Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык +1
Взрослым
21.08.2017
В докладе затронута тема воспитания у школьников твердых нравственных ценностей, которые помогут им вырасти честными, порядочными людьми, истинными гражданами своей великой страны. В последнее время, время духовного обнищания, деградации нравственного уровня населения важность воспитания таких качеств актуальна как никогда прежде.Доклад "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад Идейно-.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
с. Покровское Хасавюртовского района Республики Дагестан
ДОКЛАД
на тему
«Идейнонравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературы» Учитель – Пашаев АрсланХасанович
с. Покровское, 2017 г.
Развитие новых общественных отношений выдвигает проблему
нравственного формирования личности, требует осмыслить, каким должен
быть человек нашего времени. Среди наиболее важных вопросов выступают
такие, как формирование в человеке чувства ответственности, понимания
своих функций, отношения к окружающему миру, людям, осмысление своих
прав и обязанностей, этических норм, путей познания.
Перед учителями русского языка и литературы ставится задача
добиться органического единства обучения и воспитания, формирования
личностного мировоззрения, гражданских качеств. Проблему нравственного
воспитания нужно рассматривать широко как проблему осмысления
нравственного обмена личности в системе сложных общественных отношений.
Какие же ценности можно считать нравственными? В
педагогической литературе авторы вкладывают в понятие «нравственные
ценности» то, чем дорожит человек, определяют их как факторы, придающие
человеку стойкость, сопротивляемость, надежность.
Нравственные ценности – это те ценности, которые действуют в
любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в
беду, скромность, мужество, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь,
Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Необходимо рассматривать
нравственные ценности как методологическую основу идейнонравственного
воспитания на уроках русского языка и литературы. Все они появляются в
результате взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками.
Школьники должны понять необходимость считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в
своем поведении.
Заметно повысившийся в литературе интерес к индивидуальному не
случаен: он отражает особенности развития нашего общества, когда выросло
самосознание человека, усложнился духовный мир, появились новые связи
между личным и общественным, когда перед человеком со всей остротой
встали вопросы:
«Каковы же основы его нравственности, каково его место в
обществе, отвечают ли его качества требованиям нашего времени?»
Надо помнить, что на личность глубоко воздействуют как внешние,
так и внутренние факторы. Бывает, что при отрицательном влиянии внешней
среды, внутренняя направленность личности такова, что человек способен
противостоять вредным влияниям.
рассматривая
нравственное воспитание как важнейшую составную часть формирования
Следовательно,
личности, как процесс, оказывающий огромное влияние на отношение
человека к интересам общества, его целям и задачам, необходимо изыскивать
наиболее эффективные методы управления процессом нравственного
воспитания, помня, что содержание и высота нравственности человека
определяются его постоянным развитием, воспитанием и самовоспитанием.
В деле воспитания нравственного человека большая ответственность
ложится не только на школу, но и на родителей, так как воспитание
начинается в семье. Нравственные устои каждой семьи накладывают свой
отпечаток на отношение школьников (особенно старшеклассников) к своим
родителям.
В наших школах есть ребята, которые искренне гордятся своими
родителями, любят и уважают матерей, видят в отце, матери лучшего друга. Однако многие из них ценят родителей только за те блага, которые они им
предоставляют.
Такое положение создалось потому, что семья в настоящее время
заботится в основном о материальном обеспечении детей: одеть, накормить,
дать денег на развлечения.
В одних семьях родители считают себя недостаточно грамотными
для нравственного и интеллектуального воздействия на детей, в других –
слишком занятыми работой и общественной деятельностью. Третье – это
недостаточное общение детей и родителей (ясли, школа, учебные заведения,
СМИ)
Поэтому преподавателей русского языка и литературы серьезно
должна беспокоить проблема формирования у школьников чувства
нравственного долга перед родителями, которая очень часто обходится
стороной.
А ведь человек прежде всего и больше всего характеризуется своим
отношением к родителям и детям. В этом смысле очень хороши тематические
вечера, очерки, посвященные семье и родителям, дидактический материал по
этой теме.
Нравственное воспитание как одна из главных целей предусмотрено
школьной программой. В аннотациях к каждой теме курса литературы
затрагиваются вопросы, связанные с постижением учащимися нравственного
мира, проблемы формирования характеров героев, особенности их поведения
и т.д.
Проблема идейнонравственного воспитания учащихся требует
особой подготовки учителя, четкого планирования им всей системы работы,
поисков специфических приемов анализа, присущих только литературе. Основным средством воспитательного воздействия на уроках
литературы было и остается Слово: слово учителя, слово писателя. И по
прежнему самым сложным в работе учителя остается выбор материала
обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над
языковыми средствами речи, но и над смыслом, который имеет предложенный
текст.
Нравственное воспитание на уроках литературы неразрывно связано
с произведением, его героями, анализом текста. Если в младшем звене дети
только читали и анализировали, что хорошо, а что плохо, то уже в 57 классах
они должны учиться отвечать на вопросы: «Почему? Что повлияло? Что
побудило? Чем вызвано?» Учеников постоянно должен волновать вопрос
«Почему?» Ответ на этот вопрос всегда приводит читателя к душе,
духовному миру и потребностям, сердцу героя. Анализируя чужие поступки,
сравнивая литературное с жизненным (личным), подросток будет приходить к
правильным выводам в нравственном отношении.
В этом отношении очень полезны и плодотворны, я считаю, тексты
библейских легенд, народного фольклора, произведения Чехова, Зощенко,
Пришвина, Астафьева, В. Распутина, Б. Екимова, Платонова и др. Тем более
что современные учебные программы не сковывают нас, а часто
предоставляют свободу в выборе произведений того или иного писателя.
Необходимо, чтобы текст не забывался со временем, а чтобы мысли,
цитаты из него повторялись в уместных ситуациях, в характеристике
поступков, при прохождении других тем. Очень плодотворны на уроках
лтературы обсуждения проблемных ситуаций, постановка вопросов, которые
вызовут спор, дискуссию. Общаясь со школьниками определенного возраста, учитель всегда
остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления
работать.
Например, в среде 57 классов остро ощущается дефицит культуры
речи, общения, элементарного такта, терпимости друг к другу. И в то же
время тети этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты. Они очень
ранимы и восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И
многие беды возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения
выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Уберечь детей от этого – одна из задач учителя – старшего друга. Но как это
сделать, избежав назидательности, бесконечных нравоучений, подавления
личности?
В учебниках по русскому языку есть связные тексты, разумное
использование которых способствует воспитанию у детей, учащихся
нравственных ценностей.
На уроках русского языка при подборе дидактического материала
можно обратиться к таким текстам, в которых содержатся понятия «друг,
дружба, терпение, Терпимость, уважение, сострадание, такт, внимание,
заботливость, нежность» (т.е. понятия, определяющие нравственное
воспитание)
Проводить такие виды работ, как: подбор синонимов, работа со
словарем, конструирование текстов различных видов, приведение жизненных
примеров.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ребята активно проявляют
нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают
друг друга. А самокритика и самоанализ им пока недоступны. Нужно стараться
объяснить им в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль оно
играет в жизни человека. Воспитание учащихся может идти и на
антипримерах (каким не следует быть)
Хочется отметить, что все же большая часть ответственности за
нравственное воспитание возлагается в школе на учителейсловесников, хотя
заниматься этим можно и нужно на любом уроке, непрерывно.
В наше время, время технических и технологических революций,
время, когда появляются все новые и новые средства общения и информации,
когда ребенок предпочитает общение с компьютером, Интернет и телевизор
общению с друзьями, родителями и учителями, нам очень трудно достучаться
до его сердца, души и доказать, что материальное не должно быть выше
духовного, что хорошая книга для него дороже и полезнее, что литературные
герои могут научить его стать Человеком.
Это очень трудная задача, но от ее решения зависит настоящее и
будущее страны и общества. Поэтому, несмотря ни на что, на все трудности и
сопротивляемость, мы с вами должны продолжать «ваять» думу.
Закончить бы хотелось словами героини повестисказки Ирины
Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!»:
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький
солнечный зайчик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром,
то в нем этот самый солнечный зайчик проснется и всякий ответит вам
добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг
покажется, что человек злой или делает плохо, не сердись на него, не обвиняй
его. Это просто значит, что солнечный зайчик заснул уж очень крепко. Ты
постарайся его разбудить, и увидишь, как все будет хорошо!»
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Доклад на тему "Идейно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.