Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.
Оценка 4.8

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
27.08.2018
Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.
литературное мероприятие посвященное 190-летию великого русского писателя Льва Николаевича Толстого,являвшегося достоянием всей Мировой литературы.Урок направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он - как бы живой, облеченный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова
00091388-b17d8c60.docx
Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе. Тема: 190 лет со дня рождения Л.Н. Толстого. «Когда в литературе есть Толстой, то  легко и приятно быть литератором».  Цели урока: Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и  его мировоззрении. Предметные: ­ совершенствовать навыки чтения;  ­ обогащать читательский опыт детей; ­ учить выделять опорные слова в произведении;  ­ воспитывать интерес к самостоятельному чтению;  ­ расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его  мировоззрении. Надпредметные: Личностные: рефлексия ­ личностные (качественные приращения) ­ личностные (нравственно­этическая ориентация)                                                   Познавательные: подбор информации по заданному параметру. Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений. Регулятивные: прогнозирование (антиципация)      Метод: лекция в сочетании с эвристическим методом. Техническое оснащение: Портреты Л.Н.Толстого (Ивана Николаевича Крамского и Ильи  Ефимовича Репина), выставка книг, книга о писателе Т.Л. Сухотиной­Толстой  «Воспоминания», статья из газеты «Биржевые ведомости», № 236 от 06.11.1911 года,  посвященная годовщине смерти писателя «Толстовкая годовщина», книга Петра  Алексеевича Кропоткина, СПб, 1907 года «Идеалы и действительность в русской  литературе» (статья «Толстой. Художественные произведения последних лет», стр.159­ 163), презентация, таблицы самооценки и контроля. Предварительная подготовка к мероприятию: Группа заранее делится на архивисты, мемуаристы, методисты, творческая группа.  Учащиеся  до мероприятия  искали  информацию о Л.Толстом. Этапы урока: 1. Вступительное слово преподавателя. Эпиграф к уроку «Когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором, так как Толстой  делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на  литературу возлагаются, < > пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, < > озлобленные самолюбия будут далеко в тени. Только один его нравственный авторитет  способен держать на известной высоте так называемые литературные течения и  настроения».  А.П. Чехов Приветствие участников урока. В 2018 году исполнится 190 лет со дня рождения  великого писателя, классика мировой литературы Льва Николаевича Толстого. Не  изучив глубоко и внимательно жизнь писателя, невозможно по­ настоящему осмыслить его творчество. Давайте попытаемся разобраться, чем нам близок и дорог этот замечательный человек. А знаете ли вы, что Министерство культуры Татарстана объявило 2018 год Годом  Льва Толстого в республиканских вузах. Об этом рассказал глава ведомства Айрат  Сибагатуллин на встрече заведующих кафедрами по гуманитарным и социально­ экономическим наукам вузов РТ. Постановка задач: ­ Что мы сегодня должны будем сделать на уроке? (узнать больше о личности писателя).  ­ Какими мы должны быть? (активными, внимательными, культурными...). ­  Как работать? (слаженно, в командах и на общее дело, в рабочей атмосфере).  Представление участников команд (в каждой команде распределены роли):  аналитики (следят за точностью фактов, за работой, заполняют листы оценки работы  группы);  мемуаристы (работают с воспоминаниями о писателе, с его дневниковыми записями);   методисты (обеспечивают правильное изложение и расстановку материалов, самые  сильные учащиеся, контролируют более слабых, готовят вопросы для соседних команд  обобщающего характера);  библиографы и историки (знают ответы на вопросы, источники, факты);   2. Эпиграф ко второму этапу мероприятия  «Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он ­ как бы живой, облеченный в плоть и  кровь символ достоинства печатного слова». // Русское богатство. ­ 1902. ­ № 8.  Н. К.  Михайловский ­ В какое время жил писатель? (достаточно трудное, неспокойное, время  освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров) ­ Назовите годы его жизни. (1828­1910 – 2 века охватил) ­ Какие важнейшие исторические события происходили в эту эпоху? (смерть А.С.  Пушкина, 1837 год, М.Ю.Лермонтова, 1841 год, Н.В.Гоголя, 1852 год, Крымская война,  1853­56 годы, рост освободительного движения, крестьянская реформа, 1861 год,  убийство народовольцами Александра II, 1881 год, Русско­японская война, 1904­1905  годы, Кровавое воскресенье, 1905 год, 9 января и мн.др.) Свидетелем, каких из них стал Л.Н.Толстой? (почти целый век прошел перед глазами  писателя, сам Толстой стал свидетелем и участником многих исторических событий,  это повлияло на его мировоззрение). ­ На какие годы падает расцвет его творчества? (50­60 годы 19 века, время работы над  эпопеей «Война и мир») ­ С кем из выдающихся людей своего времени был знаком и общался писатель? (огромное  количество общественных и литературных деятелей: Некрасов, Тургенев, Островский,  Тютчев, Достоевский, Салтыков­Щедрин, Гончаров, Добролюбов, Писарев, Репин,  Крамской, Перов, Суриков, Шишкин, Левитан, Фет, Чернышевский, Чехов, Горький)  ­ Какой вывод можно сделать? Вывод: В какое время жил писатель? (достаточно трудное, неспокойное, время  освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров). 3. Работа в микрогруппах. Начинают библиографы и историки: Л.Н.Толстой глазами родных (дочери Татьяны): Татьяна Львовна Сухотина­Толстая (4 октября 1864 — 21 сентября 1950) — старшая  дочь Л. Н. Толстого. Автор мемуаров. Начала вести дневник в возрасте 14 лет и  продолжала их в течение почти 40 лет. Лев Николаевич поощрял детей к ведению  дневников и в ранние годы иногда читал записи Татьяны Львовны. Поэтому особенный  интерес в её мемуарах представляют рассказы об отце, его образе жизни, повседневном  быте.  С 1917 по 1923 год являлась хранителем музея­усадьбы Ясная Поляна. Ее книга  «Воспоминания» очень откровенно поведала нам о писателе, его жене, детях, Татьяна  написала о впечатлениях детства, про интересные истории, связанные с отцом. Например,  однажды Толстого не впустил в ее дом швейцар, сообщив Татьяне, что какой­то мужик с  бородой хочет ее видеть. (Мы помним, как не любил Толстой роскоши, особенно во второй половине жизни). Целую главу в своей книге Татьяна уделила описанию взаимоотношений  родителей, т.к. считала, что их духовные разногласия, а вернее, непонимание матери,  явилось одной из причин уходов Толстого из дома, в том числе и в последний раз. Семья не могла понять, почему его тяготит собственность, почему он работает на земле, почему  отказывается от литературных гонораров. Они не могли привыкнуть, т.к. были воспитаны  иначе. Только спустя многие годы Татьяна смогла понять отца, и не случайно она пошла по стопам великого отца – стала писательницей. Аналитики:  Благодаря этим материалам, мы видим Толстого – человека, не понятного  семьей, и причину ухода из дома. Библиографы и историки Л.Н.Толстой глазами критиков (П.А.Кропоткина): Князь  Петр Алексеевич Кропоткин (1842­1921) был не только революционером, анархистом (в  первую очередь выдающимся учёным), но и талантливым лектором, тонким знатоком  русской литературы. Его лекции изложены так увлекательно, что и сегодня читаются с  захватывающим интересом. Кропоткин Петр Алексеевич (1842­1921) являлся потомком  Рюриковичей и гетмана Сулимы, (князь) ­ русский политический деятель, публицист и  естествоиспытатель. Один из современников Толстого – Петр Алексеевич Кропоткин, правда, в большей  степени политический деятель, чем критик, еще в 1901 году при жизни писателя, читая  лекции в американских университетах по истории русской литературы, посвятил много  времени для изучения и анализа творчества Толстого. В книге «Идеала и действительность  в русской литературе» (1907) он высоко оценил Толстого и как писателя, и как философа.  В конце статьи, посвященной творчеству писателя, он отметил, что «со времени Руссо ни  одному человеку не удалось затронуть людскую совесть так, как это сделал Толстой  своими произведениями. Он бесстрашно раскрыл нравственные стороны всех жгучих  вопросов современности, в такой, производящей впечатление форме, что читатель глубоко  задумался над прочитанным. Влияние Толстого не может быть измерено годами или  десятилетиями, оно остается надолго. Толстой является наиболее любимым человеком во  всем мире». Аналитики: современники (литературы и умнейшие люди своего времени) видели и при  жизни писателя его гениальность, ценили его и смотрели на будущее. Методисты:  Л.Н.Толстой глазами деятелей искусства (Ивана Николаевича Крамского  и Ильи Ефимовича Репина); И.Н.Крамской. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г.        В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую  потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из  значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей  кисти для потомства". Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую  плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть.        В обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет  работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой  живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато­синей рубахе­блузе, он сидит  на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста,  фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы  Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными  глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и  Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла  Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и  простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам  чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом  наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно,  использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над  которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже  сохраняет его облик.        "Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской  поселился в Козловке­Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя,  никак не соглашавшегося позировать.       – Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво  повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.  – Как так? – Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и  тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...       "Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно  переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан  своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался  еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до  глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л.  Лицо времени. Детская лит. М.1965)         Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для  семьи Льва Николаевича. В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет  писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в  Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по  просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры  писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет,  хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме  Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного  результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2­ й портрет, по мнению Крамского,  удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1­й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он  "стал лучше второго". В процессе сотрудничества Крамской был поражен, о писателе  сказал: «Он смахивает на гения». Портрет был призван лучшим изображением Толстого,  т.к. художник смог передать во взгляде всю глубину мысли и таланта Толстого. Аналитики: Л.Н.Толстой глазами писателей (анализ цитат) А как же писатели, коллеги отзывались о своем современнике? «Толстой рассказал нам о  русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература» (Максим Горький); «Если можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться» (Теодор  Драйзер); «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою историю, считать себя культурным  человеком» (Максим Горький). Аналитики: высокая оценивали  творчество. Библиографы и историки: Л.Н.Толстой глазами современников­журналистов (работа со статьей газеты).«Биржевые ведомости» (Биржевыя В домости) российская дореволюционная ежедневная политико­экономическая и литературная газета;  выходила в Петербурге в 1861—1879 годах и в 1880—1917 годах. Закрыта в октябре 1917  года за «антисоветскую пропаганду». Газета «Биржевые ведомости» за 6 ноября 1911 года  была полностью посвящена годовщине смерти Толстого. Там были напечатаны отрывки из  дневников писателя, его портрет, фотографии рукописей, которые он не уставал править,  пытаясь найти нужное слово, и, конечно же, отзывы современников. Обратимся к  некоторым отрывкам и сделаем вывод об отношении к писателю.  –  ѣ «То скорбное чувство утраты, которым был охвачен весь культурный мир, не стремлюсь за  год, прошедший с момента великой трагедии…Близок день, когда все произведения  Толстого будут достоянием масс, когда все им написанное проникнет в самые глухие края  и уголки страны, и когда имя Толстого будет произносить «всякий сущий в ней язык».  Толстой – гений, слава России, светоч и учитель» Но вместе с тем, автор статьи указывает  и на проблемы: в частности, правительство не торопиться выкупать имении Толстого,  чтобы сохранить его как музей. Сделать это призывают общественность. Автор другой статьи сравнивает Толстого с белым голубем, который год назад «вырывался из клетки», чтобы лететь над Россией, больной и дряхлой…Автор называет Толстого  «совестью русского народа» и надеется, что когда­нибудь в России будет продолжено дело великого творца, т.к. идеалы Толстого «в далеком будущем». «Время Толстого придет, а  яснополянский курган без креста (могила писателя) станет эмблемой русской совести»… Мне кажется, что большинство современников Толстого, по крайне мере, публицисты,  писатели, предвидели будущее и оказались правы. Сегодня Толстой призван во всем мире, в его усадьбе музей, а мы с удовольствием читаем  его произведения. Аналитики:  Современники Толстого в большинстве своем высоко ценили его, признавали  в нем гения и считали, что имя его останется в веках. Мемуаристы: Л.Н.Толстой о себе (анализ цитат из дневника писателя). Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник,  который станет для него и другом, и блокнотом писателя, а так же даст возможность высказать наболевшее и оформить, проанализировать свои поступки и мысли. Последнюю  запись Толстой сделает за 3 дня до смерти.  Из дневника:1847 год (19 лет):«Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую  большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как  следствие раннего разврата души»;«Я был бы несчастливейший из людей, если бы не нашел  цели в жизни – общей и полезной»; 1848 год 20 лет);«Бойся праздности и беспорядка, лжи и тщеславия, ищи случаев делать  добро…»; 1849 год (21 год);«Изучить курс юридической науки, медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географию, математику. Заниматься музыкой, живописью…»; 1855 год (27 лет);«Мое новое правило: быть деятельным, рассудительным и скромным… Моя главная цель жизни – добро ближнего…» 1878 год (50 лет):«Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мое сердце.  Долго мучался…»«Разговор с Сережей (сыном) о непротивлении злу…»«Москва. Вновь,  камни, роскошь, нищета, разврат… Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат,  судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют…». 1881 год (53 года):«Самарский доход отдать на бедных, Никольский тоже (передать землю  мужикам)… 1883 год (55 лет):«Вчера думал служить людям. Но как? Не деньгами, не услугами… Все  это хорошо и дурно… Одно полезно – научить их по­доброму жить…и самому жить  хорошо…» 1889 год (61 год):«Политического изменения социального строя не может быть. Изменение  только одно: нравственное, внутреннее человека…» 1900 год:«Мне 72 года. Во что же я верю? Надо быть добрым, смириться, прощать. 1904 год (76 лет):«Моя жизнь погублена этой ужасающей праздностью…» 1908 год (80 лет):«Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти  нищим, благодаря и любя всех…» 1910 год (82 года): «Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед  народом. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…» б) «Мыслитель и художник  никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах,…он всегда, вечно в тревоге и  волнении»; «Мысль высказана в художественном произведении только тогда, когда ни  одного слова к сказанному нельзя ни прибавить, ни убавить, ни изменить без того, чтобы не  испортить произведение. К этому должен стремиться писатель…Надо, главное, не  торопиться писать и не скучать поправлять, переделывать 10, 20 раз…»; «Чтобы жить  честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и  опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость»; «смысл  жизни каждого человека в увлечении в себе любви к людям и постоянном делании добра»; Аналитики: С самых ранних лет Толстой ставил перед собой высокие цели, стремился  быть полезным, постоянно самосовершенствовался. 7. Обобщение. И закончить  мне хотелось бы со слов А.А.Блока, "Толстой – величайший  и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно  имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…” 8. Итоги работы микрогрупп. Рефлексия. Аналитики делают выводы о работе группы, заполняется лист контроля, ставится  самооценка.  Вопросы для рефлексии Примечание Как работалось в команде? Комфортность, результативность. Кто был наиболее активным? Какие трудности возникали? Как вы их преодолевали? Что еще о писателе вы хотели бы узнать дополнительно? Общая оценка работы команды и каждого из ее участников.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по литературе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018