УМК ОС "Школа 2100"
Цель: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных.
Технологии используемые: ИКТ ( видеоролик, презентация), проблемное обучение, критическое мышление, здоровьесбережение.
УУД:развиваем умения извлекать информацию,обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника,оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,развиваем умение слушать и понимать других,строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ как часть речи
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Урок 47
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических
признаков имён существительных.
Этапы урока
Ход урока
. Ι
Актуализация
знаний.
1 2 3 1
1.Эмоциональный настрой.
2.Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа». Какая орфограмма в слове классная?
Чистописание: Сс со са су см сл
Салтан Ставропольский Севастополь Сена
Что объединяет эти слова? ( Орфограмма «Большая буква» обозначьте
графически)
Кто знает значение этих слов?
3.Языковая разминка.
– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник,
водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, нора, окно, ежиха.
Орофогрглас: щека, ежевика,водомерка, егерь, нора, окно, ежиха, тростник
Орфогр согл: сердце, утюг, сумма, тростник, искусство, трос, лестница
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2014
11. – Подчеркните слова, в которых есть орфограммабуква гласного, красным
карандашом, а где орфограммабуква согласного – синим.
– Какое слово вы подчеркнули два раза? (Тростник.)
– В каком слове есть другая орфограммабуква? (Егерь.)
2. – Обозначьте все орфограммы.
3. – Найдите и разберите по составу сложное слово
4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.( ежевика, егерь)
5. – Что объединяет эти слова?( имена сущ)
II.
Формулирован
ие проблемы.
1 3 3
– Откройте учебники, прочитайте название нового большого раздела (с. 97).
– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы,
признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов
сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою
синтаксическую роль.
Используется мотивирующий приём.
– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?( сообщения детей у.52
с.29 д\м)
– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой
разминки.
Существительное
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
© ООО «Баласс», 2014
2Тема
III. Развитие
умений.
– Какой буквы не хватает? (ь! слова с ь не начинаются.)
Какова её роль в этом слове?( показатель мягкости)
– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)
– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном!
3 4 5 6 1 3
Вспоминаем то, что знаем.
1. Роль имён существительных в речи .Работа в парах.
Просмотрите видеоролик и назовите имена существит, которые вы
услышали в речи героев.
Видеоролик «Сказка о Царе Салтане»
Как называется сказка? Кто автор? Какие сущ вы нашли?
– Какие части речи преобладают в тексте и почему?
Вывод: В тексте преобладают имена существительные. Частота их употребления
связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает:
предметы, явления, состояния.
(Девочки были правы в своих сообщениях)
– О какой особенности имён существительных свидетельствует это задание?
Что наблюдали?
Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи.
2. Работа по учебнику с.97 у.102
Признаки имён существительных (индивидуальная работа).
Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и
непостоянные (число) признаки существительных.
Выполнению предшествует коллективная беседа:
– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым
является существительное?( задать вопрос)
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
© ООО «Баласс», 2014
34. Умение работать в паре.
– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
( с помощью местоимений)
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
– Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это род,
одуш\ неодуш., непостоянные признаки – это …число.
Какие бывают числа?
( Сообщение у.58 с.31)
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть
в любой форме данного слова, он есть всегда.)
Непостоянный признак?
Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют
самостоятельно по заданию.
Проверка с помощью мультимедиа. Результаты выводятся на слайде, ученики
сравнивают свои записи с образцом.
одуш. неодуш.
охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.
внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.
Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.
окно – ср.р., ед.ч.
крыша – ж.р., ед.ч.
труба – ж.р., ед.ч.
кирпичи – м.р., мн.ч.
забор – м.р., ед.ч.
ворота – мн.ч.
сарай – м.р., ед.ч.
– Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?
© ООО «Баласс», 2014
4Учитель записывает на доске:
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Физминутка «Повторение словарных слов»
1. покажите ( носом, рукой, затылком, ногой и т.д) имя сущ от которого
коридорный,
образованы слова:
фантастический, тревожный, алмазный. ( слова развешаны по классу)
карнавальный,
цитатный,
2. – Что объединяет эти слова? (имена сущ, неодуш)
3. Закрепление.
Игра « Угадай слово»( учитель идёт по классу и загадывает слова с потоян.
непостоян признаками: имя сущ одуш ж.р, неодуш. М.р, неодуш. С.р, одуш м.р,
неодуш ж.р )
4.Разбор имени существительного как части речи.
С.98 Упр. 104 – развивается умение различать существительные и
местоимения в тексте,
проводить морфологический разбор имён
существительных.Последовательность выполнения.
1) Расстановка запятых в учебнике.
2) Списывание четвёртого предложения. Схема.( разбор под цифрой 4 *)
3) Запись однокоренных слов.
Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
4) Разбор имён существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Работа проходит под руководством учителя.
– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
© ООО «Баласс», 2014
5Морфологический разбор имени существительного.( цифра 3)
5.* Работа в Рабочей тетради: с.29 №1 Тема 5.
IV. Итог урока.
4 4
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
Составим Синквейн ( стихотворение об имени сущ) слайд
1. Что? 1 (Имя сущ)
2. Какое? 2 (Древнейшая, важнейшая, представительная, самостоятельная, одуш)
3. Что делает? 3 (Называет, указывает, изменяется)
4. Составь предложение. 4 (У меня отличное настроение.)
5. Синоним. 1. (Лицо.Состояние. Явление.)
V. Домашнее
задание.
Что нового узнали для себя?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения? С каким настроением уходите с урока?
Оценивание: отметка!
1.С.99 у.105, Р.Т. с.29 №1
2*.На выбор:
Придумать задание для игры «Угадай слово» ( оформить на карточках)
Составить синквейн «Имя существительное» к у.105
© ООО «Баласс», 2014
6