Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
экология
7 кл
23.09.2018
Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)
Методическая разработка "Юный эколог" составлена для обучающихся 7 класса, с целью формирования и воспитания экологической культуры, познания окружающего мира. Практическая направленность осуществляется через игровые задания, практикумы, интересные задания, наблюдения, которые раскрывают взаимосвязи в живой и неживой природе. В разработке представлено календарно-тематическое планирование на один учебный год.
Юный эколог.doc
Методическая разработка    “Юный эколог” (7 класс) учитель биологии Михальченкова Н.Н. Пояснительная записка Программа   разработана   на   основе   курса   «Юный   эколог»:   программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.­сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2­е. – Волгоград: “Учитель”, 2014. Актуальность: воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально ­ культурной ситуации начала XXI века. В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического   кризиса усиливается   значение   экологического   образования   в   школе   как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах России, ставит   своей   задачей   создание   системы   непрерывного   всеобъемлющего экологического   образования   и   является   основанием   для   поиска   и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической культуры, а также состояния   практики   экологического   образования   свидетельствует   о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со   школьниками,   одной   из   приоритетных   целей   которой   должно   стать становление     экологически   грамотной   личности,   способной   гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в мире. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в   теории   и   практике   экологического   воспитания   в     школе   единой, рассчитанной   на   весь   период   обучения,   программы   с   экологической направленностью для школьников. В процессе работы дети проявили любознательность  и живой интерес  к познанию мира природы, активность в изучении экологического характера стала намного выше. Основной   задачей   образовательного   учреждения   является   создание социальной   ситуации   развития   ребенка,   обеспечивающей   формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Цель: формирование и развитие экологически сообразительного поведения у  школьников. Задачи: - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека; - формирование   осознанных   представлений   о   нормах   и   правилах поведения   в   природе   и   привычек   их   соблюдения   в   своей жизнедеятельности; - формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности - - детей; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни; становление   осознания   уникальности,   неповторимости   любого природного объекта; - развитие   способности   формирования   научных,   эстетических, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам; - развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения. Основные принципы: единства сознания и деятельности; - - наглядности; - личной ориентации; - - системности и целостности; экологического гуманизма Теоретические основы программы ­ исследования возрастной психологии, идеи   экологической   этики   и   концепция   личностно­ориентированного образования. Программа разработана для учащихся 7 класса. Содержание программы построено в рамках единой логики. Программа составлена в соответствии с ФГОС ООО, с образовательным компонентом “Биология”. Специфика курса ­ подход к выбору педагогических средств и методов реализации   содержания   программы,   учитывающий   личную   активность каждого ребенка и эмоционально­поведенческую природу  школьника, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.  В   соответствии   с   таким   подходом   содержание   программы   реализуется через   создание   на   занятиях   проблемных   ситуаций,   ситуаций   оценки   и прогнозирования   последствий   человеческой   деятельности,   ситуаций свободного поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские     задания,   игровые   занятия,   практикумы.   Форма организации деятельности ­ индивидуальная. Одним   из   основных   методов   обучения   являются   систематические наблюдения, раскрывающие взаимосвязи в природе. Результативность: Результативность   и   целесообразность   работы   выявляется   с   помощью комплекса   методик:   в   конце   каждого   года   обучения   проводится тестирование, анкетирование, наблюдение в течение всего года обучения и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов выступают экологические праздники. Календарно­тематическое планирование  № п/п Тема Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Что такое экология? Дом, где мы живём. Всё, что находится за окном Я и моё окружение (моя семья, моя квартира) Гигиена моего дома Вода ­ источник жизни Вода в жизни растений, животных Вода в жизни человека Солнце и свет в нашей жизни Солнце, Луна, звёзды ­ источники света 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные  растения Отношение к свету и теплу различных животных Воздух и здоровье человека Охрана воздуха Растительный мир Смоленской  области Животный мир Смоленской  области Исчезающие растения и животные Смоленской  области Весенние изменения в природе Мы ­ жители планеты Земля Моя малая Родина Неживая природа Погода. Климат Времена года в неживой природе Живая природа Приспособленность видов к условиям жизни Экологические связи неживой и живой природы Воздух и жизнь Разнообразие царства растений Комнатные растения, лекарственные растения Дикорастущие и культурные растения Размножение растений Обобщение знаний о растениях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Царство грибов Съедобные и несъедобные грибы 1 1   Первая помощь при отравлении грибами                           1 Жизнь на Земле Среда обитания. Природные зоны Изменения окружающей среды (сезонные) Пищевые цепочки и связи Жизнь животных Группы животных Красная книга Смоленской области Моря и океаны. Жизнь на дне Равнины Пустыни Леса Полярные районы. Арктика Горы. Жизнь в горном климате Реки и озёра нашего края Влажные тропические леса Человек и животные Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обучающиеся должны знать: - планета Земля ­ наш большой дом; - Солнце ­ источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; Итого 51 час - основные   группы   растительных   и   животных   организмов   и   их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов; значение тепла, света, воздуха и почвы для живых существ; значение растений и животных в жизни человека; - - - - многообразие   растений,   животных,   грибов,   экологические   связи между ними; - человек ­ существо природное и социальное; - условия,   влияющие   на   сохранение   здоровья   и   жизни   человека   и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - - - способы сохранения окружающей среды; экология ­ наука о нашем общем доме; экологические правила поведения в природе. Обучающиеся должны уметь: выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - - применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми организмами; заботиться о здоровом образе жизни; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными; - доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта; - - предвидеть последствия деятельности людей в природе; - улучшать состояние окружающей среды; - осуществлять   экологически   сообразные   поступки   в   окружающей природе; - оценивать   поведение   и   деятельность   людей   с   точки   зрения   их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям. Тема занятия: “Вода ­ источник жизни”  Цель: познакомить с признаками и свойствами воды. Ход занятия 1. Беседа. (познавательная беседа, сопровождаемая презентацией) презентация Вода ­ самое распространённое вещество в природе. Она есть повсюду. Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что что вода занимает две трети поверхности планеты. Воду надо беречь, ведь она ­ настоящая драгоценность: без неё не было бы жизни   на   Земле.   Чтобы   наша   планета   всегда   оставалась   голубой,   надо заботиться о водоёмах. Верные помощники ­ это леса. Они обязательно должны  расти  по  берегам   рек  и  озёр,  потому  что  деревья  сохраняют  и накапливают подпочвенную влагу, которая потом питает водоёмы. Не зря говорят: “Беречь воду ­ значит беречь Природу!” Три состояния воды: 1. Жидкое состояние  В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода   течёт,   куда   хочет.   Она   занимает   любой   сосуд   или   углубление, вследствие чего после дождя на асфальте и на земле остаются лужи. Да вы и сами сможете убедиться в этом, если проделаете простой опыт. Возьмите   три   сосуда   различной   формы.   Наливайте   воду   в   каждый   по очереди. Каждый раз вода будет принимать разную форму. 2. Твёрдое состояние В твёрдое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лёд или снег. Именно эту замёрзшую воду дети ждут зимой. Но как только снег или лёд тает, порядок молекул нарушается, вода становится жидкостью. 3. Газообразное состояние В   газообразное   состояние   вода   превращается   при   нагревании.   В   таком состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются. Пар кажется лёгким. Но он умеет быть и сильным. Его сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. А потом на смену силе пара пришла сила электричества. Со   всеми  этими  состояниями  воды  мы  встречаемся  круглый  год,  когда выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град и снег! Вопросы для закрепления: - какой можно проделать опыт, чтобы убедиться в текучести воды? - когда вода превращается в газообразное состояние? - что такое снег и лёд? - какая из космоса наша Земля? Туман, роса, иней. Когда   солнце   нагревает   поверхность   рек,   озёр,   морей,   часть   воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми. Если облака опускаются очень низко над землёй, они становятся туманом. Чаще всего туманы бывают там, где много влаги ­ над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку ­ утренний туман рассеивается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх. А что происходит с вечерним туманом? Капельки   воды,   из   которых   состоит   туман,   опускаются   на   землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы   видели   её   не   раз   после   ясных   холодных   ночей.   Роса,   как   тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками. А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда ­ иней. Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? Дождь, град, снег. Другие капельки поднимаются в верхнюю часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становится трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём. Иногда   в   грозу   часть   капелек   не   успевает   растаять.   Тогда   вместе   с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики ­ град. А зимой с капельками­путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замёрзшие капельки примерзают друг к другу, и появляется красавица­снежинка!   Снежинки   медленно   опускаются,   собираются   в хлопья и возвращаются на землю снегом! Такое путешествие воды называют круговоротом. Видеозапись Вопросы для закрепления: где чаще всего бывают туманы? - - что происходит с вечерним туманом? - как появляются снежинки? - как появляется град? Дополнительные сообщения обучающихся.

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)

Методическая разработка "Юный эколог" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018