Методическая разработка урока по теме "Культурные нормы" (9 класс, обществознание)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока обществознания в 9 классе по теме "Культурные нормы" - сформировать умения анализировать традиции, обычаи, манеры, увлечения людей. Форма проведения урока: урок с применением ИКТ. Урок проводится с использованием технологии критического мышления (приём кластера). В ходе урока обучающиеся подробно знакомятся с содержанием понятия "культурные нормы".
Иконка файла материала культурные нормы.doc
Методическая разработка урока обществознания по теме  «Культурные нормы» Цель: • Разъяснить учащимся, что представляют собой культурные нормы • Сформировать умения анализировать традиции, обычаи, манеры, увлечения и т.д. людей. Учащиеся должны: • Знать, что такое культурные нормы и чем­они определяются; • Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев; • Разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; • Разъяснять понимание морали общества; • Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе. Форма проведения урока: урок с применением ИКТ. Используется технология  критического мышления (приём кластера) Ход урока: Организационный момент. I. II. II. Вызов. Актуализация  знаний. Проверка знаний проводится по вопросам предыдущего урока (фронтальный опрос) 1.   В   каких   значениях   употребляется   слово   «культура»?   (возделывание,   развитие, образование, воспитание, почитание) 2. Что такое элементы культуры? (материальная, духовная) 3. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: • магия (дух) амулет (мат) Улыбка • Медаль (мат) револьвер (мат)        глобус (мат) • Карета (мат) гостеприимство (дух)   Бокал (мат) III. Осмысление. Новая информация. План: 1. Что такое культурные нормы? 2. Привычки и их роль в жизни человека.3. Манеры как внешние формы поведения людей. 4. Обычаи и традиции. 5. Мода. 6. Обряды и церемонии. 7. Мораль. 8. Санкции в обществе. Новый материал. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием культурные нормы, выясним, чем они определяются, разъясним понимание морали общества, и выясним назначение тех или иных санкций в обществе. А теперь давайте вспомним: • Что такое  социальные  нормы?  (предписания, требования,  пожелания и ожидания соответствующего Какие   социальные   нормы   вы   знаете?   (правила   этикета,   экономические, политические,   правовые,   традиции,   моральные,   религиозные,   эстетические,   обычаи) (кластер) А что же такое культурные нормы? Исходя из схемы (на доске) КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Как говорить?                                        Что думать?                                                                     Что делать в конкретных случаях?                                                                                                                                   Что чувствовать? Какие культурные нормы вы знаете? (ученики отвечают)Исходя из вышеизложенного: Культурные    нормы ­    предписания,    требования, пожелания    и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Т.о.   социальные   и   культурные   нормы   это   одно   и   тоже.   Одни   нормы   и   правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные. Например, ораторские способности человека. В одном случае, это дело каждого, в другом ораторское мастерство помогает занять высокие политические посты, а в древнем обществе   оно   служило   обязательным   требованием   к   тем,   кто   решил   занять   должность вождя или жреца. Культура, подобно губке, впитывает в себя все мелочи жизни ­ начиная с рецептов приготовления пищи и кончая ритуалом отхода ко сну. Она настолько необходимая вещь, что чаще всего мы ее не замечаем. Среди культурных мелочей важное место занимают привычки.   Образ   жизни   создается   нашими   привычками.  Привычки  ­  это   стереотип (установившаяся схема) поведения человека в жизни.  Культурные нормы         привычки Выпишите в тетрадь свои привычки, затем подчеркните те из них, которые являются вредными? Поясните, как сформировались ваши привычки? Каким образом можно избавиться от вредных привычек? С привычками связаны манеры как внешние формы поведения человека. Манеры ­ внешние формы поведения человека, основанные на привычках. Они получают как «+» или «­ « оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных.   Если   привычки   приобретаются   стихийно,   то   хорошие   манеры   надо воспитывать. Культурные нормы         привычки                                                      манерыВспомните, пожалуйста, известные вам манеры ( опрятно одеться, не чавкать за столом,   не   читать   когда   кушаешь,   здороваться,   говорить   девушкам   изысканные комплементы) По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет  ­   принятая   в   особых   социальных   кругах   система   правил   поведения, составляющих единое целое. Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                         этикет                                                      Особый   этикет   существовал   при   королевских   дворах,   в   светских   салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В отличие от манер существует еще один порядок поведения присущий широким слоям ­ обычаи. Обычай ­  традиционно установившийся порядок поведения. Он так же основан на привычке,   но   относится   не   к   индивидуальным,   а   к   коллективным   привычкам.     Какие обычаи вам известны? Обычно 1 апреля все люди шутят друг с другом. Можно ли считать, по вашему мнению, это обычаем? Обычно Вася берет деньги в долг и не отдает их. Можно ли это считать обычаем'? Что представляет собой обычай почитать старшего? Если обычаи и привычки переходят от поколения к поколению, их называют традиции. Традиции ­ все то, что унаследовано от предшественников. _ Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                         этикет                                                     традицииОдни   традиции   выполняются   в   обыденной   обстановке,   другие   ­   в   праздничной, приподнятой. Какие традиции вам известны? В вашей семье есть, какие нибудь традиции?   Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет выбора. Но такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус  ­   склонность   или   пристрастие   к   чему­либо,   чаще   всего   это   чувство   или понимание изящного. Увлечение ­ эмоциональное кратковременное пристрастие. Мода ­ популярность чего ­ либо или кого ­ либо. Культурные нормы    привычки                                                                                манеры                                                        этикет                    традиции вкус                                           увлечение                                              мода Вспомните, пожалуйста, известные вам манеры. ( опрятно одеться, не чавкать за столом, не читать когда кушаешь, здороваться, говорить девушкам изысканные комплементы) По   отдельности   манеры   составляют   элементы,   или   черты   культуры,   а   вместе   особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет ­ принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. этикет Особый   этикет   существовал   при   королевских   дворах,   в   светских   салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В отличие от манер существует еще один порядок поведения присущий широким слоям ­ обычаи. IV. Рефлексия V. Домашнее задание.Пар. 18. стр. 136 ­ 143, вопросы стр. 143 ­ 144, проблема, практикум стр. 144. (п)., термины в тетради. Составить синквейн по изученной теме.