КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?" (2 КЛАСС)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Луг - природное сообщество"
Иконка файла материала Урок КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №5 г. Орла Урок окружающего мира по теме «Какие бывают растения? »  2 класс Машкина Татьяна Фёдоровна,  учитель высшей квалификационной категорииЦЕЛИ УРОКА: 1. Сформировать представление учащихся о разнообразии растений. 2. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 3. Воспитывать чувство товарищества.1. Оргмомент. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло­голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,  Тучка в небе проплывает, Поле, речка, и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и роса, Человек и время года –  Это все вокруг … ПРИРОДА 2. Повторение пройденного.  ­ Дайте определение, что  такое природа.  ­ На доске картинки объектов, которые окружают нас. Я утверждаю, что  это все тела природы. Права ли я? дуб бабочка гора одуванчик облака чайник ель береза Луна ромашка тополь крыжовник шиповник Солнце самолет ­ Какие картинки надо убрать, чтобы остались только тела природы?  ­  Докажите, что остались тела природы. (На всех картинках объекты, которые  существуют независимо от человека.)  ­ На какие две группы можно разделить оставшиеся объекты.Ученик распределяет картинки на 2 группы: живая и неживая природа. ЖИВАЯ дуб бабочка береза ромашка тополь одуванчик ель малина НЕЖИВАЯ гора Луна Солнце облака ­  Вспомним, о каких объектах неживой природы мы говорили на  предыдущем уроке. Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. ВОЗДУХ  ­ Иногда на вопрос: сто такое воздух, можно услышать ответ – это  "ничего", пустое место. Правильный ли это ответ?  ­ Как можно убедиться в реальности существования воздуха? (Наполнить пластиковый пакет воздухом,  завязать , попробовать осторожно его сжать. Легко  ли сжимается? Выпустить воздух на лицо. Что ощущается?)  ­ Признаки какого тела неживой природы я называю: вещество,  бесцветное, прозрачное, без вкуса, без запаха, в природе встречается в  трех состояниях? ВОДА ­  Какую роль играет вода в нашей жизни?  ­ Вода жизненно необходима всем живым существам.  ­ Назовите признаки тел живой природы. Живые существа дышат, питаются, растут,  приносят потомство, умирают.) 3. Работа над новым материалом. а) Беседа  ­ Посмотрите на объекты живой природы. Что можно назвать лишним?  ­ Как назовем оставшиеся тела живой природы? РАСТЕНИЯ ­  Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут  на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах, в безводныхпустынях и топких болотах. Множество растений поселились в морях,  океанах, озерах, прудах  и реках всех стран. Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг  от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветков,  плодов и листьев.  ­ Наша задача – ответить на вопрос: Какие бывают РАСТЕНИЯ? б) Самостоятельная работа – статья на стр. 46 в учебнике в) Работа по выделению групп растений на основе материала статьи.  (На доске слова­опоры)) Мягкие сочные Несколько стебли одревесневших стеблей (стволиков)   Один толстый   стебель (ствол)   ­ Какие группы растений можем выделить среди растений? ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ ­  Какие признаки характерны для дерева? ДЕРЕВЬЯ   Один толстый   стебель (ствол)  ­ Какое можно дать определение ? Дерево – это растение, имеющее один ствол.  Ствол и ветки твердые, деревянистые. Ветки  начинаются на значительном расстоянии от  земли.  ­ Каковы отличительные признаки кустарников?   КУСТАРНИКИ Несколько одревесневших стеблей (стволиков)     ­ Какое можно дать определение?Кустарники – это растения, у которых нет  главного стебля, а несколько одревесневших  стволиков отходят от корня. Ветки находятся  близко от земли. ТРАВЫ Мягкие сочные стебли Травы  ­ это растения, у которых мягкие сочные  стебли.  ­ Как узнать травы?  ­ Дайте определение.  Физминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же  дорожке Скачем на левой ножке. По тропинке побежим, До опушки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем, Сядем и играть начнем. г) Упражнение в распределении растений по группам. ИГРА ЛОТО "Группы растений" ( в каждой графе рисунок­ отгадка) ОРЕШНИК ЛАНДЫШ СОСНА ЗЕМЛЯНИКА БЕРЕЗА ТОМАТ ЕЛЬ ШИПОВНИК ОДУВАНЧИК ­ Работаете фишками в соответствии с цветовым кодом Деревья КустарникиТравы 1. Очень густо он растет Незаметно он  цветет, А когда приходит лето, Мы едим его конфеты. Не в бумажке, а в скорлупке –  Берегите , детки, зубки. ОРЕШНИК 2. На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки –  Собираем огоньки. ЗЕМЛЯНИКА 3. Белые горошки на зеленой ножке. ЛАНДЫШИ 4. Это единственное растение в нашей стране с белой корой! В мае  вместе с молодыми листочками появляются красивые сережки. БЕРЕЗА 5. Из плодов этого растения делают сироп, богатый  витаминном С. Еще его называют дикой розой. ШИПОВНИК 6.        4  5 1  2 3       Н А С О С 7. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек пошуршал И развеял этот шар. ОДУВАНЧИК 8. Какому растению принадлежит эта шишка? ЕЛЬ 9. Из зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом … В огороде вырастаю. А когда я созреваю, КАРТОШКАВарят из меня томат, В щи кладут  И так едят. ПОМИДОРЫ ПРОВЕРКА.  ­ Уберите фишки красного цвета. Какая это группа растений? Назовите  отличительные признаки.  ­ Уберите фишки синего цвета. Какая это группа растений? Назовите  отличительные признаки. ­ Уберите фишки зеленого цвета. Какая это группа растений? Назовите  отличительные признаки.   ­  Мы вспомнили хорошо знакомые нам растения. д)  Знакомство с удивительными растениями.  ­ Сейчас я хочу рассказать об удивительных растениях, и поможет мне в  этом … БАМБУК Есть такая трава, которая повыше и покрепче многих деревьев. Из  стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это БАМБУК. Он и есть трава, самая высокая трава в мире. За каждый день бамбук вырастает на  полметра. Но прибавляет он в росте недолго, всего 40 дней, а иначе  дотянулся бы до облаков. БАНЬЯН Самое раскидисто дерево – это родич нам знакомого фикуса –  БАНЬЯН. Еще его называют дерево­роща. Это потому, что у баньяна не  единственный ствол, как у всех деревьев, а много. Раскинет молодой  баньян свои ветви, а ветви выпустят кроме листьев еще и корни. Как  только такой корень доберется до земли, он начинает толстеть и  превращаться в очередной ствол. У самого большого баньяна  насчитывается 4 тысячи стволов. Это даже не дерево­роща, это дерево­ лес. е) Лиственные и хвойные растения.  ­ Рассмотрите деревья на карточках.  ­ Можно эти деревья разделить на 2 группы?  ­ Обозначьте деревья такими значками: ЛИСТВЕННЫЕХВОЙНЫЕ  ­ Как вы определили, хвойное ли это дерево или лиственное? Чем  отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения? Лиственные – это деревья, у которых  листья в виде пластинки. Листовая пластинка принизана жилками, как  сосудами. Черешок, которым листовая  пластинка прикрепляется к ветвям. А у хвойных растений листья тонкие, как  иголочки – хвоинки. РАБОТА С ГЕРБАРИЕМ  ­ У ели иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их  через 5­6 лет.   сибирской сосны, называемой кедром, в пучке 5 хвоинок, а у  лиственницы – много. У сосны хвоинки длинные, сидят парами, живут 2­3 года. У  Пихта похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские, снизу имеют два  ряда белых полос. Шишки пихты торчат вверх. (Показывается картинка.)  Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветке остаются торчащие стерженьки, словно пики. Хвоя туи имеет вид чешуек, плотно прижатых к стеблю. Можжевельник  ­ это хвойный кустарник. Его ветви покрыты очень  колючими плоскими иголками. 4. Закрепление пройденного. Подведение итогов. а)Самостоятельная работа  ­ КРОССВОРД, один ученик работает у  доски.  ­ Вам предстоит угадать растения по их листьям и распределить  растения по группам в таблице: деревья, кустарник, травы.   б) ПРОВЕРКА  ­ Назовите деревья, кустарники, травы.в)  ­ Как ответить на вопрос, который поставили в начале урока:  какие бывают растения?  ­ Какое ключевое слово получилось в кроссворде? ДОБРОТА  ­ Как вы считаете, почему?  ­ Как мы должны относиться к окружающей нас природе, растениям? Бережно, по­доброму.  ­ Всегда ли мы бережем природу?  ­ Какие правила поведения по отношению к растениям можно  сформулировать, глядя на эти плакаты?  ­ С каким призывом можно обратиться к людям? Любите родную природу –  Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться ДОБРЕЙ. 5. Домашнее задание. 1. В учебнике прочитаете статью на стр. 2. Попробуйте сочинить стихотворение о растениях, которые вы любите. 3. Подготовьте рассказы о растениях, с которыми бы вам хотелось  познакомить своих одноклассников. 4. Нарисуйте ваши любимые растения.Список использованной литературы: 1. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, авторы: А.А. Плешаков, Крючкова Е.А., из­во Москва, «Просвещение», 2009г. 2. Виктория Дмитриева: Про все на свете. Лучшие загадки, Астрель,  2010г. 3. А.А. Плешаков «Зеленые страницы», пособия для учащихся  общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2009 г. 4. А.А. Плешаков, атлас­определитель «От неба до земли», пособия для  общеобразовательных учреждений, «Просвещение», 2009 г. 5. Стихотворение Дрейман Е. «Любите родную природу»