Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.04.2017
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)
Данная методическая разработка представляет собой материал, который основан на двух разделах русского языка - это морфология и орфография. Разработка поможет повторить правописание не и ни в наречиях и местоимениях, темы усвоенные в процессе изучения программы средней школы. В работе применяется методы опроса и самостоятельной поисковой деятельности.Текстовый материал в формате Word
Метод. разработка. Русск. яз.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,   НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «АХТЫРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФИ­АЛЬЯНС» Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» «Правописание  НЕ и НИ в наречиях и местоимениях»                                                                                                              Из опыта работы преподавателя                                                                               русского языка и литературы                                                                               Бабич Т.П. 2017 ТЕМА: « Правописание «не» и «ни» в наречиях и  местоимениях». Цель урока: Закрепить знания, полученные в школе. Обобщить правила  орфографии по данной теме. Научить применять их в письменных  работах. Оборудование: ­ таблицы по данной теме.                               ­ тематические карточки                               ­ дидактические материалы                               ­ Пособия по русскому языку под. ред. Грекова.                               ­ Русского язык: учебник  для учреждений начального и                                  среднего профессионального образования/ Е.С. Антонова,                                  Т.М. Воителева Ход урока: 1. Вступительная часть урока. Слово учителя: Прежде чем перейти к разделу  Орфография, давайте обратимся к морфологии и  вспомним, что такое местоимение и наречие и какие они бывают. Учащиеся: 1.  Обучающиеся дают определение местоимения, называют его разряды. /Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество,  не называя их и не определяя их содержания./    Разряд Личные          Местоимения 1­е лицо ­ я, мы; 2­е лицо – ты, вы; 3­е лицо – он, она, оно, они; себя Возвратное Притяжательные  Мой, твой, свой, наш, ваш;     Примеры Не страшно, если ты один,  страшно, если ты ноль. Мы надеемся на себя. По своей редкой красоте лес  также является памятником  природы. Из иного леса хочется бежать  без оглядки – до того в нём  мрачно и уныло. Этот лес не только историко­ культурный памятник, который  связан с именем Пушкина. И.Кулибин, не получивший  никакого систематического  образования, был выдающимся  механиком – самоучкой. Какое­то новое для меня,  Указательные Определительные Каждый, весь, всякий, самый, сам,  Этот, тот, такой, столько, таков; Каков привет, таков и ответ. иной, другой, любой; Вопросительные Относительные кто? что? который? чей? сколько? Что день грядущий мне готовит? Те же, что и отрицательные, но без  вопроса Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей,  некого, нечего; Неопределённые Некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто­то, что­то, чей­то,  кто­либо, чей­либо, какой­либо,  кто­нибудь, что­нибудь, чей­  нибудь, какой­нибудь, кое­кто, кое­ что, кое­какой; чрезвычайно сильное и приятное  чувство вдруг проникло мне в  душу. 2. Отвечающий у доски должен придумать и написать предложения, в которых  есть местоимения.     3.  Обучающиеся  в классе  находят эти местоимения. Затем называют разряды местоимения и определяют эти разряды в  написанных предложениях. 4. Отвечающий у доски составляет новые предложения с этими же        местоимениями. Учитель: Мы вспомнили местоимения, перейдём к наречиям. Что такое наречие. / Наречие – это знаменательная часть речи, включающая в свой состав неизменяемые слова со  значением признака действия, состояния, качества предмета: идти быстро, прочитать  наоборот, кричать громко, излишне серьёзный, очень далеко, поездка втроём и т.д./    Значение Определительные (качественные) Определительные  (количественные)          Примеры Весело, смело, глубоко, горько,  громко, быстро Мало, много, чуть­чуть, вдоволь,  вдвое, втройне, трижды; Вручную, наизусть, пешком, бегом,  мимоходом, вдребезги, вразвалку; Здесь, там, близко, высоко.  Справа. Вдали, наверху; Вчера, завтра, всегда. Днём, ночью, летом, иногда; Сгоряча, назло, умышленно.  спроста, сослепу; Назло, невзначай, нарочно,  умышленно, напоказ;              Вопросы Как? Сколько?  Сколько раз? До какой степени? Как? Каким способом? Каким образом? Где?  Куда?  Откуда? Когда? С каких пор? До каких пор? Почему? По какой причине? Зачем? Для чего? С какой целью? Определительные  (образа и способа  действия) Обстоятельственные (места) Обстоятельственные (времени) Обстоятельственные (причины) Обстоятельственные (цели)   Обучающиеся: 1. Что такое наречие? /устно/ 2. Классификация наречий? /устно/ 3. Написать примеры наречий. 4. Определить, какие это наречия.  /устно/ 5. Составить предложения с наречиями. Учитель: Задание классу. 1. Выполнение работы по карточкам. 2. Выполнение упражнения по темам: «Наречие» и «Местоимение». Учебник: Л.А.Чешко «Высшая школа»  № 162 Перепишите, употребляя местоимения 3­го лица в нужной форме.    1. Поблизости рос колючий кустарник, а рядом с (он) поросль рябины, за (она)         ольховник.    2. Три выстрела в стаю хищников уложили двух из (они).    3. На высоте метров двадцати над (они) реяло огромное животное.    4. Вдалеке виднелся лесок, а напротив (он) небольшое селение.    5. Солнце наполовину вышло из моря, и навстречу (оно), рассекая волны, гордо         бежал белокрылый корабль. Учебник: Л.А.Чешко «Высшая школа» № 229 Перепешите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Наречия  подчеркните. 1. Задолг.. до его ( романа) появления в печати о нём говорили как о  произведении.. необыкновенном. 2. Напилась земля воды досыт.. 3. Издавн.. умысел ужасный взл..леял тайно злой старик. 4. Хата эта была занов.. была покрыта камыш..м, подправлена. 5. Лиш.. изредк..телега стучит по мостовой.        2.Основная часть урока. Учитель: Мы с вами повторили раздел морфологии, темы «Местоимения» и «Наречия».  Переходим к основной нашей теме «НЕ» и «НИ» в местоимениях и наречиях. Вначале поговорим о местоимениях. Обучающиеся: /отвечают с места, примеры записывают у доски/. Вопросы: 1. Когда в местоимениях пишется НИ, а когда НЕ? 2. Когда НИ и НЕ пишутся слитно, а когда раздельно? /Обучающиеся отвечают с места, примеры записывают у доски/ 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ, а без ударения НИ. Записать в тетрадь. Некого спросить. Никого не встретить. Нечего беспокоиться. Ничего не узнать. 2. Если при отрицательны и неопределённых местоимениях в косвенных падежах имеются  предлоги, то тогда НИ. НЕ. КОЕ пишутся раздельно. Записать в тетрадь.            Некого – не от кого.            Никого – ни от кого.            Некому – не к кому.            Никому – ни к кому. Кое­кого – кое у кого.            Кое­чем – кое с чем.             Учитель: Теперь подробнее разберём наречия. 1. Когда НЕ с наречиями на О  пишется слитно? 2. Когда НЕ с наречиями на О пишется раздельно? 3. Когда в наречиях пишется НИ, а когда НЕ? 1. НЕ с наречиями пишется слитно:       – если наречие без НЕ не употребляется.          Неряшливо одеться.       ­ если НЕ служит для образования нового наречия. ­ Жить недолеко (близко) от станции.       ­ Уехать ненадолго (на короткий срок).       ­ если при наречии есть зависимые слова очень, крайне, совершенно, совсем.       ­ Жить очень недалеко от станции. 2. НЕ пишется с наречиями на – О раздельно:       ­ если есть или подразумевается противопоставление Мой дом находится не далеко, а совсем близко от станции. Вы живёте далеко от станции? Нет, не далеко.       ­ если при наречии есть зависимые слова с приставкой НИ или частицы          ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ. Смеялся ничуть не весело. Смеялся отнюдь не весело.        Учитель: Чтобы закрепить данную тему напишем проверочный диктант. Текст диктанта: 1. Николушке торопиться было некуда. /А.Н.Толстой/ 2. Останавливаться было незачем, да и негде. /Паустовский/.  3. Ему ни о чём не хотелось ни  вспоминать, ни думать. / М.Шолохов/ 4. Запершись в деревне, он сразу почувствовал себя на свободе, ибо нигде, ни в какой  сфере его наклонности не могли бы найти себе такого простора, как  здесь./И.С.Тургенев/ 5. Раскольников чувствовал, что поражён, что в признании Николая есть что­то  необъяснимое, удивительное, чего ему теперь не понять ни за что. /Ф.М.Достоевский/ 6. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. /Л.Н.Толстой/ 7. Гость был никто другой, как наш почтенный, давно оставленный нами, Павел Иванович  Чичиков./Н.В.Гоголь/      Самостоятельная проверка диктанта.   4. Заключительная часть урока. 1. Обобщение изученного. 2. Подведение итогов. ­ оценки за работу на уроке    ­ оценки за работу по карточкам                      3. Домашнее задание.                          Повторить                       4. Составить презентацию по теме:   Правописание НЕ и НИ  с причастиями,                                                                                       деепричастиями и    глаголами.

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание не и ни в наречиях и местоимениях"(10 -11  класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017