Методическая разработка занятия по информатике ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ ОДНИХ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ В ДРУГИЕ.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД.08 ИНФОРМАТИКА
для специальности 46.02.01Документационное обеспечение и архивоведение
ТЕМА: «Перевод чисел из одних систем счисления в другие»
Автор: преподаватель Выголова Ольга Николаевна
2018 г. Содержание
Пояснительная записка
План учебного занятия
Ход учебного занятия
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6 Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия «Перевод чисел из одних
систем счисления в другие» предназначена для проведения урока по
дисциплине ОУД.08 Информатика в группах1 курса специальности
46.02.01Документационное обеспечение и архивоведение (социально
экономический профиль). Материал урока соответствует требованиям ФГОС
третьего поколения.
Использование на уроке листов рабочей тетради позволяет экономить
время, отведенное преподавателем на том или ином этапе урока.
Студенты должны уметь:
1) использовать полученную информацию для решения проблемных
вопросов;
2) работать с текстом;
3) выполнять компетентностноориентированные задания (КОЗ),
используя такие приемы как сравнение, поиск, прием дополнения данных в
ходе оценивания полноты информации.
Данное учебное занятие целесообразно проводить с использованием
деятельностного подхода, это позволит развить интерес к дисциплине,
анализировать и применять информацию, полученную при просмотре
презентации и чтении текста для исследования того или иного вопроса.
Воспитательная направленность учебного занятия способствует
Учебное занятие
формированию взаимоуважения,
самоконтроля.
предусматривает продуктивную работу обучающихся с логическим типом
мышления. План учебного занятия №8
Преподаватель: Выголова Ольга Николаевна
Группа:Д182, 1 курс
Дата проведения: 15.11.2018г
Специальность:46.02.01 Документационное
обеспечение
и
архивоведение
Дисциплина: ОУД.08 Информатика
Тема: «Перевод чисел из одних систем счисления в другие»
Место и роль учебного занятия в преподавании дисциплин:
Раздел 2«Информация и информационные процессы»,
тема 1.2. «Представление информации в памяти компьютера»(6 часов)
занятие № 8 (2 часа), позволяющее получить знания о переводе чисел
из одних систем счисления в другие и научится применять это на практике.
Целиучебного занятия:
Предметные:
овладение способами перевода чисел из одних систем счисления в
другие.
Метапредметные:
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять
средства, необходимые для их реализации;
использование различных источников информации, умение критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение публично представлять результаты собственного исследования,
вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
представляемой информации средствами информационных и
коммуникационных технологий.
Личностные: умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной
работе по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Формирование основы информационного видения окружающего мира,
широких познавательныхинтересов.
Задачи:
Обучающая: изучить способы перевода чисел из одних систем
счисления в другие.
Воспитательная:воспитывать умение и желание работать в микро
группах: слушать мнение товарищей и отстаивать свою точку зрения.
Развивающая:развивать познавательный интерес,
мыслительную
деятельность посредством анализа демонстрационных примеров, способность
к обобщению, быстрому переключению.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая,
фронтальная
Средства обучения: персональные компьютеры, проектор, маркерная
доска, презентация, опорный конспект, раздаточный материал для работы в
группах.
Межпредметные связи: математика, физика, литература, биология.
Методы обучения:
вербальный,
наглядный,
практический,
рефлексивный.
Принципы:
коммуникативной направленности, деятельностного
подхода в обучении, прочности усвоения знаний и умений, наглядности,
доступности, посильности.
Используемая литература:
1. Колмыкова Е.А. Информатика: учеб.пособие для студ.
учреждений среднего проф. образования / Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. –
10е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с. 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник
для студ. учреждений сред.проф. образования. – М., 2014
3. www. schoolcollection.edu.ru
(Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов).
4. www.intuit.ru/studies/courses
(Открытые интернеткурсы
«Интуит» по курсу «Информатика»). Ход учебного занятия
Этап урока
Содержание этапа
Организационно
Организация работы по созданию условий для
мотивационный
момент
Формирование
новых умений и
на
навыков
основании
применения
новых знаний
проведения учебного занятия
Проверка остаточных знаний
Определение темы и цели учебного занятия
I. Организация деятельности обучающихся с
текстом, презентацией PowerPoint, опорным
конспектом
В ходе работы обучающиеся должны ответить на
следующие вопросы:
1) С помощью чего можно осуществить перевод
чисел из одной системы счисления в другие?
2) Каков алгоритм перевода чисел из десятичной
системы счисления в другие
восьмеричную, шестнадцатиричную)?
3) Каков алгоритм перевода чисел в десятичную
(двоичную,
Формы и методы
организации уч.
работы
Средства
обучения
Время
этапа
Полилог
индивидуальная
деятельность
Презентация,
Карточки
10
с
заданием
(Приложение 1)
15
Презентация
PowerPoint
Самостоятельная
работа с листами
рабочей тетради
Фронтальная работа
Презентация
PowerPoint,
Листы рабочей
тетради
(Приложение 2),
систему счисления из других
восьмеричной, шестнадцатиричной)?
II. Практическая работа с листами рабочей Групповая работа Листы рабочей 20
(двоичной, тетради
1.
Группа 1) Выполнение заданий на перевод в
двоичную и из двоичной системы счисления.
Группа 2) Выполнение заданий на перевод в
восьмеричную и из восьмеричной системы
счисления.
Группа 3) Выполнение заданий на перевод в
шестнадцатиричную и из шестнадцатиричной
системы счисления.
Дополнительные задания в каждой группе
2.Представьте публично результаты своей работы,
Объяснение решений для
разбор ошибок.
дополнительных заданий
Организация контроля полученных знаний
Ответы на вопросы1) Каков алгоритм перевода
чисел из десятичной системы счисления в другие
системы?
2) Каков алгоритм перевода в десятичную систему
счисления из других систем?
3)Сравнение чисел
Ответы на вопросы викторины
Придумать (или найти) по 2 задачи–загадки с
числами в разных системах счисления
Проверка
уровня
усвоенности
учебной
информации
Домашнее
задание
слистами рабочей
тетради.
Подготовка
публичного
выступления
выполненным
заданиям
по
Фронтальная работа
тетради
(Приложение 2)
Задания
для
групп
(Приложение 3)
Дополнитенльны
е
задания
(Приложение 6)
Листы рабочей
тетради
(Приложение 2)
Задание
для
сравнения чисел,
Викторина
Презентация
PowerPoint,
(Приложение 4)
15
20
2 Рефлексия
Заполнение листов рефлексии
работа с листами
самооценки
Презентация
3
PowerPoint,
Лист
самооценки
(Приложение 5) Приложение 1
Проверочная работа
1. Системы счисления – это ______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Заполните пропуски в таблице
Позиционная/ Непозиционная
Алфавит
///////
0123456789
01
01234567
Система счисления
Унарная
Римская
Шестнадцатиричная
Эталон ответа
1. Системы счисления – это совокупность приемов и правил для
обозначения и именования чисел
2. Заполните пропуски в таблице
Система счисления Позиционная/ Непозиционная
Непозиционная
Унарная
Позиционная
Десятичная
Непозиционная
Римская
Позиционная
Двоичная
Шестнадцатиричная Позиционная
Восьмеричная
Позиционная
Алфавит
///////
0123456789
IVXLCDM
01
0123456789ABCDEF
01234567 Приложение 2
Листы рабочей тетради
ЭТАЛОН
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другие
Цель занятия: Научиться выполнять перевод чисел из десятичной системы
счисления в другие системы счисления и в десятичную систему счисления из
других систем счисления
Ход работы:
1. Осуществить перевод чисел из одной системы счисления можно с помощь:
– Правила перевода
– Калькулятор «Программист»
– Онлайн калькуляторы
2. Алгоритм перевода чисел из десятичной системы
счисления в другие системы счисления
Пример 1010>X2
1. Разделить число на основание новой
системы (остаток запомнить).
2. Частное от деления разделить на
основание новой системы (остаток
запомнить) и т.д.
3.
Деление прекращается, когда частное
станет меньше основания системы
счисления.
4. Начиная с последнего частного, записать
Ответ: 1010=10102
остатки от деления справа налево.
3. Алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления из других систем
счисления
1. Записать развернутую запись числа
2. Вычислить
Развернутая запись числа – это
запись числа по разрядным
единицам.
Пример: 333= 3*100+3*10+3*1=
3*102+3*101+3*100 3. Результат вычислений – искомое
значение
Пример: 100112 = Х10
100112=1∙20+1∙21+0∙22+0∙23+1∙24=1+2+0+0+16=1910
ИЛИ
4 3 2 1 0
1 0 0 1 12 =1∙24 +0∙23+0∙22+1∙21+ 1∙20=16+0+0+2+1=1910
4. Вычислите. Запишите ответ
А) переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную,
шестнадцатиричную:
1. 16=100002=208=1016
2. 47=1011112=57=2F16
3. 236=111011002=3548=EC16
Б) переведите в десятичную систему счисления:
1. 1001012=37
2. 458=37
3. 2516=37
4. 110012=19
5. 238=19
6. 1316=19
7. 100000112=131
8. 2038=131
9. 8316=131
10.
В) Сравните числа
1. 10010112>200
548=44
2.
3. A416<200
11. 12. Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другие
13.
14. Цель занятия: Научиться выполнять перевод чисел из десятичной
системы счисления в другие системы счисления и в десятичную систему
счисления из других систем счисления
15. Ход работы:
16.1. Осуществить перевод чисел из одной системы
счисления можно с помощь:
– _________________________________________________________
– _________________________________________________________
– _________________________________________________________
17.2. Алгоритм перевода чисел из десятичной
системы счисления в другие системы счисления
Пример
1010>X2
1. __________________________________
__________________________________
__________________________________
2. __________________________________
__________________________________
__________________________________.
3.
_________________________________
__________________________________
__________________________________.
4. _______________________________
Ответ: 1010=10102
____________________________________.
18.3. Алгоритм перевода чисел в десятичную
Развернутая запись числа –
_________________________
систему счисления из других систем счисления
_____________________________
_____________________________
___________.
1. Записать развернутую запись числа
2. Вычислить
Пример: 333= 3*100+3*10+3*1=
3*102+3*101+3*100 3. Результат вычислений – искомое
значение
19.
Пример: 100112 = Х10
20.
+16=1910
21.
100112=1∙20+1∙21+0∙22+0∙23+1∙24=1+2+0+0
ИЛИ
4 3 2 1 0
1 0 0 1 12 =1∙24
+0∙23+0∙22+1∙21+ 1∙20=16+0+0+2+1=1910
22.
23.
4. Вычислите. Запишите ответ
А) переведите из десятичной
системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную:
1. 16=__________=__________=__________
2. 47=__________=__________=__________
3. 236=__________=__________=__________
24.
счисления:
Б) переведите в десятичную систему
1. 1001012=______
2. 458=________
3. 2516=________
4. 110012=_______
5. 238=________
6. 1316=________
7. 100000112=____
8. 2038=________
9. 8316=________
5.
В) Сравните числа (<,>,=)
1. 10010112____200
2.
548____44
3. A416____200
4. 5.
Задания для работы в группе
6.
Приложение 3
7.
Группа 1
8.
системы счисления в двоичную. Оформите решение в тетради.
А) переведите из десятичной
1. 16=__________
4.
2. 47=__________
3. 236=__________
Б) переведите в десятичную систему
счисления. Оформите решение в тетради
1. 1001012=______
2. 110012=_______
3. 100000112=____
В) Сравните числа (<,>,=)
4.
1. 10010112____200
2.
3.
Группа 2
4.
системы счисления в восьмеричную. Оформите решение в тетради.
А) переведите из десятичной
1. 16=__________
4.
2. 47=__________
3. 236=__________
Б) переведите в десятичную систему
счисления. Оформите решение в тетради
1. 458=________
2. 238=________
3. 2038=________
6.
В) Сравните числа (<,>,=)
548____44
1.
2.
3.
Группа 3
4.
5.
системы счисления в шестнадцатиричную. Оформите решение в тетради.
А) переведите из десятичной
1. 16=__________
4.
2. 47=__________
3. 236=__________
Б) переведите в десятичную систему
счисления. Оформите решение в тетради
1. 2516=________
2. 1316=________
3. 8316=________
7.
В) Сравните числа (<,>,=) 1. A416____200
2. 3.
4. Викторина
Приложение 4
1. Сколько больших планет вращается вокруг Солнца?
Подсказка: 1001
Ответ: (9)
2. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?
Подсказка: 1100100
Ответ: (100)
3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?
Подсказка: 101101
Ответ: (45)
4. Сколько вершков в аршине?
Подсказка: 10000
Ответ: (16)
5. Сколько глаз у пиявки?
Подсказка: 1010
Ответ: (10)
6. 5. Приложение 5
6.
Выберите и дополните 2 предложения:
• Сегодня я узнал….
• Для меня было новым….
• Было трудно….
• Я научился….
• Я смог….
• Меня удивило….
• Мне захотелось….
• Я не понял….
7.
Я считаю,
_____________________
что сегодня поработал на оценку
8.
В
группе
лучше
всего
поработал_________________________________
9.
10. 11. Приложение 6
12.Дополнительные задания:
13.
14.Было 11 яблок. После того как каждое яблоко
разрезали пополам, стало 110 половинок.
15.Возможно ли это?
16.Обоснуйте ответ.
17.Ответ:
18.Да, если считать числа в задаче представленными
в двоичной системе счисления: 112=120 + 121=310;
19. 1102 = 020 + 121 + 122 = 2 + 4 = 610
20.
21.В чем загадка?
22.Она в 101 класс ходила.
23.В портфеле по 100 книг носила.
24.Все это правда, а не бред.
25.Когда пыля десятков ног,
26.Она шагала по дороге, за ней всегда бежал щенок
27.С одним хвостом, зато стоногий,
28.Она ловила каждый звук
29.Своими десятью ушами.
30.И десять загорелых рук
31.Портфель и поводок держали.
32.И десять темносиних глаз
33.Оглядывали мир привычно.
34.Но станет все совсем обычным,
35.Когда поймете наш рассказ.
36.(Числа в двоичной системе счисления)
37.
38.
39.
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Методическая разработка занятия "Перевод чисел из одной системы счисления в другие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.