МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
04.01.2019
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема « Русско-японская война. Как это было...»
Цели:
- закрепление и совершенствование знаний учащихся по исто¬рии
русско-японской войны;
- развитие у учащихся умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие устной и письменной речи обучающихся;
-патриотическое воспитание обучающихся, воспитание их поли¬тической культуры помочь обучающимся оценить с нравствен¬ной точки зрения поступки исторических личностей;
-внедрение технологии личностно-ориентированного обуче¬ния в урок .
уровень усвоения
Вид урока : ток - шоу «Как это было».
Форма урока: закрепление и совершенствование знаний, уме¬ний и навыков .
Метод обучения : проблемный (с элементами ролевой игры).
Тип урок: нетрадиционный.
К МО:
историческая карта « Русско - японская война 1904 - 1905 годов»", выставка художественных произведений, посвященных войне с Японией; портреты исторических личностей и писателей', индивидуальные исполнительные листы обучающихся
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Русско-японская война 1904 -1905 годов. Как это было ... Тема урока
Через восприятие уч-ся исторического события и отражение его в литературе обозначаем цели урока: - закрепление и совершенствование знаний обуч-ся по истории русско- японской войны;
- развитие информационной культуры;
- патриотическое воспитание уч-ся через технологию личностно-ориентированного обучения. Целеполагание и мотивация
Проблемный урок предполагает не ограничивать обсуждение учащимися поставленных вопросов временными рамками, при тактичном направлении хода дискуссии с целью обозначить различные точки зрения обучающихся. Дозировка заданий
Беседа с экспрессивно-эмоциональным оттенком с целью выявления знаний обучающихся причин, хода, итогов русско-японской войны, ее героев и участников; отражение в литературных произведениях Новикова-Прибоя, Степанова, Житкова, Пикуля, Куприна событий русско-японской кампании.
Корректировка происходит посредством привлечения обучающихся к работе с исторической картой, хронологической таблицей, опорным конспектом, текстом художественного произведения, портретами исторических личностей и иллюстрациями к произведениям. Актуализация и корректировка опорных знаний
1.Создание проблемных ситуаций. 2.Развитие проблемы через эвристическую беседу. 3. Дифференциация проблемы соотношения хода и итогов войны. 4. Постановка проблемы оценки деятельности и поступков героев с нравственной точки зрения. Деятельность педагога Логическая структура урока
Решение проблемных ситуаций в форме театрализованного действа:
а) правительственные круги; б) министры и государевы; в) герои - участники военных действий; г) писатели о русско-японской войне; 2 Личностное переосмысление материала. 3 Индивидуальный подход к решению проблемы. 4 Оценка деятельности и поступков героев с
нравственной точки зрения (в устных ответах и сочинении-миниатюре).
i Деятельность обучающегося
III уровень усвоения. Вид урока: нетрадиционный
( интегрированный: история - литература). Форма урока: ток-шоу. Тип урока: закрепление \ и совершенствование знаний, умений, навыков. Метод урока: проблемный. Диагностика урока
Приложение
МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ УРОКА
Беседа с «Николаем II».
В: Каковы, по-Вашему, причины русско-японской войны?
О: Причины этой войны в том, что я хотел показать силу русской армии и тем
самым поднять свой авторитет в глазах русского народа. Мне нужна была
маленькая, но победоносная война, так советовал мне господин Плеве.
В: Не знаете ли Вы, кто из Ваших современников писал о русско-японской
войне?
О: А.Куприн, А.Новиков-Прибой, Б.Житков.
В: А помните ли Вы 14 мая 1905 года?
О: Да. Я послал 2 Тихоокеанскую эскадру из Балтийского моря через Индийский
океан к месту боёв - в Японское море. Цусима... Это было наше главное поражение
на море. Я стал понимать, что победоносной войны не будет.
ВОПРОС КЛАССУ: Оцените с нравственной точки зрения действия Николая 2
Беседа с «японским императором Муцухито-сан».
В; Почему Япония начала войну с Россией?
О: Япония всегда претендовала на дальневосточные российские территории. «Во всех наших унижениях виновата больше всех стран Россия. Пусть она убирается прочь из-под крыши Азии, нам необходим весь Сахалин, вся Камчатка, все Курилы и
даже Чукотка, хотя, говорят, там очень холодно...». В: Есть ли в японской литературе произведения, посвященные русско-японской войне?
О: Да, причём был поэт Исикава Такубоку, который в своих произведениях восхищался доблестью российских моряков.
И я поэт, в Японии рождённый,
В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
Я, горестною вестью потрясённый,
Сдержать порыва скорби не могу...
Ты плыл вперёд с решимостью железной
В бой за Россию, доблестный моряк,
Высоко реял над ревущей бездной
На матче гордый адмиральский флаг. В: А помните ли Вы Мукден?
О'. Да. Это было первое поражение русских на суше. Это было решающее сражение, в котором участвовали 600 тысяч человек, и русские его проиграли.
ВОПРОС КЛАССУ: Как вы относитесь к высказыванию японского императора о том, что он хотел расширить территорию своей страны за счёт России?
Беседа с «генералом Драгомировым».
В: Правда ли, что царь начал войну по Вашему авторитетному настоянию?
О: Это сплетни! Болтовня на государственном уровне, потому что мысль начать войну первому пришла в голову министру Плеве.
В: А не припомните ли, что Вы ответили за ужином в Зимнем дворце, когда Вас спросили, чем закончится война на Дальнем Востоке?
О: Я дал очень точный ответ с присущей мне грубостью: «А вот чем закончится, (он приподнялся на стуле, произведя одно резкое звучание, после чего основательно перекрестил под собой стул). Вы меня, господа, спросили- я Вам ответил». В: Оборона какого южно-корейского города более всего подтвердила Ваше мнение об исходе войны?
О: Это был Порт-Артур. Оборона этого города продолжалась много месяцев, судьба его решалась в морских сражениях, в которых погибли лучшие российские военные корабли «Варяг», «Кореец», «Петропавловск», «Цесаревич», «Паллада», то есть весь цвет российского флота.
ВОПРОС КЛАССУ: А какую роль играет армия в государстве?
Беседа с «министром Плеве».
В: Какова лично ваша позиция в отношении начала военных действий? Зачем нужна была Война?
О: Я думаю, что война всегда отвлекает народ от политики. Страна стояла на
грани революции, и я искренне хотел спасти монархию. Во время войны люди не
должны были думать о забастовках, они должны были думать лишь о победе
Отечества в войне. Война, по-моему, должна была защитить Россию от
революции.
В: Что Вам известно о так называемом Добровольном флоте России?
О: Это флот, который под торговым флагом России совершал длительные рейды
между портами Европы и Дальнего Востока, имея на своём борту военные
команды из добровольцев. Во время войны эти корабли вооружались и становились
крейсерами.
В: За что Вас убили?
О: Я был убит за то, что мой прогноз относительно благополучного хода войны не
оправдался. Наоборот, война приблизила революцию. Она не стала, как я думал,
маленькой и победоносной...
Беседа с «министром Святополком-Мирским».
В: Когда Вы вступили на должность министра, то не имели программы действий. Как Вы сами оценили этот факт, и как он был связан с ситуацией в России?
О: Более всего я был смущён тем, что не мог уловить желаний России, то тесть не мог понять,что происходит в России, зачем готовится война с Японией, когда столько мирных дел в стране.
В: Как Вы отнеслись к начавшейся войне с Японией?
О: Я вообще не считаю войну способом решения проблем. На мой взгляд, все проблемы в государстве можно решить мирным путём, а точнее путём реформ. В: А что писали Вы в записке царю 24 ноября 1904 года?
О: Я-за сохранение монархии, с привлечением общества, народа к законотворчеству, то есть я-за конституционную монархию с выборным парламентом и Конституцией.
Беседа с «Премьер-министром С.Витте».
В: Сколько же Вам заплатил японский император за гибель русских под Порт-Артуром?
О: Я продал соотечественников за 50 тысяч рублей, но впоследствии очень сильно
об этом пожалел.
В: Почему переговоры о мире с японцами проходили в американском
Портсмунте?
О: Американский Президент Рузвельт настоял на ведении русско-японских переговорах на нейтральной территории, в американском порту Портсмунте. В: Почему Вас российский народ прозвал графом Полу сахалинским?
О: В труднейших переговорах с японцами я сумел дипломатическими методами «отвоевать часть Сахалина в пользу России.
ВОПРОС КЛАССУ: Позиция какого из министров Вам кажется более прогрессивной?
Беседа с «писателем А.Куприным».
В: Участвовал ли писатель в русско-японской войне?
О: Да, конечно.
В: Какой Вы увидели русскую армию в этой войне?
О: В своём произведении «Поединок» я так описал русскую армию того периода: «Кто у нас служит хорошо и долго? Бедняки, обременённые семьями, нищие, готовые на всякую уступку, доже на убийство, на воровство солдатских копеек, и всё это из-за своего горшка щей. Ему приказывают: «Стреляй!»,и ион стреляет -кого, за что? Может быть понапрасну? Ему всё равно, он не рассуждает. Он знает, что дома пищат его замурзанные рахитические дети, и он бессмысленно, как дятел, выпуча глаза., долбит одно слово: «Присяга» Всё, что есть талантливого, способного, - спивается. У нас 75% офицерского состава больны сифилисом». О сирой солдатской доле я говорю в «Поединке» с той же жестокой силой, что и об офицерстве.»
Беседа с «писателем Валентином Пикулем».
В: А как же слова российского офицерства «Честь имею!»?
О: В своём рассказе «Пень генерала Драгомирова» я сказал так: «...самые строгие критики нашей армии, немецкие генералы, открыто признавали: «Русский офицер
никому не уступит в личной храбрости» Верно, что презрение к смерти у наших офицеров выражалось даже бравадой: с папироской в зубах, помахивая тросточкой, они фланировали под ливнями косящих траву пулемётов. Офицерский корпус России всегда нёс непомерные потери, ибо русский офицер считал делом чести идти вперёд солдат, принимая на себя первую пулю... ».
Беседа с «Адмиралом Макаровым».
В: Что для Вас армия и государство без флота?
О: Государство и армия без флота, по-моему, подобен голосу певца за сценой: его
выслушивают, но с ним никто не считается. Любое её колебание отражается сначала на флоте, потом до армии, а затем газеты доносят его до широкой публики.
В: Считаете ли Вы свой поступок в бою подвигом?
О: «Я- русский офицер. Я давал присягу на верность царю и Отечеству. А потому это не подвиг, а выполнение священного долга. «В последний день марта, держа свой флаг на броненосце «Петропавловск», я повёл свою эскадру в сражение. Судно наскочило на букет мин, погреба сдетонировали. Сразу рвануло котлы. Броненосец держался на воде 1-2 минуты. Люди бросились наверх. Я был с ними. Спастись не успели. Потом подцепили пальто из воды... Вот и всё...».
Погибнем от чего угодно
Но только б смерть не от тоски.
Нет панихиды похоронной,
Как нет и гробовой доски...
Но, даже мёртвые, вперёд
Стремимся мы в отсеках душных.
Живым останется почёт,
А мёртвым орденов не нужно…
Вопрос группе: Подвиг или исполнение долга, по-вашему, является поступок адмирала Макарова?
metodicheskaya_razrabotka_uroka_1.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема « Русскояпонская война. Как это было...»
Цели:
закрепление и совершенствование знаний учащихся по истории
русскояпонской войны;
развитие у учащихся умения анализировать, делать выводы и обобщения;
развитие устной и письменной речи обучающихся;
патриотическое воспитание обучающихся, воспитание их политической
культуры помочь обучающимся оценить с нравственной точки зрения поступки
исторических личностей;
внедрение технологии личностноориентированного обучения в урок .
уровень усвоения
Вид урока : ток шоу «Как это было».
Форма урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков .
Метод обучения : проблемный (с элементами ролевой игры).
Тип урок: нетрадиционный.
К МО:
историческая карта « Русско японская война 1904 1905 годов»", выставка
художественных произведений, посвященных войне с Японией;
портреты
исторических личностей и писателей', индивидуальные исполнительные
листы обучающихся ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Русскояпонская война 1904 1905 годов. Как это было ...
Т
е
м
а
у
р
о
к
а
развитие информационной культуры;
патриотическое воспитание учся через технологию личностно
Через восприятие учся исторического события и отражение его в литературе
обозначаем цели урока: закрепление и совершенствование знаний обучся по
истории русско японской войны;
ориентированного обучения.
Проблемный урок предполагает не ограничивать обсуждение
учащимися поставленных вопросов временными рамками, при
тактичном направлении хода дискуссии с целью обозначить различные точки
зрения обучающихся.
Беседа с экспрессивноэмоциональным оттенком с целью выявления знаний
обучающихся причин, хода, итогов русскояпонской войны, ее героев и
участников; отражение в литературных произведениях НовиковаПрибоя,
Степанова, Житкова, Пикуля, Куприна событий русскояпонской кампании.
Корректировка происходит посредством привлечения обучающихся к работе с
исторической картой, хронологической таблицей, опорным конспектом,
текстом художественного произведения, портретами исторических личностей
и иллюстрациями к произведениям.
1.Создание проблемных ситуаций. 2.Развитие проблемы через эвристическую
беседу. 3. Дифференциация проблемы соотношения хода и итогов войны. 4.
Постановка проблемы оценки деятельности и поступков героев с нравственной
точки зрения.
Решение проблемных ситуаций в форме театрализованного действа:
а) правительственные круги; б) министры и государевы; в) герои участники
военных действий; г) писатели о русскояпонской войне; 2 Личностное
переосмысление материала. 3 Индивидуальный подход к решению проблемы. 4
Оценка деятельности и поступков героев с
нравственной точки зрения (в устных ответах и сочиненииминиатюре).
i
III уровень усвоения. Вид урока: нетрадиционный
( интегрированный: история литература). Форма урока: токшоу. Тип урока:
закрепление \ и совершенствование знаний, умений, навыков. Метод урока:
проблемный.
п
е
д
а
г
о
г
а
и
м
о
т
и
в
а
ц
и
я
Ц
е
л
е
п
о
л
а
г
а
н
и
е
а
з
а
д
а
н
и
й
Д
о
з
и
р
о
в
к
о
п
о
р
н
ы
х
з
н
а
н
и
й
к
о
р
р
е
к
т
и
р
о
в
к
а
А
к
т
у
а
л
и
з
а
ц
и
я
и
о
с
т
ь
Д
е
я
т
е
л
ь
н
о
б
у
ч
а
ю
щ
е
г
о
с
я
Д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
Л
о
г
и
ч
е
с
к
а
я
с
т
р
у
к
т
у
р
а
у
р
о
к
а
и
к
а
у
р
о
к
а
Д
и
а
г
н
о
с
т Приложение
МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ УРОКА
Беседа с «Николаем II».
В: Каковы, поВашему, причины русскояпонской войны?
О: Причины этой войны в том, что я хотел показать силу русской армии и тем
самым поднять свой авторитет в глазах русского народа. Мне нужна была
маленькая, но победоносная война, так советовал мне господин Плеве.
В: Не знаете ли Вы, кто из Ваших современников писал о русскояпонской
войне?
О: А.Куприн, А.НовиковПрибой, Б.Житков.
В: А помните ли Вы 14 мая 1905 года?
О: Да. Я послал 2 Тихоокеанскую эскадру из Балтийского моря через Индийский
океан к месту боёв в Японское море. Цусима... Это было наше главное поражение
на море. Я стал понимать, что победоносной войны не будет.
ВОПРОС КЛАССУ: Оцените с нравственной точки зрения действия Николая 2
Беседа с «японским императором Муцухитосан».
В; Почему Япония начала войну с Россией?
О: Япония всегда претендовала на дальневосточные российские территории. «Во
всех наших унижениях виновата больше всех стран Россия. Пусть она убирается
прочь изпод крыши Азии, нам необходим весь Сахалин, вся Камчатка, все Курилы и
даже Чукотка, хотя, говорят, там очень холодно...». В: Есть ли в японской
литературе произведения, посвященные русскояпонской войне?
О: Да, причём был поэт Исикава Такубоку, который в своих произведениях
восхищался доблестью российских моряков.
И я поэт, в Японии рождённый,
В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
Я, горестною вестью потрясённый,
Сдержать порыва скорби не могу...
Ты плыл вперёд с решимостью железной
В бой за Россию, доблестный моряк,
Высоко реял над ревущей бездной
На матче гордый адмиральский флаг. В: А
помните ли Вы Мукден?
О'. Да. Это было первое поражение русских на суше. Это было решающее
сражение, в котором участвовали 600 тысяч человек, и русские его проиграли.
ВОПРОС КЛАССУ: Как вы относитесь к высказыванию японского императора
о том, что он хотел расширить территорию своей страны за счёт России?
Беседа с «генералом Драгомировым».
В: Правда ли, что царь начал войну по Вашему авторитетному настоянию? О: Это сплетни! Болтовня на государственном уровне, потому что мысль начать
войну первому пришла в голову министру Плеве.
В: А не припомните ли, что Вы ответили за ужином в Зимнем дворце, когда Вас
спросили, чем закончится война на Дальнем Востоке?
О: Я дал очень точный ответ с присущей мне грубостью: «А вот чем закончится,
(он приподнялся на стуле, произведя одно резкое звучание, после чего основательно
перекрестил под собой стул). Вы меня, господа, спросили я Вам ответил». В:
Оборона какого южнокорейского города более всего подтвердила Ваше мнение
об исходе войны?
О: Это был ПортАртур. Оборона этого города продолжалась много месяцев,
судьба его решалась в морских сражениях, в которых погибли лучшие российские
военные корабли «Варяг», «Кореец», «Петропавловск», «Цесаревич», «Паллада»,
то есть весь цвет российского флота.
ВОПРОС КЛАССУ: А какую роль играет армия в государстве?
Беседа с «министром Плеве».
В: Какова лично ваша позиция в отношении начала военных действий? Зачем
нужна была Война?
О: Я думаю, что война всегда отвлекает народ от политики. Страна стояла на
грани революции, и я искренне хотел спасти монархию. Во время войны люди не
должны были думать о забастовках, они должны были думать лишь о победе
Отечества в войне. Война, помоему, должна была защитить Россию от
революции.
В: Что Вам известно о так называемом Добровольном флоте России?
О: Это флот, который под торговым флагом России совершал длительные рейды
между портами Европы и Дальнего Востока, имея на своём борту военные
команды из добровольцев. Во время войны эти корабли вооружались и становились
крейсерами.
В: За что Вас убили?
О: Я был убит за то, что мой прогноз относительно благополучного хода войны не
оправдался. Наоборот, война приблизила революцию. Она не стала, как я думал,
маленькой и победоносной...
Беседа с «министром СвятополкомМирским».
В: Когда Вы вступили на должность министра, то не имели программы действий.
Как Вы сами оценили этот факт, и как он был связан с ситуацией в России?
О: Более всего я был смущён тем, что не мог уловить желаний России, то
тесть не мог понять,что происходит в России, зачем готовится война с
Японией, когда столько мирных дел в стране.
В: Как Вы отнеслись к начавшейся войне с Японией?
О: Я вообще не считаю войну способом решения проблем. На мой взгляд, все
проблемы в государстве можно решить мирным путём, а точнее путём реформ. В: А что
писали Вы в записке царю 24 ноября 1904 года?
О: Яза сохранение монархии, с привлечением общества, народа к
законотворчеству, то есть яза конституционную монархию с выборным
парламентом и Конституцией.
Беседа с «Премьерминистром С.Витте». В: Сколько же Вам заплатил японский император за гибель русских под Порт
Артуром?
О: Я продал соотечественников за 50 тысяч рублей, но впоследствии очень сильно
об этом пожалел.
В: Почему переговоры о мире с японцами проходили в американском
Портсмунте?
О: Американский Президент Рузвельт настоял на ведении русскояпонских
переговорах на нейтральной территории, в американском порту Портсмунте. В:
Почему Вас российский народ прозвал графом Полу сахалинским?
О: В труднейших переговорах с японцами я сумел дипломатическими методами
«отвоевать часть Сахалина в пользу России.
ВОПРОС КЛАССУ: Позиция какого из министров Вам кажется более
прогрессивной?
Беседа с «писателем А.Куприным».
В: Участвовал ли писатель в русскояпонской войне?
О: Да, конечно.
В: Какой Вы увидели русскую армию в этой войне?
О: В своём произведении «Поединок» я так описал русскую армию того периода:
«Кто у нас служит хорошо и долго? Бедняки, обременённые семьями, нищие,
готовые на всякую уступку, доже на убийство, на воровство солдатских копеек, и
всё это изза своего горшка щей. Ему приказывают: «Стреляй!»,и ион стреляет
кого, за что? Может быть понапрасну? Ему всё равно, он не рассуждает. Он
знает, что дома пищат его замурзанные рахитические дети, и он бессмысленно,
как дятел, выпуча глаза., долбит одно слово: «Присяга» Всё, что есть
талантливого, способного, спивается. У нас 75% офицерского состава больны
сифилисом». О сирой солдатской доле я говорю в «Поединке» с той же жестокой
силой, что и об офицерстве.»
Беседа с «писателем Валентином Пикулем».
В: А как же слова российского офицерства «Честь имею!»?
О: В своём рассказе «Пень генерала Драгомирова» я сказал так: «...самые строгие
критики нашей армии, немецкие генералы, открыто признавали: «Русский офицер
никому не уступит в личной храбрости» Верно, что презрение к смерти у наших
офицеров выражалось даже бравадой: с папироской в зубах, помахивая
тросточкой, они фланировали под ливнями косящих траву пулемётов. Офицерский
корпус России всегда нёс непомерные потери, ибо русский офицер считал делом
чести идти вперёд солдат, принимая на себя первую пулю... ».
Беседа с «Адмиралом Макаровым».
В: Что для Вас армия и государство без флота?
О: Государство и армия без флота, помоему, подобен голосу певца за сценой: его
выслушивают, но с ним никто не считается. Любое её колебание отражается сначала на флоте, потом до армии, а затем газеты доносят его до широкой
публики.
В: Считаете ли Вы свой поступок в бою подвигом?
О: «Я русский офицер. Я давал присягу на верность царю и Отечеству. А потому
это не подвиг, а выполнение священного долга. «В последний день марта, держа
свой флаг на броненосце «Петропавловск», я повёл свою эскадру в сражение. Судно
наскочило на букет мин, погреба сдетонировали. Сразу рвануло котлы. Броненосец
держался на воде 12 минуты. Люди бросились наверх. Я был с ними. Спастись не
успели. Потом подцепили пальто из воды... Вот и всё...».
Погибнем от чего угодно
Но только б смерть не от тоски.
Нет панихиды похоронной,
Как нет и гробовой доски...
Но, даже мёртвые, вперёд
Стремимся мы в отсеках душных.
Живым останется почёт,
А мёртвым орденов не нужно…
Вопрос группе: Подвиг или исполнение долга, повашему, является поступок
адмирала Макарова?
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема « Русско-японская война. Как это было...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.