Методическая разработка внеурочной деятельности по математике Действия над функциями

  • Разработки курсов
  • pptx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Освоить алгоритм построения графика сложной функции через замену ее суммой, разностью, произведением, частным элементарных функций с помощью программы Microsoft Excel. Научиться этим методом решать задания ОГЭ и ЕГЭ без привлечения математического анализа. Связь математики с информатикой. Привитие интереса к предмету.
Иконка файла материала Действия над функциями».pptx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 2»

Внеурочный курс по математике
«Действия над функциями» для 8 классов.

Выполнила: Савченко Мария Анатольевна
-учитель математики 1 категории

Молчаново 2017 г.

Цель: Создание условий для интеллектуального развития учащихся, формирования качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах; - расширение представлений о свойствах функций; - формирование умений «читать» графики и называть их свойства; - формирование основ новых знаний о построении графиков функций и функционально-графического подхода к решению различных задач; - строить графики функций путем геометрических преобразований и новым способом, исследовать функцию на наименьшее и наибольшее значения с помощью функционально-графического подхода .

Алгоритм построения:
Представим данную функцию в виде суммы (разности, произведения, частного )двух элементарных функций.
Составим таблицу значений этих функций.
Найти сумму (разность, произведение, частное) соответствующих ординат для одних и тех же значений абсцисс.
По этим точкам построить график данной функции.

Пример 1. Рассмотрим функцию у=х2+х, представим ее как сумму двух элементарных функций у1=х2 иу2=х. Только мы не будем составлять таблицу отдельно для каждой функции, а составим следующую таблицу с помощью Microsoft Excel.
Для х€[-4;4] с шагом 1(можно выбрать другой шаг)

Пример на сумму функций

х

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

У=х2

16

9

4

1

4

9

16

У=х

-4

-3

-2

-1

2

3

4

У=х2+х

12

6

2

0

2

6

12

20

Пример 2. Рассмотрим функцию у=х2-х, представим ее как разность двух элементарных функций у1=х2 иу2=х. Только мы не будем составлять таблицу отдельно для каждой функции, а составим следующую таблицу с помощью Microsoft Excel.
Для х€[-4;4] с шагом 1(можно выбрать другой шаг)

х

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

У=х2

16

9

4

1

4

9

16

У=х

-4

-3

-2

-1

2

3

4

У=х2-х

20

12

6

2

6

12

Пример на разность функций

Пример 3. Рассмотрим функцию у=х(х+1) , представим ее как произведение двух элементарных функций у1=х иу2=х+1. Только мы не будем составлять таблицу отдельно для каждой функции, а составим следующую таблицу с помощью Microsoft Excel.
Для х€[-4;4] с шагом 1(можно выбрать другой шаг)

х

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

У=х

У=х+1

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

У=х(х+1)

12

6

2

6

12

20

Пример на произведение функций

Пример 4. Рассмотрим функцию у=х2/10 , представим ее как частное двух элементарных функций у1=х2 и у2=10. Только мы не будем составлять таблицу отдельно для каждой функции, а составим следующую таблицу с помощью Microsoft Excel.
Для х€[-4;4] с шагом 0,5(можно выбрать другой шаг)

х

-4

-3,5

-3

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

У=х2

16

12,25

9

6,25

4

2,25

1

0,25

0,25

У=10

10

У=х2/10

1,6

1,225

0,9

0,625

0,4

0,225

0,1

0,025

0

0,025

0,1

Пример на частное функций

Задания из ЕГЭ

«Построить график функции у=(х2+2х-3)/(х-3) и исследовать на наибольшее и наименьшее значения». Выделим целую часть : разделим уголком многочлен х2+2х-3 на многочлен х-3, получим функцию у=(х+5) +12/(х-3), где (х+5) – целая часть, 12/(х-3) – дробная часть, разобьем эту функцию на сумму двух элементарных функций у=х+5 и у=12/(х-3) и построим таблицу. Из таблицы увидим наибольшее и наименьшее значения функции, без нахождения производной.

Задание повышенной сложности

Посмотрите также