Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
16.02.2017
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»
Цель: подготовка к написанию сжатого изложения Задачи: • развивать у учащихся умение выделять главную и второстепенную информацию; • искать тезисы и не тезисы; • прояснять ход мысли; • сжимать текст разными способами; • записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Оборудование: конспект урока, раздаточный материал (Приложения). Тип урока: урок-практикум.
Урок Подготовка к написанию сжатого изложения.docx
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)» Образовательное учреждение: МБОУ Верхнеобливская оош Учитель: Федотова Елена Вячеславовна Класс: 9 Цель: подготовка к написанию сжатого изложения Задачи:      развивать у учащихся умение выделять главную и второстепенную информацию; искать тезисы и не тезисы; прояснять ход мысли; сжимать текст разными способами; записывать   связный   и   логически   стройный   пересказ,   который   не   искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Оборудование:  конспект урока, раздаточный материал (Приложения). Тип урока:  урок­практикум. ХОД УРОКА 1.     Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. 2.     Сообщение цели и задач урока. Слово учителя:  Как вы уже знаете, ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого   изложения   к   тексту.   Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   работать   над   сжатым изложением. Готовясь к сжатому изложению,   мы будем тренироваться выполнять самые разнообразные   логические   операции   с   текстом:   выделять   главную   и   второстепенную информацию, искать тезисы и не тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами,   записывать   связный   и   логически   стройный   пересказ,   который   не   искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения. 3.     Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос учащихся. Беседа по вопросам: Что значит сжатое изложение? (Сжатое изложение ­ краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.) Что   такое   микротема?   (Микротема   –   содержание   нескольких   самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.) Что такое тезисы? (Тезисы ­ слова, в которых сформулирована основная мысль.) Какие существуют основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?     (Основных   приемов   сжатия   информации   –   два:  обобщение частной   информации и   исключение второстепенной.  Обобщая,   мы   передаем   содержание   частных   понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить  же из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.) 4. Коллективная практическая работа.  Выполнение   комбинированных   упражнений   на   понимание   текста,   восстановление логических связей.        Хотя на экзамене вы должны будете воспринять текст на слух, сегодня мы будем выполнять   упражнения   с   напечатанными   текстами.   Каждый   из   вас   получит   тексты   с заданиями, и мы вместе выполним их. Ребята, чтобы подготовиться к сжатому изложению, необходимо умение видеть логику рассуждения   и   обозначать   логический   переход   от   одной   мысли   к   другой,   так   как   это умение   при   пересказе   помогает   правильно,   не   исказив   авторского   замысла,   передать содержание   текста.   Чтобы   правильно   понять   рассуждение,   нужно   уметь   видеть   его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Характер   логической   связи   между   отдельными   элементами   текста   выражают  союзы, частицы,   вводные   слова   и   конструкции.   Предлагаю   вам   текст,   в   котором   они отсутствуют. Упражнение 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)  Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.   металлов.        В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории   месторождения   полезных   ископаемых,   Богатые   запасы «металлических»   руд   нередко   становились   причиной,   по   которой   целые   народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди,   железе.   Они   начали   колонизацию   черноморского   побережья.   На   Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов   древних   греков   за   полезными   ископаемыми   нашла   отражение   в   мифах,   в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи   шкуры,   с   помощью   которых   добывалось   золото   в   кавказских   реках:   шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла. Вставьте в текст слова, которые: 1) соединят примеры с тезисами; 2) точнее выразят содержание тезисов и примеров. Список   слов:  например,   а,   именно,   ведь,   особенно,   поэтому,   по   свидетельству древних историков. 3) Составьте логическую схему текста. В упражнении пропущены слова, которые делают содержание текста более понятным. Так, слова  например  и   по  свидетельству   древних   историков  соединяют   примеры ­иллюстрации с тезисами, вводят пример­разъяснение; частица  ведь  и наречие  поэтому выражают   причинно­следственные   отношения;   союз  а,   частицы  именно,  особенно подчеркивают в предложениях важные смысловые части. В тексте два абзаца, так как основных мыслей – две: 1) из­за полезных ископаемых народы переселяются на новые территории; 2) в древних мифах отразились истории походов за полезными ископаемыми. Каждый тезис иллюстрируется примером: 1) в поисках месторождений металлов греки заселяли побережье Черного моря; 2) миф о золотом руне. Каждый пример разъясняется: 1) в Крыму есть железо, а на Кавказе – золото; 2) золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур. Правильно выполненное упражнение выглядит так:            В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на  особенно    металлов.      Именно   его   территории   месторождения   полезных   ископаемых,     богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы   переселялись   на   новые   земли.  Древние   греки,  например,  испытывали   нужду   в золоте, серебре, олове, меди, железе.  Поэтому  они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа – золотой песок.              История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах,  например,  в   повествовании   о   плавании   аргонавтов   за   золотым   руном.  По свидетельству древних историков,  «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью   которых   добывалось   золото   в   кавказских   реках:   шкуры   расстилали   по   дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла. Логическая схема текста может быть записана таким образом: Тезис 1 – Пример 1 – Разъяснение Примера 1 – Тезис 2 – Пример 2 – Разъяснение Примера 2.  Упражнение 2.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Прочитайте   текст.   В   нем   пропущены   важные   логические   звенья.   Сначала попытайтесь  самостоятельно  восстановить  их,  а потом  проверьте  себя,  выполнив задание после текста.         Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на   карту   морей,   омывающих   Южную   Америку.   Однако   прославилась   она   не   этим,   а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.                  На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими   клювами,   которыми   удобно   раскалывать   твердую   скорлупу   орехов   или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями,   добывая   их   из   древесной   коры,   утвердились   особи   с   крепкими,   но   более тонкими   клювами,   которыми   можно   проникать   в   небольшие   отверстия.   У   вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными. (По Н.Гранту) Найдите в тексте место для следующих утверждений: 1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов. 2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания. 3.   Дарвин   заметил,   что   на   каждом   острове   птицы,   приспосабливаясь   к   среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва. Если ученики правильно поняли содержание, то у них получится такой текст:          Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на   карту   морей,   омывающих   Южную   Америку.   Однако   прославилась   она   не   этим,   а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Во время плавания он собрал важные доказательства   теории   возникновения   новых   видов.   Идея   о   том,   что   все   растения   и животные   произошли   от   более   ранних  видов,   которые   изменялись,   приспосабливаясь   к среде обитания, принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.          На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Дарвин заметил, что на каждом   острове   птицы,   приспосабливаясь   к   среде   обитания,   приобрели   уникальные особенности   и   стали   отличаться   друг   от   друга   не   только   размерами,   повадками,   но   и формой   клюва.   Там,   где   пищей   вьюркам   служили   семена,   орехи   или   моллюски,   были распространены   птицы   с   мощными   короткими   клювами,   которыми   удобно   раскалывать твердую   скорлупу   орехов   или   раковины,   шелушить   семена.   Там   же,   где   эти   птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными.  ­ Ребята, если писать по этому тексту сжатое изложение, то какие фрагменты нужно исключить из краткого пересказа. (Это     будут   предложения,   в   которых   говорится   об   официальной   цели   экспедиции, разъясняется понятие «эволюция», точно указывается, что употребляют в пищу вьюрки разных видов. Это слишком подробная для сжатого изложения информация.)  Возможен такой вариант пересказа:     Во время плавания на корабле «Бигль» вдоль берегов Южной Америки Дарвин собрал доказательства, которые помогли ему объяснить механизм  эволюции. Он заметил, что   на   Галапагосских   островах   вьюрки,   живущие   в   разных   условиях,   различаются формой   клюва.   Это   связано   с   тем,   чем   они   питаются.   Если   вьюрки   едят   пищу   с твердой   оболочкой,   то   клювы   у   них   короткие   и   мощные.   Если   пищей   служат насекомые,   то   клювы   более   тонкие.   Если   птицы   питаются   мякотью   плодов   и растений, то клювы у них узкие и длинные. 5. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой и обсуждением.  Выполнение упражнений на освоение приемов сжатия текста. Ребята,   в   начале   урока   мы   вспомнили   два   основных   приема   сжатия   информации   – обобщение  частной и исключение второстепенной. Следующие задания будут посвящены именно им. Каждый вариант работает со своим заданием на полученных листах. 1 вариант. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Упражнение 3 (упражнения на исключение второстепенной информации)  Подчеркните   в   тексте   только   то,   без   чего   нельзя   понять   смысл   рассуждения. Разбейте текст на абзацы.           Можно прыгать по­заячьи, выть по­волчьи, сидеть по­турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем   по­пластунски?   Кто   такой   пластун?   Оказывается,   так   называли   военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили   за   противником.   За   способность   лежать   пластом,   распластавшись   в   течение длительного времени,  такие  разведчики  и  получили  прозвище пластунов. А  ползти  по­ пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков) Ответ              Можно прыгать по­заячьи, выть по­волчьи, сидеть по­турецки.  И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка.         Но на кого мы похожи, когда ползем по­пластунски? Кто такой пластун?         Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником.  За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов.        А ползти по­пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.          Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по­пластунски, то сравнивают человека   с   пластуном.   ____________________________________?   Пластунами   называли казаков­разведчиков, которые, _____________________________________, были способны ___________________________, а передвигаясь, ___________________________________.  Заполняя пропуски,  обратим  внимание  учеников  на то, что из   нескольких  однородных примеров к первому тезису (прыгать по­заячьи, выть по­волчьи, сидеть по­турецки – зайца, волка, турка), в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то – любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны. Ответ            Когда говорят прыгать по­заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти   по­пластунски,   то   сравнивают   человека   с   пластуном.   Кто   такой   пластун? Пластунами   называли   казаковразведчиков,   которые,   наблюдая   за   противником,   были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли. Обсуждение и исправление ошибок. 2 вариант. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Упражнение 4. (упражнения на обобщение частной информации). Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием. 1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам. 2. С этим же плащом, в этом же трико,  сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях. 3.   Иногда   продавцу   удавалось   посмотреть   вниз.   Тогда   он   видел  крыши,   черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей­карапузиков и зеленую кашу садов. 4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша) 5. В одном большом германском городе жил когда­то сапожник Фридрих со своей женой Ханой.   Весь   день   сидел   он   у   окна   и  клал   заплатки   на   башмаки   и   туфли.  А   Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.      У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой­нибудь повар или кухарка  покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему  то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф) 6.   Доктор   Гаспар   и  его  черный   спутник  пришли   на   рыночную   площадь.   У   балаганов толкался народ.  Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца   с   огромным   кожаным   кошельком   на   боку  не   увидел   доктор   Гаспар   среди собравшихся.   Здесь   были  ремесленники,   мастеровые,   продавцы   ржаных   лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались   голоса,   позванивали   бубенцы,   напевали   флейты,   что­то   пищало, шелестело, рычало. (Ю.Олеша) Ответ 1. Он горько плакал. 2. Пестром//полосатом//черно­желтом. 3. Город сверху//дома, реку, людей, деревья. 4. Вокруг дворца и по дороге в город. 5. Чинил обувь; кто­нибудь покупал что­нибудь//   какой­нибудь   подарок.   6.   Негр//Тибул;   ни   одного   богача,   только бедняки//бедные жители окраин; потрепанную; из­за кулис//из балаганов доносился шум, музыка, голоса людей и животных. Обсуждение и исправление ошибок. 6. Анализ текста для сжатого изложения. Прежде чем вы прослушаете текст для сжатого изложения, я напомню вам порядок ваших действий:  1. При первом чтении вы ничего не пишите, все ваши усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. 2. Затем вы записываете   план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки),   указываете,   если   нужно,   на   связь   между   мыслями   с   помощью   союзов, вводных   слов   и   т.д.,   одним­двумя   словами   намечаете,   как   можно   немного   эти   тезисы распространить. 3.   При   втором   чтении   вы   уточняете   тезисы   и   заполняете   оставленные   промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения. 4. Потом создаете черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата   вносятся   коррективы   –   что­то   добавляется,   исключается   или   обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.  5. Черновик надо проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст,   артикуляция   поможет   уловить   не  оправданные   повторы),   отдельно   орфографию (если   написание   слова   вызывает   сомнение,   лучше   это   слово   исключить   или   заменить), отдельно – пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» – от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений. 6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.  Прослушайте текст.          Откуда берутся храбрецы и трусы? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной   системы,   но   не   менее   важен   опыт   детства.   К   такому   выводу   пришли   ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.                Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат, чтобы родители смогли их быстро найти и унести в безопасное место.  Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или удирают. Наконец, шимпанзе­подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они проявляют агрессию, пугая противника или вступая в драку.         Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность возникает, если в детстве малыш   обретал   поддержку.     Если   к   кричащему   от   ужаса   детенышу   не   бросаются   на выручку родители, то повзрослев, он будет по­прежнему беспомощно прижиматься к земле и плакать.          Эти наблюдения заставляют по­новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и в дальнейшем будет пасовать перед трудностями. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетние сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (170 слов) ­ Какова тема текста?            (причины поведения шимпанзе и людей) ­ Какова идея?          (Роль родительского воспитания в формировании характера велика) ­ Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова.  1. То, как люди реагируют на опасность, зависит не только от их нервной системы, но и от опыта детства – это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе. 2. По мере взросления последовательно сменяются  три типа реакции: крик о помощи, бегство, агрессия. 3. Более взрослая реакция появляется, если на предыдущем этапе детеныш чувствовал поддержку родителей. 4. Эти наблюдения помогают по­новому оценить родительское поведение у людей.   ­ Соотнесите микротемы и абзацы.  ­ Сжимая текст, помните, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия. 7. Написание учащимися сжатого изложения. Учитель собирает тетради учащихся для проверки. Анализ сжатых изложений проводится на следующем уроке.  8. Анализ готового изложения  учащегося.  Ребята,   давайте   проанализируем   детскую   работу,   выполненную   по   этому   же   тексту,   и оценим   ее   по   экзаменационным   критериям.   (Учащиеся   получают   текст   для   сжатого изложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) и работу учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).) Текст ученического изложения.        Откуда берутся храбрецы и трусы? Многое зависит от нервной системы, но не менее важен опыт детства.            Ученые проводили опыт над шимпанзе и выявили три стадии развития: маленькие оставались на месте и плакали –надеялись на старших; чуть взрослее – прятались и убегали – рассчитывали на себя; подростки могли вступить в драку – пробовали свои силы.            Ученые заметили, что смелыми становятся те, кто в детстве чувствует поддержку родителей.          Этот опыт позволил по­новому взглянуть на воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка – пусть сам опробует свои силы. (89 слов) 1.Верно ли передано содержание исходного текста? В сочинении абзацами выделены и удачно сокращены все 4 микротемы, нет нарушений логики (за содержание можно поставить 2 балла, за сжатие – 3, за связность – 2). В соответствии с экзаменационными критериями за работу можно поставить 7 баллов.  ИК­1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2) ИК­2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3) ИК­3     Работа   характеризуется   смысловой   цельностью,   речевой   связностью   и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2) Но   в   работе   допущена   фактическая   ошибка:   ученые   не   ставили   опыт,   а   проводили наблюдение.   По   критерию   ФК1   можно   дать   только   1   балл.   В   последнем   предложении произведена неудачная замена исходного глагола  опекать  на  нянчить, но достаточных оснований для понижения балла за речевое оформление нет. 9. Рефлексия:   Чему вы научились на сегодняшнем уроке?  Над какими приемами сжатия текста вы работали?  Какой из приемов вам показался наиболее доступным?  Какой приём сжатия текста вы использовали в своем изложении? 10. Выставление оценок за урок. 11.   Домашнее   задание.    Напишите   сжатое   изложение   по   тексту   для   изложения   к вариантам   9   –   12   из   сборника   И.П.   Цыбулько.   ОГЭ   –   2015.   Русский   язык.   Типовые экзаменационные варианты. Национальное образование. Москва. 2015. Используемая литература: 1.   Н.А.Шапиро,   А.В.Волкова,   Е.В.Кузнецова,   Е.Ю.Шувалова.   Подготовка   к   ГИА   по русскому   языку   в   9­м   классе:   методика   и   практика:   лекции   1­4.­   М.:   Педагогический университет «Первое сентября», 2013; 2.   Н.А.Шапиро,   А.В.Волкова,   Е.В.Кузнецова,   Е.Ю.Шувалова.   Подготовка   к   ГИА   по русскому   языку   в   9­м   классе:   методика   и   практика:   лекции   5­8.­   М.:   Педагогический университет «Первое сентября», 2013. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Упражнение 1.   Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.   металлов.        В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории   месторождения   полезных   ископаемых,   Богатые   запасы «металлических»   руд   нередко   становились   причиной,   по   которой   целые   народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди,   железе.   Они   начали   колонизацию   черноморского   побережья.   На   Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов   древних   греков   за   полезными   ископаемыми   нашла   отражение   в   мифах,   в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи   шкуры,   с   помощью   которых   добывалось   золото   в   кавказских   реках:   шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла. Вставьте в текст слова, которые: 1) соединят примеры с тезисами; 2) точнее выразят содержание тезисов и примеров. Список   слов:  например,   а,   именно,   ведь,   особенно,   поэтому,   по   свидетельству древних историков. 3) Составьте логическую схему текста. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Упражнение 2.   Прочитайте   текст.   В   нем   пропущены   важные   логические   звенья. Сначала   попытайтесь   самостоятельно   восстановить   их,   а   потом   проверьте   себя, выполнив задание после текста.         Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на   карту   морей,   омывающих   Южную   Америку.   Однако   прославилась   она   не   этим,   а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.                  На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими   клювами,   которыми   удобно   раскалывать   твердую   скорлупу   орехов   или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями,   добывая   их   из   древесной   коры,   утвердились   особи   с   крепкими,   но   более тонкими   клювами,   которыми   можно   проникать   в   небольшие   отверстия.   У   вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными. (По Н.Гранту) Найдите в тексте место для следующих утверждений: 1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов. 2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания. 3.   Дарвин   заметил,   что   на   каждом   острове   птицы,   приспосабливаясь   к   среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Упражнение   3  Подчеркните   в   тексте   только   то,   без   чего   нельзя   понять   смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.           Можно прыгать по­заячьи, выть по­волчьи, сидеть по­турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем   по­пластунски?   Кто   такой   пластун?   Оказывается,   так   называли   военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили   за   противником.   За   способность   лежать   пластом,   распластавшись   в   течение длительного времени,  такие  разведчики  и  получили  прозвище пластунов. А  ползти  по­ пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С.Волков) Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.          Когда говорят _____________________________________, то сравнивают человека _______________________________. Когда говорят ползти по­пластунски, то сравнивают человека   с   пластуном.   ____________________________________?   Пластунами   называли казаков­разведчиков, которые, _____________________________________, были способны ___________________________, а передвигаясь, ___________________________________.  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Маленькими   кулаками   он   тер   глаза   и   размазывал   слезы   по   щекам. Упражнение   4.  Передайте   содержание   выделенного   фрагмента   более   общим   по смыслу словом или словосочетанием. 1. ____________________________________________________________________________ 2. С этим же плащом, в этом же трико,  сшитом из желтых и черных треугольников, народ привык его видеть во время представлений на ярмарках и воскресных гуляньях. ____________________________________________________________________________ 3.   Иногда   продавцу   удавалось   посмотреть   вниз.   Тогда   он   видел  крыши,   черепицы, похожие на грязные ногти, голубую узкую воду, людей­карапузиков и зеленую кашу садов. ____________________________________________________________________________ 4. Надежные части дворцовой гвардии были расставлены на постах во дворце, в парке у входа и выходов, на мостах и по дороге к городским воротам. (Ю.Олеша) ____________________________________________________________________________ 5. В одном большом германском городе жил когда­то сапожник Фридрих со своей женой Ханой.   Весь   день   сидел   он   у   окна   и  клал   заплатки   на   башмаки   и   туфли.  А   Хана продавала на рынке овощи со своего маленького огорода.      У Ханы и Фридриха был сын Якоб. Обыкновенно он сидел возле матери на базаре. Когда какой­нибудь повар или кухарка  покупали у Ханы сразу много овощей, Якоб помогал донести покупку до дома и редко возвращался назад с пустыми руками. Покупатели Ханы любили хорошенького мальчика и почти всегда дарили ему  то цветы, то пирожное, то монетку. (В.Гауф) ____________________________________________________________________________ 6.   Доктор   Гаспар   и  его  черный   спутник  пришли   на   рыночную   площадь.   У   балаганов толкался народ.  Ни одного франта, ни одной дамы в наряде цвета золотых рыбок и винограда, ни одного знатного старика на расшитых золотом носилках, ни одного купца   с   огромным   кожаным   кошельком   на   боку  не   увидел   доктор   Гаспар   среди собравшихся.   Здесь   были  ремесленники,   мастеровые,   продавцы   ржаных   лепешек, поденщицы, грузчики, старухи, нищие, калеки. Серую, старую, рваную одежду иногда только украшали либо зеленые обшлага, либо пестрый плащ, либо разноцветные ленты. Представление еще не начиналось. За размалеванными занавесками, за перегородками слышались   голоса,   позванивали   бубенцы,   напевали   флейты,   что­то   пищало, шелестело,   рычало.       (Ю.Олеша) ____________________________________________________________________________                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Откуда   берутся   храбрецы   и   трусы?   Конечно,   немало   зависит   от   врожденных   свойств нервной   системы,   но   не   менее   важен   опыт   детства.   К   такому   выводу   пришли   ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.                Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат, чтобы родители смогли их быстро найти и унести в безопасное место.  Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или удирают. Наконец, шимпанзе­подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они проявляют агрессию, пугая противника или вступая в драку. Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность возникает, если в детстве малыш   обретал   поддержку.     Если   к   кричащему   от   ужаса   детенышу   не   бросаются   на выручку родители, то повзрослев, он будет по­прежнему беспомощно прижиматься к земле и плакать.          Эти наблюдения заставляют по­новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Вряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от страшной собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и в дальнейшем будет пасовать перед трудностями. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать своих детей; пусть пятнадцатилетние сами опробуют свои силы в реальных конфликтах. (170 слов) ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Текст ученического изложения.        Откуда берутся храбрецы и трусы? Многое зависит от нервной системы, но не менее важен опыт детства.            Ученые проводили опыт над шимпанзе и выявили три стадии развития: маленькие оставались на месте и плакали –надеялись на старших; чуть взрослее – прятались и убегали – рассчитывали на себя; подростки могли вступить в драку – пробовали свои силы.            Ученые заметили, что смелыми становятся те, кто в детстве чувствует поддержку родителей.          Этот опыт позволил по­новому взглянуть на воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка – пусть сам опробует свои силы. (89 слов)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017