаскивает по одному и зачитывает, не называя группы. ВОЗМОЖНЫЕ ЧЕРТЫ  настоящего друга, черты характера, которыми он должен обладать. (Доброта, щедрость,  верность, честность, гуманность, открытость, внимательность, понимание, чуткость, надежность,  привязанность, преданность, уважение, доверие, солидарность, духовная близость, умение  хранить тайну…)   Ребята должны поднять руку, если они хотели бы дружить с таким человеком. Физкультминутка Ответьте на следующие вопросы; ­ Развиты ли в вашем классе интерес и чувство уважения к одноклассникам, или они не  считаются друг с другом? ­ Что преобладает в вашем  классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу  неудач, равнодушие? ­ Проявляется ли взаимопомощь? Если да, то в какой форме? ­ Какой обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)? ­ Упражнение «Я – друг» Составьте вашу групповую характеристику как друзей, отметив степень положительного  качества по пятибалльной системе.                               Сделайте выводы. Учитель: Ребята, продолжите пословицу: слово не воробей… (…вылетит, не поймаешь.) Учитель: Чем спор отличается от ссоры? /Учащиеся рассуждают и отвечают/ Ссоры часто разгораются из­за сущих пустяков: какое­нибудь неосторожно сказанное слово или  опрометчивый поступок могут стать той самой искрой, из которой быстро разгорается самый  настоящих скандал. А иногда бывает и так, что вообще трудно определить , из­за чего ,  6 собственно началась ссора: один что­то не то сказал, другой как­то не так ответил,  слово за  слово – и понеслось. Глазом не успеешь моргнуть, как ваша квартира превращается в арену  боевых действий. Главная трудность заключается в том, что поссориться легко, а помириться  гораздо труднее. Обычно каждый считает правым себя и ждет, что первый шаг  сделает другая  сторона, а в результате ссора затягивается надолго.           На самом деле после больших ссор правых и виноватых найти  трудно: в ходе скандалов и  словесных перепалок обе стороны говорят друг другу  столько обидного, что чаще всего не так  уж и важно, кто начал ссору, ­ виноваты оба.       Конечно, жизнь абсолютно без всяких ссор и обид бывает только в сказках. И, тем не менее,  очень хотелось бы, чтоб в ваших семьях таких неприятностей было как можно меньше. Слайд №   Спорят два человека. Один заявляет, что другу надо прощать все его ошибки и  заступаться за него в любой ситуации. Кто же еще поддержит человека, если не друзья? А другой возражает: «Не за все можно простить даже близкого друга. И есть случаи, когда его не стоит поддерживать». Кого вы поддержите в этом споре? Обоснуйте свой выбор. Слайд №    Учимся дружно жить в классе. Посмотрите на следующие правила.  Подумайте, подходят ли они для вашего класса.  Выскажите свое мнение.  Выделить наиболее актуальные. Слайд №    Упражнения – игра. Слово учителя: «А теперь ­ внимание на слайд.  Вам предлагается выполнить задание, чтобы проверить, можете ли вы отличить положительные эмоции от отрицательных.  Для этого вам необходимо вписать слова, данные внизу таблицы, в соответствующие колонки» (карточки с этим задание заранее приготовлены и лежат на партах).  Правильный вариант ответа выводится на слайд и  дети сравнивают свои ответы.   «Те ребята, у кого ответы сошлись со слайдом, могут отличить положительные эмоции от  отрицательных, другим же стоит задуматься, смогут ли они правильно понять человека. Ведь  каждое сказанное слово вызывает ответную реакцию, и мы должны уметь правильно реагировать  на те или иные слова» Слайд №  Две минуты на размышление на тему «Кого из одноклассников вы сегодня обидели грубым  словом». Кто желает, подойти к тем, кого вы обидели, и тихо, принести свои извинения. Или  просто улыбнуться и постараться получить такую же улыбку в ответ.  Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что еще  на Руси давали кроме имени человеку? Совершим  «Путешествие в прошлое», используя учебник  7 /Знакомство учащихся с историей возникновения русских фамилий/ Закрепление: Работа по группам ­ Попытайтесь найти выход из ситуации.  1 группа  Петя и Сережа дружили с 1 класса. Но в 5 классе пришел новый ученик Глеб. Оказалось, что  он живет в одном доме с Сережей, тоже собирает марки. Глеб и Сережа стали общаться. Петя обиделся.  2 группа Маша и Настя считались в классе лучшими подругами. Но однажды, когда Маша заболела, Настя ей не позвонила и не пришла навестить. После выздоровления Маша  перестала с Настей разговаривать.  3 группа Дима и Саша решили сделать светомузыку у Саши дома. Но мальчики что­то  перепутали и сломали музыкальный центр. Когда вернулись Сашины родители, они  запретили сыну общаться с Димой.       Проверь себя Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?  *Что мешает дружбе?  *Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта;  умение прощать обиды; умение выслушать; желание делать подарки, делиться вещами; умение  заступиться за друга; разделить радость или горе? *Объясни поговорку «Не имей 100 рублей , а имей 100 друзей»    РЕФЛЕКСИЯ.  Достигли мы с вами цели урока?  Что нового вы узнали сегодня?  Какие чувства возникли у вас во время урока?  Что вам больше всего понравилось в ходе нашего занятия?  Понравилось ли вам работать в группе?   Оцените свою активность работы в группе, ваш личный вклад в получение коллективного  результата.  Оцените работу своей группы на уроке по шкале от «1» до «5» Домашнее задание. § 8 вопрос (1­4) определения; нарисовать своего друга.  Учитель:  Ваше мнение об уроке:  нарисуйте в тетради солнышко:  веселое – все хорошо, материал понял 8 нет эмоций – понял недостаточно,  грустное – не понял, урок не понравился. Уважаемые гости и ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам. Слайд №  Наш урок мне хотелось бы завершить замечательными словами В.Г.Белинского «Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что  могут».  9

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Одноклассники. Друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2019