Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
22.01.2017
Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)
Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан». - Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны. II. Развивающие: - Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;4 III.Воспитательные: - Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение) , воспитывать бережное отношение к природеТип урока: проблемно – диалоговый Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя. Приём создания проблемной ситуации: задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались. Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте. Понятия: материк, океан.
Урок по ОКМ Океаны и материки.doc
Методическая  разработка  урока по окружающему миру во 2 классе по   теме:  «Океаны и материки».   учитель начальных классов МОУ Лицей №11  Ворошиловского района         г.Волгограда Галактионова Татьяна Петровна Цели урока:  I. Образовательные: ­  Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан». ­ Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны. II. Развивающие: ­ Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;4 III.Воспитательные: ­ Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение) , воспитывать бережное отношение к природе Тип урока:  проблемно – диалоговый Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя. Приём создания проблемной ситуации:  задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались. Минимум: учащиеся  должны перечислять  материки и океаны и показывать их на карте. Понятия:  материк, океан. Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2­го класса «Окружающий мир».Автор Н.Я. Дмитриева (УМК «Система общего развития  Л.В. Занкова", Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из  цветной бумаги на карте полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах. УУД, формируемые на уроке: Личностные ­ формирование целостного, социально­ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование  эстетических потребностей, ценностей и чувств. Регулятивные ­ определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов  учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные ­ выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно­следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные ­ оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация  учебного взаимодействия в парах и группах Этапы урока Организационный II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство  учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной  деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной  деятельности («надо»); 2)  создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную  деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы  адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя  системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их  реализации (субъектный и личностный уровни). III. Постановка цели урока в связи с возникновением проблемной ситуации На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими  пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап  предполагает: 1) актуализацию         изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их  обобщения и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3)  мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4)  фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его  обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию проблемного  учебного действия. Формируемые универсальные  учебные действия ­  самоопределение (Л); ­  смыслообразование (JI); ­  целеполагание (П); ­  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками (К). ­  волевая саморегуляция (Р) ­  анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия,  классификация, сериация (П); ­  использование знаково­ символических средств (П); ­  осознанное и произвольное  построение речевого высказывания  (П); ­  подведение под понятие (П); ­  выполнение пробного учебного  действия (Р); ­  фиксирование индивидуального  затруднения в пробном действии (Р); ­  волевая саморегуляция в ситуации  затруднения (Р); IV.Поиск решения проблемы В данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они 1)  восстанавливают выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место ­ шаг,  операцию, ­ где возникло затруднение; 2)  соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на  этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения ­ те конкретные знания,  умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или  типа вообще. V. Физминутка VI. Первичное восприятие и усвоение  новых знаний VII. Физминутка. ­  выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью  (К); ­  выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью  (К); ­  учет разных мнений (К); ­  анализ, синтез, сравнение,  обобщение, аналогия (Г1); ­  подведение под понятие (П); ­  определение основной и  второстепенной информации (П); ­  постановка и формулирование  проблемы (П); ­  структурирование знаний (П); ­  волевая саморегуляция в ситуации  затруднения (Р); ­  выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью  (К); ­  учет разных мнений,  координирование разных позиций (К); ­  разрешение конфликтов (К). ­ добывают новые знания,  перерабатывают, делают выводы (П) VIII. Закрепление новых знаний и умений. IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков ­  анализ, синтез, сравнение, На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные  действия: X. Обобщение усвоенного. XI. Рефлексия   XII. Домашнее задание XIII. Подведение итогов Этапы урока I. Организационный  Ход урока: Деятельность учителя ­ Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. ­ Позвольте начать урок стихотворением.  Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки  Вы готовы разгадать? ­ Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и  раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор,  пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно  переливается. И как важно, чтобы это продолжалось  вечно» ­ Вот с таким настроением мы и начнем наш урок  Окружающего мира. ­ На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими  или маленькими, у каждого из вас они будут свои. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в  путешествие и узнаем много нового и интересного. ­ Повторим правила групповой работы: обобщение, аналогия (П); ­ слушают, договариваются, учатся  выполнять различные роли (К) ­ перерабатывают полученную  информацию. (П) ­ определяют успешность  выполнения своей работы в диалоге с учителем (Р) Деятельность учащихся Повторяют устав групповой работы II. Актуализация опорных  знаний учащихся.  Самоопределение к  деятельности. ­ Выполнив задания теста, мы узнаем, чему будет посвящено наше путешествие. Слайд:2 Самосветящееся небесное тело: Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна 1) Повторение сведений , которые  понадобятся для усвоения новых знаний  (продуктивное повторение). Слайд 3  Группа звезд, занимающая определенный участок неба: Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие Слайд 4 "Хвостатые" небесные тела: Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды Слайд 5 Единственный естественный спутник Земли: Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера Слайд 6 Планеты Солнечной системы изучает: Варианты ответов: география, экология, астрономия,  биология III. Постановка цели урока в связи с возникновением  проблемной ситуации Слайд 7 ­ А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте  слово, и вы узнаете цель нашего путешествия  ­ Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в  космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то  следующая наука предлагает нам путешествие по самой  Земле. А наука эта называется география. Что? Где? ­ вот  два вопроса, которые интересуют географов. Слайд 8 (геграфия ­ наука:) ­ Что же нам поможет совершить это путешествие?  Слайд 9 (снимок Земли из космоса) ­ Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на  снимке из космоса?  ­ Подумайте, что изобразили ученики на круговой  диаграмме, отвечая на этот вопрос.  Слайд 10 (круговая диаграмма) +, + ­ Однажды зайчонок и дельфиненок решили совершить  кругосветное путешествие. Смогут ли они это сделать  вместе? ­ Подумайте, один вопрос, а ответы разные. – Почему так получилось? Давайте вспомним: – Где обитает дельфиненок (в соленых водоемах), а  зайчонок? – Так  могут они совершить путешествие? – Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на этот  вопрос? ­ А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие? ­ ­ Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту. ­ Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё  пространство занимает вода. Слайд 12    ­ 1  команда отправляется  в плавание   (Из выделенных букв учащиеся составляют  слово: Земля и формулируют цель  путешествия) Высказывания : ­ Большая часть земной поверхности покрыта  водой. Это ­ океаны Земли.  И огромные  участки суши, которые окружены водными  пространствами. Ответы детей … Уметь читать карту, знать  условные  обозначения, т.е. познакомиться лучше с  картой и узнать ответ на наш вопрос Работа в группах Игра – путешествие. ­ Думаем, что это будет корабль, т.к.  почти всё пространство занимает вода. Задание:  Найти 5 океанов. Установить самый большой и  самый маленький.     ­  2  команда отправляется искать 6 участков суши.  Задание:  Отметить самый маленький и самый большой. ­ Что нам понадобится  в путешествии? (глобус или карту,  компас) ­ Глобус  больше похож на нашу планету, но картой  пользоваться удобней. Карта – это изображение  поверхности Земли на плоскости.  ­ В любом путешествии принято вести бортовой журнал.  Там сведения о том, что встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы. ­ На какие две группы можно разделить увиденное и  почему? 1 группа: Вода: Атлантический океан, Тихий океан,  Индийский океан, Северно­Ледовитый, Южный. ­ Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них? . ­Это огромные водные просторы, простирающиеся от  одного участка суши до другого. ­ Какое общее название они имеют? Они называются океанами. ­ Раньше они были предметом нашего обсуждения? Нет. ­ Опишите встреченные вами участки суши. Что у них  общего? 2 группа: Суша: Северная Америка, Южная Америка,  Евразия, Австралия, Африка, Антарктида ­ Это большие участки суши, окружённые со всех сторон  водой. ­ Какое общее название они имеют? ­ Мы не знаем. Дети заполняют бортовой журнал путешествуя по карте полушарий  Ответы уч­ся по своим наблюдениям. Анализируют, обобщают, выводят учебную  проблему, формируют цели урок ­ Мы будем знакомиться с названиями  огромных участков суши и воды. Ответим  на вопрос, как называются огромные  участки суши, окружённые со всех сторон  водой. Учиться находить и показывать их на карте. IV.Поиск решения  проблемы ­ Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок? Слайд 13. Появляются цели урока. ­ Ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?  ­ Ребята, вопрос был один, а ответов мы услышали  несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Мы не знаем,  как называются эти участки. ­ Где можно об этом узнать? ­ В учебнике.  Проверим свои предположения по учебнику. Стр. 1 На доске появляется тема урока: «Материки и  океаны» Дети предлагают названия. Встречаются с недостаточными знаниями.  Испытывают затруднения. Предлагают  проверить по учебнику. Формулируют новое знание V. Физминутка ­ Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко  отдохнем. VI. Первичное восприятие и  усвоение  новых знаний. Работа по карте в учебнике. Стр. 2 ­ А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на  самый большой материк, который называется: Евразия.  Найдите у себя на карте этот материк.  Находят на своих картах по аналогии с  рассказом учителя материки. Закрепляют  понятие «материк». Находят и показывают океаны. Именно в Евразии находится наша Родина ­ Россия,  Оренбургская область, Саракташский район, село  Петровское ­ Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами  побывали? ( Евразия) Стр. 3 ­ А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк ­ в Африку. Найдите этот материк на карте.Африка – второй  по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов.  Африку называют «черным континентом», из­за того, что  там живут чернокожие жители. Стр. 4 ­ А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. VII. Физминутка. Найдите Северную Америку на карте. Стр. 5 ­ Следующая остановка в Южной Америке. Это самый  влажный материк. Найдите у себя на карте этот материк.  Стр.6 ­ Ну и следующая остановка на самом маленьком и сухом  материке ­ Австралии. Найдите у себя на карте этот  материк. Здесь обитают самые необычные животные.  С  латыни название материка означает «Южный». Стр. 7 ­ А теперь наш путь лежит в Антарктиду – самый холодный  материк.. На карте она изображена и на западном  полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот  материк.  ­ На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся  в плавание. Всего океанов на Земле пять. Стр. 8 Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к Востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. А с 2000 года официально выделен пятый океан ­ Южный  или Антарктический, четвертый по размеру.    VIII. Закрепление новых знаний и умений. ­ Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете  рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте  свои рассказы. 1 группа. Мы пересекли 5 океанов: Атлантический, Тихий,  Индийский; Южный, Северо­Ледовитый Строят рассказ своего путешествия грамотно,  согласно усвоенному понятию «материки»,  океаны. Выводят правило: зачем и где могут  пригодиться новые знания. IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков X. Обобщение усвоенного. 2 группа. Мы пересекли 6 материков:: Южную Америку, Африку,  Австралию: Северную Америку, Евразию, Антарктиду – Для чего надо знать карту, материки и океаны? Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко  находить места  интересующих тебя событий.  – Вернемся к нашему проблемному вопросу: могут ли  Дельфиненок и Зайчонок путешествовать вместе? Дети. Нет. У них разная среда обитания. Один может  путешествовать только по материкам, другой по водоемам.  1. Работа в группах. 1) Творческое задание – работа в группах – Нам необходимо создавать карты, по которым легко будет путешествовать зайчонок и дельфиненок – У каждой группы на столе лежит папка  с  материками.  Задание: собрать карту и подписать.( для зайчонка –  материки, для дельфиненка – океаны. – Кто соберет быстрее и верно? – У нас получилась своя карта. 2. Самостоятельная работа в парах Задание для первого ряда. ­ (Расположите материки по площади, начиная с  наибольшего:) Задание для второго ряда. ­ (Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего:) На экране высвечивается слайды   Игра « Гонка за лидером» ( работа в парах) ­  Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего  исследования. И  мне никак не обойтись без вашей помощи.. Помогите  восстановить рассказ, в котором много « белых  пятен»,  вы же исследователи и должны все знать. Как вы  понимаете это сочетание? Работают в группах.  Моделируют физическую карту материков и  океанов. Дети выполняют задание и проверяют его  выполнение с помощью образца. ( Дети читают из словаря:)  1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют  территории, о которых люди либо ничего не знают, либо  знают очень мало, потому что там никто не бывал. 2. Белым пятном в какой­либо области деятельности,   знания  и т. п.  называют информацию, которая неизвестна  или является тайной для большинства людей.)  ­ Итак, вы готовы?  Игра « Гонка за лидером» начинается!       Модель Земли ­  _______________ .  На глобусе синим цветом  обозначена ____________,  коричневым, жёлтым, зелёным обозначена _________. На  земном шаре _____ океана  и _______ материков.. Планета  Земля наш общий дом и её надо __________! ­ Молодцы! Победила дружба.  Очень важную информацию  вы унесли с этого урока. Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах  к   нашей  необъятной  планете  ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш  общий дом и её надо беречь! (Учитель в быстром темпе читает  предложения , дети каждой группы   подбирают подходящие по смыслу слова:  ГЛОБУС, ВОДА, СУША, ПЯТЬ, ЧЕТЫРЕ,  ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ)  XI. Рефлексия  ­ Как работал ты? ­ как настроение? ­ комфортно ли было работать в группе? ­ Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли.  Реализуют рефлексивный алгоритм:  «Я» (как чувствовал себя, с каким  настроением работал, доволен ли собой),   XII. Домашнее задание Рабочая тетрадь ­ обозначить на карте материки и океаны  «МЫ» (комфортно ли было работать в малой  группе, какие затруднения были в общении),  «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие  затруднения возникли, как преодолеть свои  учебные проблемы) Подводят итоги, определяют степень  успешности совместной деятельности по  достижению поставленной цели. XIII. Подведение итогов ­ Как называется наука, которая изучает поверхность  Земли? В чьей роли вы сегодня поработали? ­ Что нового узнали? ­ Как узнали, что помогло? ­ Где пригодятся знания? Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской  Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая разработка урока по теме: «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)

Методическая  разработка  урока  по   теме:  «Океаны и материки" (2 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017