Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
11.10.2018
Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)
Цель урока обществознания в 9 классе по теме "Культурные нормы" - сформировать умения анализировать традиции, обычаи, манеры, увлечения людей. Форма проведения урока: урок с применением ИКТ. Урок проводится с использованием технологии критического мышления (приём кластера). В ходе урока обучающиеся подробно знакомятся с содержанием понятия "культурные нормы".
культурные нормы.doc
Методическая разработка урока обществознания по теме  «Культурные нормы» Цель: • Разъяснить учащимся, что представляют собой культурные нормы • Сформировать умения анализировать традиции, обычаи, манеры, увлечения и т.д. людей. Учащиеся должны: • Знать, что такое культурные нормы и чем­они определяются; • Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев; • Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; • Разъяснять понимание морали общества; • Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. Форма проведения урока: урок с применением ИКТ. Используется технология  критического мышления (приём кластера) Ход урока: Организационный момент. I. II. II. Вызов. Актуализация  знаний. Проверка знаний проводится по вопросам предыдущего урока (фронтальный опрос) 1.   В   каких   значениях   употребляется   слово   «культура»?   (возделывание,   развитие, образование, воспитание, почитание) 2. Что такое элементы культуры? (материальная, духовная) 3. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: • магия (дух) амулет (мат) Улыбка • Медаль (мат) револьвер (мат)        глобус (мат) • Карета (мат) гостеприимство (дух)   Бокал (мат) III. Осмысление. Новая информация. План: 1. Что такое культурные нормы? 2. Привычки и их роль в жизни человека. 3. Манеры как внешние формы поведения людей. 4. Обычаи и традиции. 5. Мода. 6. Обряды и церемонии. 7. Мораль. 8. Санкции в обществе. Новый материал. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием культурные нормы, выясним, чем они определяются, разъясним понимание морали общества, и выясним назначение тех или иных санкций в обществе. А теперь давайте вспомним: • Что такое  социальные  нормы?  (предписания, требования,  пожелания и ожидания соответствующего Какие   социальные   нормы   вы   знаете?   (правила   этикета,   экономические, политические,   правовые,   традиции,   моральные,   религиозные,   эстетические,   обычаи) (кластер) А что же такое культурные нормы? Исходя из схемы (на доске) КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Как говорить?                                        Что думать?                                                                     Что делать в конкретных случаях?                                                                                                                                   Что чувствовать? Какие культурные нормы вы знаете? (ученики отвечают) Исходя из вышеизложенного: Культурные    нормы ­    предписания,    требования, пожелания    и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Т.о.   социальные   и   культурные   нормы   это   одно   и   тоже.   Одни   нормы   и   правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные. Например, ораторские способности человека. В одном случае, это дело каждого, в другом ораторское мастерство помогает занять высокие политические посты, а в древнем обществе   оно   служило   обязательным   требованием   к   тем,   кто   решил   занять   должность вождя или жреца. Культура, подобно губке, впитывает в себя все мелочи жизни ­ начиная с рецептов приготовления пищи и кончая ритуалом отхода ко сну. Она настолько необходимая вещь, что чаще всего мы ее не замечаем. Среди культурных мелочей важное место занимают привычки.   Образ   жизни   создается   нашими   привычками.  Привычки  ­  это   стереотип (установившаяся схема) поведения человека в жизни.  Культурные нормы         привычки Выпишите в тетрадь свои привычки, затем подчеркните те из них, которые являются вредными? Поясните, как сформировались ваши привычки? Каким образом можно избавиться от вредных привычек? С привычками связаны манеры как внешние формы поведения человека. Манеры ­ внешние формы поведения человека, основанные на привычках. Они получают как «+» или «­ « оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных.   Если   привычки   приобретаются   стихийно,   то   хорошие   манеры   надо воспитывать. Культурные нормы         привычки                                                      манеры Вспомните, пожалуйста, известные вам манеры ( опрятно одеться, не чавкать за столом,   не   читать   когда   кушаешь,   здороваться,   говорить   девушкам   изысканные комплементы) По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет  ­   принятая   в   особых   социальных   кругах   система   правил   поведения, составляющих единое целое. Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                         этикет                                                      Особый   этикет   существовал   при   королевских   дворах,   в   светских   салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В отличие от манер существует еще один порядок поведения присущий широким слоям ­ обычаи. Обычай ­  традиционно установившийся порядок поведения. Он так же основан на привычке,   но   относится   не   к   индивидуальным,   а   к   коллективным   привычкам.     Какие обычаи вам известны? Обычно 1 апреля все люди шутят друг с другом. Можно ли считать, по вашему мнению, это обычаем? Обычно Вася берет деньги в долг и не отдает их. Можно ли это считать обычаем'? Что представляет собой обычай почитать старшего? Если обычаи и привычки переходят от поколения к поколению, их называют традиции. Традиции ­ все то, что унаследовано от предшественников. _ Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                         этикет                                                     традиции Одни   традиции   выполняются   в   обыденной   обстановке,   другие   ­   в   праздничной, приподнятой. Какие традиции вам известны? В вашей семье есть, какие нибудь традиции?   Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет выбора. Но такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус  ­   склонность   или   пристрастие   к   чему­либо,   чаще   всего   это   чувство   или понимание изящного. Увлечение ­ эмоциональное кратковременное пристрастие. Мода ­ популярность чего ­ либо или кого ­ либо. Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                                        этикет                    традиции вкус                                           увлечение                                              мода Вспомните, пожалуйста, известные вам манеры. ( опрятно одеться, не чавкать за столом, не читать когда кушаешь, здороваться, говорить девушкам изысканные комплементы) По   отдельности   манеры   составляют   элементы,   или   черты   культуры,   а   вместе   особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет ­ принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. этикет Особый   этикет   существовал   при   королевских   дворах,   в   светских   салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В отличие от манер существует еще один порядок поведения присущий широким слоям ­ обычаи. IV. Рефлексия V. Домашнее задание. Пар. 18. стр. 136 ­ 143, вопросы стр. 143 ­ 144, проблема, практикум стр. 144. (п)., термины в тетради. Составить синквейн по изученной теме.

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2018