Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
12.05.2018
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)
Данная методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики", урок №20. Цель: создать условия для понимания золотого правила нравственности, формировать мотивы нравственного поведения. Задачи: • развивать этические чувства; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей; • формировать умения работать с текстом, осуществлять поиск и обработку информации, высказывать суждения; • познакомить с формулировкой золотого правила нравственности, учить понимать его значение в жизни человека и общества, учить применять это правило в жизни, Оборудование урока: презентация к уроку «Золотое правило нравственности», раздаточный материал.
Методическая разработка урока учебного курса ОРКСЭ.docx
Методическая разработка урока учебного курса ОРКСЭ Модуль Основы светской этики  Урок 20. «Золотое правило нравственности»  Михеевой  Ольги Юрьевны МБОУ СОШ №4 города Коврова  Владимирской области Цель:  создать   условия   для   понимания   золотого   правила нравственности, формировать мотивы нравственного поведения.  Задачи:  развивать   этические   чувства;   учить   давать   нравственно­этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей;  формировать умения работать с текстом,  осуществлять поиск и обработку информации,  высказывать суждения;  познакомить   с   формулировкой   золотого   правила   нравственности,  учить понимать его значение в жизни человека и общества, учить применять это правило в жизни,  Оборудование   урока:   презентация   к   уроку   «Золотое   правило нравственности», раздаточный материал.  Ход урока I. Организационный момент Интерактивная игра “Волшебный цветок добра” ­ Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о   чём   я   буду   говорить.   Нарисуйте   в   своём   воображении   цветок   добра   и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает   вас:   ваши   руки,   ваше   тело,   вашу   душу.   От   него   исходит удивительный запах и приятная музыка.  Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.  Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего­нибудь хорошего.  II. Актуализация знаний ­ Можно ли назвать все сказанные слова золотыми? Слайд 1 ­   Какие   ещё   словосочетания   можно   составить   с   прилагательным  золотой? (золотой характер, золотая молодёжь, золотые руки, золотое сердце, золотая пора, золотое правило и т.д.). ­ Каково прямое и переносное значение этого слова? ­   Как   вы   думаете,   может   ли   правило   быть  золотым?   Каким   должно   быть золотое правило?  (Дети не формулируют его, а дают характеристику, ответы записываются на доске). ­ Вспомните, что такое этика? (Учение о нравственности, о морали о правилах поведения). ­ Сформулируйте тему урока (Золотое правило нравственности). III. Открытие нового знания ­   Узнать,   понять   золотое   правило   нравственности   нам   поможет   сказка М.А.Андрианова «Полезное колдовство» (тексты сказки у ребят на партах). ­ Читая, обратите внимание на поступки  героев. (Используется приём «Инсерт» (чтение с пометами)  ! – поступки радуют вас,  ­ печалят, потому что так поступать нельзя,  ? спорные, над этим нужно подумать. Полезное колдовство      Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился.     И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает   другим   и   бросает   камни   в   построенный   из   песка   город,   старичок подозвал его к себе и сказал: – Ай­ай­ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам­то, небось, не захотел бы, чтобы кто­то стал разрушать твой город из песка. – И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил: – Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит. – Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.   непонятные слова: абра мубра ракадуга, веке креке куру бе,       Старичок   вдруг   закрыл   глаза   и   стал   еле   слышно   бормотать   какие­то 2 все, что хочешь для другого, нехорошего, плохого, пусть воротится к тебе.      При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел... – Ага, все­таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.      И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во  дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело: – Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что­нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.      Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться. –   Ух,   вредина   и   жадина,   –   подумал   про   Юрку   Витя.   –   Сейчас   ты   у   меня свалишься.        Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо   велосипеда,   как   вдруг   ветка   под   ним   обломалась,  и   он   сам   упал   на землю.     Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет: – Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло?     Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет. – Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других   угощает.   Только   Витя   додумал   свою   жадную   мысль,   опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит: – Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и   решил   не   договаривать   свое   плохое   желание.   Ведь   оно   рано   или   поздно обязательно к нему самому вернется.     ­ Что узнали о мальчике? Каким он был? ­ Какие  поступки мальчика вас опечалили?  ­ Правильно ли сделал старичок, совершив колдовство? ­ Как вы думаете, чем закончилась эта история?    (Сначала Вите было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее. 3 А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.) ­ Какое правило запомнил Витя на всю жизнь? (Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе) ­   Можно   ли   это   правило   нравственности   назвать   золотым?   (Главное, необходимое при общении людей) ­ А теперь сравним наш вывод с формулировкой правила, данной в учебнике. ­ Прочитайте золотое правило нравственности в положительной, отрицательной формулировке. Слайд IV. Первичное закрепление ­ Почему появилось золотое правило нравственности? ­ Как вы думаете, это правило придумал один человек, или,   может быть это народная мудрость какой­то одной страны? ­ Золотое правило нравственности стали  называть в XVIII в. Но на самом деле это   правило   как   способ   управления   поведением   людей   сложилось   гораздо раньше. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Слайд (дети читают высказывания древних мудрецов)       Примерно   две   с   половиной   тысячи   лет   назад   в   Гималаях   жил   человек, которого звали Будда – «просветлённый». Узнавая мир, он познал, как много горя   и   зла   среди   людей,   Будда   захотел   научить   людей   быть   счастливым, показать им путь к счастью. Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».       Примерно   в   тоже   время   в   царстве   Лу   в   Китае   жил   великий   философ Конфуций (или учитель Кун). Он тоже хотел научить людей жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил: «Только добро ведёт к счастью».       Греческому   философу   и   математику   Фалесу   (VII–VI  в.в.   до   н.э.)   задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». ­ Что общего в словах великих мудрецов? V. Самостоятельная работа (с самопроверкой) 1) Задание на карточках (индивидуальная работа) 4 ­   Какая   из   предложенных   пословиц   соответствует   золотому   правилу нравственности? Слайд  Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.  Чего в другом не любишь, того и сам не делай.  Как аукнется, так и откликнется.  Худа та мышь, которая одну лазейку знает. Проверка со слайда, объяснение смысла пословиц. ­ Знаете ли вы другие пословицы, которые соответствуют  золотому правилу нравственности? (Не плюй в колодец, придётся воды напиться. Что посеешь, то и пожнёшь.)        2) Работа в парах ­ Как научиться применять золотое правило нравственности в жизни? ­ Расположите действия в нужной последовательности (разрезные карточки у детей на партах)  Оцени последствия поступка в мыслях и чувствах.  Попытайся встать на место того, на кого направлено действие.  Ответь на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»  Если ответ «нет», поступок совершать нельзя. Проверка со слайда. VI. Итог урока ­ Какое главное правило человеческих отношений? Тест (раздаётся детям)  Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? □ □ □ □   потому что это закон государства   в этом правиле заключается добро человеческих отношений   потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие оценки   все варианты верны  Что   необходимо   для   того,   чтобы   золотое   правило   нравственности действовало в твоей жизни?  □ □ □ □   задумываться о своих поступках   любить людей, как самого себя   любить самого себя   все варианты верны  Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? 5 □ □ □ □   восторг   страх   жалость   уважение  Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. (Например, «Я не буду…, так как…..    «Я буду …., так как…) Слайд       ­ Какие мысли на уроке заставили тебя задуматься? VII. Домашнее задание ­ Выбери для себя домашнее задание Слайд  Распределите словосочетания в 2 группы, в одну поместите связанные по  смыслу с золотым правилом нравственности, а в другую – не связанные с  ним. Делиться с другими, поддерживать товарища, играть на пианино, бегать  по дорогам, быть внимательным к другим, ходить на рыбалку, быть в  хорошем настроении, быть добрым и справедливым.  Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в  жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило золотому правилу  нравственности? Мама ______________________________; Папа  ______________________________; Бабушка ___________________________; Дедушка ___________________________.  Оцени поступки главных героев сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. ­ Закончить урок мне бы хотелось словами персидского поэта XV века Джами: Слайд Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя  Не погубило зло. 6 7

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018