Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».
Оценка 4.9

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
24.06.2017
Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».
«Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места». Цель: закрепить и углубить знания о сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными времени и места. Образовательная задача: изучить основные сведения о СПП с придаточными обстоятельственными, познакомить учащихся с правилами оформления СПП с придаточными обстоятельственными на письме. Развивающая задача: формировать и развивать умения использовать СПП с обстоятельственными придаточными в речи. Воспитательная задача: воспитывать культуру учебной деятельности. Тип урока: урок закрепления знаний.Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».
Конспект урока по русскому языку Сложноподчиненные предложения.docx
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места». Цель: закрепить и углубить знания о сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными времени и места.   Образовательная   задача:   изучить   основные   сведения   о   СПП   с придаточными  обстоятельственными,   познакомить   учащихся с правилами оформления СПП с придаточными обстоятельственными на письме. Развивающая задача:  формировать и   развивать умения использовать СПП с обстоятельственными придаточными  в речи. Воспитательная   задача:  воспитывать     культуру     учебной деятельности. Тип урока:  урок закрепления знаний. Оборудование урока: 1. Русский   язык:   учеб.   для   9   кл.   общеобразоват.   учреждений/ [Л.А.Тростенцова,   Т.А.   Ладыженская,   А.Д.Дейкина,   О.М.   Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 3­еизд., М.: Просвещение, 2006.­ 237 с. 3. Презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». План конспекта 1) Оргмомент (2 мин.) А. Проверка домашнего задания /повторение ранее пройденного 2) (12 мин.) Б. объяснение материала, носящее углубляющий характер (3 мин.) 3) Этап формирования соответствующего навыка (15 мин.) 4) 5) 6) Подведение итогов урока (4 мин.) Домашнее задание (2 мин.) Комментированное выставление оценок (2 мин.) 1 I. Оргмомент. Ход урока ­   Здравствуйте.   Сегодня   мы   повторим   и   углубим   тему:   «СПП   с обстоятельственными придаточными времени и места» (Слайд 1).  Запишите   число   и   тему   урока.   Это   одна   из   основных   групп обстоятельственных придаточных (с. 80 учебника) Разминка: (Слайд 2) ­ Выполните устно задания: a. Замените   сложносочиненные   предложения сложноподчиненными   с обстоятельственными придаточными.  В горах светило яркое солнце, а в долинах ещё лежал туман.  1. (на придаточное уступки:  Хотя  горах светило яркое солнце,   долинах ещё лежал туман) 2. Беспрерывно лил дождь, реки начали выходить из берегов.  2 (на   придаточное   причины:   Беспрерывно   лил   дождь,   поэтому  реки начали выходить из берегов.) 3. Папа вернулся домой, но я уже уснула.  (на придаточное времени: Когда папа вернулся домой, я уже уснула.) ­ Посмотрите на следующий слайд (Слайд 3) b. Замените   простое   предложение   на   СПП   с обстоятельственными придаточными. 1.   Я  вступил на опушку леса  и сразу заметил кабанов.  (на прид. времени:  Едва   вступил на опушку леса,   как  сразу заметил кабанов.) 2. Шофер остановил машину, увидев красный сигнал светофора.  (на прид. времени: Шофер остановил машину,  когда  увидел красный сигнал светофора) 3. Зная его характер, я не удивился его поступку.  (на прид. причины: Я не удивился его поступку, потому что знаю его характер.) II.          Проверка домашнего задания /повторение ранее пройденного (14 мин.) ­   Какие   обстоятельственные   придаточные   вы   знаете?   (Придаточные времени   и   места,   причины,   следствия,   условия,   уступки,   цели,   образа действия, меры, степени, сравнения).  3 ­ В каких из обстоятельственных придаточных используются союзы, а в каких   ­   союзные   слова?   (С.с.   –   в   придаточных   места,   образа   действия   и степени, в остальных ­ союзы). ­ Скажите, какое  из обстоятельственных придаточных присоединяется к   главному   с   помощью   одного   единственного   союза.   (Придаточное следствия). ­ На какие вопросы отвечает придаточное места и с помощью каких средств присоединяется к главному предложению? (Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда – с.с. + указательные местоимения там, туда) Проверим домашнее задание (Учебник, упр. 126) Спишите.   В   сложных   предложениях   после   главного   поставьте   вопрос     к придаточному   и   определите   его   вид.   Расставьте   пропущенные   запятые.   В   простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства. 1. Однажды, чаще всего в студеную пору ночи, река останавливается.   И там, где  она сердито громоздила льдины, остается нагромождение торосов. 2. Я все смотрел на поле,  открывшееся передо мной, и силился вспомнить,  где я еще его видел?   А­а,   вспомнил!   Я   видел   такое  же   поле,   только   с   желтыми   хлебами,   на картине у  школьного учителя. 3.  Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубом и кипела,  ещё оставалось тёмное, яростное окно   еще  незамерзшей воды. 4.   Над обрывом,  где еще не было деревьев,  только таволга,  акация,  колючки и выводки горной   репы,  я   остановился.   5.   Плохо   в   наших   горных   местах   с   сенокосными угодьями. <…> И вот   в таком вот месте,  откуда сена спустить зимой сподручно лишь отчаянным мужикам на не менее отчаянных и диких конишках, считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда, где сливаются Енисей и Манна.  (По В. Астафьеву.) ­ На какие вопросы отвечает придаточное времени? (Когда? С каких пор? Как долго?) ­ С помощью каких средств присоединяется к главному предложению? (союзы:  когда, пока, едва, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока и др.) 4 ­   Зависят   ли   обстоятельственные   придаточные   от   одного   слова   в главном предложении или   они относятся ко всей главной части? (ко всей главной части) Сравните предложения, данные на слайде:  (Слайд 4)  ­  Выполним   задание:     Спишите   предложения,   расставляя   ЗП, подчеркните ГО, определите средства связи главной и придаточной частей и нарисуйте схему. a. Он   почувствовал   себя   по­настоящему   счастливым   в   тот   день, когда вернулся в родной город. [… в тот + сущ.]˟ в какой день → , (когда…)   b. Он почувствовал себя по­настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.  […],→когда? (Когда…)  На слайде:     (Слайд 5) В тетрадях учащихся: 1) (Когда…), ←когда? […] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее.  5 2) Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.   (Как только…), ←когда?   […] 3) … ни одной души не видел я возле него [мостика], с тех пор как поселился здесь. (В. Распутин)  […],→Когда? С каких пор? (с тех пор как cоюз…) 4) Никогда  с   тех   пор,   как  свет  стоит,  ни   один   флот  не испытывал более глупого и жалкого поражения. (В. Шукшин). […с тех пор указательное слово→ Когда? С каких пор?,( как cоюз …)… ] ­ Обратите внимание на 3­4 примеры. Составные союзы  с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере   того   как,   прежде   чем  и   др.   могут   полностью   выполнять   функцию союза.   Тогда  составной союз целиком входит в придаточную часть, отделяя её от главной.  Однако   в   зависимости   от   смысла   и   логического   ударения   составной союз   может   разбиваться   на   две   части   (придаточное   предложение   в   этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав   главного   предложения   и   является   указательным   словом   – обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде  и др.; вторая часть составного союза (как) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза. При условии: (Слайд 6) 1. 2. перед составным союзом имеется отрицание «не»; перед составным союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия; 3. первая часть составного союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций; 4. автор желает подчеркнуть, что на первую часть составного союза падает логическое ударение.  (краткое конспектирование учащимися) 6 III. Этап формирования соответствующего навыка (18 мин.) ­   Я   прочитаю   предложения,     а   вы   запишите   и   определите   тип придаточного (один ученик работает у доски): 1) Через   некоторое   время   я   оказалась   в   городе,     откуда   пришло письмо.  (Т. Тэсс) (опрелелит. прид.) 2) 3) Нет величия там, где нет правды (Л. Толстой).    И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.   (А. Пушкин)  Где село солнышко, чуть­чуть  светила красноватая полоска. 4) Ответ:  1. [Через некоторое время я оказалась в горо?де],  (откуда пришло письмо).  (Т. Тэсс) (опрелелит. прид.) 2. места) 3. [Нет величия та?м], (где  нет правды) (Л. Толстой).  (обст. прид. [И Таня входит в дом? пустой],(где жил недавно мой герой).  (А. Пушкин) (опрелелит. прид.) 4. (Где  село солнышко), [чуть­чуть   светила красноватая полоска] (обст. прид. места) ­Выполним упражнение 124.  (работа с учебником) Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся. 1. Придя домой, когда уже смеркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем  как взяться за скрипку, он заучивал рукава рубахи, обнажал  грудь и 7 становился у окна. 3. До тех пор пока  не узнаешь горя, не станешь взрослым. 4. Я тебя   отлично   видела,  пока  ты   стоял   позади   толпы.   5.   Все   смотрели   на   дверь, оставленную   полуоткрытой,  с   тех   пор   как  пришла   Лиза.   6.  Когда  Меркурий Авдеевич подошел к бульвару, аллея была пуста. 7. Она сидела на постели до тех пор, пока рассвет не прочертил ровненькие линеечки в щелях ставен. (4: логическое удар.) (К. Федин) IV. Подведение итогов урока (2 мин.) Обсуждение. Заключение. ­ Итак, сегодня мы закрепили и углубили знания о сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными времени и места.   V. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 7) Выучить   теоретические   сведения   на   с.   80,   Упр.   128,   129. VI. Комментированное выставление оценок (2 мин.) 8

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».

Методическая разработка урока «Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени и места».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017