Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
25.02.2017
Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"
Методический сценарий урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов" разработан с использованием проектной технологии и информационно-коммуникативной технологии для 10 класса учебника "Химия. 10 класс." под редакций О.С. Габриеляна. В разработке указаны образовательные, развивающие и воспитательные цели, оборудование и набор веществ.Методический сценарий урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов" разработан с использованием проектной технологии.
Физические и химические свойства альдегидов.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка Конспект урока по химии  в 10 классе  «Альдегиды: получение, применение, физические и химические свойства» Подготовила учитель химии  Мохунова Елена Александровна г. Липецк, 2016 год Альдегиды: получение, применение, физические и химические свойства Образовательная   цель:   изучить   физические   свойства,   химические   свойства альдегидов,   обусловленные   наличием   в   молекуле   карбонильной   группы   атомов (гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II)), способы получения альдегидов (окисление и дегидрирование спиртов, гидратация алкинов) и  их применение. Развивающая цель: учить сравнивать, проводить эксперимент и   делать выводы, учить составлять  уравнения реакций для схем превращений с участием альдегидов, оформлять   результаты   работы   с   помощью   компьютера,   выполнять   тесты   на   основе заданий ЕГЭ. Воспитательная цель: убедить в   практическом значении альдегидов для жизни человека. Проектная деятельность. Оборудование.  1) Духи.  2) Бланк­проект «Памятка для покупателей  парфюмерии «Все об альдегидах»» (26 шт.).  3) Карточки с заданиями:  карточка № 1 «Строение альдегидов»  карточка № 2 «Физические свойств альдегидов»  карточка № 3 «Применение метаналя и этаналя»  карточка № 4 «Применение альдегидов»  карточка № 5 «Получение альдегидов»  карточка № 6 «Химические свойства альдегидов (реакция «серебряного зеркала»)»  карточка   №   7«Химические   свойства   альдегидов   (окисление   альдегидов гидроксидом  меди (II))»  карточка № 8 «Химические свойства альдегидов (восстановление альдегидов). 4) Компьютер, проектор, 8 ноутбуков. 5) Вещества и лабораторная посуда для опытов. Набор № 1. Аммиачный раствор оксида серебра (I), раствор этаналя (вместо этаналя используем раствор глюкозы), спиртовка, пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка. Набор   №   2.   Растворы   гидроксида   натрия,   сульфата   меди   (II),   раствор   этаналя, спиртовка, пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка. Набор № 3. Прибор для окисления спиртов, этиловый спирт, спиртовка, аммиачный раствор оксида серебра (I), пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка. Набор   №   4.   Растворы   формалина,   этаналя,     пропаналя,     штатив   для   пробирок,   3 пробирки. Ход урока. 1. Актуализация знаний. Слово учителя.   Известные   духи   Шанель   №5­   это   смесь   этилового   спирта   и   10   альдегидов, обладающих приятным запахом (слайд 2). В 1921 году, Эрнест Бо проведя множество экспериментов   с   альдегидами,   которые   пахнут   как   настоящие   цветы,   создал   10 прекрасных композиций и представил на выбор мадмуазель Коко. Оценив все образцы, она выбрала пятый номер, который и стал затем классикой всех времен – Chanel №5.  Верхние ноты: бергамота, нероли, лимона (слайд 3). Средние ноты: ландыша, ириса, жасмина. Базовые ноты: мускуса, ванили, сандалового дерева. Стоимость Chanel №5  доходит до 165 у.е. Для   приготовления   парфюмерной   продукции   используют   альдегиды,   которые хорошо растворяются в спирте и придают приятный запах. По проведенным опросам в парфюмерных магазинах среди покупателей практически никто из взрослых не смог ответить на вопрос: «Какие вещества называются альдегидами?» Учитель задает вопрос учащимся: 1) Сформулируйте, какие вещества называются альдегидами? Слово учителя. Покупатели не смогли ответить на вопрос: «Какими свойствами обладают альдегиды?» Предлагаю для забывчивых покупателей составить буклет «Все об альдегидах» (приложение 1, бланк­проект). Что можно будет напомнить взрослым об альдегидах? На основе ответов  учащихся учитель предлагает сформулировать тему урока, которую записывают в буклет «Все об альдегидах»  и на доску. Затем учитель вызывает к доске 6 учеников, которые записывают: 1) общую формулу альдегидов; 2) структурные формулы альдегидов: метаналь, этаналь, пропаналь, нональ, деканаль. Учащиеся класса выполняют данное задание в бланках­проектах.  Затем учитель обращает внимание на доску (слайд № 4) и формулирует проблему урока: «Какие из предложенных альдегидов используются в парфюмерии, и является ли их применение безопасным для здоровья человека? Как определить наличие альдегидов в парфюмерной продукции?» (слайд 4) Учитель обращает внимание, что работать учащиеся будут в бланках­проектах ­ памятка для покупателей  парфюмерии «Все об альдегидах»» (приложение 1)   и на ноутбуках в течение 10 минут в группах по 2­4 человека с использованием § 11 и карточек с заданиями. Всего будет 8 групп. Для каждой группы на ноутбуке создана презентация, состоящая из одного слайда содержащего   часть таблицы бланка­проекта. Ученики, работая   в группах по изучению поставленной проблемы, заполняют часть таблицы   в   бланке­проекте   и   слайд,   которые   соответствуют   названию   карточки   с заданиями. Группы № 1, № 2, № 3 состоят из двух учеников. Группа №1 получает задание по изучению строения альдегидов, группа № 2 ­ применение альдегидов, группа № 3 ­ применение метаналя и этаналя. Группы № 4, № 5,№ 6,№7, №8 состоят из 4 учеников.   Группа   №   4   исследует   физические   свойства   альдегидов,   группа   №   5­ химические   свойства   альдегидов   (реакция   «серебряного   зеркала»),   группа   №   6­ окисление альдегидов гидроксидом меди (II), группа №7­ восстановление альдегидов, группа   №   8­   получение   альдегидов.   Заполненный   слайд   ученики   сдают   учителю, который  помещает его в общую презентацию. Работая в группах, используя созданный слайд и план устного ответа (слайд 5), учащиеся  готовятся к устному выступлению перед классом о решении проблемы:  1) сообщить проблему, которую изучала группа; 2) рассказать о способах ее решения; 3) объяснить составленные химические уравнения реакций; 4)продемонстрировать результаты опыта; 5) сформулировать вывод. II Изучение нового материала. 1 этап. Повторение правил техники  безопасности при работе с веществами.  Учитель проводит фронтальную беседу по правилам техники безопасности при проведении лабораторных опытов, используя слайды № 6­10.  Как надо вести себя во время работы с веществами, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью окружающих? (слайд № 6­9)  Как надо определять запах вещества? (слайд № 10)  Как правильно нагревать вещества? (слайд № 10)  Что надо делать при попадании веществ на кожу или одежду? 2 этап. Работа в группах. Затем  учащиеся получают задания на карточке и работают в группах в течение 10 минут. 1 группа. Строение альдегидов. Карточка № 1 «Строение альдегидов». Оборудование.   Ноутбук.   Презентация   «Строение   альдегидов»,   состоящая   из   одного слайда (слайд 11). Проблема: какое строение имеют молекулы альдегидов? Задания. 1) Прочитайте в §11 о строении альдегидов. 2)   Запишите   в   таблицу   №   1   «Строение   альдегидов»   пропущенные   понятия   в предложениях и отметьте  их вместо вопросов на общей формуле альдегидов.   Таблица  № 1. «Строение альдегидов». Строение альдегидов. Общая формула альдегидов                                ?             R     С = О                                ?                     H                            ?         ?             R     С = О                                                     H Молекулы альдегидов содержат _______________группу, связанную с  атомом __________ и _____________радикалом.  Между атомом углерода и атомом кислорода в карбонильной группе  устанавливается _______ связь: одна ­ ______, другая_________. Электронная плотность в карбонильной группе смещена от атома  ___________ к наиболее электроотрицательному  атому ___________.  Поэтому атом углерода приобретает частичный _______ заряд, а атом  кислорода – частичный ______заряд. Физические и химические свойства  альдегидов определяет ______ группа. 3)   Затем   оформите   бланк­проект   «Все   об   альдегидах»   (колонка   «строение альдегидов»),  слайд   (слайд  11),  указав   на   общей   формуле   альдегидов   типы   связей, частичные заряды (то есть те понятия, которые отметили в колонке таблицы). 4)   Сдайте   учителю   оформленный   слайд,   для   того   чтобы   поместить   его   в   общую презентацию.  5) Сделайте вывод, какое строение имеют альдегиды, используя текст на карточке и слайд «Строение альдегидов».  2 группа. Применение альдегидов. Оборудование:   карточка   №   4     с   заданиями   «Применение   альдегидов»,   карточка   с дополнительной   информацией   «Применение   альдегидов»,   ноутбук,   презентация   с одним слайдом «Применение альдегидов» (слайд 12). Карточка № 4. Применение альдегидов. Проблема: где применяют альдегиды? 1) Прочитайте дополнительную информацию на карточке «Применение альдегидов». 2) Ответьте на вопрос: «В каких областях применяют альдегиды?» 3) Заполните  в бланке­проекте схему «Альдегиды» и слайд «Применение альдегидов»   Устно ответьте на вопросы: Приведите   примеры   альдегидов,   которые   используют   в   парфюмерии? Какими они обладают запахами? Приведите   примеры   альдегидов,   которые   используются   в   кулинарии?   Какими они обладают запахами? 4) сделайте вывод о том, где применяют альдегиды? Дополнительная информация. Из альдегидов наибольшее применение имеет метаналь. Он используется обычно в виде водного раствора – формалина. В   медицине   формалин   применяют   только   в   виде   разбавленных   растворов   в качестве дезинфицирующего и дезодорирующего средства: для обмывания кожи при повышенной   потливости,   для   дезинфекции   инструментов   (в   виде   0,5%   растворов). Формалин   применяют   для   сохранения   биологических   и   анатомических   препаратов, дубления кожи, обработки зерна перед посевом для уничтожения паразитических спор. Все альдегиды имеют сильный запах. Чем меньше атомов углерода в молекуле альдегида   –  тем   неприятнее   этот   запах.   Низшие   альдегиды,  содержащие   от   1  до  7 атомов углерода имеют резкий запах, высшие альдегиды, содержащие от 8 до 14 атомов углерода ­ душистые вещества.  Поэтому  альдегиды используют в парфюмерии. Так, например,    пропаналь (C3H6O)–альдегид со сладким фруктовым ароматом. Получают   его   чисто   химическим   путем   из   различных   газов.   Используется   в парфюмерии довольно редко, в очень слабых концентрациях для придания композиции сладкой, чуть конфетной фруктовости.  Нонаналь (С9Н18О)– это альдегид с  ароматом  розового масла. В   парфюмерии используется в основном для усиления аромата розы. Деканаль   (C10H20O)–   альдегид   с   сильным  ароматом  апельсиновой   корки. Получают   его   из   корней   ириса,     казацкого   можжевельника,     сладкого   апельсина, мандарина, цветов кориандра, цветов акации. В парфюмерии используется для создания запаха цитрусовых. Альдегиды из­за запаха используют не только в парфюмерии, но и в кулинарии. Миндальные   пирожные  ароматизируют  бензойным   альдегидами   ( ),   чтобы   запах миндаля был более сильным. Запах корицы придает коричный альдегид (   ).  Альдегид ванилин ( запахом ванили.  ) используют   как вкусовую добавку к пищевым продуктам с Еще альдегидами  ароматизируют  пластмассы и резину, чтобы готовые изделия пахли приятно. Некоторые   альдегиды   также   бывают   не   просто   неприятно   пахнущими,   но   и токсичными.   Например,   акролеин(СН2=СН­СНО)   использовался   во   время   Первой мировой войны в качестве химического оружия, наряду с ипритом и хлором. Очень многие альдегиды запрещены к применению именно из­за своей токсичности. Альдегиды   применяют   для   производства   полимеров,   лекарств,   красителей, пестицидов, взрывчатых веществ. 3 группа. Применение метаналя и этаналя. Оборудование: карточка № 3  «Применение метаналя и этаналя» с заданиями, карточка с   дополнительной   информацией   «Применение   метаналя   и   этаналя»,   ноутбук, презентация с одним слайдом «Применение метаналя и этаналя» (слайд 13). Карточка № 3. Применение метаналя и этаналя. Проблема: для производства, каких веществ используют метаналь  и этаналь? 1) Прочитайте § 11 «Альдегиды и кетоны» на странице 81­82 о применении метаналя и этаналя.  2)   Запишите   вещества,   которые   получают   из   метаналя   и   этаналя   в   схему   бланка­ проекта «Применение метаналя и этаналя» и на  слайд.   3) Прочитайте дополнительную информацию на карточке «Применение альдегидов». Обсудите в группе ответы на вопросы:  Где применяется формалин?  Почему   формалин   используют   в   качестве   дезинфицирующего   средства,   для хранения биологических и анатомических препаратов, для дубления кож? 4) Заполните схему «Применение формалина»  в бланке­проекте и на слайде. 5) Сделайте вывод о  том, какие вещества получают из метаналя и этаналя. Дополнительная информация. Из альдегидов наибольшее применение имеет метаналь.  Широко применяется водный раствор, содержащий в массовых долях 0,4, или 40%, метаналя.   Он   называется  формалином.  Его   использование   основано   на   свойстве соединяться   с   молекулами   белка   с   образованием   нерастворимых   соединений.   Так, например,   в   кожевенном   производстве   дубящее   действие   формалина   объясняется свертыванием белка, в результате чего кожа твердеет и не подвергается гниению. На этом   же   свойстве   основано   применение   формалина   для   сохранения   биологических препаратов, для обработки зерна перед посевом для уничтожения паразитических спор. В   медицине   формалин   применяют   только   в   виде   разбавленных   растворов   в качестве дезинфицирующего и дезодорирующего средства: для обмывания кожи при повышенной потливости, для дезинфекции инструментов (в виде 0,5% растворов).  Метаналь   идет   также   на   производство   некоторых  лекарственных   веществ   и красителей 4 группа. Физические свойства альдегидов. Оборудование:   3   пробирки,   карточка   №   2   «Физические   свойства   альдегидов»   с заданиями,   карточка   с   дополнительной   информацией   «Физические   свойства альдегидов», ноутбук, презентация с одним слайдом «Физические свойства альдегидов» (слайд 14). Вещества: формалин, этаналь, пропаналь. Карточка № 2. «Физические свойства альдегидов» Проблема: какие альдегиды и почему используют в парфюмерии?  1) Прочитайте § 11 «Альдегиды и кетоны» на странице 81­82 о физических свойствах метаналя   и   этаналя.   Затем   прочитайте   дополнительную   информацию   о   физических свойствах альдегидах. 2) Рассмотрите в пробирках вещества: формалин, этаналь, пропаналь. Устно обсудите их физические свойства (агрегатное состояние, запах, цвет). 3) Заполните уголковую схему в бланке­проекте и на слайде «Физические свойства альдегидов»,   вставив   пропущенные   слова,   записав   для   каждой   группы   альдегидов общие физические свойства (агрегатное состояние, запах, растворимость в воде и в метаналь (С) ­_____; этиловом спирте; токсичность): → → → этаналь (С2)  С 3 – С7 – → С8­С15­  >→ C15 – 3)Рассмотрите раствор формалина, который находится в пробирке, запишите в таблицу и на слайд, какой раствор называется формалином. 4)Обсудите в группе ответы на вопросы: ­Применяют ли метаналь и этаналь в парфюмерии? Почему? ­ Альдегиды, какого состава  применяют в парфюмерии? 6) Сделайте вывод о том, какие альдегиды и почему используют в парфюмерии. Физические свойства альдегидов. Дополнительная информация. Метаналь – газообразное вещество, этаналь – это уже легколетучая жидкость. Альдегиды содержащие от 3 до 15 атомов углерода– жидкости, температуры кипения которых   по   мере   увеличения   числа   атомов   углерода   в   молекулах   закономерно возрастают.   Высшие   альдегиды,   содержащие   более   15   атомов   углерода,   –   твердые вещества.  Все альдегиды имеют сильный запах. Чем меньше атомов углерода в молекуле альдегида,  тем неприятнее этот запах. Низшие альдегиды, содержащие от 1 до 7 атомов углерода имеют резкий запах, высшие альдегиды, содержащие от 8 до  14 атомов углерода, – душистые вещества.  Так, например,    пропаналь (C3H6O) – это бесцветная жидкость со сладким фруктовым ароматом. Получают его чисто химическим путем из различных газов. Используется в  парфюмерии  довольно редко,   в   очень   слабых   концентрациях   для   придания   композиции   сладкой,   чуть конфетной фруктовости.  Нонаналь   (С9Н18О)   –   это  бесцветная   или   немного   желтоватая   жидкость   с ароматом  розового   масла.   В    парфюмерии  используется   в   основном   для   усиления аромата розы. Деканаль (C10H20O) – это бесцветная слегка маслянистая жидкость с сильным ароматом  апельсиновой   корки.   Получают   его   из   корней   ириса,     можжевельника, сладкого   апельсина,   используется для создания запаха цитрусовых.   мандарина,   цветов   кориандра,   акации.   В  парфюмерии Метаналь и этаналь хорошо растворяются в воде. С увеличением числа атомов углерода   растворимость в воде альдегидов постепенно уменьшается. Все альдегиды хорошо растворяются в органических растворителях, в том числе и в этиловом спирте.  Альдегиды раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей, вредно влияют на нервную систему. 5 группа. Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Карточка № 5 Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Оборудование: карточка № 6  с заданиями «Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала», ноутбук, презентация с одним слайдом «Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала» (слайд 15), пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка, спиртовка. Вещества:   аммиачный   раствор   оксида   серебра  (I),  раствор   этаналя   (вместо   этаналя используем раствор глюкозы). Проблема.   Как   распознать   наличие   альдегидов,   в   том   числе   и   в   парфюмерной продукции?  1) Найдите в учебнике § 11 описание химических свойств альдегидов. Прочитайте о реакции «серебряного зеркала».  2)   Запишите   в   бланк­проект   под   буквой   А   пропущенные   слова,   выпишите   реакцию «серебряного зеркала» из учебника в общем виде  на уровне стрелки ( ).→ 3) Проведите опыт. В чистую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра (Ag2O * NH4OH) и добавьте по стенке 5­6 капель раствора этаналя.   Нагрейте пробирку с раствором. Сначала прогрейте 3 раза всю пробирку. Затем расположите   пробирку   горизонтально,   нагревайте   только   стенки   пробирки.   Что наблюдаете? 4)   Запишите   в   бланк­проект   проведенную   реакцию,   вставив   химические   формулы пропущенных   веществ,   указав   условия   и   название   исходных   веществ   и   продуктов реакции. 5) Заполните слайд «Химические свойства альдегидов. Реакция "серебряного зеркала"». 6) Затем, используя слайд «Химические свойства альдегидов. Реакция "серебряного зеркала"»  и     результаты   лабораторного   опыта,  расскажите   о   реакции   «серебряного Чем обусловлены химические свойства альдегидов? Какая реакция называется реакцией «серебряного зеркала» (Отвечая на вопрос, вы  До какого класса веществ окисляются альдегиды? До каких продуктов окисляются метаналь, этаналь и альдегиды, содержащие более 2­ зеркала», ответив на вопросы: → → должны вставить пропущенные слова  в предложение под буквой А). → → х атомов углерода? 6) Расскажите о проведенном лабораторном опыте по плану: → → → →Какие продукты получились в результате реакции? → Сделайте   вывод,   ответив   на   вопрос   проблемы,   как   можно     распознать   наличие альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?  Как называется эта реакция с помощью, которой можно  распознать альдегиды? Что брали? Что делали? Что наблюдали? 6 группа. Химические свойства альдегидов. Взаимодействие альдегидов со свежеприготовленным осадком гидроксида меди (  II   ) (   Cu   (  OH   )2). Оборудование:   карточка   №   6     с   заданиями   «Химические   свойства   альдегидов. Взаимодействие   альдегидов   со   свежеприготовленным   осадком   гидроксида   меди   (II) (Cu(OH)2)», ноутбук, презентация с одним слайдом «Химические свойства альдегидов Взаимодействие   альдегидов   со   свежеприготовленным   осадком   гидроксида   меди   (II) (Cu(OH)2)»   (слайд   16),   пробиркодержатель,   штатив   для   пробирок,   1   пробирка, спиртовка. Вещества:   растворы   гидроксида   натрия,   сульфата   меди   (II),   раствор   этаналя, спиртовка, пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка. Карточка № 6.  Химические свойства альдегидов. Взаимодействие альдегидов со свежеприготовленным осадком гидроксида меди (II) (Cu(OH)2). Проблема:   как   распознать   наличие   альдегидов,   в   том   числе   и   в   парфюмерной продукции?  1) Найдите в учебнике § 11 описание химических свойств альдегидов. Прочитайте о   реакции альдегидов с осадком гидроксида меди ( 2) Выпишите из учебника в бланк под буквой Б реакцию взаимодействия альдегидов с  II   ), изучите рисунок 49 . гидроксидом меди (   3) Проведите опыт.  )2) в общем виде.  II   ) (С   u  (  OH  Налейте   в   пробирку   1   мл   гидроксида   натрия   (NaOH)   и   добавьте   3­4   капли   меди   (II)   (CuSO4).   Что   наблюдаете?   Составьте   уравнение раствора   сульфата   химической реакции. Какое вещество выпало в осадок? К образовавшемуся осадку прилейте 1 мл этаналя.  Нагрейте пробирку с раствором. Сначала прогрейте 3 раза всю пробирку. Затем расположите   пробирку   горизонтально,   нагревайте   только   стенки   пробирки.   Что наблюдаете? 4) Запишите в бланк­проект наблюдения, вставив химические формулы пропущенных веществ, указав условие химической реакции. 5) Заполните слайд «Химические свойства альдегидов. Взаимодействие альдегидов со свежеприготовленным осадком гидроксида меди (II) (Cu(OH)2)». 6)   Затем   выйдите   к   доске,   используя   слайд   «Химические   свойства   альдегидов. Взаимодействие   альдегидов   со   свежеприготовленным   осадком   гидроксида   меди   (II) (Cu(OH)2)»   и     результаты   лабораторного   опыта,  расскажите   о   реакции Чем обусловлены химические свойства альдегидов? К какому типу реакций относится реакция взаимодействия альдегидов с гидроксидом взаимодействия альдегидов с гидроксидом меди (II), ответив на вопросы: → → меди (II)? →    До какого класса веществ окисляются альдегиды? → До каких продуктов окисляются метаналь, этаналь и альдегиды, содержащие более 2­ х атомов углерода? Что брали? Что делали? Что наблюдали? 6) Расскажите о проведенной химической реакции по плану: → → → →Какие продукты получились в результате реакции? → альдегиды? Сделайте   вывод,   ответив   на   вопрос   проблемы,   как   можно     распознать   наличие Как   называется   химическая   реакция   с   помощью,   которой   можно     распознать альдегидов, в том числе и в парфюмерной продукции?  7 группа. Химические свойства альдегидов. Восстановление альдегидов. Оборудование:   карточка   №   7   с   заданиями   «Химические   свойства   альдегидов. Восстановление   альдегидов»,   ноутбук,   презентация   с   одним   слайдом   «Химические свойства альдегидов. Восстановление альдегидов» (слайд 17). Карточка № 7. Химические свойства альдегидов. Восстановление альдегидов. Проблема: в результате реакции окисления спиртов образуются альдегиды. А можно ли получить спирты из альдегидов? 1) Найдите в учебнике § 11 описание химических свойств альдегидов. Прочитайте о реакции восстановлении альдегидов. 2)   Ответьте   на   вопрос,   до   каких   веществ   восстанавливаются   альдегиды?   Запишите пропущенное слово в бланк­проект «Химические свойства альдегидов» под цифрой 2. 3)   Выпишите   из   учебника   в   бланк­проект   под   цифрой   2   реакцию   взаимодействия альдегидов с водородом (Н2) в общем виде. 4) Запишите в бланке­проекте для реакции этаналя  с водородом продукты реакций. 5)Заполните   слайд   «Химические   свойства   альдегидов.   Восстановление   альдегидов» (слайд 17). 6)   Затем   выйдите   к   доске,   используя   слайд   «Химические   свойства   альдегидов. Восстановление альдегидов» (слайд 17),  расскажите о взаимодействии альдегидов с водородом, ответив на вопросы: → Какой функциональной группой обусловлены химические свойства альдегидов? Что называется реакцией восстановления? → → → 7) Сделайте вывод, ответив на вопрос, как можно из альдегидов получить спирты?  Какие вещества образуются из альдегидов результате реакции восстановления? При каких условиях протекает химическая реакция восстановления альдегидов? 8 группа. Получение альдегидов. Оборудование:   карточка   №   8   с   заданиями   «Получение   альдегидов»,   ноутбук, презентация   с   одним   слайдом   «Получение   альдегидов»   (слайд18,19),   прибор   для окисления спиртов, пробиркодержатель, штатив для пробирок, 1 пробирка, спиртовка. Вещества: этиловый спирт, аммиачный раствор оксида серебра (I). Карточка № 8. Получение альдегидов. Проблема:  некоторые из альдегидов были сначала найдены в составе эфирных масел растений,   а   позже   искусственно   синтезированы.   Как   сейчас   в   промышленности   и   в лаборатории получают альдегиды? (слайд 18)  В § 6 на странице 49  найдите описание способа получения в промышленности этаналя (уксусного альдегида). Затем найдите в § 11 на странице 81 описание этой же реакции.  Запишите этот способ в бланк­ проект и на слайд «Получение альдегидов»,   вставив   пропущенные   слова,   составьте   уравнение   химической реакции, указав условия.  1) В промышленности этаналь получают реакцией _________ из _______. Эта   реакция   названа   в   честь   русского   химика   –   органика   _________________, осуществившего ее. С2Н2  + Н2О   ….→  В § 11    найдите описание общего способа получения альдегидов из спиртов в промышленности   и   в   лаборатории,   запишите   пропущенные   слова,   схему химической реакции и реакцию окисления этилового спирта в бланк­ проект и на слайд «Получение альдегидов», указав названия продуктов химических реакций. 2) В промышленности и в лаборатории общим способом получения альдегидов является окисление первичных ________ на __________ катализаторе.                               Сu,t R­CH2­OH +[O]   →  _______ +_______ Сu,t →      … + …. СН3­СН2­ОН      Используя тему «Спирты» (§ 9, рисунок 43), обсудите качественную реакцию на первичные спирты. Эту химическую    реакцию в лаборатории используют  для получения альдегидов.  Проведите  лабораторный опыт «Окисление  этанола до  этаналя в присутствии оксида меди (II)», используя инструкцию   в учебнике О.С. Габриелян «Химия. 10 класс. Базовый уровень» на странице 171 и рисунок 43§ 9.  Запишите   этот   способ   в   бланк­проект   и   на   слайд   «Получение   альдегидов» (слайд 19), вставив пропущенные слова,  составив уравнение химической реакции, указав условие реакции. 3)  В лаборатории альдегиды получают взаимодействием первичных  _______с  черным порошком ______  СН3­ СН2­ОН + СuO   Сделайте вывод о способах получения альдегидов.  ______ +_____+ ______ →  Затем   расскажите   о   способах   получения   альдегидов   в   промышленности   и   в лаборатории, используя слайд «Получение альдегидов»(слайд 19) и результаты лабораторного опыта «Окисление  этанола до этаналя в присутствии  оксида меди (II)». Что брали? Что делали?   Расскажите о проведенной реакции по плану: → → → → Какие продукты получились в результате реакции? Что наблюдали? После   завершения   работы   в   группах  к   доске   выходит   1   ученик   от   группы, который рассказывает о проблеме, которая ставилась перед группой, о том,  как они ее решили   и   какой   сделали   вывод,   представляет   результат   работы   ­   слайд   на   общей презентации.   Если   для   решения   проблемы   надо   было   провести   эксперимент,   то описывает,   как   выполняли   и   демонстрирует   результат.   Учащиеся   из   других   групп заполняют  таблицу в бланке­ проекте «Все об альдегидах» (приложение 1).  На отчет групп отводится 16 минут. По  окончании  выступления  учащихся  учитель   проводит  фронтальный  опрос   с использованием таблицы бланка ­ проекта «Памятка для   покупателей парфюмерии «Все об альдегидах»» (приложение 1)      III этап. Закрепление. Общая формула  альдегидов 1) Почему альдегиды объединяют в один класс? 2) Какие качественные реакции характерны для альдегидов? 3) Какие продукты образуются при восстановлении альдегидов? 4) Какие продукты образуются при окислении альдегидов? 5)Перечислите способы получения альдегидов. 6) Какая реакция называется реакцией Кучерова? Какой   альдегид получают данной реакцией? 7) Выберите в  бланке­проекте альдегиды, которые используются в парфюмерии (слайд 20)? Объясните ответ. Учитель  предлагает   сделать   вывод   по   проблеме   урока (слайд 20),  ответив   на вопросы:  1)   Является   ли   применение   альдегидов   в   парфюмерии   безопасным   для   здоровья человека? Почему? 2) Как определить наличие альдегидов  в парфюмерной продукции? Учащиеся   записывают   вывод   в   бланк­проект   «Памятка   для     покупателей парфюмерии  «Все об альдегидах»» (приложение 1). Затем в течение 5 минут учащиеся на отдельных листках (приложение 2, слайд 21) выполняют дифференцированные задания по вариантам  с использованием заданий ЕГЭ части А, В и С (слайд 22).  Самостоятельная работа. I вариант II вариант Задание на оценку «3» 3) метаналь 4) пропаналь А1 При нормальных условиях газообразным  веществом является: 1) этанол 2)  этаналь А2. При гидрировании альдегидов образуются 1) спирты 2)  фенолы А3. Способ получения  этаналя в промышленности 1) взаимодействие  ацетилена с водой 2)  гидратация этена 3) карбоновые кислоты 4) кетоны 4) гидрирование этина 3) окисление метилового спирта Задание на оценку «3» 3) метаналь 4) деканаль А1. При нормальных условиях бесцветной  летучей жидкостью является 1) этин 2)  этаналь А2. При окислении альдегидов образуются 1) спирты 2)  фенолы А3.При окислении этанола оксидом меди (II)  образуется: 1) метаналь 2)  этаналь 3) пропаналь 4) этановая кислота 3) карбоновые кислоты 4) кетоны Задание на оценку «4» В1. Пропаналь взаимодействует с веществами 1) бензол 2) водород 3) азот 4) аммиачный раствор оксида серебра (I) 5) пропан 6) гидроксид меди (II) Задание на оценку «5» Задание на оценку «4» В1.  Формальдегид взаимодействует с веществами 1) бромоводородом 2) аммиачный раствор оксида серебра 3) калием 4) водород 5)  метан 6) гидроксид меди (II) Задание на оценку «5» С1 Напишите уравнения реакций для схемы,  назовите вещества → С2Н2 СН3СОН  СН3СН2ОН → С1 Напишите уравнения реакций для схемы,  назовите вещества → С2Н5ОН СН3СОН  СН3СООН → После   выполнения   самостоятельной   работы   учитель   предлагает   ученикам обменяться   листочками   с   ответами   по   вариантам   и   провести   взаимопроверку, используя слайд 23, а также поставить оценку, используя следующие критерии (слайд 24):  Оценка «5» ­ 7 баллов.  Оценка «4»­  5­6 баллов.  Оценка «3» ­ 3­4 балла.  Оценка «2» ­  <  2 баллов. Затем учитель предлагает поднять руку тем учащимся, которые получили оценку «5», следующими поднимают руку, получившие оценку «4», «3», «2». Используя слайд 23, учитель проводит работу над ошибками. Обобщение.  Учитель предлагает соотнести цель урока с результатом деятельности. Для этого организуется обсуждение (слайд 25): 1) Что ты понял и чему научился на уроке? Что нового узнали? 2) Заполните таблицу самоанализа в бланке – проекте «Памятка для  покупателей Общая формула  альдегидов парфюмерии  «Все об альдегидах» (приложение 1, слайд 25). ­ Что у меня сегодня лучше всего получилось?  Что для меня было трудным? 3) Что у вас сегодня лучше всего получилось? 4) Что для вас было трудным? Почему?  5) В чем еще остались затруднения?      6) Оцените свою собственную работу: кто доволен своей работой на уроке? А кто  нет?     7) Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не  получилась? Почему?     8) Что им посоветуем?    9) Учитель предлагает выразить свое отношение к уроку. Для этого ученики на  листочках для самостоятельной работы подчеркивают смайлик с соответствующим  настроением (приложение 2, слайд 21). По окончании обсуждения листочки с самостоятельной работой  и с результатами рефлексии сдаются учителю для проверки. Затем учитель предлагает  поднять руку учащимся,   которым   понравился   урок   в   соответствии   с   выбранным   смайликом. Следующими поднимают руку те ученики, которые остались равнодушными и которым не понравился урок. Учитель комментирует дифференцированное домашнее задание (слайд 26). Домашнее задание.  Домашнее задание.  § 11, учить химические реакции.  Задания на оценку «3».   § 11 № 3,4 Задание на оценку «4».  § 11№ 6 Задание на оценку «5».  Написать   рекомендации   для   покупателей парфюмерной продукции. Приложение 1. Памятка для  покупателей парфюмерии  «Все об альдегидах»       Тема урока:_____________________________________________________________________________ Общая формула  альдегидов Представители  класса альдегидов  Применение альдегидов  в парфюмерии Метаналь Этаналь  Пропаналь Нонаналь Деканаль                Строение  альдегидов Физические  свойства альдегидов → метаналь (С) ­ Формалин­  → этаналь (С2)­ →  С 3 – С7 ­ → С8­С15­  >→ C15 ­ Химические свойства альдегидов 1)Реакции окисления альдегидов. Альдегиды  окисляются до _________________. Реакции  окисления – это ___________ реакции на  альдегиды. А)   Реакция   «серебряного   зеркала»­   это окисление альдегидов аммиачным раствором ______ _______. Химическая реакция в общем виде: → CH→ 3­COH + Ag2O ­> _________+____  → Б) Реакция окисления альдегидов  гидроксидом меди (II) (Cu(OH)2)  Химическая реакция в общем виде: → →СuSO4+NaOH­>  CH→ 3­COH + 2Cu(OH)2 ­>____+_____+____ →   2 ­> ____+_____+____ 2)Восстановления альдегидов. Альдегиды   восстанавливаются до _____________. Химическая реакция в общем виде: → 2O    ­> ________+____  HCOH +  Ag  HCOH + 2Cu(OH) СН3­СОН + Н2 ­> _____________    Получение альдегидов Применение альдегидов Метаналь Формалин Этаналь Альдегиды 1) В промышленности этаналь  получают реакцией _________  из _______. Эта реакция названа в честь русского химика –  органика _________________,  осуществившего ее. _____     +   _____       → ______ 2)  В лаборатории общим  способом получения альдегидов является  окисление первичных  _______ на ______  катализаторе.                           Сu,t → R­CH2­OH +[O]    ______ +___ 3)  В лаборатории альдегиды  получают взаимодействием  первичных  _______с  черным  порошком ______                                                              t → СН3­ СН2­ОН + СuO  +_____+ ______   ______ Самостоятельная работа по теме «Альдегиды» I вариант Задание на оценку «3» II вариант Задание на оценку «3» 3) метаналь 4) пропаналь А1 При нормальных условиях газообразным веществом является 1) этанол 2)  этаналь А2. При гидрировании альдегидов образуются 1) спирты 2)  фенолы А3. Способ получения  этаналя в промышленности 1) взаимодействие  ацетилена с водой 2)  гидратация этена 3) карбоновые кислоты 4) кетоны 3) окисление метилового спирта 4) гидрирование этина 3) метаналь 4) пропаналь А1. При нормальных условиях летучей бесцветной жидкостью является 1) этанол 2)  этаналь А2. При окислении альдегидов образуются 1) спирты 2)  фенолы А3.При окислении этанола оксидом меди (II) образуется 1) метаналь 2)  этаналь 3) карбоновые кислоты 4) кетоны 3) пропаналь 4) этановая кислота Задание на оценку «4» В1. Пропаналь взаимодействует с веществами 1) бензол 2) водород 3) азот 4) аммиачный раствор оксида серебра (I) 5) пропан 6) гидроксид меди (II) Задание на оценку «5» Задание на оценку «4» В1.  Формальдегид взаимодействует с веществами 1) бромоводородом 2) аммиачный раствор оксида серебра 3) калием 4) водород 5)  метан 6) гидроксид меди (II) Задание на оценку «5» С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества С2Н2 СН3СОН  СН3СН2ОН → → С1 Напишите уравнения реакций для схемы, назовите вещества → С2Н5ОН СН3СОН  СН3СООН →                                                                                                                        Вывод:________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ________ Рекомендации для покупателей парфюмерии:_______________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Самоанализ Что у меня сегодня лучше всего получилось?  Что для меня было трудным? Домашнее задание.  § 11 , учить химические реакции.  Задания на оценку «3».  § 11 № 3,4 Задание на оценку «4». § 11№ 6 Задание на оценку «5». Написать рекомендации для  покупателей парфюмерной продукции Приложение 2. Бланк для самостоятельной работы. Самостоятельная   работа   по   теме   «Химические   и физические свойства альдегидов. Получение альдегидов и их применение» Ф.И. ученика: ___ вариант Ответы: А 1­             ; А 2­           ; А 3­ В1­ С Сумма баллов: Оценка ученика, который проверял: Оценка учителя: Мое отношение к уроку:                                 Список использованной литературы          1. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс­М:ДРОФА,2010 г. Использованные материалы и Интернет­ресурсы 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Chanel_No._5 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Альдегиды 3. http://scibook.net/shpargalki­himii­uchebniki/primenenie­poluchenie­aldegidov­17565.htm 4. http://himege.ru/wp­content/uploads/ Альдегиды

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"

Методическая разработка урока по теме "Физические и химические свойства альдегидов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017