Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 23.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка "Юный эколог" составлена для обучающихся 7 класса, с целью формирования и воспитания экологической культуры, познания окружающего мира. Практическая направленность осуществляется через игровые задания, практикумы, интересные задания, наблюдения, которые раскрывают взаимосвязи в живой и неживой природе. В разработке представлено календарно-тематическое планирование на один учебный год.
Иконка файла материала Юный эколог.doc
Методическая разработка    “Юный эколог” (7 класс) учитель биологии Михальченкова Н.Н. Пояснительная записка Программа   разработана   на   основе   курса   «Юный   эколог»:   программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.­сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2­е. – Волгоград: “Учитель”, 2014. Актуальность: воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально ­ культурной ситуации начала XXI века. В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса усиливается   значение   экологического   образования   в   школе   как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах России, ставит   своей   задачей   создание   системы   непрерывного   всеобъемлющего экологического   образования   и   является   основанием   для   поиска   и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической культуры, а также состояния   практики   экологического   образования   свидетельствует   о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со   школьниками,   одной   из   приоритетных   целей   которой   должно   стать становление     экологически   грамотной   личности,   способной   гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в мире. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в   теории   и   практике   экологического   воспитания   в     школе   единой, рассчитанной   на   весь   период   обучения,   программы   с   экологической направленностью для школьников. В процессе работы дети проявили любознательность  и живой интерес  к познанию мира природы, активность в изучении экологического характера стала намного выше.Основной   задачей   образовательного   учреждения   является   создание социальной   ситуации   развития   ребенка,   обеспечивающей   формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Цель: формирование и развитие экологически сообразительного поведения у  школьников. Задачи: - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека; - формирование   осознанных   представлений   о   нормах   и   правилах поведения   в   природе   и   привычек   их   соблюдения   в   своей жизнедеятельности; - формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности - - детей; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; становление   осознания   уникальности,   неповторимости   любого природного объекта; - развитие   способности   формирования   научных,   эстетических, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам; - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Основные принципы: единства сознания и деятельности; - - наглядности; - личной ориентации; - - системности и целостности; экологического гуманизма Теоретические основы программы ­ исследования возрастной психологии, идеи   экологической   этики   и   концепция   личностно­ориентированного образования. Программа разработана для учащихся 7 класса. Содержание программы построено в рамках единой логики. Программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, с образовательным компонентом “Биология”.Специфика курса ­ подход к выбору педагогических средств и методов реализации   содержания   программы,   учитывающий   личную   активность каждого ребенка и эмоционально­поведенческую природу  школьника, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.  В   соответствии   с   таким   подходом   содержание   программы   реализуется через   создание   на   занятиях   проблемных   ситуаций,   ситуаций   оценки   и прогнозирования   последствий   человеческой   деятельности,   ситуаций свободного поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские     задания,   игровые   занятия,   практикумы.   Форма организации деятельности ­ индивидуальная. Одним   из   основных   методов   обучения   являются   систематические наблюдения, раскрывающие взаимосвязи в природе. Результативность: Результативность   и   целесообразность   работы   выявляется   с   помощью комплекса   методик:   в   конце   каждого   года   обучения   проводится тестирование, анкетирование, наблюдение в течение всего года обучения и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов выступают экологические праздники. Календарно­тематическое планирование  № п/п Тема Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Что такое экология? Дом, где мы живём. Всё, что находится за окном Я и моё окружение (моя семья, моя квартира) Гигиена моего дома Вода ­ источник жизни Вода в жизни растений, животных Вода в жизни человека Солнце и свет в нашей жизни Солнце, Луна, звёзды ­ источники света 1 1 1 1 1 1 1 1 110 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные  растения Отношение к свету и теплу различных животных Воздух и здоровье человека Охрана воздуха Растительный мир Смоленской  области Животный мир Смоленской  области Исчезающие растения и животные Смоленской  области Весенние изменения в природе Мы ­ жители планеты Земля Моя малая Родина Неживая природа Погода. Климат Времена года в неживой природе Живая природа Приспособленность видов к условиям жизни Экологические связи неживой и живой природы Воздух и жизнь Разнообразие царства растений Комнатные растения, лекарственные растения Дикорастущие и культурные растения Размножение растений Обобщение знаний о растениях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Царство грибов Съедобные и несъедобные грибы 1 1   Первая помощь при отравлении грибами                           1 Жизнь на Земле Среда обитания. Природные зоны Изменения окружающей среды (сезонные) Пищевые цепочки и связи Жизнь животных Группы животных Красная книга Смоленской области Моря и океаны. Жизнь на дне Равнины Пустыни Леса Полярные районы. Арктика Горы. Жизнь в горном климате Реки и озёра нашего края Влажные тропические леса Человек и животные Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обучающиеся должны знать: - планета Земля ­ наш большой дом; - Солнце ­ источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; Итого 51 час- основные   группы   растительных   и   животных   организмов   и   их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов; значение тепла, света, воздуха и почвы для живых существ; значение растений и животных в жизни человека; - - - - многообразие   растений,   животных,   грибов,   экологические   связи между ними; - человек ­ существо природное и социальное; - условия,   влияющие   на   сохранение   здоровья   и   жизни   человека   и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - - - способы сохранения окружающей среды; экология ­ наука о нашем общем доме; экологические правила поведения в природе. Обучающиеся должны уметь: выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - - применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми организмами; заботиться о здоровом образе жизни; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными; - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; - - предвидеть последствия деятельности людей в природе; - улучшать состояние окружающей среды; - осуществлять   экологически   сообразные   поступки   в   окружающей природе; - оценивать   поведение   и   деятельность   людей   с   точки   зрения   их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям. Тема занятия: “Вода ­ источник жизни”  Цель: познакомить с признаками и свойствами воды. Ход занятия 1. Беседа. (познавательная беседа, сопровождаемая презентацией) презентацияВода ­ самое распространённое вещество в природе. Она есть повсюду. Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что что вода занимает две трети поверхности планеты. Воду надо беречь, ведь она ­ настоящая драгоценность: без неё не было бы жизни   на   Земле.   Чтобы   наша   планета   всегда   оставалась   голубой,   надо заботиться о водоёмах. Верные помощники ­ это леса. Они обязательно должны  расти  по  берегам   рек  и  озёр,  потому  что  деревья  сохраняют  и накапливают подпочвенную влагу, которая потом питает водоёмы. Не зря говорят: “Беречь воду ­ значит беречь Природу!” Три состояния воды: 1. Жидкое состояние  В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода   течёт,   куда   хочет.   Она   занимает   любой   сосуд   или   углубление, вследствие чего после дождя на асфальте и на земле остаются лужи. Да вы и сами сможете убедиться в этом, если проделаете простой опыт. Возьмите   три   сосуда   различной   формы.   Наливайте   воду   в   каждый   по очереди. Каждый раз вода будет принимать разную форму. 2. Твёрдое состояние В твёрдое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лёд или снег. Именно эту замёрзшую воду дети ждут зимой. Но как только снег или лёд тает, порядок молекул нарушается, вода становится жидкостью. 3. Газообразное состояние В   газообразное   состояние   вода   превращается   при   нагревании.   В   таком состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются. Пар кажется лёгким. Но он умеет быть и сильным. Его сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. А потом на смену силе пара пришла сила электричества. Со   всеми  этими  состояниями  воды  мы  встречаемся  круглый  год,  когда выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град и снег! Вопросы для закрепления: - какой можно проделать опыт, чтобы убедиться в текучести воды? - когда вода превращается в газообразное состояние? - что такое снег и лёд? - какая из космоса наша Земля?Туман, роса, иней. Когда   солнце   нагревает   поверхность   рек,   озёр,   морей,   часть   воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми. Если облака опускаются очень низко над землёй, они становятся туманом. Чаще всего туманы бывают там, где много влаги ­ над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку ­ утренний туман рассеивается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх. А что происходит с вечерним туманом? Капельки   воды,   из   которых   состоит   туман,   опускаются   на   землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы   видели   её   не   раз   после   ясных   холодных   ночей.   Роса,   как   тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками. А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда ­ иней. Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? Дождь, град, снег. Другие капельки поднимаются в верхнюю часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становится трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём. Иногда   в   грозу   часть   капелек   не   успевает   растаять.   Тогда   вместе   с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики ­ град. А зимой с капельками­путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замёрзшие капельки примерзают друг к другу, и появляется красавица­снежинка!   Снежинки   медленно   опускаются,   собираются   в хлопья и возвращаются на землю снегом! Такое путешествие воды называют круговоротом. Видеозапись Вопросы для закрепления: где чаще всего бывают туманы? - - что происходит с вечерним туманом? - как появляются снежинки?- как появляется град? Дополнительные сообщения обучающихся.