Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
2 кл
19.01.2017
Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы, определенные по такому признаку становятся статичными и постоянными (и тогда за детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты, которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов. Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает утомляемость детей.
Мет. разработка Зиннатуллиной Э. Х.doc
Методическая разработка урока математики  «Вычисления с помощью калькулятора» 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник, 2012 г, с. 69­70, 2 класс.  Тетрадь 2 для самостоятельной работы Под редакцией Р. Г. Чураковой­М.: Академкнига/Учебник, 2012 г., с. 33. Разработала: Зиннатуллина Эльмира Хайдаровна,                                             учитель начальных классов высшей квалификационной категории  МБОУ Кичкетанской СОШ Агрызского района РТ Пояснительная записка Необходимым условием изучения данной темы является наличие у учащихся возможности использования калькулятора для выполнения заданий. Умозрительная работа   в   данном   случае   крайне   неэффективна.   Каждый   ученик   должен   получить доступ   к   калькулятору.   В   преамбуле   к   теме   авторы   учебника   устами   Маши предлагают   учащимся   познакомиться   с   простейшим   правилом   пользования калькулятором.   Но   я   урок   построила   по­своему.   Только   в   конце   урока   мы обратились   к   учебнику   с   вопросом:   если   Миша   попросит   вас   «научи   меня пользоваться   калькулятором,   что   вы   ответите?   (…).     А   давайте   прочитаем   в учебнике, как ответила Маша. Итак, использован  деятельностный метод обучения.  Актуальность  данного метода заключена в китайской пословице «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». При выполнении каждого задания учащиеся опираются на свои знания, навыки, опыт;   доказывают,   при   этом   у   них   вырабатывается   математическая   речь, осуществляется сопутствующее повторение.  Новизна: Организация деятельности учащихся в группе сменного состава (идея возникла   после   участия   в  III  Всероссийком   фестивале   школьных   учителей   в   г. Елабуге   в   результате   посещения   мастер­   класса   знакомство   с   системой   работы Дагмар Никола Шмидт – Мюлиш, директора католической начальной школы в г. Бонн, Германия "Начальная школа в Федеральной земле Северной Рейн – Вестфалии (Германия). Тип урока: первоначальное формирование умений и навыков.  Цель урока:  ­деятельностная цель: формирование у учащихся способностей добывать знания, умения в процессе собственной учебно­ познавательной деятельности; ­содержательная цель: формирование умения пользоваться калькулятором, при необходимости  коррекция изученных способов действий ­ математических понятий, алгоритмов; упражнение в вычислениях. ­методическая цель: повышение компетентности педагогов района по вопросам ФГОС   НОО   в   части   реализации       деятельностного   метода   (урок   показан   на семинаре). Задачи урока: Предметные:  воспроизводить   и   применять   переместительное   свойство сложения и умножения, таблицу сложения однозначных чисел, таблицу умножения однозначных чисел; выполнять письменное сложение и вычитание в пределах трёх разрядов;   употреблять   термины,   связанные   с   действиями   сложения,   вычитания, умножения;   применять   правило   порядка   выполнения   действий   в   выражениях   без скобок, содержащих   действия   разных   ступеней;  пользоваться   терминами, связанными с понятием «задача» строить графическую модель задачи, составлять схему задачи; оформлять краткую запись задачи, решение по­ разному.  Метапредметные: ­регулятивные   (принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности; дать   возможность   научиться   контролировать   свою   деятельность   по   ходу   или результатам   выполнения   задания   через   выполнение   системы   заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания; ­познавательные   (дать   возможность   научиться   формулировать   правило пользования   калькулятором;   вводить   математические   символы   с   помощью клавиатуры;   строить   речевые   высказывания   в   устной   форме;   находить   нужную информацию о калькуляторе и области его применения; выполнять задания на основе использования полученных знаний); ­коммуникативные   (дать   возможность   научиться   сотрудничать   с товарищем(ами) в группе сменного состава). Личностные:   (дать   возможность   научиться   проявлять   познавательную инициативу в оказании помощи товарищу(ам) в группе сменного состава. Оборудование: интерактивная доска: инструменты клавиатура и калькулятор; документ­камера, магнитная доска; конверты с заданиями. Ход урока ­Запишите число, классная работа. ­Я предлагаю вам начать урок с повторения таблицы умножения. Работаем в парах.   (Карточки:   на   одной   стороне   написан   табличный   случай   умножения,   на   другой­ значение   произведения.   Один   ученик   показывает,   другой   называет   результат   и   проверяет правильность   ответа.   Задание   дифференцирую:   Кате   с   Ариной­   внетабличный   случай умножения вида 14 х 9).  Каждый сидит на своих местах. ­Как можно выполнить умножение числа 9 на однозначное число на пальцах. Гостей тоже приглашаем с нами потренироваться. Например, 9 х 6. Находим шестой палец. Слева­ 5 пальцев, означает 5 десятков; справа­ 4 пальца, значит, 4 единицы. Итак, 54. ­Ребята, покажите смайликами, какое ваше настроение в начале урока? ­Прекрасно! Тогда за работу. У каждого из вас на парте лежат конверты. Они пронумерованы. Подумайте, по какому признаку вы найдёте себе другого напарника для продолжения работы (по цвету конверта). ­Вспомним правила работы в парах, группе (1. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга. 2.Внимательно слушайте того, кто говорит. 3.Если то, что говорят не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять). (У второклассников достаточно развита коммуникативная компетенция, они свободно взаимодействуют в парах, в группе, знают и умеют применять правила совместной работы. Школьники   знакомы   критериями   оценивания,   у   них   есть   начальный   опыт   самоконтроля   и самооценки.   На   этом   уроке   учащиеся   работают   в   группах   сменного   состава.   Для   этого используются  конверты  разного  цвета,  Их  можно будет  использовать  и  на других  уроках. Таким образом, учащиеся делятся на группы по 2, 3, … ученика по цвету конверта). ­Найдите конверт №1. (Конверты разного, но попарно одинакового цвета. Например, 2 зел., 2 крас., 2 жёлт. и т. д.­ работа в парах). У нас появились новые пары. Читайте 1­е задание. ­Обсудите   с   напарником,   о   чём   написано   в   тексте?   Как   называется   данный Конверт №1 (1­е задание у всех одинаковые) текст? Обоснуйте свой ответ. Запишите краткую запись, решите. Женя и Витя решили убрать за неряшливыми отдыхающими. Женя убрал 16 бумажек, а Витя­ 13 бумажек. Сколько бумажек собрали Женя и Витя вместе? (Обсуждают: говорится о том, что нельзя оставлять за собой мусор в природе. Текст называется задачей. Есть условие и вопрос. Данные: 16 и 13. Искомое: сколько всего? Можем ответить на вопрос задачи сразу действием сложения. Ж.­ 16 б. В.­ 13 б. Всего­? 16+13=29 (б.) Ответ: 29 бумажек.  (Проверяем на документ­камере. Работу оценивают смайликами). ­Почему вычислили быстро? (Сложение двузначных чисел без перехода через разряд) Конверт №1 (2­е задания у всех пар отличаются) На карточке 1­й пары: Прочитайте задачу, запишите краткую запись, решите по действиям. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет,  чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.                                                              Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета? На карточке 2­й пары: Составьте модель задачи, решение запишите одним выражением. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет,  чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.                                                              Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета? На карточке 3­й пары: Оформите схему задачи, решение запишите столбиком. Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – в 9 раз больше лет,  чем бумаги, полиэтиленового пакета – на 110 больше лет, чем консервной банки.                                                               Сколько лет потребуется для разложения полиэтиленового пакета?  Проверим работу 1­й пары, 2­й пары, 3­й пары. (На документ­ камере) ­Ребята,   какие   были   затруднения   в   вычислениях?   А   как   можно   проверить правильность   решения?   А   если   данные   в   задачи   были   многозначные   числа? (Столбиком… А ещё? Вот проблема… Калькулятором) ­Предположим,   что   можно   проверять   правильность   всех   вычислений калькулятором. Как же ответить на нашу гипотезу? (Дети: Найти ответ: что такое калькулятор? Как пользоваться калькулятором? Кто придумал?   Попробовать,   исследовать,   проанализировать   наши   умения   пользоваться калькулятором). ­А как? Какими методами? (Самостоятельно подумать, спросить у других, специалистов, найти ответ в книгах, в Интернете) ­Спасибо   большое.   Ландыш   изъявила   желание:   найти   информацию   о калькуляторе. Слово дадим ей.  (Я нашла в Интернете информацию: Калькул торяя  (лат. calculātor «счётчик») — электронное вычислительное устройство для выполнения   операций   над   числами   или   алгебраическими   формулами.   Калькуляторы   могут быть настольными  или компактными  (карманными). Латинское  слово  calculator  «счётчик, счетовод» происходит от глагола  calculo  «считаю, подсчитываю», который в свою очередь происходит   от   слова  calculus  «камешек»   (камешки   использовались   для   счёта).   Типичный калькулятор имеет дисплей (индикатор) и специальную клавиатуру. (На интерактивной доске калькулятор,   у   детей   персональные   калькуляторы).   Клавиатура   калькуляторов   содержит клавиши   (кнопки),   нажатие   которых   обеспечивает   ввод   чисел   и   выполнение   операций   и функций. Клавиатура содержит, как минимум, следующие клавиши: 1)  цифровые — десять клавиш   с   арабскими   цифрами   от   0   до   9,   для   ввода   чисел.   Традиционно   клавиши   1­9 располагаются   квадратом   3x3,   единица —   слева   внизу,   девятка —   справа   вверху,   нуль — отдельно,   под   единицей;   2)   запятая   (точка) —   для   ввода   десятичного   разделителя;   3) арифметические   операции —   для   ввода   операций  «+»  (сложение),  «­»  (вычитание),  «×» (умножение),  «÷»  (деление); 4) знак равенства  «=» — для выполнения последней операции в цепочных вычислениях в калькуляторах; 5) ввод (« »↑  или «ENTER» или «В »↑  или «E »↑ ) — для завершения   ввода   числа   в   калькуляторах   с   обратной   польской   записью;   6)   очистка (обозначается   «C») —   для   обнуления   значения   на   индикаторе   и   отмены   операции,   если таковая была введена. У: ­Посмотрите, как пишется слово калькулятор. Транскрибируйте, пожалуйста, слово калькулятор. (На доске Айгузель). Сколько звуков, букв? Что можете сказать о применении калькулятора в жизни? Физминутка: Закройте глаза, мысленно подарите лучик солнца друзьям. Как нам хорошо! (В дальнейшем физкультминутка не требуется, так как будут меняться, на одном месте сидеть не будут). У: ­Откройте глаза. Перед вами конверты №2 (голубого и оранжевого цветов, так как деление произойдёт на 2 подгруппы) с заданиями. По цвету конвертов найдите своих сотоварищей   для   продолжения   работы.   Знайте,   каждый   член   подгруппы   имеет возможность заработать себе бонус при условии, если он будет активным. В конце урока   посчитаем.   Если   наберёте   5   фишек­   «5»,   4   фишки­«4»,   3 фишки­   это   «3».   Фишки   будете   приклеивать   на   ленте   достижений.   Для   бонуса используем мелкие рисунки калькулятора. ­Вы объединились в подгруппы.  (1­я подгруппа­ за 1­м столом; 2­я подгруппа­ за 2 столом). ­На одном из конвертов вы найдёте букву «Л». Значит, «Лидер». Лидер будет отвечать или же выберет выступающего. 1­я подгруппа: 9 + 8 = 7 - 3 = 3 х 5 = 86 - 54 = ­Расскажите по плану: ­Что   можно   сказать   о   записях?  (Выражения,   суммы,   разности,   произведения,   от 25 + 38 = 12 х 3 = перестановки множителей произведение не изменяется) ­Как называются компоненты при сложении? 2­я подгруппа: 25 + 38 = 12 х 3 = 9 + 8 = 7 - 3 = 3 х 5 = 86 - 54 = ­Расскажите по плану: ­Какие задания можно придумать? (найти значения, сгруппировать, на калькуляторе проверить, как называется выражение) ­Как называются компоненты при вычитании, умножении? (Каждая работа, этап проверяется и демонстрируется на магнитной доске. Например, сгруппировать. Учащиеся употребляют предложения: Мы нашли такой вариант. Я думаю…. Мы заметили. У меня дополнения). ­ Работу продолжим в подгруппах другого состава. Конверт № 3 имеет три цвета.   Найдите   своих   сотоварищей.   Где   встречается   данная   последовательность цветов?  (Флаг   РТ,   РФ).  Где   проходила   Универсиада?   В   Российской   Федерации,   в Республике Татарстан (такие вопросы задаю во время смены состава подгрупп). Конверт №3 (1­е задание: из учебника №2) 1).Проверьте с помощью калькулятора, правильно ли выполнены действия. 2) Продемонстрируйте на клавиатуре (1­й подгруппе: третье действие)  на калькуляторе (2­й подгруппе: пятое действие) (При выполнении  задания 2  учащиеся смогли познакомиться с еще одним назначением калькулятора:   его   можно   использовать   как   инструмент   для   проверки   правильности выполненных вычислений. Все данные вычисления выполнены правильно, в чем учащиеся смогли убедиться не только с помощью калькулятора, но и повторив самостоятельно проведенные вычисления столбиком. Но учащиеся из первой подгруппы продемонстрировали действия на калькуляторе, а учащиеся из 2­й подгруппы ­ на клавиатуре). ­Какое отличие вы нашли?  (на калькуляторе результат мы видим, на клавиатуре­ сами пишем). ­Что   было   на   калькуляторе?  (Ответ   совпал   с   нашими   ответами.   Значит,   мы правильность решения проверили). Конверт №3 (2­е задание) Запишите   выражения   в   тетрадь.   Определите   порядок   действий.   С   помощью калькулятора   вычислите   значения   следующих   выражений.   Организуйте взаимопроверку  работ с другой подгруппой  (члены   подгрупп   встречаются   и   обратно садятся на свои места).  Подумайте, с какой проблемой столкнулись. А если нужно, зовите меня на помощь. ­С   какой   проблемой   столкнулись?   Как   справились?  (Столкнулись   с   проблемой последовательного   выполнения   двух   действий   с   помощью   калькулятора.   В   первом   случае порядок   выполнения   действий   совпадает   с   порядком   из   записи,   поэтому   на   калькуляторе вычисления можно проводить без фиксации промежуточных результатов. Во втором случае: сначала нужно выполнить умножение и зафиксировать полученный результат, а уже после выполнить вычитание этого найденного числа из числа 450). Конверт №4 (Белого цвета­ т. е., одна большая группа).  ­Подумайте, обязательно ли проверить на калькуляторе верность равенств. 12 х 14 = 14 х 12                     9 х 8 – 24 = 72 – 6 х 4 ­Используйте калькулятор для проверки верности равенства  7 х 6 + 5 х 9 = 100 – 13 ­Продемонстрируйте, как вы это делали на калькуляторе и на интерактивной доске. Кто это продемонстрирует? (При выполнении  задания 4  учащиеся  не только смогли поупражняться  в проведении вычислений   с   помощью   калькулятора,   но   и   вспомнить   переместительное   свойство умножения).  В  задании 5  сначала предлагается провести указанные вычисления столбиком, а уже потом проверить правильность их выполнения с помощью калькулятора. Конверт №5 (опять крас­2, зел­2, жёлт­2) 1­е задание: (В  номере 6 я усложнила задание в форме математического диктанта и  калькулятор предложила   использовать   как   инструмент   для   контроля   знания   табличных   случаев умножения). ­Запишите в тетрадь следующие табличные случаи умножения, найдите значения, проверьте правильность с помощью калькулятора: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Семью восемь Три умножить на 4 Первый множитель – 6, второй множитель – 7 Произведение чисел 8 и 9 Пять на пять Четырежды семь  2­е задание: ­Откройте   страницу   70   учебника.   Найдите   задание   №7.   Обсудите   в   парах. (Взаимопроверка: справился напарник)  Задание 7  относится к заданиям повышенной сложности. Сложность этого задания заключается в том, что последовательность нажатия клавиш на калькуляторе не является полностью   идентичной   последовательности   знаков   в   записи   искомого   выражения. Недостающие   знаки   учащиеся   должны   восстановить   самостоятельно,   опираясь   на   знание правила порядка выполнения действий. В итоге должно получиться следующее выражение: (235–227)•9. ­Итак, тему сегодняшнего урока раскрыли. Как она называется? ­«Вычисления с помощью калькулятора». ­Гипотеза доказана: Можно проверять правильность всех вычислений с помощью калькулятора. ­Если   Миша   попросит   вас  «научи   меня   пользоваться   калькулятором,  что   вы ответите (…) ­А давайте прочитаем, как ответила Маша в учебнике на станице 69. ­А будете  ли вы при выполнении  домашних заданий  постоянно пользоваться калькулятором? (Даю домашнее задание: с/р: с. 33). ­Посчитаем бонусы. Кто заработал себе бонус? (Оценки). ­Кто может уверенно сказать: Я научился вычислять с помощью калькулятора? ­Смайликами показываем настроение в конце урока. ­Спасибо за урок всем. Заключение Чаще всего используются два традиционных: выделение групп по уровню способностей (сильные, средние, слабые) и смешанных групп. Недостаток такого способа в том, что группы, определенные   по   такому   признаку   становятся   статичными   и   постоянными   (и   тогда   за детьми закрепляется ярлыки сильных и слабых). «Слабые» не развиваются в той мере, в какой хотелось бы. Объединение «сильных» детей вместе, нередко приводит к взращиванию элиты, которая будет неспособна впоследствии научиться работать и общаться с людьми всех типов. Создание (подвижных)групп сменного состава, помогает избежать этого. И предупреждает утомляемость детей.

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"

Методическая разработка урока "Вычисления с помощью калькулятора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017