В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал "иностранного языка" как предмета. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных и метапредметных и личностных результатов образования школьников.
Чтение является основным источником получения информации, расширяет кругозор, учит мыслить и грамотно строить свои суждения, расширяет словарный запас. Что касается иностранного языка, то его изучение становится не целью, а средством, тем самым помогая развивать интерес к предмету.
Методическая разработка заданий по работе с текстами на английском языке в рамках
внеурочной деятельности в 56 классах.
Учитель английского языка Смирнова В.П. (из опыта работы)
Данная методическая разработка содержит в себе рекомендации и формы работы с
текстами, которые можно использовать не только в рамках внеурочной деятельности, но и
на уроках английского языка, при работе с текстами, на уроках домашнего чтения.
Актуальность и педагогическая целесообразность методической разработки заданий
обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно требованиям
ФГОС в основной школе необходимо «сформировать устойчивый интерес к чтению как
средству познания других культур». Это возможно реализовать на уроках иностранного
языка и на дополнительных внеурочных и элективных курсах, основанных на чтении
зарубежной литературы.
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и
выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности.
Основная цель создание условий для системного развития у учащихся 56 классов умений
чтения иноязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов
речевой деятельности. Предусматривается овладение основными видами чтения:
ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым. Эта цель предполагает
взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие
учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному
общению.
Планируемые результаты:
преодоление эпизодичности и фрагментарности в решении проблем приобщения к чтению
на иностранном языке;
формирование у учащихся целостного устойчивого понимания значимости читательской
деятельности;
развитие критического и рефлексивного мышления.
Формы проведения занятий:
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа.
Коллективная работа над проектами.
Дискуссия.
Драматизация.
Литературная викторина.
Формы и виды заданий, работа с текстами:
Составление глоссария.
Чтение с правильной интонацией. Рассказ и обсуждение своих эмоций, связанных с
произведением и поведением героев.
Дополнение текста. Дописывание рассказа (истории, сказки).
Изготовление рекламы героя, представление характера героя «мой любимый
литературный герой».
Установление последовательности событий в соответствии с текстом.
Рассказ по плану. Написание тезисов для выступления. Пересказ текста по плану, составленному другой группой.
Разыгрывание интервью с одним из героев книги.
Пересказ биографии автора.
устно
Проговаривать сложные и незнакомые
слова
Читать вслух, слушать аудиозапись
текста
После прочтения или прослушивания
обсудить, о чем идет речь в тексте и
главные моменты
Пересказ текста своими словами
Задания: «Верно», «Неверно», «Не
сказано в тексте»
Задания с пропуском слов в тексте
письменно
Выписывать новые слова
Составление вопросов к тексту
Проектная/групповая деятельность
Расставить картинки/предложения в
соответствии с содержанием текста
Составить сценарий по произведению
Продолжить историю…
Составить подобную историю и
нарисовать иллюстрации к ней
Чтение по ролям
Формы контроля и подведения итогов реализации программы:
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы с развёрнутым устным или
письменным комментарием.
Устные выступления по заданным темам.
Тестовые и самостоятельные работы по знанию текста произведения.
Письменные творческие задания.
Презентации.
Иллюстрирование произведений.
Конкурс чтецов.
Читательский дневник.
Художественный перевод отрывка из произведения.
Формы работы и виды учебной деятельности:
Этап первый – представление книги.
Основная задача этого этапа – вызвать у учащихся интерес к произведению. Для этого
можно, например:
по обложке книг определить жанр, предсказать содержание;
пользуясь иллюстрациями книги попытаться предсказать, о чем в ней пойдет речь или
характер героев;
попробовать расставить названия глав или предложенные иллюстрации в логическом
порядке и предположить, каков сюжет;
прочитать или прослушать увлекательный отрывок из книги и предложить учащимся
предположить, что происходит и что должно случиться. Полезно познакомить их с краткой
биографией автора и, при необходимости, с особенностями места и времени действия,
используя соответствующие разделы книги. Это поможет учащимся лучше понять
произведение. Можно предложить самостоятельно найти дополнительную информацию,
составить историческую справку о том времени.
Этап второй – работа с книгой.
Читательский дневник. Здесь можно изложить содержание главы, записывать свое мнение о
героях и событиях, выписывать понравившиеся выражения.
Этап третий – подведение итогов.
Составление кроссвордов, чайнвордов.
Использование фильма, снятого по книге или его фрагментов, чтобы, например, найти
различия между текстом и постановкой.
Создание презентации – рекламы прочитанной книги (индивидуально или в группах). Создание галереи образов героев на основе текста произведения, качестве альтернативы
можно разыграть в парах интервью с героями произведения (или инсценировать токшоу).
Театрализованная постановка эпизодов (по выбору учащихся).
Творческое письмо: конкурс на лучшее продолжение или альтернативное окончание
произведения (письмо главному герою, письмо автору, если бы я был героем этой книги…).
Написание сценария на основе произведения.
Примеры проектной деятельности:
1. Конкурс переводов.
Конкурс направлен на развитие у учащихся определенных творческих способностей.
Поэтическое творчество – процесс оригинальный, исходя из этого оценивается
оригинальность, художественный вкус, творческое воплощение и приближенность к
исходному содержанию текста. Литературный перевод – это не только собственное
творчество, но и отображение чувств и эмоций автора средствами другого языка.
Для участия необходимо представить перевод стихотворения или отрывка из
художественного произведения.
2. Презентации «Реклама книги».
Проект позволяет ребенку выразить свое отношение к книге разными способами.
Возможность интегрировать данный проект с другими предметами, пр.
Информатика, литература. Учащиеся выбирают книгу, которую они будут
рекламировать и создают презентацию, которая включает в себя:
А) Автор, название, когда написана и где.
Б) Обложка книги, изображения главных действующих лиц.
В) Краткое описание сюжета.
Г) Описание героев (внешность, главные черты характера).
Д) Я советую почитать эту книгу, потому что…(собственное мнение).
3. Конкурс чтецов.
Каждый учащийся представляет поэтическое произведение на иностранном языке.
Элементы театрализации и костюмирования приветствуются. Участие в конкурсе
может быть индивидуальным или групповым. Критерии оценивания:
уровень сложности;
творческое воплощение и произношение на иностранном языке.
Цели конкурса:
развитие эстетического вкуса;
выявление творческих способностей учащихся;
повышение интереса к изучению иностранных языков;
знакомство с культурой народа через его литературу.
Чтение – это многогранный мир, который обогащает наши души и ум. Читая, наши
дети познают окружающий мир, чтение формирует мышление, учит формулировать
свои мысли четко и ясно. Чтение является важным аспектом при изучении
иностранного языка, оно способствует сохранению в памяти изученного языкового
материала, значительно увеличивает словарный запас и развивает коммуникативные
способности.