Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"
Оценка 5

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
25.02.2017
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом" разработана с использованием игровой технологии, информационно-компьютерной технологии, деятельностного подхода. Урок - ролевая игра в 10 классе, проводится после изучения темы "Спирты", может быть использован как в профильных, так и в общеобразовательных классах.Урок - ролевая игра в 10 классе, проводится после изучения темы "Спирты", может быть использован как в профильных, так и в общеобразовательных классах.
Суд над спиртом.doc
Ролевая игра: «Суд над этиловым спиртом». Образовательная   цель:    повторить   химические   и   физические   свойства этилового спирта, получение  и применение этилового спирта, расшить знания о влиянии на организм человека этилового спирта. Развивающая   цель:   учить   сравнивать,   логически   мыслить,   делать   выводы, учиться   работать   с   дополнительной   литературой,   вести   целенаправленный поиск информации, используя книги и интернет­ресурсы, отбирать материал, готовить сообщения и выступать перед аудиторией.  Воспитательная цель:  убедить в том, что человек губит себя алкоголем сам, ответственность   лежит   только   на   нем,   ведь   этиловый   спирт,   как   и   любое вещество,   бывает   и   злом,   и   благом,   выбор   делает   человек;  формирование ответственного отношения к своему здоровью. Тип урока:  Урок закрепления знаний  Оборудование: 1) плакаты «Применение этилового спирта», «Влияние этилового спирита на организм человека»; 2) мультимедийная презентация «Этиловый спирт»; 3) прибор для окисления этилового спирта до альдегида; Вещества:   этиловый   спирт,   дистиллированная   вода,   бензин,   растительное масло, уксусная кислота, серная кислота. Оборудование: пробирки, фарфоровая чашка, спички, прибор для получения этилового эфира уксусной кислоты, тигельные щипцы, платочек. Опыт 1. Горение платочка, смоченного в этиловом спирте. Опыт 2. Получение этилового эфира уксусной кислоты. Опыт 3. Окисление этилового спирта оксидам меди (II)  Краткое описание:  Урок ­ ролевая игра в 10 классе, проводится после изучения темы "Спирты",  может быть использован как в профильных, так и в общеобразовательных  классах.  Ход урока Судья: В районный суд школы № 14 поступило дело «О вреде этилового спирта»   (слайд   1).   Его   обвиняют   в   том,   что   он   загубил   множество человеческих жизней, душ, довел их до самоубийства , а также, проникнув в некоторые   семьи,   он   вызывал   в   них   бесконечные   скандалы,   драки, издевательства   над   детьми   и   многое   другое.   Спирт   вступает   в   различные сомнительные связи, плохо  влияет на человеческий организм, в результате чего совершаются тягчайшие преступления (слайд 2). Встаньте,   подсудимый,   расскажите   о   себе.   Вы   согласны   с   таким обвинением? Признаете ли вы себя виновным? Этанол:   Я   отношусь   к   кислородосодержащим   органическим соединениям. Многие меня зовут винным спиртом. Моя формула С2Н5ОН (слайд   3).   Как   видите,   я   состою   из   углеводородного   радикала     С2Н5­   и функциональной группы – ОН. Я имею водородные связи, благодаря которым, я – жидкость (слайд 4, ученик демонстрирует пробирку с этиловым спиртом). Хорошо   растворяюсь   в   воде,   в   органических   веществах   (ученик демонстрирует   растворимость   этилового   спирта   в   воде,   в   бензине, растительном   масле),  горюч  (ученик   выливает   из   пробирки   в   фарфоровую чашку этанол и поджигает спирт, а также демонстрирует горение платочка, смоченного в этиловом спирте). Сюда я пришел не один. Со мною пришли мои братья – метанол, пропанол­1 и другие. Посмотрите на первый ряд, вон нас сколько. И я думаю, мы сумеем  отстоять свою свободу. Судья: Вас обвиняют в многочисленных связях. Вы согласны с этим? Этанол: Да, согласен. Но только не совсем понимаю, почему это связи Вы   называете   сомнительными?   Наоборот,   в   очень   даже   хороших,   крепких связях.   Я   очень   активный,   жизнерадостный,   общительный.   У   меня     много друзей, с которыми я вступаю в крепкую и прочную связь. Например, с моим братом – близнецом этанолом мы образуем простой эфир (слайд 5). Тетушка серная кислота отбирает у нас с братом воду, и мы образуем диэтиловый эфир.   Теперь   мы   с   братом   –   близнецом   уже   подвижная   жидкость,   легко переходящая   в   газообразное   вещество,   которое   используется   в   качестве растворителя и наркоза в медицине. Теперь мы еще более опасны, так как в нем   растворяются     все   органические   вещества.   Диэтиловый   эфир   сильно ядовит и взрывоопасен.  А когда ко мне приходят подруги – карбоновые кислоты, то мы с ними образуем сложные эфиры ( слайд 6, ученик демонстрирует опыт получения этилового эфира уксусной кислоты).   Крепко я дружу и со щелочными металлами, образуя с ними этилаты щелочных   металлов   (слайд   6).   Все   это   становится   возможным   благодаря высокому   значению   электроотрицательности   атома   кислорода   в   моей функциональной   группе   и   перераспределению   электронной   плотности химической связи. Также   я   взаимодействую     с   галогеноводородами   с   образованием галогеналканов и воды. Это возможно благодаря разрыву химической связи между атомом углерода и кислорода гидроксильной группы. А еще я окисляюсь черным порошком оксидом меди (II) до альдегида со специфическим     запахом   и   красной   меди  (слайд   6,  ученик   демонстрирует опыт окисления этанола оксидом меди (II)).  Да мало ли с кем еще я крепко дружу. Почему это всех так волнует? Судья: Почему Ваши действия рассматриваются как преступления? Этанол: Я вхожу в состав алкогольных напитков. Я считаю, что прежде, чем   меня   употреблять   внутрь,   человеку   надо   твердо   решить:   а)   в   каком количестве меня употреблять; б) нужно ли вообще пить алкогольные напитки. Мне становится понятным,   почему вы судите меня. Но ведь мой младший брат метанол еще более опасен, чем я. Вы спросите, он  Вам расскажет, каков он. Заседатель:   Господин   судья,   позвольте   мне   задать   вопрос   младшему брату подсудимого, господину Метанолу? Судья: Пожалуйста. Заседатель:   Господин Метанол, сделайте милость, расскажите о себе. Что вы собой представляете? Метанол: Я родной брат этанола (слайд 7). Еще меня зовут древесным спиртом.   Я   представляю   собой   бесцветную   жидкость,   кипящую   при температуре   64,  7   С,   обладаю   характерным   спиртовым   запахом,   горюч.   Я сильно ядовит. При принятии меня вовнутрь ­ вызываю тяжелое отравление, сопровождающееся потерей зрения. Часто наблюдаются смертельные исходы, если человек выпьет меня   более 25 миллилитров. Также , как и мой брат, весьма активно вступаю в различные связи. Прокурор:   Господин   судья!   Я   прошу   пригласить   первого   свидетеля­ психолога. Судья: Уважаемый первый свидетель. Просим пройти и дать показания. Психолог: Я требую строго наказать подсудимого. Этиловый спирт­ это наркотик (слайд 8). Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается   реакция,   нарушается   координация   движений.   У   человека появляется   развязанность,     лихачество.   Человек   становится   грубым, неприятным, непредсказуемым в поступках.         70 % убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.  Спирт   соблазняет   молодых   (слайд   9).   Для   них   он   особенно   опасен. Алкоголизм   у   молодых   развивается   быстрее.   Алкоголик   становится равнодушным к общественному мнению. Ему помехой становится его семья. Ему   нужны   только   его   собутыльники   спиртное.   У   алкоголиков   теряется чувство   уважения   и   достоинства   других   людей.   Это   психосоциальная деградация человека. Поэтому, я прошу строго наказать этанол. Судья:   Благодарю,  господин  свидетель.  Можете   занять   свое  место   в зале заседаний. Прокурор:   Господин   судья,   я   прошу   пригласить   второго   свидетеля­ врача. Судья: Второй свидетель, прошу пройти и дать показания. Врач: Я врач и хочу рассказать о пагубном воздействии подсудимого на организм человека. Ко мне часто обращаются люди, которые входят в контакт с этиловым спиртом. Спирт оказывает отрицательное влияние на желудок и кишечник   (слайд   10).   Желудок   первым   воспринимает   порции   спиртного напитка.   Это   приводит   к   развитию   алкогольного   гастрита.   В   желудке алкоголь остается продолжительное время. Последствия химического ожога и отравления   здесь   выступают   особенно   ярко.   Нарушается   образование пепсина­фермента   желудочного   сока,   способствующего   расщеплению пищевых   белков.   В   связи   с   этим   у   алкоголиков   развивается   белковое голодание.   Эти   изменения   нарушают   процесс   усвоения   поступающих   в желудок продуктов питания, что отражается на общем состоянии организма. Страдает     секреторная   функция   желудка.   Хронический   гастрит   может сопровождаться развитием язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Нарушается деятельность тонкого и толстого кишечника. Повышается температура   тела.   Человек   резко   начинает   худеть.   Ели   спирт   будет продолжать   поступать   вовнутрь,   то   болезнь   будет   прогрессировать   и закончится трагически. Поэтому я требую наказать этанол по всей строгости закона.  Судья: В заявлении сказано, что спирт пагубно влияет на потомство. Есть   ли   связь   между   родителями,   употребляющими   алкоголь   и   их потомством. Приглашается третий свидетель­социолог. Социолог:   По   данным   мировой   статистики   у   40%  ­60  %   умственно­ отсталых   детей     родители  –  алкоголики   (слайд   11).  Чем   длительнее   стаж употребления   спиртного,   тем   выше   вероятность   рождения   неполноценного ребенка.   Систематическое   употребление   родителями   спиртных   напитков ведет к преждевременным родам, понижению жизнестойкости ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями, для многих из них   характерна   неспособность   к   концентрации   внимания,   длительным усилиям,   адекватному   поведению.   Во   многих   случаях   алкоголизм   ведет   к рождению ребенка с различными уродствами (слайд 12). Помимо умственной отсталости   для   таких   детей   характерно   недоразвитие   или   неправильное развитие отдельных частей тела – врожденные пороки сердца, лишние пальца на руках и ногах, расщепление нёба, недоразвитие верхней и нижней челюсти, неправильное развитее суставов и так далее (слайд 13). В семьях людей, систематически употребляющих алкоголь, постоянные конфликты  и скандалы, грубость и эгоизм, неуравновешенность и преступные действия пьяниц (слайд 14).  Поэтому я требую наказать спирт за его злодеяние.  Судья:   Благодарю,  господин  свидетель.  Можете   занять   свое  место   в зале заседаний. Прокурор: Господин судья, я прошу пригласить четвертого свидетеля­ химика­технолога. Судья: Четвертый свидетель, прошу пройти и дать показания. Химик­технолог (1): Мы живем в такое трудное время. В нашей стране не хватает   продуктов. Продукты стоят все дороже и дороже (слайд 15). Я обвиняю спирт в том, что   на его производство затрачивается такое ценное пищевое сырье как картофель, зерно кукурузы, ячменя, пшеницы, ржи, проса, овса,   то   есть   продуктов   содержащих   крахмал.   Получают   его   с   помощью спиртового   брожения   под   действием   дрожжей.   Пищевые   продукты, содержащие глюкозу (С6Н12О6), разлагаются на спирт и углекислый газ.                   дрожжи С6Н12О6                 2 С2Н5ОН + 2СО2 → Для   производства   спирта   используются   также   отходы   сахарного производства.   Выход   этилового   спирта   из   одной   тонны   исходного   сырья колеблется от 90 до 360 литров. Ежегодно на получение этанола расходуется пищевого сырья в перерасчете на зерно более 1 миллиона 7000 тысяч тонн зерна. Этого зерна хватило бы на откорм такого же скота, которое может дать 350 тысяч тонн мяса. Это для нас  в настоящее врем я большое подспорье. Адвокат: Господин Судья, можно выслушать еще одного химика­технолога.  Судья: Приглашается для защиты химик­технолог. Химик – технолог (2): Я в корне не согласен с последним обвинителем. Он приводит   факты   по   производству   спирта   не   совсем   справедливые.   В настоящее   время   этанол   в   большинстве   промышленных   предприятий получают гидратацией этилена (слайд 15): С2Н4+Н2О  С2Н5ОН → Этот способ экономически выгоден. Если на производство одной тонны этанола расходуется 10 тонн картофеля , то всего лишь 700 кг потребуется этилена или 3 тонны нефтяных газов, которые раньше сжигали. Стоимость одной тонны этанола, полученной из нефтяного сырья, в три раза ниже, чем тонна   пищевого   этанола.   А   поэтому   я   считаю   предыдущее   обвинение   не серьезным.  Адвокат: Господин Судья, позвольте мне задать вопрос врачу? Судья: Пожалуйста. Адвокат: Расскажите о применении этилового спирта в медицине? Врач: В медицинской практике этиловый спирт находит самое широкое применение в качестве (слайд 16): 1) 2) дезинфицирующего средства;  противовоспалительного средства для лечения нарывов внешнего кожного покрова, фурункулов, маститов, различных инфильтратов; 3) 4) вещества,   которое   снижает   температуру   тела,   в   результате расширения кровеносных сосудов; вещества,   на   основе   которого   производят   лекарства,   настойки, экстракты для наружного применения. Адвокат:   Господин   Судья,   можно   выслушать   кандидата   химических наук? Судья: Приглашается кандидат химических наук.   Кандидат   химических   наук:   Я   считаю,   что   спирт   обвиняется   совсем незаконно.   Его   огромная   ценность   неоспорима   (слайд   17).   Спирт   находит исключительное применение.  Этиловый   спирт   –   это   один   из   основных   продуктов   выпускаемых химической и пищевой промышленностью. Из этилового спирта в химической промышленности получают:  1) бутадиен ­1,3  из которого изготавливают  каучук и резину; 2) диэтиловый эфир, этилхлорид, которые используются для наркоза; 3) ацетон – прекрасный растворитель. Из ацетона получают   диацетоновый спирт,   метилизобутилкетон.   Эти   вещества   применяются   в   качестве растворителей; 4) этиламин применяют в производстве пестицидов, ингибиторов коррозии, лекарственных веществ (например, новокаин, кардиамин и др.), катализаторов синтеза полиуретанов. Окисление этилового спирта дает возможность получить  ацетальдегид и пищевую уксусную кислоту. Всем известно широкое применение уксусной кислоты.  Ее   используют   в   качестве   приправы   и   консерванта,   а   также   для синтеза   красителей,   медикаментов,   пластмассы,   лаков,   пестицидов,   клея, искусственных волокон, тканей.         В процессе дегидратации этилового спирта получают этилен из которого синтезируют полиэтилен, поливинилхлорид, этиленгликоль, применяемого в качестве антифриза, и другие органические вещества.                  Этанол, соединяясь с органическими и неорганическими кислотами, образует сложные эфиры (слайд 18). Например,   с     уксусной   кислотой   этанол   образует   этиловый   эфир уксусной   кислоты.   Это   жидкость,   которая   применяется   в   качестве растворителя,   как   пищевая   добавка   (E1504)   прохладительных   напитков, ликеров и кондитерских изделий, а также для синтеза различных химических препаратов. С муравьиной кислотой  этанол образует этилформиат (слайд 19). Это жидкость,   которая   обладает   запахом   рома.   Применяется   в   пищевой промышленности в качестве ромовой эссенции.  Как видите, области применения спирта огромны.  Ни в пищевой, ни в химической промышленности, ни в медицине   нельзя обойтись без этанола. Вот и выходит, что все обвинения против спирта этанола беспочвенны. Судья:   Послушаем,   что   скажет   адвокат   подсудимого.   Вам   слово, господин Адвокат. Адвокат:   Я   считаю   необоснованным   и   незаконным   все   обвинения, предъявляемые к моему подзащитному. Обеими руками я голосую за спирт (слайд 20). Уважаемые обвинители, вспомните,   пожалуйста, запах духов, их аромат. А ведь они изготовлены на спиртовой основе. А как быть медицине без спирта. 30­35 % ­ные растворы, которые дезинфицируют поверхность тела при его обработке, хирургический инструмент и все настойки, компрессы, растворимые   на   спиртовой   основе   лекарственные   препараты­   все   это немыслимо без этанола. Обвинители   говорят,   что   спирт   много   вреда   приносит   организму человека при принятии его вовнутрь в качестве алкогольных напитков. Но если подышать воздухом около труб НЛМК, то можно получить еще большее отравление организма даже при одной такой процедуре. Ну, а тем, кому нужно напиться, они могут выпить и одеколон, и любую другую   опасную   для   здоровья   организма   жидкость.   При   чем   тут   спирт? Нужно во всем знать меру. Если Вы морально неустойчивы, то естественно, можно опуститься, ниже состояния животного. Чувство меры должно быть во всем. Сладкое тоже вредно для организма в больших количествах. Поэтому я не  согласен   с  обвинениями,  которые   предъявляются   моему  подзащитному. Человек сам виноват в том, что в его организм проникает спирт. Спирт же, как вы слышали, широко применяется в быту, в медицине, в промышленности. Судья:   Слово   просит   первый   защитник,   господин   Психолог. Пожалуйста, господин защитник. Психолог:   На место подсудимого этанола надо посадить тех людей, которые пьют алкогольные напитки и становятся зависимыми от них (слайд 20). Поэтому, прошу, господин Судья, оправдать спирт и наказать по всем правилам пьющего человека. Судья: Заслушав обе стороны, Суд удаляется на совещание.  Секретарь: Встать. Перерыв  в заседании до вынесения обвинительного или оправдательного решения суда. Возвращается суд. Все встают. Садится суд. Все садятся. Судья: Суд пришел к следующему выводу: этанол играет большую роль в нашей жизни и применяется в больших количествах в быту, в медицине, в химической   промышленности,   в   органическом   синтезе,   в   пищевой промышленности   и   в   других   областях   народного   хозяйства.   Продукты, полученные из спирта, пользуются большим спросом. Суд постановляет. Оправдать этанол Суд   выносит   частное   определение   и   обращается   к   людям:   дорогие соотечественники. Мы с вами разумные люди. Давайте научимся минимально использовать спирт в качестве алкогольных напитков. Тогда наш подсудимый никогда не будет искать оправданий в пользу своего существования. Суд обращается и к спирту и предлагает направить ему все свои силы и свойства на  использование их в народном хозяйстве, беречь себя от человека, который не знает меры употребления спиртных напитков. Уважаемый спирт, строго запрещаем тебе подходить к молодежи, так как она   наиболее   чувствительна   к   алкоголю.   Ее   неокрепший   организм   легко привыкает к алкоголю, попадает под его зависимость. Это вызывает наиболее тяжкие последствия, как для молодого организма, так и для будущих детей, личность деградирует.  Человек губит себя алкоголем сам, ответственность лежит только на нем. Ведь этиловый спирт, как и любое вещество, бывает и злом, и благом, выбор делает человек  Литература 1. Химия. Пособие­репетитор для поступающих в вузы. /под ред. Егорова  А.С. – Ростов­на –Дону: Изд. Феникс, 2002. 2. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. –  М.,1984. 3. Копыт Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. – М., 1984. 4. Шевердин С.Н. У опасной черты. – М., 1985. 5. Семенов И.Н., Максимов А.С., Макареня А.А. Химия и научно­ технический прогресс. – М.: Просвещение, 1988.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии "Суд над этиловым спиртом"
Скачать файл