В современном образовании актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
Я предлагаю интегрированный урок истоков и окружающего мира по теме "Река".
Мастер-класс. Киселева О.В..doc
Мастеркласс «Река» интегрированный урок (2 класс).
Окружающий мир Истоки.
Киселева Ольга Владимировна, учитель начальных классов,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Вохтожская школа» Грязовецкого муниципального района
Вологодской области
Этапы работы
мастеркласса
Содержание этапа
Деятельность
участников
1. Подготовительноорганизационный
Приветствие, вступительное слово мастера,
необычное начало занятия:
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать
всех участников мастеркласса.
Нашу работу хотелось бы начать словами:
« Собраться вместе это начало.
Держаться вместе это прогресс.
Работать вместе – это
успех».
Генри Форд
Вашему вниманию предлагается
интегрированный урок «Река» (окружающий мир
– истоки).
Цели: познакомить с особенностями реки
(исток, устье, берега); дать понятие о важной
роли рек в природе и жизни человека.
Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к
воде и водным ресурсам
2. Показать, как хозяйственная
деятельность человека влияет на качество
окружающей среды.
3. Развивать воображение, восприятие,
наблюдательность.
4. Прививать интерес к окружающему
миру.
Постановка целей
и задач
Встраиваются в
диалог, проявляют
активную позицию. Выполняют задания в
соответствии с
обозначенной
задачей,
индивидуальное
создание
задуманного.
Содержание
мастеркласса, его
основная часть:
план действий,
включающий
поэтапно
реализацию темы.
2. Основная часть.
В современном образовании актуальной
становится задача формирования целостного
взгляда на окружающий мир и место человека в
нём, начиная с младшего школьного возраста.
Одним из путей решения данной проблемы
является интегрированное обучение.
Начальное образование имеет свои особенности,
резко отличающие его от всех последующих
этапов систематического школьного
образования. В этот период идёт формирование
основ учебной деятельности, познавательных
интересов и познавательной мотивации.
Интегрированный урок имеет целью заложить
основы целостного представления о природе и
обществе, и сформировать собственное
отношение к законам их развития.
Младшему школьнику важно посмотреть на
предмет или явление действительности с разных
сторон: в логическом и эмоциональном плане в
художественном произведении и научно–
познавательной статье с точки зрения биолога,
художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Методологической основой интегрированного
подхода является установление
внутрипредметных и межпредметных связей в
усвоении основ наук и понимании
закономерностей всего существующего в мире.
Это возможно при условии многократного
возвращения к понятиям на разных уроках, их
углубления и обогащения, вычленения
доступных данному возрасту существенных
признаков, понятий.
Следовательно, за основу интеграции может
быть взят любой урок с его установившейся
структурой и логикой проведения, в
содержательную сторону которого будет
включена та группа понятий, которая относится
к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания,
результаты анализа понятия с точки зрения
других наук, других учебных предметов.
Основные понятия, которые встретятся на
уроке:
Река;
Название реки;
Родник;
Ручей;
Исток;
Приток;
Устье;
Берег;
Живая вода;
Святая вода.
Первый урок
Вводный этап.
1.Присоединение участников мастеркласса к
теме.
Звучит фонограмма песни «Улыбка». Учитель
загадывает загадку:
И в неё льётся,
И из неё льётся,
А сама по земле плетётся.
Вы догадались, о чём мы будем говорить
сегодня на уроке?
Тема нашего урока «Река, её роль в жизни
природы и людей».
Основной этап.
Работа над понятиями.
Мы отправимся в заочное путешествие на реку,
познакомимся с особенностями реки, узнаем её
составляющие.
А начнём мы с самого начала. Знаете ли вы, как
рождается река?
На доске появляются карточки со словами:
Родник Ручей Исток
Родник или ключ водный источник, текущий
из глубины земли. Чаще всего подземные воды
выходят на поверхность земли вдоль рек и
оврагов. Из родников берут начало ручейки,
которые, сливаясь вместе, образуют реки.
Обычно вода в родниках и ручьях бывает чистая
и прозрачная её можно пить.
В школе мы изучаем предмет Истоки. И река
тоже начинается с истока.
У каждой реки есть своё имя. В названии
Участники мастер
класса отгадывают
загадку и называют
тему урока.
Участники мастер
класса
высказывают свои
предположения. заключается смысл.
Знаете ли вы, какую реку называют матушкой?
Всем хорошо известна песня «Течёт река
Волга». В ней сравнивается течение реки с
ходом времени. Быстрое течение реки
напоминает нам, что окружающий мир
постоянно обновляется.
Начиналась Волга тоже с маленького ручейка,
как и любая речушка. Маленьким чистым
родником на дне небольшого болотца
начинается великая русская река, самая
большая река в Европе. На первых километрах,
у истока, её течение почти незаметно, лишь
после впадения в Волгу первого ручья Персянка
она становится маленькой речушкой шириной от
одного до двух метров. А после впадения Оки
Волга становится могучей рекой шириной от
600 до 2000 метров и глубиной до 12 метров.
На доске появляется карточка со словом
Приток.
Как вы думаете, что такое приток?
Учитель читает стихотворение:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
Что это такое?
У реки есть исток (начало) и устье. Место
впадения реки в озеро, море или другую более
крупную реку называется устьем.
На доску прикрепляется карточка со словом
Устье.
Представьте, что мы находимся на теплоходе и
плывём по реке. Посмотрите направо, затем
налево. Что вы видите?
Учитель прикрепляет карточку со словом
Берег.
Прочитайте по учебнику вывод.
Первичное закрепление. Домашнее задание.
1. На доске появляется схема реки. Даётся
задание: подписать элементы реки.
Волгу.
Мелкие реки и
ручьи, которые
впадают в более
крупную реку.
Это река.
Мы видим берега.
Если смотреть в
сторону течения
реки, то справа будет
правый берег, а слева
левый.
Исток, устье, берега
части реки.
Один участник
работает у доски, а
остальные проверяют
выполнение задания.
Ответы участников Есть ли река в вашей местности?
Как вы думаете, что означает название этой
реки?
2. Работа с тетрадью.
Откройте тетради по истокам на стр. 27,
прочитайте первое задание. Затем выполните
второе задание.
3. Мотивация. Домашнее задание.
Узнайте, где берёт начало эта река, куда
впадает.
Ресурсный круг «Река».
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Участники мастеркласса встают в круг..
Учитель предлагает отправиться на берег реки и
поделиться своими впечатлениями об
увиденном, услышанном, удивительном.
2. Основной этап.
1) Первый круг.
2) Второй круг.
мастеркласса
Участники
записывают названия
великих русских рек
и название реки,
которая протекает в
их местности.
Первый в круге
называет «образ» и
передаёт эстафету
соседу слева. Второй
участник называет
«звуки» и передаёт
слово дальше. Третий
определяет чувства,
ощущения. Далее всё
повторяется (вижу
слышучувствую).
Первый начинает с
фразы «Я слышу…».
Второй участник
произносит «Я
чувствую…». Третий
произносит «Я
вижу…».
3. Афиширование представление выполненных работ.
Заключительное
слово.
Рефлексия.
Что особенно запомнилось?
Почувствовали ли вы, что находитесь на
настоящей реке?
Что мешало высказаться?
Участники мастер
класса дают
самооценку и анализ
своей деятельности
Итог мастер класса.
Где мы сегодня побывали? Какие новые слова
вы узнали? Что они обозначают? Что ещё вам
предстоит узнать?
Разговор о реке будет продолжаться. На следующем занятии вы узнаете о том, какую
роль имеет река для окружающей среды.
Вместе найдём ответы на вопросы:
Почему же нужно беречь реки? Как река
служит человеку и природе? Какая бывает вода?
Спасибо за работу, уважаемые коллеги!
Мы сумели вместе собраться, работали и
помогали друг другу. Значит, мы добились
успеха! Всем здоровья и творческих успехов!
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. М.:
Просвещение, 1995.
2. Истоковедение. Том 1. Издание 2е, дополненное. М.: Технологическая Школа Бизнеса,
2002.
3. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т.Карпенко. М.: Просвещение, 1988.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.