Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
25.01.2018
Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"
Методическая разработка урока по русскому языку для студентов первого курса СПО по теме "Фразеологизмы". Использована современная педагогическая технология ТОГИС- технология образования в глобальном информационном сообществе разработанная профессором, доктором педагогических наук В.В. Гузеевым. Цель разработки ТОГИС-задачи: вызвать интерес к языковой исследовательской деятельности, истории развития русского языка.Методическая разработка урока по русскому языку
Метод.разработка ЗверяеваР.Т..docx
Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугульминский аграрный колледж» Методическая разработка урока «ТОГИС­ЗАДАЧА по русскому языку. Фразеологизмы.» Курс обучения: первый                                         Ф.И.О.автора: Зверяева Рита Талгатовна                                         Должность: преподаватель гуманитарных                                                                дисциплин, методист 2018г.                                               Методический комментарий автора. Современное  образование  находится  на  стадии  динамического  обновления.  Идёт радикальная перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Традиционное содержание образования, базирующееся на фактических знаниях и простых алгоритмах   решения   учебных   задач,   входит   в   противоречие   с   требованиями   времени, предполагающими   формирование   ключевых   компетенций,   освоение   способов взаимодействия   с   миром   и   построение   системы   ценностей.   На   помощь   преподавателю приходят   готовые   программные   продукты   которые   мы   с   большим   удовольствием используем на своих занятиях а интерактивные технологии обучения помогают развить творческие и интеллектуальные способности обучающихся. Одной из таких применяемых мною   технологий   является   ТОГИС­   технология   образования   в   глобальном информационном   сообществе,   разработанная  докт.   пед.   наук,   профессором   Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации В.В. Гузеевым.                 Актуальность методической разработки: по мере того,  как в образование входит Интернет,   растет   понимание   того,   что   мир   стоит   на   пороге   кардинального   изменения образовательной   системы.   Образование   бессмысленно,     если   его   основу   составляет освоение накопленных человечеством фактических знаний о мире. Эти знания слишком быстро растут в объеме и изменяются содержательно, чтобы можно было их поглотить и использовать   в   жизни.   Задача,   которую   ставит   перед   молодым   человеком   новый   век, неизмеримо   сложнее,   чем   простое   «освоение   всех   тех   богатств…».   Главный   элемент учебного   процесса   в   образовательной   технологии   глобального   информационного сообщества – решение учебной задачи. Акцент в задачах делается не на содержание, а на способах их решения, активно применяя различные программные продукты и интернет в целом. В ходе понимания задачи, а затем и ее решения в качестве неизвестного и искомого, (а значит, вскрываемого в ходе образовательного взаимодействия с помощью вопросов и ответов) выступает способ ее решения.   Цель ТОГИС­задачи по русскому языку: вызвать интерес   к   истории   родного   языка,   создать   условия   для   языковой   исследовательской деятельности, так как задача, по имеющимся источникам, имеет не одно решение, что и подтверждают авторы культурного образца логично доказывая их наличие. Какой точки зрения  будут  придерживаться  учащиеся   во время  решения  задачи?  Преподаватель,  как куратор процесса должен сделать акцент на аргументированности выступления групп. В результате решения задачи появляется суждение о спорных вопросах, существующих  в языкознании,   в   частности,   во   фразеологии.   Для   подтверждения   эффективности применения ТОГИС на уроках русского языка составим задачу по теме: фразеологизмы.                                Имя задачи: «Когда рак на горе свистнет»                                                                     Текст задачи.        Пословицы и поговорки, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, к которой они принадлежат, это образ мыслей и характер народа.                 Поговорка   «Когда   рак   на   горе   свистнет»,   одна   из   многочисленных,   которые утверждают о невозможности какого­то события. Просто сказать, что вот этого точно уж никогда не случится мало, это не интересно и особенно для русского народа, который любит и ценит шутки. «Рак на горе, да еще и свистит», может ли быть такое? Есть ли иностранные  поговорки похожие на эту?            Внесите полную ясность по найденным правильным вариантам ответов, исключив неправильные. 1) Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2) Найдите и соберите необходимую информацию. 3) Обсудите и проанализируйте собранную информацию. 4) Сделайте выводы. 5) Сравните Ваши выводы с культурным образцом. Информационные источники. Книги: 1.В.П. Аникин Сборник « Русские пословицы и поговорки». Предисловие  Москва, «Художественная литература», 1988  2.  Богатырев П.Г.,  Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества   //Богатырев П.Г. Вопросы народного творчества ­ М. Искусство 1971 с. 369­383). 3. Фразеологический словарь русского языка.­ М: «Русский язык», 1987 Программные продукты: 1.«Фраза», методический комплекс компании «Медиахаус»; 2. «Энциклопедия русской литературы», программа  студии «Интеракт»;  3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; 4. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Видеоматериал Учебный фильм «Ракообразные» Леннауч.фильм, 1983 Web­сайты: https://ru.wiktionary.org/wiki/ www.vokrugsveta.ru/quiz/545/ https://ru.wiktionary.org/wiki/ http://www.gramota.ru http\\gramma.ru  Культура русской речи http   ://   socrates  .  berkeley      .  edu   /~   patek  / soundArchive/index   http://www.dosits.org/gallery/inverts/2.htm ruthenia.ru/folklore/jackobson1.htm               Пословицы   и   поговорки   многообразны,   они   находятся   как   бы   вне   временного пространства.   Действительно,   в   какое   бы   время   мы   не   жили,   пословицы,   и   поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен   богатый   исторический   опыт   народа,   представления,   связанные   с   трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Культурный образец № 1              Герой рассказа Н. Тэффи "Когда рак на горе свистнул. (Рождественский ужас)" маленький   мальчик   Петя   Жаботыкин,   на   чьи   просьбы   взрослые   неизменно   отвечают словами "когда рак на горе свистнет", задается вопросом: "Почему­нибудь да говорят же, что коли свистнет, так все и исполнится, чего хочешь. Если бы рачий свист был только символом   невозможности,   то   почему   же   не   говорят:   "когда   слон   полетит"   или   "когда корова зачирикает". Нет! Здесь чувствуется глубокая народная мудрость. Этого дела так оставить нельзя. Рак свистнуть не может, потому что у него и легких­то нету. Пусть так! Но неужели  же  наука  не  может  воздействовать  на  рачий  организм и  путем  подбора  и различных влияний заставить его обзавестись легкими". И посвящает этому вопросу всю свою   жизнь.   Повзрослев,   Петя   начал   заниматься   оккультизмом,   чтобы   уяснить   себе мистическую связь между рачьим свистом и человеческим счастьем, изучил строение рака, его жизнь, нравы, происхождение и возможности. И сыну завещал добиться того, чтобы с каждым рачьим свистом исполнялось одно из самых горячих и искренних человеческих желаний. Многим поколениям Жаботыкиных пришлось посвятить себя работе для счастья ближних своих, и вот наконец цель достигнута ­ выведен чудо­рак, свист которого немедля приводит   в   исполнение   "самое   горячее   желание   каждого   из   ста   человек   (1%)"…   Чем кончилась эта история и почему "в целом свете только одна какая­то девчонка в Северной Гвинее выиграла от рачьего свиста: у нее прошел насморк по желанию тетки, которой она надоела беспрерывным чиханьем", догадаться нетрудно. Ибо, увы, самые заветные людские желания   явственно   напоминают   о   русской   поговорке   "пусть   у   меня   последняя   корова сдохнет ­ лишь бы у соседа двух не было"… В рассказе Тэффи овеществление метафоры привело к гибели человечества, так и не получившего ответа на  вопросы, «почему рак», «почему на именно горе», «почему свистнет».  Культурный образец № 2         Значение фразеологизма "когда рак на горе свистнет (, а рыба запоет)" ­ 'неизвестно когда; в неопределенном будущем времени; никогда. Такая формула невозможного, по сути, является иронически­шутливой поговоркой, а тем самым ­ типичным видом народной фразеологии. П.Г Богатырев (русский ученый, фольклорист) дал выражениям такого рода меткое   название   «оксюморон   в   действии».   Сравнивая   с   этим   фразеологизмом   другие выражения, имеющие сходное значение  (русские   на турецкую пасху; на русский байрам; после   морковкина     заговенья;   после   дождичка   в   четверг;   когда   черт   крестится;   когда лысые перекудрявеют (когда плешак покудрявеет);  и английские  когда луна превратится в зеленый сыр, когда свиньи полетят к голубой луне, французские когда у кур будут зубы и в день святого Глэнглэна [Название романа Раймона Кено «A la Saint Glinglin» переведено на   русский   язык   как   «День   святого   Жди­не­жди»],   немецкое когда   собаки   залают хвостами, казахское когда хвост верблюда достанет землю, киргизское когда хвост ишака коснется   земли,   болгарское когда   свинья   в   желтых   шлепанцах   на   грушу вскарабкается [Авторы книги «Непереводимое в переводе» (М., 2005) Сергей Влахов и Сидер Флорин насчитали в болгарском языке более тридцати выражений и с подобным значением] и т.п.), можно заметить, что образное значение таких конструкций реализуется в результате нарушения «логической» сочетаемости компонентов. А вопрос о том, почему символом невозможного сделался в одном из случаев именно свист рака на горе, а в другом ­   превращение   небесного   тела   в   продукт   питания,   может   быть   решен   разве   что   после дождичка в день турецкой пасхи, когда свиньи полетят к голубой луне.  Культурный образец № 3                      Статья из английского журнала «Биологические размышления и гипотезы о ракообразных». Могут ли раки свистеть? Конечно же нет! И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны. Но если взглянуть на иных раков, то можно выяснить нечто удивительное об их   вокальных   способностях.   Среди   огромного   количества   ракообразных,   которых насчитывается   около   сорока   тысяч   видов,   не   все   строго   связаны   с   водной   средой,   а некоторые даже умеют издавать звуки. Самые известные из них — крабы­скрипачи, или манящие крабы, которые живут в приливной зоне тропических морей и могут подолгу находиться на суше. Свистеть им, конечно, нечем, ведь для этого нужны легкие, а крабы хоть и выползают на сушу, но дышат так же, как их водные собратья — жабрами. Тем не менее   они   действительно   научились   общаться   с   помощью   звука   —   стуком,   ударяя клешнями о грунт, чтобы оповестить колонию об опасности. Раки­щелкуны, которые живут на морском мелководье, умеют издавать клешнями щелкающие звуки. Но это не просто стук.   Как   оказалось,   когда   рак   ударяет   «подвижным»   пальцем   своей   клешни   о неподвижный, возникает эффект, называемый кавитацией: от резкого перепада давления в жидкости   образуются   пузырьки   газа,   что   сопровождается   взрывным   звуком.   Треск   и скрежет способны производить также многие виды лангустов — крупных морских раков без клешней. Извлекают звуки они иначе — словно играют на струнном инструменте. На усиках   лангустов,   у   самого   их   основания,   есть   гребень,   используемый   в   роли   смычка, которым рак с большой частотой водит поперек выроста на голове — «пилочки». Причем высота и громкость звука могут меняться в зависимости от силы нажатия смычка. Для кого предназначена   вся   эта   «музыка»,   точно   неизвестно.   Скорее   всего,   что   лангусты   так отпугивают хищников, ведь чаще всего они издают звуки в момент испуга. Не доказано, но и   не   исключается,   что   так   они   общаются   с   сородичами.   Однако   органы   восприятия звуковых колебаний у раков весьма несовершенны: это щетинки, разбросанные по всему телу. Трудно представить, чтобы с их помощью можно было улавливать тонкие различия в высоте и амплитуде звука, но определять его источник, наверное, можно. В США даже изобретен   метод   лова   промысловых   раков,   основанный   на   их   приманивании   путем трансляции звуков, которые издают их сородичи во время трапезы. Насладиться «пением» лангустов   можно   на   сайте   Калифорнийского   университета   в   Беркли (США): http://socrates.berkeley.edu/~patek/ soundArchive/index,   а   записи   звуков   раков­   есть щелкунов (США):http://www.dosits.org/gallery/inverts/2.htm.                                    сайте   на     Университета   Род­Айленда План­карта занятия по решению ТОГИС­задачи «Когда рак на горе свистнет». Алгоритм Действия преподавателя Действия обучающихся решения ДЦЗ Начало занятия Предъявлен ие задачи Сформировать группы для решения задачи заранее. ­ Здравствуйте. Займите свои места, в соответствии с Учащиеся рассаживаются   по цветом папок и эмблемами групп. (У каждой группы свой цвет и эмблема). группам  (эмблемы   Мотивировать исследовательскую деятельность. учащихся   помогают распределению) на   поисковую, Презентация   задачи   «Когда   рак   на   горе   свистнет»: слайд­шоу, музыкальное сопровождение, преподаватель читает текст задачи «на фоне фильма». Текст задачи: «Когда рак на горе свистнет». Пословицы   и   поговорки,   являясь   неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в свою очередь, атрибутом культуры русского народа, несут в себе отражение жизни, это образ мыслей и характер.   Поговорка  «Когда  рак  на горе  свистнет»,  одна  из тех,   которые   утверждают   о   невозможности какого­то события. Просто сказать, что вот этого точно   уж   никогда   не   случится­   мало,   это   не интересно и особенно для русского народа, который любит   и   ценит   шутки.   «Рак   на   горе,   да   еще   и свистит», может ли быть такое? Откуда растут корни поговорки о свистящем раке?  Внесите   полную   ясность   по   найденным правильным   вариантам   ответов,   исключив неправильные. Возможные информационные источники. 1. В.П.   Аникин   Сборник   «   Русские   пословицы   и Предисловие. Москва, поговорки».   «Художественная литература», 1988 год 2. Богатырев   П.Г.,  Якобсон   Р.О.   Фольклор   как особая   форма   творчества  //Богатырев   П.Г. Вопросы народного творчества ­ М. Искусство 1971 с. 369­383). 3. Фразеологический словарь русского языка.­ М: «Русский язык», 1987. 4. Поговорка // Энциклопедический словарь Брокгауза   и   Ефрона :   в   86   т.   (82   т.   и   4   доп.). — СПб., 1890—1907.          Учебный фильм «Ракообразные», Леннаучфильм, 1983       Интернет­ресурсы:       Web­сайты: 5. https://ru.wiktionary.org/wiki/ 6. http://www.gramma.ru/RUS/ 7. www.vokrugsveta.ru/quiz/545/ 8. https://ru.wiktionary.org/wiki/ 9. http://www.gramota.ru 10. http\\gramma.ru  Культура русской речи 11. http  ndex  ://   socrates  .  berkeley      .  edu   /~   patek  / soundArchive/i         8.   http://www.dosits.org/gallery/inverts/2.htm             В.В.Виноградов, русский язык.       9.   ruthenia.ru/folklore/jackobson1.htm Предъявление текста задачи. ­   Перед   вами   текст   задачи.   Давайте   вспомним   план Алгоритм решения   задачи   написан интерактивной на доске.  Проговаривают этапы   решения задачи   или   вслух читают ваших действий для её решения:  1) Выделите ключевые слова для информационного поиска. 2) Найдите и соберите необходимую информацию. 3)   Обсудите   и   проанализируйте   собранную информацию. 4) Сделайте выводы. 5) Сравните Ваши выводы с культурным образцом. Уточняющи е   вопросы ­   Прочитайте   ещё   раз   текст   задачи.     Задайте уточняющие вопросы, если что­то непонятно в тексте Возможные уточняющие по содержанию задачи.  (Формулировать вопросы вместо учащихся нельзя.) вопросы: например задачи Возможные ответы учителя: Поговорка —   словосочетание,   отражающее   какое­ либо   явление   жизни,   один  из малых   жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.   «Раки»   ­   это молюски?  ­(Ракообразные) членистоногих.   Ракообр зные   Преимущественно   водные аа   —   подтип обитатели,   населяющие   пресные   и   морские   воды. Некоторые   группы   адаптировались   к   наземной жизни: сухопутные крабы и раки­отшельники, Раки­ щелкуны­живущие в морском мелководье. ­ Напоминаю вам регламент времени:  самостоятельная   работа   в   группах   —   30­45 (на   доске   – регламент) мин;  тур слушаний — 15 ­20 мин; вопросы  к отвечающей группе — 3мин;  ­ Для решения поставленной задачи у нас есть книги, Планируют распечатанные   тексты,   компьютеры,   которые   имеют деятельность   в выход в Интернет  ­ Я предлагаю Вам самостоятельно распределить роли группе: распределяют   для для  работы. себя роли (разные функции)   работа ­ текстом,   с   ­ информации   поиск в книгах, справочниках,   ­ поиск информации   на электронных дисках, Поиск, отбор   и Преподаватель   наблюдает   за   работой   и   готовностью групп, держит позицию консультанта. систематиза ция информации Тур слушаний ­   Итак,   время   самостоятельной   работы   истекло, переходим   к   следующему   этапу.   Назовите   его   (тур в   поиск ­   Интернет­сети.  Выбирают ключевые слова.  Ищут информацию   по задаче, данной   пользуются интернет­ ресурсами.  Анализируют собранный материал,   делают презентацию. Возможные варианты   защиты: слушаний). ­ Какой вид защиты вы выбрали? Напоминаю вам, что таблица; высказывание,   устное   с время   выступления   ограничено   (от   3­5   мин),   каждая опорой   на   фото; следующая   группа   не   повторяет   сказанное,   а   лишь презентация, добавляет то, что не сказали ещё. После выступления группы, можно задать уточняющие вопросы. включающая фото,   карту На   данном   этапе   преподаватель   не   высказывает   своё мнение,   не   делает   никаких   комментариев   и   не   даёт обитания   раков, таблицу.  никакой оценки. Предъявлен ­ Что ж, мы выслушали все группы. Мнения оказались Учащиеся   задают вопросы отвечающим. знакомятся   с ие культурного разными. Я раздаю вам культурные образцы, сравните его  со своими выводами,  скорректируйте  свой  ответ. культурным образцом. образца, его анализ   и Сделаем общий вывод. Учащимся предлагаются культурные образцы в форме Ученики   дают пояснения,   какие сравнение выводов. текста, их три. Повторный тур слушаний   ­ Итак, время работы истекло, предлагаю выступить, проанализировав культурные образцы. Формулиро Вывод:   1.  Поговорки   являются   частью   культуры источники помогли   прийти   правильному им к выводу.     Делают анализ ошибок. Представи­тель от каждой   группы выступает повторно.Анализи рует   и   обобщает, делает   повторный вывод. Перечисляют вание общего вывода русского   народа,   они   всегда   оставались   и   останутся актуальными,   несмотря   на   развитие   экономики   и и   представляют факты техники, на прогресс и т. д. В любое время поговорки будут объектом внимания и исследования. 2.   Согласно   исследованиям   ученых,   мы   пришли   к выводу, что раки сами не лезут на гору и не свистят. На это есть ряд объективных причин. Заключител ­ Итак, вы работали сегодня над решением очередной Учащиеся   устно ьное   слово, рефлексия задачи, оцените работу всей группы, своей подгруппы, свою личную работу. высказывают общие впечатления   от работы   группы,   а затем   письменно оценивают   свою работу в группе. ­ Предлагаю заполнить таблицу «Самооценка участия ». Озвучиваю оценки учасщихся. ­ Спасибо. Лист самооценки участия на уроке: 1.Критерий Оценка содержания урока Показатели скучно неинтересно неново занимательно интересно познавательно полезно продуктивно перспективно эффективно надёжно 2. Критерий Оценка деятельности на уроке 3. Критерий Оценка  внутреннего состояния во время урока Показатели разочаровался не понял не почувствовал запутался задумался удивился загорелся убедился осознал принял решение      Решение   деятельно­ценностных   задач   помогает   учащимся   приобрести   навыки работы с информацией, умение систематизировать и обобщать ее, выдвигать и отстаивать собственную   точку   зрения,   продемонстрировав   творческий   потенциал.   Параллельно происходит   достаточно   глубокое   усвоение   учебного   материала,   развитие   общих компетенций. При этом учащийся выступает на занятии в роли исследователя, создателя собственного   интеллектуального   труда,   что   является   высоким   показателем   и эффективным стимулом для приобретения знаний.

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка урока  по русскому языку на тему "Фразеологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018