Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев
Оценка 4.7

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.04.2017
Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев
Методическая рекомендация предназначена для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ. Цель: Реализация проекта « В каждой школе – школьный музей!» Задачи: 1. Активизировать работу педагогических коллективов по созданию школьных музеев 2. Оказать теоретическую помощь организаторам школьных музеев. 3. Пропагандировать работу лучших школьных музеев как центров работы в гражданском, патриотическом воспитании.
Глазкова ЗНАНИО.docx
Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев 1. Пояснительная записка Методическая рекомендация предназначена для руководителей и  организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования,  учителей общеобразовательных школ. Цель: Реализация  проекта « В каждой школе – школьный музей!» Задачи: 1. Активизировать работу педагогических коллективов по созданию школьных  музеев 2. Оказать теоретическую  помощь организаторам школьных музеев. 3. Пропагандировать работу лучших школьных музеев как центров  работы в  гражданском, патриотическом воспитании. П. Школьный музей. 1.Поэтапная работа по  созданию школьного музея. Музей   ­   это   учреждение,   осуществляющее   комплектование,   хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.   В   настоящее   время   действуют   два   документа,   на   основе   которых создаются и развиваются школьные музеи ­ это письмо МО России № 28­61­181/16 от   12   марта   2003   г.   «О   деятельности   музеев   образовательных   учреждений»   и Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Школьные музеи также в своей деятельности руководствуются Законами РФ об образовании и «Основами Законодательства РФ о культуре». Создание   школьного   музея   ­   многолетнее,   кропотливое   дело   всего коллектива школы. Для организации школьного музея рекомендуется следующая поэтапная работа:  выбор профиля музея.  разработка   общего   тематического   и   тематико­экспозиционных   планов, графика создания экспозиции.  организация   постоянно   действующей   поисково­краеведческой   работы   для создания и пополнения фондов музея.  формирование Совета музея. Обязательное условие функционирование школьного музея ­ наличие актива учащихся,   способных   вести   под   руководством   педагогов   систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. Музей   должен   иметь   необходимое   помещение   и   оборудование, обеспечивающее   хранение   и   показ   собранных   материалов.   Только   при   наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей. 2.       Профиль школьного музея. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и  характером   коллекции  памятников   истории  и  культуры,  природы.  Школьные музеи могут иметь профили:   исторический,   комплексный   краеведческий   и   естественно   ­   научный   (охрана   природы, географический и т.д.),   литературный,   художественный,   театральный,   музыкальный,   народного творчества и т.д. Вопрос   об   открытии   музея   и   его   профиля   решается  педагогическим советом  школы.   Решение   об   открытии   музея   согласовывается   с   отделом образования   и  оформляется   приказом   директора   образовательного учреждения. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель музея.    Основные направления деятельности музея. 3.            С момента открытия музея в его деятельности прослеживается 2 направления:  работа с учащимися, активом музея;  работа с учащимися на базе музея. Школьные   музеи   принимают   участие   в   плановых   переаттестациях, выставках,   конкурсах,   смотрах,   включаются   в   программы   культурно­ патриотического   и   молодежного   движения,   участвуют   в   традиционных краеведческих мероприятиях школьников, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея. 4.              Планирование работы музея. Работа Совета музея. В плане музея должны быть отражены следующие разделы. 1.Использование материалов в учебной работе:  проведение уроков и фрагментов уроков;  использование на уроках материалов музея (без посещения музея);  самостоятельная   работа   учащихся   с   фондом   и   экспозициями   музея   для написания исследовательской работы, рефераты, доклада, выступления: 2. Проведение экскурсии, встречи и т.д.  3. Использование  материалов во внеклассной работе:  подготовка экскурсоводов;  подготовка лекции по основному фонду музея и его разделам;  организация кружков и факультативов на базе школьного музея;  разработка тематики общешкольных массовых мероприятий, которые можно провести на базе музея;  проведение торжественных собраний, вечеров, конференций, слетов с целью профориентации   патриотического,   нравственного   и   эстетического   воспитания школьников. 4.Организация общественно­полезной работы:  выполнение работы по охране памятников истории и культуры своего района и города по заданию музея;  организация природоохранительной работы;  шефство над ветеранами ВОВ и тыла. 5. Перспективное планирование. Смена экспозиции.  очередность смены экспозиции по мере старения выставочного материала  ( данных по экономике, справочные сведения, диаграммы, графики);  частичная смена экспозиций, вызванная потерей качества экспонатов;  смена   разделов   экспозиции,   вызванная   изменением   или   расширением некоторых разделов музея. 6. Работа Совета Музея. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся   набирается   Совет   музея.   Руководство   работой   актива   музея осуществляет педагог образовательного учреждения. Совет музея:  создает и обновляет экспозиции, выставки;  систематически пополняет фонды путем активного поиска в турпоходах и экскурсиях, работы в архивах (поисковая работа);  проводит   экскурсионно­лекторскую   и   массовую   работу   для   учащихся   и населения;  ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов и сведений к ним (утрата сведений равнозначна потере самого предмета);  устанавливает   и   поддерживает   связь   со   школьными   и   государственными   В целях четкой организации работы музея из числа его активистов могут музеями своего микрорайона, города и района.   создаваться группы:   поисковая,  фондовая (по обработке фондов),   экскурсионная,   лекторская,   экспозиционная и др. 5. Фонды музея. Ведение музейной документации. Фонды   музея   делятся  на   основной  (подлинные   памятники   истории, культуры   и   природы)   и  вспомогательный  (схемы,   диаграммы,   копии,   муляжи т.п.). Главное в музее ­  основной фонд ­  это собрание подлинных памятников естественной   истории,   материальной   и   духовной   культуры.   В   основной   фонд включаются все подлинники, которые рассматриваются как первоисточники для изучения истории и природы своей местности. Основной фонд предназначен для вечного   хранения.   Всякие   перемещения   памятников   из   основного   фонда оформляются строго юридически. В   обменном   фонде   находятся   дубликаты   и   за   счет   этого   фонда   музей производит   обмен   между   собой.   Фонд   научно   ­   вспомогательных   материалов состоит   из   различных   предметов,   созданных   самим   музеем   для   организации экспозиций и выставок. Обязательными документами музея являются:  Акты приема предметов.  Журнал   учета   экспонатов   (книга   поступлений,   инвентарная   книга) установленного образца (прошнурованный, пронумерованный, опечатанный, заверенный отделом образования),  Картотека.  Книга отзывов.  Книга регистрации посетителей. 6.       Экскурсия Школьный музей создан и  в связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для  наилучшего усвоения обучающимися предмета. Самым доступным способом в  привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного  образования и воспитания школьников является экскурсия. Как принято считать,  экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта,  проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством  специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные.  Школьные экскурсии имеют два вида:  урочные  –   проводимые   в   учебное   время.   Урочные   экскурсии   входят   в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение   экскурсии   в   своем   плане.   В   связи   с   этим,   педагог   может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия   в   школьной   музей   или   за   его   пределы.   Так   же   экскурсию   можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию. Тематикой   урочных   экскурсий   могут   быть:  патриотическое   воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.  внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал,   рассматриваемый   на   внеурочных   экскурсиях,   может   выступать  дополнением   к   школьному   курсу,   а   может   и   нести   в   себе   отвлеченную, развивающую информацию. Внеурочные   экскурсии   могут   быть   организованы   по   темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д. Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание,   так   или   иначе   связано   с   учебной   программой   соответствующего класса   школы.   Проводят   и   организовывают   эти   экскурсии   педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных   экскурсий   предусматривает,   что   оценку   за   знания,   полученные   на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал. Теперь   обратимся   к   понятию  внешкольная   экскурсия.  Каковы   её особенности и специфика. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей,   воспитание   их   в   духе   патриотизма,   любви   и   уважению   к   труду,   дают всестороннее гармоничное воспитание. Объектами   внешкольных   экскурсий  чаще   всего   становятся производственные   и   промышленные   предприятия,   что   профессионально ориентирует   обучающихся;   выходы   на   открытую   местность   для   знакомства   с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д. Особенностью   внешкольной   экскурсии   мы   можем   считать   то,   что   для   детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток. Не   нужно   забывать,   что   все   экскурсии,   проводимые   для   обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д. Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для   взрослых   является   то,   что   в   них   значительное   место   занимают общеобразовательные   элементы,   а   для   экскурсий   организованных   для   детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог   должен   дать   обзорную   информацию,   использовать   при   этом выдержки   из   произведений   художественной   литературы,   сравнений,   стихов, интересных фактов. Давайте   разберемся   в   том,   как   же   правильно   подготовить   экскурсию   по своему   предмету,   для   того   чтобы,   максимально   использовать   материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д. Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии. Не   будем   забывать,   что   успех   проведения   экскурсии   во   многом   зависит   от подготовки   преподавателя   и   учеников.   На   уроке,   предшествующем   экскурсии, устанавливается   необходимая   связь   с   содержанием   предстоящего   занятия, предлагаются   вопросы,   которые   нужно   будет   решить   в   ходе   предстоящей экскурсии, между её участниками  можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала. Если   экскурсия   выходит   за   рамки   школьного   музея,   следует   предварительно ознакомить   детей   с   предстоящим   экскурсионным   маршрутом,   для   лучшей ориентации на местности. Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя   вести   учеников   по   неизвестному   учителю   маршруту.   За   день­два   до проведения   экскурсии   следует   посетить   место   экскурсии,   наметить   объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого   объекта.   Это   поможет   педагогу   выбрать   методы   работы   с   показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по  выбранной теме, что бы быть осведомленным  в затрагиваемых   вопросах.   Такая   предварительная   работа   поможет   провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом. В план подготовки экскурсии входит: 1.  Определение темы экскурсии. Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии. Темами   экскурсии   могут   быть:  архитектура   населенного   пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. 2.  После утверждения темы экскурсии  следует определить  её цель.  Нужно помнить,   что   основная   цель   школьных   экскурсий   –   углубленное   изучение школьной программы. Целями экскурсии могут выступать: ●  воспитание патриотизма; интернациональное воспитание;  трудовое воспитание;  эстетическое воспитание;  экологические воспитание;  показ достижения населенного пункта в экономике страны;  показ исторической роли населенного пункта;  знакомство с особенностями природы края;  расширение кругозора. ● ● ● ● ● ● ● ● 3.  Затем,   после   определения   цели   экскурсии,   определяется   экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую   нагрузку.   Педагогу   необходимо   сориентировать   учеников   на выбранные им объекты показа экспозиции. Объект   должен   обладать   яркими,   выразительными,   интересными   для экскурсантов   характеристиками.   Что   же   такое   экскурсионный   объект,   следует  Экскурсионный   объект  –   это   предмет   или разобраться   в   этом   понятии. историческое   (природное,   механическое)   явление,   несущее   информационную функцию. Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица. Объект   показа   это   в   первую   очередь   знак,   символ   невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества. Определим что же может являться объектами экскурсии: ● ● ● ● ●   временные выставки; ● курганы с захоронениями и т.д.  памятные места;  здания и сооружения;  природные объекты;  производственные и промышленные объекты;   экспозиции   государственных   музеев,   картинных   галерей,   постоянные   и  памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, Заметим,   что   в   экскурсионном   деле   существует   определенная   по   содержанию   –   одноплановые   (произведение   живописи,   река,   дом)   и   по   функциональности:   основные   (служат   для   раскрытия   темы)   и классификация объектов экскурсии: ● многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль); ● дополнительные; ● значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.  по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со Важно   помнить,   что   экскурсия   составленная   педагогом   не   должна   быть перегружена   объектами   показа,   один   академический   час   экскурсии   должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Ш. Заключение Таким   образом,   создание   школьного   музея   является   результатом целенаправленной,   творческой   поисково­исследовательской   собирательской работой   школьников   и   педагогов   по   теме,   связанной   с   историей,   культурой, природой города и района, родного края и возможно при наличии:  актива   учащихся,   способного   осуществлять   систематическую   поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно­просветительскую работу;  руководителя ­ педагога и активного участия в этой работе пед.коллектива;  собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможности создать музей определенного профиля;  экспозиции,   отвечающих   по   содержанию   и   оформлению   современным требованиям;  помещения,   площади   и   оборудования,   обеспечивающих   сохранность музейных предметов и условия их показа. Школьный музей   должен быть действенным инструментом в воспитательном процессе образовательного учреждения  1У. Используемая литература 1. Туманов В.Е. К вопросу об истории становления и современном состоянии  школьного краеведения и школьных музеев: 1918­1987 гг. /Сб науч. Тр. ЦМР  СССР «Музейное дело в СССР» Вып. 19: Музейное строительство в СССР. М.:  1989. 2. Стешенко Л.А. Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М.: 1977. 3. Теория и практика архивного дела в СССР: учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и  К.И. Рудельсон. – М:1980. 4. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по  специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. – М.: 1962. 5. Методика историко­краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С.  Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М,: 1982. 6. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002. 154 с. Приложение № 1 обследования музейной экспозиции школы ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________ АКТ Мы, нижеподписавшиеся, председатель комиссии ___     (Ф.И.О. должность) члены комиссии (Ф.И.О., должность)______________________подписали  настоящий акт в том, что комиссия установила следующее: 1.Экспозиции размещены в изолированном (отдельном) помещении площадью  _____________ кв. метров. 2.Охранность экспозиций _____________________________________________  (обеспечена, не обеспечена). Имеется тематико­экспозиционный план. Имеется инвентарная книга по регистрации музейных фондов. Количество музейных предметов __________, в том числе подлинных ______. Основные направления_______________________________________________ Недостатки по экспозиции и фондам ___________________________________       Заключение комиссии (о том, что экспозиции музея подлежат паспортизации).      В чем расписываемся:                        Председатель ___________________________________ (Ф.И.О.)                                                            (подпись)             М.П.        Члены комиссии ________________________________(Ф.И.О.)                                                         ________________________________(Ф.И.О.)                                                         ________________________________(Ф.И.О.)            (В состав комиссии должны входить директор (зам.директора) школы,  руководитель музея, представитель отдела образования, специалист отдела  культуры). Приложение № 2 УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ (МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) СВИДЕТЕЛЬСТВА № _______ Наименование музея ________________________________________________ Профиль музея ____________________________________________________ Образовательное учреждение ________________________________________ ___________________________________________________________________ 4.Почтовый адрес, телефон ___________________________________________ ___________________________________________________________________ 5.Руководитель музея_________________________________________________ ___________________________________________________________________ 6.Характеристика помещения__________________________________________ РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИИ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДОВ МУЗЕЯ (ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА) МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ  (КОЛ­ВО) ОСНОВНОЙ ФОНД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФОНД В ТОМ ЧИСЛЕ СОСТОЯЩИЕ  НА УЧЕТЕ В ГОС.МУЗЕЕ,  АРХИВЕ ПОСЕЩАЕМОСТЬ МУЗЕЯ КОЛИЧЕСТВО ЭКСКУРСИЙ КОЛИЧЕСТВО ЛЕКЦИЙ       ПАСПОРТ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ______________________________________________ школы ___________________________ района (города) Свидетельство № __________ Республика Башкортостан Наименование музея ___________________________________________ Профиль музея _______________________________________________ Дата открытия _______ Дата паспортизации ______________ Руководитель (фамилия, имя, отчество, должность) ______________________________________ Помещение, его площадь (отдельная комната, класс, зал,)_________________________________      Примечание: К паспорту (в конверте) прилагаются фотографии размером 13 Х 18 экспозиции музея и наиболее ценных и интересных экспонатов музея не менее 3 шт.; 2 учетные карточки.      1. Количество экспонатов 1. Всего экспонатов 2. Из них подлинных 3. Состоящих на учете в государственных музеях 4. Переданы в государственные музеи... Оформление и оборудование экспозиции (количество стендов, витрин, столов, шкафов и т.д.)  __________________________________________________________________________________ Разделы экспозиции 1._______________________________ экспонатов в нем ________ 2._______________________________ экспонатов в нем______ 3._______________________________ экспонатов в нем ____ 4._______________________________ экспонатов в нем ______ 5._______________________________ экспонатов в нем________________ 6._______________________________ экспонатов в нем ________ 7._______________________________ экспонатов в нем ___________ 8._______________________________ экспонатов в нем ________ 9._______________________________ экспонатов в нем______        Содержание экспозиций ______________________________ 2. Состав (количество членов, из каких классов) ________________________________________ 3. Связь с государственными музеями _________________________________________________ Экскурсионно ­ массовая работа Тематика экскурсий __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________   2. Темы лекций, проводимых с использованием материалов, имеющихся в музее  __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________        Количество 1.    Посетителей Учащихся всей школы Учащихся других школ Населения.. 2.Проведено экскурсий... 3.Прочитано лекций 4.Организовано: Тематических  вечеров Конкурсов Встреч Директор школы ___________________________ «_____»______________________  ___________г.                                                                  «_____»______________________  _______г. Требования к паспортизации школьных музеев Приложение № 3                      В соответствии с Положением о школьном музее, паспортизированные школьные музеи через 3 года должны пройти переаттестацию, т.е.:          ­ сверку документации музея;         ­ проверку основного фонда, его сохранность и пополнение; ­ переоформление экспозиции музея                          Для проведения переаттестации или паспортизации (в первый раз) необходимо: Создать комиссию в составе начальника отдела образования, директора школы, руководителя   школьного   музея,   представителя   роно   или   ДДТ,   произвести обследование экспозиции и составить акт о решении на паспортизацию музея. Заполнить учетную карточку с точным указанием цифровых данных об основном фонде, в 2­х экземплярах. Приложить   фотографии   размером   10   Х   15   см   в   кол­ве   3   шт.,   отражающие экспозиции   музея,   интересных   и   ценных   экспонатов   и   массовых   мероприятий, проводимых на базе музея. Фотографии проводимых на базе музея. Фотографии сопровождаются надписями на оборотной стороне, сделанными карандашом. Составить информацию о работе музея, в котором отразить: а) поисковую работу по заданию музея с целью пополнения фондов музея; б) обновления экспозиций музея; в) подготовку экскурсоводов; г)   систему   охвата   школьников   и   местного   населения   лекциями,   экскурсиями, массовыми мероприятиями; д) формы использованных материалов музея в учебном процессе; е) работу Совета музея по пропаганде материалов музея т.е. в произвольной форме раскрыть направление и содержание работы музея.         Информация в объеме 1 ­ 2 страницы.               Все   документы   должны   быть   оформлены   компьютерным   набором   с обязательным   заполнением   всех   пунктов   и   граф   без   сокращения   наименования школ   и   административных   пунктов;   фамилий   и   инициалов   руководителей школьного музея. Итоги экскурсии. (основные советы подготовки экскурсии школьникам) Приложение № 4 1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию. 3. Выдерживай тему экскурсий, не отвлекайся на случайные вопросы. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно  работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями­ они их забудут. 8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть  их. Всем должно быть видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов ­ они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация по созданию и организации деятельности школьных музеев

Методическая рекомендация  по созданию и организации деятельности школьных музеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017