Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
2 кл
19.01.2017
Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы, определенные по такому признаку становятся статичными и постоянными (и тогда за детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты, которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов. Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает утомляемость детей.
Мет. разработка Зиннатуллиной Э. Х.doc
Методическая разработка урока математики
«Вычисления с помощью калькулятора»
2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 г, с. 6970, 2
класс.
Тетрадь 2 для самостоятельной работы Под редакцией Р. Г. ЧураковойМ.: Академкнига/Учебник,
2012 г., с. 33.
Разработала: Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна,
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории
МБОУ Кичкетанской СОШ Агрызского района РТ
Пояснительная записка
Необходимым условием изучения данной темы является наличие у учащихся
возможности использования калькулятора для выполнения заданий. Умозрительная
работа в данном случае крайне неэффективна. Каждый ученик должен получить
доступ к калькулятору. В преамбуле к теме авторы учебника устами Маши
предлагают учащимся познакомиться с простейшим правилом пользования
калькулятором. Но я урок построила посвоему. Только в конце урока мы
обратились к учебнику с вопросом: если Миша попросит вас «научи меня
пользоваться калькулятором, что вы ответите? (…). А давайте прочитаем в
учебнике, как ответила Маша.
Итак, использован деятельностный метод обучения. Актуальность данного
метода заключена в китайской пословице «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я
запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
При выполнении каждого задания учащиеся опираются на свои знания, навыки,
опыт; доказывают, при этом у них вырабатывается математическая речь,
осуществляется сопутствующее повторение.
Новизна: Организация деятельности учащихся в группе сменного состава (идея
возникла после участия в III Всероссийком фестивале школьных учителей в г.
Елабуге в результате посещения мастер класса знакомство с системой работы
Дагмар Никола Шмидт – Мюлиш, директора католической начальной школы в г.
Бонн, Германия "Начальная школа в Федеральной земле Северной Рейн – Вестфалии
(Германия).
Тип урока: первоначальное формирование умений и навыков.
Цель урока:
деятельностная цель: формирование у учащихся способностей добывать знания,
умения в процессе собственной учебно познавательной деятельности;
содержательная цель: формирование умения пользоваться калькулятором, при
необходимости коррекция изученных способов действий математических понятий,
алгоритмов; упражнение в вычислениях.
методическая цель: повышение компетентности педагогов района по вопросам
ФГОС НОО в части реализации деятельностного метода (урок показан на
семинаре). Задачи урока:
Предметные:
воспроизводить и применять переместительное свойство
сложения и умножения, таблицу сложения однозначных чисел, таблицу умножения
однозначных чисел; выполнять письменное сложение и вычитание в пределах трёх
разрядов; употреблять термины, связанные с действиями сложения, вычитания,
умножения; применять правило порядка выполнения действий в выражениях без
скобок, содержащих действия разных ступеней; пользоваться терминами,
связанными с понятием «задача»
строить графическую модель задачи, составлять схему задачи; оформлять краткую
запись задачи, решение по разному.
Метапредметные:
регулятивные (принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
дать возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания через выполнение системы заданий,
ориентированных на проверку правильности выполнения задания;
познавательные (дать возможность научиться формулировать правило
пользования калькулятором; вводить математические символы с помощью
клавиатуры; строить речевые высказывания в устной форме; находить нужную
информацию о калькуляторе и области его применения; выполнять задания на основе
использования полученных знаний);
коммуникативные
(дать возможность научиться сотрудничать с
товарищем(ами) в группе сменного состава).
Личностные: (дать возможность научиться проявлять познавательную
инициативу в оказании помощи товарищу(ам) в группе сменного состава.
Оборудование: интерактивная доска: инструменты клавиатура и калькулятор;
документкамера, магнитная доска; конверты с заданиями.
Ход урока
Запишите число, классная работа.
Я предлагаю вам начать урок с повторения таблицы умножения. Работаем в
парах. (Карточки: на одной стороне написан табличный случай умножения, на другой
значение произведения. Один ученик показывает, другой называет результат и проверяет
правильность ответа. Задание дифференцирую: Кате с Ариной внетабличный случай
умножения вида 14 х 9).
Каждый сидит на своих местах.
Как можно выполнить умножение числа 9 на однозначное число на пальцах.
Гостей тоже приглашаем с нами потренироваться. Например, 9 х 6. Находим шестой
палец. Слева 5 пальцев, означает 5 десятков; справа 4 пальца, значит, 4 единицы.
Итак, 54. Ребята, покажите смайликами, какое ваше настроение в начале урока?
Прекрасно! Тогда за работу. У каждого из вас на парте лежат конверты. Они
пронумерованы. Подумайте, по какому признаку вы найдёте себе другого напарника
для продолжения работы (по цвету конверта).
Вспомним правила работы в парах, группе (1. Говорите по очереди, не перебивайте
друг друга. 2.Внимательно слушайте того, кто говорит. 3.Если то, что говорят не совсем
понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять).
(У второклассников достаточно развита коммуникативная компетенция, они свободно
взаимодействуют в парах, в группе, знают и умеют применять правила совместной работы.
Школьники знакомы критериями оценивания, у них есть начальный опыт самоконтроля и
самооценки. На этом уроке учащиеся работают в группах сменного состава. Для этого
используются конверты разного цвета, Их можно будет использовать и на других уроках.
Таким образом, учащиеся делятся на группы по 2, 3, … ученика по цвету конверта).
Найдите конверт №1. (Конверты разного, но попарно одинакового цвета. Например, 2
зел., 2 крас., 2 жёлт. и т. д. работа в парах). У нас появились новые пары. Читайте 1е
задание.
Обсудите с напарником, о чём написано в тексте? Как называется данный
Конверт №1 (1е задание у всех одинаковые)
текст? Обоснуйте свой ответ. Запишите краткую запись, решите.
Женя и Витя решили убрать за неряшливыми отдыхающими. Женя убрал 16
бумажек, а Витя 13 бумажек. Сколько бумажек собрали Женя и Витя вместе?
(Обсуждают: говорится о том, что нельзя оставлять за собой мусор в природе. Текст
называется задачей. Есть условие и вопрос. Данные: 16 и 13. Искомое: сколько всего? Можем
ответить на вопрос задачи сразу действием сложения.
Ж. 16 б.
В. 13 б.
Всего?
16+13=29 (б.)
Ответ: 29 бумажек. (Проверяем на документкамере. Работу оценивают смайликами).
Почему вычислили быстро? (Сложение двузначных чисел без перехода через разряд)
Конверт №1 (2е задания у всех пар отличаются)
На карточке 1й пары:
Прочитайте задачу, запишите краткую запись, решите по действиям.
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной
банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет,
чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
На карточке 2й пары:
Составьте модель задачи, решение запишите одним выражением.
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной
банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет,
чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
На карточке 3й пары:
Оформите схему задачи, решение запишите столбиком. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной
банки – в 9 раз больше лет, чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет,
чем консервной банки.
Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?
Проверим работу 1й пары, 2й пары, 3й пары. (На документ камере)
Ребята, какие были затруднения в вычислениях? А как можно проверить
правильность решения? А если данные в задачи были многозначные числа?
(Столбиком… А ещё? Вот проблема… Калькулятором)
Предположим, что можно проверять правильность всех вычислений
калькулятором. Как же ответить на нашу гипотезу?
(Дети: Найти ответ: что такое калькулятор? Как пользоваться калькулятором? Кто
придумал? Попробовать, исследовать, проанализировать наши умения пользоваться
калькулятором).
А как? Какими методами?
(Самостоятельно подумать, спросить у других, специалистов, найти ответ в книгах, в
Интернете)
Спасибо большое. Ландыш изъявила желание: найти информацию о
калькуляторе. Слово дадим ей.
(Я нашла в Интернете информацию:
Калькул торяя
(лат. calculātor «счётчик») — электронное вычислительное устройство для
выполнения операций над числами или алгебраическими формулами. Калькуляторы могут
быть настольными или компактными (карманными). Латинское слово calculator «счётчик,
счетовод» происходит от глагола calculo «считаю, подсчитываю», который в свою очередь
происходит от слова calculus «камешек» (камешки использовались для счёта). Типичный
калькулятор имеет дисплей (индикатор) и специальную клавиатуру. (На интерактивной доске
калькулятор, у детей персональные калькуляторы). Клавиатура калькуляторов содержит
клавиши (кнопки), нажатие которых обеспечивает ввод чисел и выполнение операций и
функций. Клавиатура содержит, как минимум, следующие клавиши: 1) цифровые — десять
клавиш с арабскими цифрами от 0 до 9, для ввода чисел. Традиционно клавиши 19
располагаются квадратом 3x3, единица — слева внизу, девятка — справа вверху, нуль —
отдельно, под единицей; 2) запятая (точка) — для ввода десятичного разделителя; 3)
арифметические операции — для ввода операций «+» (сложение), «» (вычитание), «×»
(умножение), «÷» (деление); 4) знак равенства «=» — для выполнения последней операции в
цепочных вычислениях в калькуляторах; 5) ввод (« »↑ или «ENTER» или «В »↑ или «E »↑ ) — для
завершения ввода числа в калькуляторах с обратной польской записью; 6) очистка
(обозначается «C») — для обнуления значения на индикаторе и отмены операции, если
таковая была введена.
У: Посмотрите, как пишется слово калькулятор. Транскрибируйте, пожалуйста,
слово калькулятор. (На доске Айгузель). Сколько звуков, букв? Что можете сказать о
применении калькулятора в жизни?
Физминутка: Закройте глаза, мысленно подарите лучик солнца друзьям. Как нам
хорошо! (В дальнейшем физкультминутка не требуется, так как будут меняться, на одном
месте сидеть не будут).
У: Откройте глаза. Перед вами конверты №2 (голубого и оранжевого цветов, так
как деление произойдёт на 2 подгруппы) с заданиями. По цвету конвертов найдите своих
сотоварищей для продолжения работы. Знайте, каждый член подгруппы имеет
возможность заработать себе бонус при условии, если он будет активным. В конце
урока посчитаем. Если наберёте 5 фишек «5», 4 фишки«4», 3 фишки это «3». Фишки будете приклеивать на ленте достижений. Для бонуса
используем мелкие рисунки калькулятора.
Вы объединились в подгруппы. (1я подгруппа за 1м столом; 2я подгруппа за 2
столом).
На одном из конвертов вы найдёте букву «Л». Значит, «Лидер». Лидер будет
отвечать или же выберет выступающего.
1я подгруппа:
9 + 8 =
7 - 3 =
3 х 5 =
86 - 54 =
Расскажите по плану:
Что можно сказать о записях? (Выражения, суммы, разности, произведения, от
25 + 38
=
12 х 3 =
перестановки множителей произведение не изменяется)
Как называются компоненты при сложении?
2я подгруппа:
25 + 38
=
12 х 3 =
9 + 8 =
7 - 3 =
3 х 5 =
86 - 54 =
Расскажите по плану:
Какие задания можно придумать? (найти значения, сгруппировать, на калькуляторе
проверить, как называется выражение)
Как называются компоненты при вычитании, умножении?
(Каждая работа, этап проверяется и демонстрируется на магнитной доске. Например,
сгруппировать. Учащиеся употребляют предложения: Мы нашли такой вариант. Я думаю….
Мы заметили. У меня дополнения).
Работу продолжим в подгруппах другого состава. Конверт № 3 имеет три
цвета. Найдите своих сотоварищей. Где встречается данная последовательность
цветов? (Флаг РТ, РФ). Где проходила Универсиада? В Российской Федерации, в
Республике Татарстан (такие вопросы задаю во время смены состава подгрупп).
Конверт №3 (1е задание: из учебника №2)
1).Проверьте с помощью калькулятора, правильно ли выполнены действия.
2) Продемонстрируйте на клавиатуре (1й подгруппе: третье действие)
на калькуляторе (2й подгруппе: пятое действие)
(При выполнении задания 2 учащиеся смогли познакомиться с еще одним назначением
калькулятора: его можно использовать как инструмент для проверки правильности
выполненных вычислений. Все данные вычисления выполнены правильно, в чем учащиеся смогли
убедиться не только с помощью калькулятора, но и повторив самостоятельно проведенные
вычисления столбиком. Но учащиеся из первой подгруппы продемонстрировали действия на
калькуляторе, а учащиеся из 2й подгруппы на клавиатуре).
Какое отличие вы нашли? (на калькуляторе результат мы видим, на клавиатуре
сами пишем).
Что было на калькуляторе? (Ответ совпал с нашими ответами. Значит, мы
правильность решения проверили).
Конверт №3 (2е задание)
Запишите выражения в тетрадь. Определите порядок действий. С помощью
калькулятора вычислите значения следующих выражений.
Организуйте
взаимопроверку работ с другой подгруппой (члены подгрупп встречаются и обратно садятся на свои места). Подумайте, с какой проблемой столкнулись. А если нужно,
зовите меня на помощь.
С какой проблемой столкнулись? Как справились? (Столкнулись с проблемой
последовательного выполнения двух действий с помощью калькулятора. В первом случае
порядок выполнения действий совпадает с порядком из записи, поэтому на калькуляторе
вычисления можно проводить без фиксации промежуточных результатов. Во втором случае:
сначала нужно выполнить умножение и зафиксировать полученный результат, а уже после
выполнить вычитание этого найденного числа из числа 450).
Конверт №4 (Белого цвета т. е., одна большая группа).
Подумайте, обязательно ли проверить на калькуляторе верность равенств.
12 х 14 = 14 х 12 9 х 8 – 24 = 72 – 6 х 4
Используйте калькулятор для проверки верности равенства 7 х 6 + 5 х 9 = 100
– 13
Продемонстрируйте, как вы это делали на калькуляторе и на интерактивной
доске. Кто это продемонстрирует?
(При выполнении задания 4 учащиеся не только смогли поупражняться в проведении
вычислений с помощью калькулятора, но и вспомнить переместительное свойство
умножения).
В задании 5 сначала предлагается провести указанные вычисления столбиком, а уже
потом проверить правильность их выполнения с помощью калькулятора.
Конверт №5 (опять крас2, зел2, жёлт2)
1е задание:
(В номере 6 я усложнила задание в форме математического диктанта и калькулятор
предложила использовать как инструмент для контроля знания табличных случаев
умножения). Запишите в тетрадь следующие табличные случаи умножения, найдите
значения, проверьте правильность с помощью калькулятора:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Семью восемь
Три умножить на 4
Первый множитель – 6, второй множитель – 7
Произведение чисел 8 и 9
Пять на пять
Четырежды семь
2е задание:
Откройте страницу 70 учебника. Найдите задание №7. Обсудите в парах.
(Взаимопроверка: справился напарник)
Задание 7 относится к заданиям повышенной сложности. Сложность этого задания
заключается в том, что последовательность нажатия клавиш на калькуляторе не является
полностью идентичной последовательности знаков в записи искомого выражения.
Недостающие знаки учащиеся должны восстановить самостоятельно, опираясь на знание
правила порядка выполнения действий. В итоге должно получиться следующее выражение:
(235–227)•9.
Итак, тему сегодняшнего урока раскрыли. Как она называется?
«Вычисления с помощью калькулятора».
Гипотеза доказана: Можно проверять правильность всех вычислений с помощью
калькулятора. Если Миша попросит вас «научи меня пользоваться калькулятором, что вы
ответите (…)
А давайте прочитаем, как ответила Маша в учебнике на станице 69.
А будете ли вы при выполнении домашних заданий постоянно пользоваться
калькулятором? (Даю домашнее задание: с/р: с. 33).
Посчитаем бонусы. Кто заработал себе бонус? (Оценки).
Кто может уверенно сказать: Я научился вычислять с помощью калькулятора?
Смайликами показываем настроение в конце урока.
Спасибо за урок всем.
Заключение
Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей
(сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы,
определенные по такому признаку становятся статичными и постоянными (и тогда за
детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой
хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты,
которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов.
Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает
утомляемость детей.
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.