Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
правоведение
Взрослым
16.10.2017
Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".
Методическая разработка подготовлена для обмена опытом проведения урока по теме " Конституционные права и обязанности граждан РФ". Урок проводится в рамках дисциплины "Право". Цель урока-создание педагогических условий и организация деятельности студентов по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.
откр урок.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования  Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Ростовской области Батайский  техникум  информационных  технологий и  радиоэлектроники  «Донинтех»  (ГБПОУ РО «БТИТиР») МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО  ДИСЦИПЛИНЕ ПД.04   Право специальность СПО  38.02.01. Экономика и   бухгалтерский учет  (по отраслям) Батайск 2017 г. Тема урока:    Конституционные права и обязанности граждан РФ. Цели урока: Создать педагогические условия и организовать деятельность  студентов по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями  граждан Российской Федерации для достижения образовательных  результатов:   Личностных – формирование у учащихся основ российской гражданской  идентичности, понимания важности знать и уметь использовать права и  обязанности в жизни для защиты собственных интересов, формирование  правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в  необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным  членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;  Метапредметных– овладение логическими действиями сравнения, анализа,  синтеза, обобщения, классификации, умением анализировать текстовую  информацию, решать познавательные задачи на основе анализа информации,  готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной  деятельности в сфере права; Предметных– владение знаниями об основах правового статуса личности в  Российской Федерации;  знать основные права и обязанности граждан РФ, уметь читать правовой  документ, извлекать нужную информацию из документа, делать выводы,  формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией,  источниками права, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал. Методы обучения и формы организации учебной деятельности:  проблемный,  поисковый, репродуктивный методы.  Форма урока:  комбинированный урок с элементами практической работы. Ход урока:                                       Эпиграф урока: «Благо народа – высший закон». (Латинское изречение) 1) Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Постановка целей урока. Сегодняшний урок посвящен изучению текста Конституции РФ. Тема урока (записать). Сегодня на уроке вы должны учиться самостоятельно  добывать знания о правах и обязанностях граждан, используя текст основного закона страны, полученные знания использовать в конкретных жизненных  ситуациях. 2) Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний  учащихся: 1) терминологический диктант (записать слова в опросный лист),  взаимопроверка. 1. особая форма организации политической власти в обществе, обладающая  суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных  органов (государство) 2. устойчивая правовая и политическая связь человека с государством,  политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству    ( гражданство) 3. политический режим, основанный на признании народа в качестве  источника власти (демократия) 4. основной закон государства, закрепляющий  важнейшие начала общественного строя и государственной организации  соответствующей страны (конституция) 5. Лицо без гражданства (апатрид) 6. вводная или вступительная часть законодательного или иного правового  акта, например, Конституции (преамбула) 7. форма правления, при которой высшая государственная власть  принадлежит выбранным на определенный срок органам (республика) 8. форма государственного устройства, при которой входящие в состав  единицы (земли, штаты) имеют собственные конституции или уставы,  законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются  единые для всех единиц органы государственной власти, устанавливается  единое гражданство, денежная система и т. д. (федерация) 2) Фронтальная беседа: В библиотеке президента Российской Федерации в Кремле хранится переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб  России и тисненая золотом надпись «Конституция России» – так выглядит  «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое  инаугурационное издание Конституции РФ. ­Почему Конституция занимает первое место в иерархии законов? ­ Какая характеристика РФ дана в 1ст. Конституции? ­Сколько разделов, глав и статей в Конституции РФ? 2 разд.,9 глав и 137 статей ­Какая глава содержит наибольшее кол­во статей? 3). Мотивация учебной деятельности учащихся. Среди учащихся техникума был проведен социологический опрос о правах  человека. С результатами его вас познакомит Зуева К. На вопрос «Что такое права человека?» правильно ответили 32%  опрошенных. 48% человек смогли перечислить некоторые права человека. И всего 18% респондентов назвали некоторые документы по правам человека. Изучив данные опроса, мы выявили проблему – незнание документов о  правах человека. А вы, ребята, что знаете об этом? Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (учащиеся устно  заполняют первые две колонки). Знаю Хочу знать Узнал 1.Понятие Конституции 2. Структуру Конституции 3. Содержание главы 1. 1. Права и свободы граждан РФ 2.Обязанности граждан РФ 4)Изучение нового материала.  ­Существует множество документов о правах человека. Наиболее важным,  основополагающим среди этих документов, основой основ является Всеобщая декларация прав человека  Проверка опережающего задания. 1.Рассказ студентки о Всеобщей декларации прав человека (презентация) 2.Беседа по новым определениям (право человека, свобода человека)  ­Что такое права человека?  Права человека­это признанная и гарантированная государством  возможность совершать определенные действия по воле и в личных  интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других  лиц, добиваться защиты своих интересов. ­Что такое свобода человека?   Свобода человека – это отсутствие каких­ либо ограничений, стеснений в чем­ то. (записать в тетрадь) Выберите из следующих высказываний те, которые соответствуют «духу»  прав человека:  ­ Свобода есть возможность делать все, что хочется.  ­ Свобода есть право делать все, что дозволено законом.  ­ Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.  ­ Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.  ­ Английская пословица говорит так: «Твоё право размахивать кулаками  заканчивается там, где начинается нос твоего соседа». Объясните ее смысл. (ст. 17 п.3.) 3.Работа с текстом Конституции (в парах и группах). ­Откройте главу 2 Конституции. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная,  отработанная, бесспорная в Конституции. – Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”? Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они  гражданами государства, в котором живут. Гражданин­ это лицо, принадлежащее к населению какого­л. государства,  пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и  исполняющее все обязанности, установленные законами этого  государства; подданный какого­л. государства (толковый словарь р.яз.)  Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством. Таким образом, Гражданин РФ обладает:  Всеми правами человека. Всеми правами гражданина. – Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах  гражданина? Давайте найдем в качестве примера несколько прав человека и  несколько­ гражданина. Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”. Сейчас мы переходим к основному этапу урока: самостоятельной работе в  группах. Основные права и свободы граждан подразделяются на 5 групп. 1. Личные или гражданские –обеспечивают само существование человека 2. Политические –обеспечивают участие граждан в политической жизни  страны, связанны с возможностью участвовать в управлении делами  государства. 3. Социальные­ обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни 4. Экономические – возможности свободного распоряжения имущественными  благами и ведением хозяйственной деятельности. 5. Культурные­ обеспечивают духовное развитие и самореализацию.  Класс делится на группы (в соответствии с выбранными картинками). Каждая группа работает с текстом Конституции (глава II) и выделяет  карандашом.  статьи: 20­23, 25, 27­29 личные права и свободы ­статьи: 30­33 политические  права и свободы ­статьи: 34­37 экономические права и свободы ­статьи: 37­40  социальные права и свободы ­статьи 43­44 культурные права и свободы В рабочих тетрадях указываются только номера статей, заполнять таблицу  учащиеся будут коллективно. (Время на работу с текстом 10 – 15 минут).  1 группа­ « Гуманисты» 2 группа­ «Политики» 3 группа­ «Экономисты»  4 группа­ « Культурологи» ­Отметьте наиболее значимые для вас статьи. Затем каждая группа озвучивает свои разделы и сравнивает с готовой  таблицей. Все заполняют таблицу в тетради. 4. Заполнение таблицы в тетради. Социальные Экономические Культурные Право на  свободу  творчества,  Интеллекту­ альную  собственность участие в  культурной  жизни и  пользование  учреждениями культуры  Право на охрану материнства и  детства   на социальное  обеспечение по  возрасту  на жилище  на охрану  здоровья и  медицинскую  помощь  на благопри­ ятную  окружающую  среду  на образование  Право на  использование своих способностей для  предпринимательск ой деятельности  право частной  собственности  право частной  собственности  на  землю  право на свободное  распоряжение  своими  способностями к  труду   Личные (гражданские) Полити­ ческие Право на  объедине­ние  на собрания, митинги и  демонстра­ ции  на участие в  управлении  делами  государства  как  непосред­ ственно, так  и через своих предста­ вителей  избирать и  быть  избранными в органы  власти  Право на жизнь; достоинство  личности; свободу и личная  неприкосновен­ ность; неприкосновен­ ность частной  жизни; неприкосновен­ ность жилища; свободный выбор  национальной  принадлежности и  языка;  свободу  передвижения и  места жительства;  Свободу совести и вероисповедания; Свободу слова и  мысли Какие из этих прав наиболее значимы для вас? Как добиться осуществления своих прав? 5.Рассказ об уполномоченном по правам человека в РФ (презентация­ Куцов П.) 4.Изучение обязанностей граждан РФ (работа в группах) В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и об  обязанностях. Проблемный вопрос: Почему государство, предоставляя своим гражданам  определенные права и свободы, закрепляет в Конституции и  их обязанности? Вопросы для обсуждения: 1) Какие  обязанности гражданина закреплены в Конституции?  2) На Ваш взгляд, почему государство прописало в Конституции именно  данные обязанности? 3) Какие обязанности гражданина страны вы считаете первостепенными? Обоснуйте ответ. Статья 38 2. Забота о детях, их воспитание ­ равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных  родителях. Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь  памятники истории и культуры. Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 60 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме  свои права и обязанности с 18 лет. 5). Первичное закрепление.  Решение правовых задач по закреплению  материала. (по группам) 1. Решение кейсов (правовых задач) ­КАКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЛЛЮСТРИРУЮТ ДАННЫЕ СИТУАЦИИ? 1.. Выпускница экономического техникума Лаврова Н. прошла успешно собеседование и начала   устраиваться   на   работу   бухгалтером   в   магазин   предпринимателя   Смирнова   Л., когда выяснилось, что она ждет ребёнка. Смирнов Л. отказался её принимать на работу, мотивируя свой отказ, тем, что беременная женщина будет плохим работником.  Учащиеся   должны   назвать   право   на   труд,   на   предпринимательскую   деятельность, равенство в правах вне зависимости от пола, национальности и т.д. (ст.35, 34, 37, 38, 19).  2. Предприниматель Смирнов Л., принимая на работу продавщицу Новикову Т., сообщил ей   условия   работы.   Неделю   работаешь   с   8   до   21   часа,   неделю   отдыхаешь.   Отпуск, больничный   ­   за   свой   счёт   или   как   договоришься   со   сменщицами,   (можно   потом отработать). Зарплата – минимальная, остальное, как сможешь, голодных при продуктах не бывает.   Будут   жалобы   покупателей   –   сразу   увольняю,   недостачу   платишь   из   своего кармана. Учащиеся должны назвать право на труд, его оплату, право на отдых (ст. 37, 39, 46) 3. Отец Петрова А. объясняет, что ему некогда контролировать учёбу своего сына, так как целыми днями он работает, жена сыном занимается, но проверить домашнее задание уже не может (так как всё давно забыла). Уроки сын пропускает, потому что к нему придираются учителя, ставят двойки и много требуют. Учащиеся должны назвать право на образование и право на справедливую оплату труда, обязанность родителей заниматься воспитанием, обеспечить образование своего ребёнка. (ст.43, 37, 38.)   4.Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор   прекращает   посещать   школу.   (ответ   учащихся:   основное   общее   образование обязательно.   Родители   или   лица,   их   заменяющие,   обеспечивают   получение   детьми основного общего образования. ст. 43 (4)  5.Гражданина   Николаева   Олега   Ивановича,   работающего   на   заводе   токарем   высшего разряда, вызвали к директору. ­ Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись. ­ Но я с понедельника должен быть в отпуске! ­ Ничего, с отпуском можно подождать. ­ Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили. ­ А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?... (ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) ) 2. Выполнение тестового задания (индивидуально) Заполните таблицу: ­ К какой группе прав относятся следующие права, перечисленные на слайде: 1. Право на жизнь. 2. Право принимать участие в управлении  страной. 3. 4. Право на образование. Право владеть имуществом. 5.Право на участие в выборах 6. Право на свободу литературного,  художественного, технического творчества 7.Право на отдых, на досуг. 8. Право на личную неприкосновенность. 9.Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. 10.Право на равную оплату за равный труд. 11.Право на свободу убеждения. 12.Право на участие мирных собраний, на  участие в союзах и объединениях. Эталон ответов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Гражданские (личные) права. Политические права. Культурные права. Экономические права. Политические права. Культурные права. Социальные. Гражданские (личные) права. Социальные права. Экономические права. Гражданские (личные) права. Политические права. 7) Итог урока:  Давайте дополним нашу таблицу: Знаю Хочу знать Узнал 1.Понятие Конституции 2. Структуру Конституции 3. Содержание главы 1. 1. Права и свободы граждан РФ 2.Обязанности граждан РФ Выставление оценок. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: Напишите эссе по одной из тем (по вашему выбору): 1.   «Нет   прав   без   обязанностей!»   (   Как   связаны   между   собой   права   и обязанности?   Показать   на   примерах,   что   между   правами   и   обязанностями существует неразрывная связь. 2. «Хочу дополнить 2­ю главу..»   (На ваш взгляд, все ли права и свободы отражены в Конституции? Требуют ли некоторые статьи, посвященные правам и свободам, доработки?) Полный текст Конституции РФ,  государственная символика и др. www.constitution.ru Полный текст Конституции РФ,  государственная символика, фотоальбомы,  биографии первых лиц государства и др. http://constitution.kremlin.ru 9) Рефлексия:  Было интересно ...Было трудно ...Мне понравилось ...

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему " Конституционные права и обязанности граждан РФ".

Методическая разработка урока по праву на тему  " Конституционные права и обязанности граждан РФ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2017