Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
труд
10 кл
08.01.2019
Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"
Методическая разработка урока технологии в 10 классе Раздел №1. Технология проектирования изделий. Тема. "Дизайн отвечает потребностям". Цель урока: ознакомить обучающихся с первичными знаниями в области дизайн – проектирования изделий по алгоритму дизайна. Задачи урока: Образовательные: изучить истории развития дизайна, дать представление о видах и направлениях дизайн – проектов, понятию "Алгоритм дизайна" Развивающие: познакомить с основными направлениями дизайна и с алгоритмом выполнения дизайн-проекта. Воспитательные: воспитывать точность и аккуратность в выполнении работы, трудолюбие и уважение к труду другого человека, прививать эстетический вкус. Тип урока: теоретический урок Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, демонстрация презентации. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Методическое оснащение урока: материально-техническая база кабинета, компьютер, проектор. I. Организационный этап. II. Актуализация знаний. III. Сообщение нового материала. IV. Этап закрепления полученных знаний. V. Подведение итогов урока.
Документ Microsoft Word.doc
Методическая разработка урока технологии в 10 классе  Раздел №1. Технология проектирования изделий. Тема.   "Дизайн отвечает потребностям". Цель урока: ознакомить обучающихся с первичными знаниями в области дизайн –  проектирования изделий по алгоритму дизайна. Задачи урока: Образовательные: изучить   истории развития дизайна, дать представление о видах и  направлениях дизайн – проектов, понятию "Алгоритм дизайна" Развивающие: познакомить с основными направлениями дизайна и с алгоритмом  выполнения дизайн­проекта.  Воспитательные: воспитывать точность и аккуратность в выполнении работы, трудолюбие  и уважение к труду другого человека, прививать эстетический вкус. Тип урока: теоретический урок Методы и приемы обучения:  беседа, объяснение, демонстрация презентации. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.  Методическое оснащение урока: материально­техническая база кабинета, компьютер,  проектор.  I. Организационный этап.   II. Актуализация знаний.  III. Сообщение нового материала.  IV. Этап закрепления полученных знаний.  V. Подведение итогов урока.  I. Организационный этап.  1. Проверка присутствующих,  готовность учащихся  к уроку. 2. Сообщение темы, цели и задач урока. Ход урока II. Актуализация знаний. Дизайн­проект должен учитывать интересы, требования разных групп потребителей, должен  отвечать многим требованиям (быть экологичным, экономически выгодным, технологичным, эстетически выразительным и пр.). Как подойти к разработке подобного дизайн­проекта?  Как при разработке дизайн­проекта продумать и воплотить такой системный подход?  Существуют ли какие­то рекомендации, правила в плане последовательности разработки  проекта на системной основе? Ответы на данные вопросы мы постараемся найти в течение  урока. III. Объяснение нового материала. 1. Общие представления о дизайне. ДИЗАЙН (от анг.design­замысел, проект) – это особый вид деятельности (вид  проектирования), в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются  качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности.  Таким образом, основная идея дизайна – сочетание двух сторон – красоты и  функциональности. Дизайн­разработка – это всегда творческая деятельность (в силу своего  проблемного характера и постоянной новизны задачи).  2. Из истории дизайна.  В России были попытки заменить понятие "дизайн" на "художественное конструирование".  Однако этот термин не прижился, так как не соответствует сути данной деятельности.  Предшественниками современных специалистов по дизайну можно назвать ремесленников.  Они изготовляли предметы повседневного спроса, орудия труда, оружие. Каждый стремился сделать свой товар привлекательным для покупателя, был и конструктором, и технологом, и художником в одном лице.  С возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленная  продукция утратила многие положительные качества ремесленных изделий. Она стала  безликой, некрасивой, не всегда функциональной. Крупные фирмы, чтобы улучшить товар,  начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей  творческих, художественно одарённых. Одной из первых на этот путь в начале XX в. встала  немецкая электротехническая компания AEG. Её продукция выгодно отличалась от изделий  конкурентов благодаря таланту дизайнера Питера Беренса.  Сформировался же дизайн как новый вид человеческой деятельности в 30­х гг. XX в., в  эпоху глубокого экономического кризиса в Европе и Америке. Одним из его основателей  считают Раймонда Лоуи, морского офицера в отставке. Оказавшись в США, он был поражён  обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. Художник и эстет в душе, Лоуи  стал предлагать свои услуги предпринимателям, хозяевам магазинов, изготовителям  рекламы. Начав с оформления витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрёл не  только богатство, но и широкую известность. Разработанная Лоуи упаковка сигарет “Лаки  Страйк” более полувека выпускается без изменений. Лоуи понял, что покупателю нужен не  просто дешёвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее  эстетической привлекательностью. Он впервые попытался связать воедино пользу, удобство  и красоту.  3. Направления дизайна.  Направления дизайна: Графический дизайн Разработать такой стиль оформления, компоновку и организацию содержания учебного  материала, которые бы делали материал максимально наглядным, выделяли важные  моменты изучаемого, облегчали его понимание и привлекали внимание своей эстетикой.  Коммуникативный дизайн Это разработка электронных учебных материалов в форме web­страниц Интернет. Психо­дизайн  Это учет "человеческого фактора"при проектировании наглядных пособий и др.  дидактических материалов. Человеческий фактор – это осознание адресованности любого  проекта именно человеку с его уникальными индивидуальными характеристиками,  психологическими особенностями, а также приоритетный учет этих характеристик в любой  разработке. Дизайн одежды Это основы проектирования и изготовления одежды и изделий декоративного характера. Дизайн интерьера Дизайн интерьера – это разработка дизайн­проектов помещений (предметно­ пространственной среды). Разработка состоит из нескольких этапов:  – обсуждение цветовых и стилевых предпочтений.  – проект­предложение по планировке помещения;  – проект­предложение по расстановке мебели и аксессуаров во всех помещениях;  – пластическое решение потолков и декоративных перегородок;  Промышленный дизайн Промышленный дизайн – это разработка и изготовление объектов Эрго­дизайн Эрго­дизайн ("эрго" от слова "эргономика") – это учет "человеческого фактора",  эргономических норм при организации рабочих зон. Эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека и техники для создания  наилучших орудий и условий труда людей, работающих с техникой.  Эко­дизайн Эко­дизайн ("эко" от слова "экология") – это основы проектирования и изготовления  изделий из природных материалов, оформление цветочных композиций и ландшафтное  проектирование. Дизайн рекламы Дизайн рекламы – это разработка и изготовление тематических стендов, рекламных и  творческих работ. Арт­дизайн "Арт" означает "искусство"; "арт­дизайн" дословно переводится "искусство дизайна". Арт­ дизайн – это широкое понятие, включает разные творческие направления. Но отличительная  особенность арт­дизайна в том, что работы, выполняемые в его рамках, не имеют основной  целью создать изделия прикладного характера. Это творческие работы, которые несут  прежде всего художественную, эстетическую ценность; выполняются они с учетом  эстетических канонов. 4. Понятие "Алгоритм дизайна" и этапы работы дизайнера  Алгоритм дизайн­проекта: Анализ и осознание проблемы Выбор оптимального решения проблемы Обоснование решения Разработка технологии Реализация технологии Основные этапы дизайн­проекта: Возникновение и осмысливание потребности  Определение методов и способов её удовлетворения с учетом различных факторов Разработка проекта объекта (изделия), реализующего методы и способы удовлетворения  потребности Изготовление по проекту изделия (объекта), который удовлетворяет человеческую  потребность Материал для учителя. На производстве дизайн­проект включает в себя расширенный перечень этапов.  Предпроектное исследование.   Оно заключается в сборе информации о подобных моделях, их качествах и достоинствах,  применяемых материалах, положении на рынке и т. д. На основе полученной информации  формируется перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать новая машина. Это некий словесный портрет будущего изделия.  Эскизный проект.   Пользуясь предварительной информацией, дизайнер занимается поиском образа. Делает  множество эскизов, прорисовывает варианты в различных ракурсах.   На стадии эскизного проектирования изготовляют макеты (обычно пластилиновые) в  масштабе 1:5 или 1:4 с различными вариантами формы. На основе анализа эскизов и  масштабных макетов выбирается вариант для технического дизайн­проекта.  Технический дизайн­проект.   Выполняется макет в масштабе 1:1 из пластилина, гипса, полимерных материалов на  металлическом или деревянном каркасе. При этом могут вноситься некоторые изменения и в проектируемую форму. Ведётся подготовка к изготовлению опытного образца.  Рабочий проект. На этом этапе согласовывают все изменения, уточняют материалы, из которых будет  изготовлена модель, и делают демонстрационный макет. Макет является своего рода  эталоном, по которому будет вестись рабочее проектирование конструкции, организация  производства и т.д.  Примечание. В промышленном производстве рабочий проект предполагает также  осуществление надзора за технической документацией, создание опытных образцов для  испытаний, внесение изменений в модель по результатам испытаний.  Всё, о чём рассказано выше, относится к проектированию любого изделия. Конечно, есть  некоторые отличия, связанные со спецификой того или иного объекта, но принцип  системного подхода и поэтапного проектирования остаётся в дизайнерском творчестве  неизменным.  IV. Закрепление. Примечание. Работу учащихся на данном этапе можно организовать, используя различные  формы контроля: фронтальный опрос, обсуждение вопросов в группе, паре, индивидуальная  письменная работа, тестовые задания.  Вопросы для повторения.  Какова основная идея дизайна? Какова роль компьютерного дизайна в работе? Перечислите преимущества, возможности  при его использовании в процессе обучения.  Как учитель­предметник может применить технологии компьютерной графики и дизайна в  своей работе?  Перечислите и охарактеризуйте разные направления дизайна. Проведите их сравнительный  анализ. Что означает "человеческий фактор" при дизайн­проектировании и организации рабочих  зон? V. Подведение итогов урока. Материал для учителя. Таким образом, сочетание функциональности и эстетической привлекательности является  главным принципом дизайн­проектирования. В дизайне нет места понятиям "нравится" или  "не нравится". Не украшение готовой конструкции, не “прилизывание” издержек технологии, не окрашивание изделия в “весёленький” цвет составляют суть дизайна. Только тщательное  изучение конструкции изделия и технологии его производства, свойств основных материалов позволяет дизайнеру вносить аргументированные предложения по внешнему виду изделия и  разрабатывать конкретное композиционное решение. Совершенство формы предопределяет  рациональность технического решения, логику конструкции, технологичность – только на  этой основе дизайнер может создать подлинно гармоничную форму. К работе над новым  изделием дизайнер приступает одновременно с конструкторами, технологами и другими  специалистами (а иногда и раньше). При этом он выступает в роли дирижёра в сложном  оркестре тех, кто создаёт.

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"

Методическая разработка урока технологии в 10 классе "Дизайн отвечает потребностям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019