Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"построен как урок-игра "Творческая мастерская" по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева", где учащиеся могут представить себя в роли монтажера или сценариста, повторив при этом учебный материал на изученную орфограмму.
Авторская разработка:
Урок русского языка в 6 классе
учитель русского языка МБОУ СОШ № 10
г.Дзержинска Нижегородской обл.
Елена Владимировна Баландина
Тема урока: Закрепление темы «Правописание приставок при и пре
Цели урока: 1. Закрепление навыков узнавать приставки, определять правильный выбор
написания приставки, в зависимости от её значения.
2. Развитие творческих способностей шестиклассников, воспитание интереса к писательскому слову,
стремления ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях через изучение темы «Правописание приставок
при и пре».
Вид урока: Творческая мастерская.
План урока.
1.Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жилбыл тролль, злющий
презлющий; попросту говоря, дьявол. Както раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое
зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало
еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей –
уродами...»
Какая сказка начинается с рассказа о волшебном зеркале?
(Г.Х.Андерсен)
Мы не случайно начали урок словами этой сказки, в течение урока мы работаем с текстом Ганса Христина Андересена и
одновременно закрепляем умения различения и правописания приставок при и пре.
(«Снежная королева») Кто автор этой сказки?
2. Повторение правописания приставок при/пре по опорной таблице.ПРИСТАВКИ
ПРИ ПРЕ
близость неполное =пере = очень
действие
приближение
присоединение
НЕЯСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
привратник – превратить, превратность
приемник – преемник
приступить преступник
приклонить – преклоняться
прибывать – пребывать
призирать – презирать
притвориться – претворить
приходящий преходящий
А) Объясните правописание слов, которые встретились в прочитанном тексте:
Пр…злющий, пр…красное, пр…лестнейший.
Б) подберите синонимы с приставками при/пре к словам:
Смастерил (пр…думал), доброе (пр…влекательное), дойти (пр…йти).
3. Творческая мастерская.
Лексическая работа:
Монтаж (фр. montage) видео или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих
студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной
целевой материал.
Редакция (франц. rédaction, от лат. redactus — приведённый в порядок) процесс обработки редактором
(редактирование) авторского произведения для публикации в печати, на радио, телевидении.
Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena — сцена) литературнодраматическое произведение, написанное как основа для
постановки кино или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает
каждую сцену и диалоги персонажей.
Класс делится на 3 группы: «Монтажёры», «Сценаристы», «Редакторы».
А) 1 группа «Монтажёры» 1) Расставить кадры в соответствии с сюжетом (приложение 1)
2) Подобрать титр к каждому кадру и вставить пропущенные буквы:
1) Волшебное зеркало пр…красное делало безобразным, доброе – злым.2) Кай и Герда пр…ятно проводили время в вдвоём маленьком садике.
3) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.
4) Снежная королева пр…гласила Кая в свои сани.
5) Пр…шла весна, пр…грело солнце, пр…летели птицы, но Кай не вернулся.
6) Лодка была не пр…вязана, она пр…несла Герду к чудесному саду.
7) Старушке захотелось оставит у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы Герды, пр…чёсывала их
гребнем, и девочка всё забывала.
8) Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.
9) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.
10) Принц и пр…нцесса пр…нарядили девочку, пр…поднесли ей в подарок золочёную карету и пр…глашали в гости.
11) В лесу дорогу пр…градили разбойники, они пр…держали коней и пр…брали всё добро к своим рукам.
12) Кай совсем пр…терпелся к холоду, он пр…касался к льдинкам голыми руками, но холода не чувствовал.
13) Но вот Кай пр…рвал своё занятие: он увидел Герду.
14) Казалось, он чтото пр…помнил.
15) Сказка о Кае и Герде пр…красный пр…мер дружбы.
2 группа «Редакторы» Отредактировать текст, заменяя выделенные слова синонимами или близкими по значению
выражениями с при и пре (приставками или частью корня).
Жил однажды тролль, злющийочень злющий. Он смастерил зеркало, в котором все очень красивое уменьшалось.
Но зеркало разбилось, и осколки разлетелись по всему свету. Один осколок попал с сердце Кая, и теперь оно должно
было стать куском льда. Бедный Кай! Как он изменился! Он не смотрел больше книжки с картинками, которые
предлагала ему Герда, передразнивал слова бабушки, а всё потому, что в сердце был осколок зеркала.
Наступила зима. На площади ребята катались на санках, подсоединяя их к большим саням. И Кай набросил
веревку своих саней к большим белым саням. Санки точно срослись с ними, и как Кай ни дёргал верёвку, она не
отцеплялась. Так они выехали за городские ворота. В санях сидела Снежная королева. Она была очень красива и нежна,
но изо льда, из ослепительного льда! Более умного и чудесного лица Кай и не мог себе вообразить.
3 группа «Сценаристы» Составить сценарий эпизода сказки «Встреча Герды с вороном», используя опорные слова и
расставив пропущенные буквы.
Пр…шлось пр…сесть отдохнуть, пр…большой ворон, пр…глядывался, пр…ветствовал, откуда пр…брела, о своих пр…
ключениях, правит пр…нцесса, женихов пр…ходило многопр…много, длинная –пр…длинная очередь, пр…глашённыеперед пр…нцессой робели, одет был бедно, но пр…лично, пр…служники кавалеров пр…клонили колени, пр…дворные
дамы пр…сели в реверансе, пр…знавая достойный выбор пр…нцессы, пр…данный, он сразу пр…бежит за ней.
4. Презентация и оценивание работ.
5. Итог урока.
Чему учит эта сказка? (Надо бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой, пр…одолевать пр…
пятствия, идти к намеченной цели, воспитывать веру в то, что добро окажется сильнее зла, воспитывать душевную
красоту).
Так пусть же всегда на смену ночи приходит день, вслед за зимой спешит весна, распускаются розы, поют птицы, а у
людей будут добрые, справедливые, горячие сердца.
6. Домашнее задание: придумайте свою небольшую сказку, закончив ее пословицей «Плохие пр…вычки пр…обрести
легко расстаться трудно».Приложение