Методическая разработка "Юный эколог" составлена для обучающихся 7 класса, с целью формирования и воспитания экологической культуры, познания окружающего мира. Практическая направленность осуществляется через игровые задания, практикумы, интересные задания, наблюдения, которые раскрывают взаимосвязи в живой и неживой природе. В разработке представлено календарно-тематическое планирование на один учебный год.
Методическая разработка
“Юный эколог” (7 класс)
учитель биологии
Михальченкова Н.Н.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе курса «Юный эколог»: программа
кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.сост. Ю. В.
Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2е. –
Волгоград: “Учитель”, 2014.
Актуальность: воспитание экологической культуры актуальнейшая задача
сложившейся социально культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса
усиливается значение экологического образования в школе как
ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон
“Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах России,
ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего
экологического образования и является основанием для поиска и
разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической культуры, а также
состояния практики экологического образования свидетельствует о
необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы
со школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать
становление экологически грамотной личности, способной гармонично
взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в мире.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием
в теории и практике экологического воспитания в школе единой,
рассчитанной на весь период обучения, программы с экологической
направленностью для школьников.
В процессе работы дети проявили любознательность и живой интерес к
познанию мира природы, активность в изучении экологического характера
стала намного выше.Основной задачей образовательного учреждения является создание
социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование
полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной
личности.
Цель: формирование и развитие экологически сообразительного поведения
у школьников.
Задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимосвязи природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности
-
-
детей;
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
становление осознания уникальности, неповторимости любого
природного объекта;
- развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и
охраны природного окружения.
Основные принципы:
единства сознания и деятельности;
-
- наглядности;
- личной ориентации;
-
-
системности и целостности;
экологического гуманизма
Теоретические основы программы исследования возрастной психологии,
идеи экологической этики и концепция личностноориентированного
образования.
Программа разработана для учащихся 7 класса. Содержание программы
построено в рамках единой логики.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, с образовательным
компонентом “Биология”.Специфика курса подход к выбору педагогических средств и методов
реализации содержания программы, учитывающий личную активность
каждого ребенка и эмоциональноповеденческую природу школьника, где
он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется
через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций оценки и
прогнозирования последствий человеческой деятельности, ситуаций
свободного поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские
задания, игровые занятия, практикумы. Форма
организации деятельности индивидуальная.
Одним из основных методов обучения являются систематические
наблюдения, раскрывающие взаимосвязи в природе.
Результативность:
Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью
комплекса методик: в конце каждого года обучения проводится
тестирование, анкетирование, наблюдение в течение всего года обучения и
анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов
выступают экологические праздники.
Календарнотематическое планирование
№ п/п
Тема
Колво часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Что такое экология?
Дом, где мы живём. Всё, что находится за окном
Я и моё окружение (моя семья, моя квартира)
Гигиена моего дома
Вода источник жизни
Вода в жизни растений, животных
Вода в жизни человека
Солнце и свет в нашей жизни
Солнце, Луна, звёзды источники света
1
1
1
1
1
1
1
1
110
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные
растения
Отношение к свету и теплу различных животных
Воздух и здоровье человека
Охрана воздуха
Растительный мир Смоленской области
Животный мир Смоленской области
Исчезающие растения и животные Смоленской
области
Весенние изменения в природе
Мы жители планеты Земля
Моя малая Родина
Неживая природа
Погода. Климат
Времена года в неживой природе
Живая природа
Приспособленность видов к условиям жизни
Экологические связи неживой и живой природы
Воздух и жизнь
Разнообразие царства растений
Комнатные растения, лекарственные растения
Дикорастущие и культурные растения
Размножение растений
Обобщение знаний о растениях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
132
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Царство грибов
Съедобные и несъедобные грибы
1
1
Первая помощь при отравлении грибами 1
Жизнь на Земле
Среда обитания. Природные зоны
Изменения окружающей среды (сезонные)
Пищевые цепочки и связи
Жизнь животных
Группы животных
Красная книга Смоленской области
Моря и океаны. Жизнь на дне
Равнины
Пустыни
Леса
Полярные районы. Арктика
Горы. Жизнь в горном климате
Реки и озёра нашего края
Влажные тропические леса
Человек и животные
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обучающиеся должны знать:
- планета Земля наш большой дом;
- Солнце источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
Итого 51 час- основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования;
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
значение тепла, света, воздуха и почвы для живых существ;
значение растений и животных в жизни человека;
-
-
-
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи
между ними;
- человек существо природное и социальное;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и
природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
-
-
-
способы сохранения окружающей среды;
экология наука о нашем общем доме;
экологические правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
- применять теоретические знания при общении с живыми
организмами;
заботиться о здоровом образе жизни;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
- предвидеть последствия деятельности людей в природе;
- улучшать состояние окружающей среды;
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей
природе;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их
экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и
действиям.
Тема занятия: “Вода источник жизни”
Цель: познакомить с признаками и свойствами воды.
Ход занятия
1. Беседа. (познавательная беседа, сопровождаемая презентацией)
презентацияВода самое распространённое вещество в природе. Она есть повсюду. Из
космоса наша Земля кажется голубой, потому что что вода занимает две
трети поверхности планеты.
Воду надо беречь, ведь она настоящая драгоценность: без неё не было бы
жизни на Земле. Чтобы наша планета всегда оставалась голубой, надо
заботиться о водоёмах. Верные помощники это леса. Они обязательно
должны расти по берегам рек и озёр, потому что деревья сохраняют и
накапливают подпочвенную влагу, которая потом питает водоёмы.
Не зря говорят: “Беречь воду значит беречь Природу!”
Три состояния воды:
1. Жидкое состояние
В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому
вода течёт, куда хочет. Она занимает любой сосуд или углубление,
вследствие чего после дождя на асфальте и на земле остаются лужи.
Да вы и сами сможете убедиться в этом, если проделаете простой опыт.
Возьмите три сосуда различной формы. Наливайте воду в каждый по
очереди. Каждый раз вода будет принимать разную форму.
2. Твёрдое состояние
В твёрдое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лёд
или снег. Именно эту замёрзшую воду дети ждут зимой. Но как только снег
или лёд тает, порядок молекул нарушается, вода становится жидкостью.
3. Газообразное состояние
В газообразное состояние вода превращается при нагревании. В таком
состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они
быстро разлетаются. Пар кажется лёгким. Но он умеет быть и сильным. Его
сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. А потом на смену
силе пара пришла сила электричества.
Со всеми этими состояниями воды мы встречаемся круглый год, когда
выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град и снег!
Вопросы для закрепления:
- какой можно проделать опыт, чтобы убедиться в текучести воды?
- когда вода превращается в газообразное состояние?
- что такое снег и лёд?
- какая из космоса наша Земля?Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр, морей, часть воды
испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие,
что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся
видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землёй, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги над рекой или в низинах.
Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но
стоит пригреть солнышку утренний туман рассеивается. Это не значит,
что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх.
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды, из которых состоит туман, опускаются на землю,
прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно,
мы видели её не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи
рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся
на землю маленькими кристалликами льда иней.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими?
Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю часть облаков. Они замерзают,
тяжелеют. Им становится трудно держаться в воздухе, и они падают вниз.
Если над землёй тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с
дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные
шарики град.
А зимой с капелькамипутешественницами происходят чудеса. Поднимаясь
над землей, замёрзшие капельки примерзают друг к другу, и появляется
красавицаснежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в
хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называют круговоротом.
Видеозапись
Вопросы для закрепления:
где чаще всего бывают туманы?
-
- что происходит с вечерним туманом?
- как появляются снежинки?- как появляется град?
Дополнительные сообщения обучающихся.