Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"
Оценка 5

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
черчение
9 кл
02.03.2018
Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"
Методическая разработка соответствует ФГОС ООО. Дает общее понятие о сечении и разрезах, о целесообразности их применения при выполнении чертежей предметов. Подобранные вопросы и задания по данной теме создают запас технических понятий и пространственных представлений у учащихся, формируют умение применять графические знания на практике.
Сечения и разрезы. Сходства и различия.doc
Предмет: черчение 9 класс. Тема: «Разрезы и сечения. Сходства и различия» Цель урока: дать общее понятие о сечении и разрезах, о целесообразности применения  сечений и разрезов, сформировать понимание сходства и различия сечений и разрезов. Задачи:  1. Формирование знаний о  видах сечений и разрезов, правилах выполнения и обозначения. 2. Формирование навыка  определять места сечений, понимания различия и преимущества   новых способов изображения. 3. Воспитание внимания учащихся при изучении нового материала, коммуникативности . Планируемые результаты обучения Личностные:  умение взаимодействовать с учителем и сверстниками, проявление  активности и интереса на уроке черчения. Метапредметные:  умение самостоятельно определять цель и планировать пути  достижения цели,  осознавать качество и уровень усвоения знаний. Предметные: создание запаса технических понятий и пространственных представлений,  умение применять графические знания в новых ситуациях.  Оборудование: плакат «Типичные элементы технических деталей», рабочие тетради с   печатной основой,  карточки­задания, слайды. Ход урока I. Организационный момент II. Введение в тему урока.  Ребята! Перед изучением одного из самых интересных разделов графики «Сечения и  разрезы» давайте вспомним… сказку «Маленький принц». Ее написал незадолго до своей  гибели отважный летчик и замечательный французский писатель  Антуан  де Сент­ Экзюпери (1900­1944). Он написал эту сказку для детей и взрослых.  Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был  рисунок №1. (Слайд 1). Посмотрите на него – что там изображено?... Все взрослые  подумали, что это шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы  другие это  поняли, юный художник выразился конкретней и нарисовал рисунок №2.  (Слайд 2). Он был уверен, что теперь­то его все поймут, так как он объяснил взрослым  свою картинку не только снаружи, но  и изнутри. Как же это  удалось шестилетнему художнику?  (Он мысленно разрезал удава­шляпу   и показал, что содержится внутри). Правильно.  III.Постановка проблемы урока. В быту, технике часто встречаются  такие предметы и детали, форму которых сложно   передать на чертеже, представленном даже тремя видами и наглядным изображением. Посмотрите на этот предмет. (Слайд 3).  Понятна ли вам форма ручки гаечного ключа? На чертеже этого не видно.  Она может быть и четырехугольной и овальной.  Как же понять   конструкцию предмета? Вероятно, нужны  еще какие­то изображения.       Представьте также, что нам нужно выполнить чертёж  предмета, имеющего множество  выемок и отверстий. На видах такого предмета будет присутствовать много  невидимых  линий, затрудняющих  восприятие.  Как поступить в данном случае? (Необходимо  мысленно выполнить поперечный разрез предмета для выявления его формы). Рассмотрите рис. 163а. Прочитайте чертеж. Что рассекает секущая плоскость? Что  видим?  в  учебнике. Сравните изображения  на  рис.163а, 164а, 165а  с изображениями,  представленными на рисунках  163б, 164б, 165б. Форма их различна. Каждый из предметов  имеет свои характерные особенности. Валик представляет собой сплошную непустотелую  деталь, поперечная форма которой неодинакова в разных местах.  Корпус имеет  внутренние очертания. Стойка имеет внутренние очертания и поперечную форму,  требующую пояснений.       Рассмотрите рис. 166а. Это чертеж, на котором много штриховых линий, затрудняющих  представление  конструкции предмета. Рис 166б устройство корпуса выявляет яснее. В  курсе черчения в подобных случаях используют  изображения, которые называют  сечениями и разрезами.       Что же представляет собой сечение, для чего оно предназначено и как его показать на     чертеже?  IV. Формирование новых знаний  Работа с учебником.      Рассмотрите рис. 167. Можем ли мы по этому чертежу судить о форме каждого  элемента детали? (Нет).      А на рис. 168?   Это изображение полностью выявляет форму предмета.       В рабочих тетрадях запишите тему урока  и попробуйте сформулировать определение  на основе рассмотренных примеров.       Сечение – это изображение, полученное при мысленном рассечении предмета секущей  плоскостью.       Рассмотрите рис. 169. Часть детали мысленно рассекают секущей плоскостью. Секущие  плоскости всегда проводят перпендикулярно к общему направлению детали и к ее оси.  Обратите внимание,  на сечении показывают только то, что находится в секущей плоскости (исключение составляют цилиндрические отверстия).      Для чего применяются сечения? (Для конкретизации геометрической формы детали  или ее частей, раскрывают их поперечное строение).        Сечение применяют в тех случаях, когда возникает необходимость выявить форму  отдельных элементов деталей, имеющих отверстия, пазы, углубления.  (Слайд 4). Демонстрация плаката «Типичные элементы технических деталей».         Выполните упражнение №46 в тетради с печатной основой. Ответы запишите в      таблицу. (Слайд 5). Работа в тетрадях. Виды и сечения Наглядные изображения 1 С 2 B 3 А 4 D      Посмотрите на чертеж. Как обозначаются сечения? Как они выполняются? (фигура заштриховывается под углом 45°)  А где на чертеже относительно детали расположены сечения? (Строго под местом,  к  которому они относятся). А если нет места для такого расположения? Посмотрите на  чертеж, что здесь обозначают  буквы? (Они обозначают место сечения на детали,  например А­А и соотносят с ним изображенное сечение).      Выполните упр.      (Слайд 6).  Учитель записывает на доске , учащиеся записывают и зарисовывают в  тетрадях:  47.(устно)   Сечения Вынесенные                                                          Наложенные                                                               Симметричные                   Несимметричные                                            Какое сечение наиболее рационально? (Вынесенное, так как не загромождает вид  лишними линиями). Но если фигура сечения простая и сама деталь простая, то уместнее  выполнить наложенное сечение.        Обратите внимание: контур наложенного  сечения  выполняется основной тонкой  линией, а контур вынесенного  сечения обводятся сплошной основной толстой линией,   принятого для обводки видимых линий  предмета на чертеже. Фигура  сечения   заштрихловывается.      Обычно сечения выполняют в том же масштабе что и изображение к которому оно  относится или указывают масштаб. Если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической,  конической или сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на  сечении показывают полностью (рис.174).  Работа с учебником.       Рассмотрим как обозначаются сечения. Секущая плоскость обозначается разомкнутой  линией, указанием  направления взгляда  стрелками, смещенными к внешнему краю,  буквами русского алфавита с внешней стороны относительно детали. Например, фигура  сечения может обозначаться А­А, Б­Б.      Если фигура  сечения симметрична, то ее не обозначают. Если фигура  сечения  несимметрична, то ее обозначают разомкнутыми линиями с указанием нааправления  взгляда стрелками.      Вынесенное сечение располагают на продолжении линии сечения и не обозначают или в  свободном месте чертежа и обозначают разомкнутыми линиями в месте сечения со  стрелками, а фгуру сечения буквами. Фигура заштриховывается под углом 45°. Если  наклон штриховки совпадает с контурами предмета, то штриховку наносят под углом 60°   или 30°.  Согласно ГОСТу характер штриховки меняется в зависимости от материала.  Однако не всегда удается с помощью сечений отразить на чертеже форму предмета.  Если  у детали сложная форма, имеющая внутри много полых поверхностей, то для изображения  ее внутреннего устройства применяют разрезы. Рис 178.        Разрез – это изображение  предмета, мысленно рассеченного плоскостью (или  несколькими плоскостями). На разрезе показывают не только то, что попало в секущую  плоскость, но и что находится за ней. Следовательно,  разрез включает в себя сечение. Рассмотрите  рис. 179. В чем сходство и различия  сечения и  разреза? (Слайд 7).      Сходства:  Изображения получают при мысленном рассечении детали плоскостью. Являются проекционными изображениями. В обоих случаях рассматриваются фигуры, попавшие в секущую плоскость. Фигуры сечений штрихуются в зависимости от материала детали (Слайд 8).      Различия: На сечениях показывают то, что попало в секущую плоскость. На разрезах –  то, что попало в секущую плоскость и то, что расположено за ней. На сечениях секущая плоскость перпендикулярна оси вращения или общему  направлению детали. На разрезах секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали или проходит через центры отверстий. На сечениях выявляется поперечная конфигурация детали в конкретном месте. На  разрезах выявляется внутреннее строение всей детали. V.  Закрепление знаний      Работа по карточкам.       Карточка №1, №2  Задание: ответьте на вопросы (устно): 1.В каких случаях применяют разрезы? 2.В чем преимущество разреза перед   сечением при изображении формы детали? 3.Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез?  4.Назовите конструктивные элементы деталей, изображенные на чертежах. 5.Найдите соответствие между заданными видами, сечениями и разрезами. Ответ запишите  в таблицу: (Слайд 9) №1     №2       Виды и сечения 1 2 3 Виды и сечения 1 2 3  Разрезы А В Б Разрезы Б В А Карточка №3, №4 (устно) Рассмотрите изображения и определите, какие из них относятся к разрезам, а какие к  сечениям. Определите, какие разрезы и сечения выполнены правильно, а какие нет. Объясните, какие  ошибки допущены на  неверных изображениях. Ответы: №3   разрезы – а, г     сечения – б, в Неправильно выполнены: разрез – а (показаны не все видимые линии),    сечение –  в(штриховка нанесена в месте не попадающем в поле сечения). №4.  Разрезы – б, г         сечения – а,в Неправильно выполнены: разрез – г (не проведены очертания конического углубления и  шпоночной канавки),     сечение – а (не полностью показан контур конического  углубления).     VI. Подведение итогов урока С какими новыми изображениями вы познакомились? Имеют ли они преимущества перед  другими изображениями?  Какие задания  вам показались легкими? Какие задания вызвали затруднение? Оцените  свою работу на уроке:  ­ отлично       ­ хорошо        ­ удовлетворительно VII. Домашнее задание Параграф 20, 21.  Законспектировать  в тетрадь сходства и различия между сечением и  разрезом. Карточка №1 Приложение  Задание: ответьте на вопросы (устно): 1.В каких случаях применяют разрезы? 2.В чем преимущество разреза перед   сечением при изображении формы детали? 3.Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез?  4.Назовите конструктивные элементы деталей, изображенные на чертежах. 5.Найдите соответствие между заданными видами, сечениями и разрезами. Ответ запишите  в таблицу. Виды и сечения 3 1 2  Разрезы Карточка №2 Задание. Ответьте на вопросы (устно): 1.В каких случаях применяют разрезы? 2.В чем преимущество разреза перед   сечением при изображении формы детали? 3.Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез?  4.Назовите конструктивные элементы деталей, изображенные на чертежах. 5.Найдите соответствие между заданными видами, сечениями и разрезами. Ответ запишите  в таблицу. Виды и сечения 1 2 3  Разрезы Карточка №3 Задание.  Рассмотрите изображения и определите, какие из них относятся к разрезам, а  какие к сечениям. Определите, какие разрезы и сечения выполнены правильно, а какие нет. Объясните, какие  ошибки допущены на  неверных изображениях. Карточка №4 Задание.  Рассмотрите изображения и определите, какие из них относятся к разрезам, а  какие к сечениям. Определите, какие разрезы и сечения выполнены правильно, а какие нет. Объясните, какие  ошибки допущены на  неверных изображениях.

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"

Методическая разработка урока"Сечения и разрезы. Сходства и различия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018