Методическая статья "Литературная игра как одно из условий развития уровня образования"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как сформировать у ребёнка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить тенденцию к снижению уровня чтения. Считаю, что работа по формированию квалифицированного читателя, по пропаганде художественной книги не должна заканчиваться форматом урока. Сохранить мотивацию к чтению у учащихся возможно, используя литературные игры во внеурочное время.Как это сделать? В данной статье подробно об этом рассказывается.
Иконка файла материала статья про игру.doc
Литературная игра как одно из условий развития уровня образования Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет не теряет своей актуальности. В  «Национальной программе поддержки и развития чтения» прямо указывается:  «Возрастающий кризис конструктивных идей и знаний в российском обществе…  усиливается резким снижением у населения России интереса к чтению. Современная  ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской  культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [1]. Данные о детском чтении таковы:  Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%.  Не любят читать: младшие – 8%, старшие – 17%.  Не читают ничего, кроме заданий учителя – 10% школьников.  Читают только развлекательную литературу – 40 % учащихся.  Читают познавательную литературу – 21 %.  Читают для самообразования – 10 % школьников [2]. Как сформировать у ребёнка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как  переломить тенденцию к снижению уровня чтения. Считаю, что работа по формированию  квалифицированного читателя, по пропаганде художественной книги не должна  заканчиваться форматом урока. Сохранить мотивацию к чтению у учащихся возможно,  используя литературные игры во внеурочное время. В основе развития интереса у ребёнка всегда лежала игра. В игровой форме можно строить  уроки, проводить литературные конкурсы и игры. В средней школе литературная игра  остаётся одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг. Задачи литературных игр:  Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к чтению;  Повышение техники чтения как следствие постоянной работы с книгой при  подготовке к литературной игре;  Выявление и развитие творческого потенциала школьников;  Воспитание литературного вкуса. За несколько лет были разработаны сценарии литературных игр для всех параллелей  среднего звена. В статье хотелось бы остановиться на литературной игре по роману Р. Л.  Стивенсона «Остров сокровищ» с использованием ИКТ для параллели 7­х классов. В ней  принимало участие 4 команды по 5 человек. Цели игры с учётом введения новых ФГОС ООО: Образовательные:  Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на  формирование информационной компетентности; на приобретение навыков работы  с различного рода источниками информации; на умение систематизировать и  обрабатывать извлечённую информацию. Расширение активного и пассивного словаря обучающихся.  Развивающие:  Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на  формирование коммуникативной компетентности; на приобретение навыковпродуктивной групповой коммуникации: умению договариваться внутри группы о  правилах обсуждения, умению развивать и уточнять идеи друг друга, умению  кратко и точно излагать свои мысли. Развитие памяти, образного мышления, воображения обучающихся.  Воспитательные:  Воспитание у учащихся потребности в чтении художественной литературы, в  частности приключенческой литературы.  Воспитание бережного отношения к книге.  Понимание ценности совместной деятельности «учитель – ученик», «библиотекарь – ученик», «ученик – ученик. Оборудование: Листы с заданиями для групп, презентация в формате Windows XP  Microsoft Office 2007 PowerPoint, позволяющая познакомить обучающихся с фактами  биографии Р. Л. Стивенсона и помогающая организовать конкурсную часть игры,  материалы для жюри, грамоты и призы для победителей. Этапы игры:  Организационный, на котором происходило знакомство с командами, составом  жюри, предоставлялось вступительное слово учителю литературы и заведующему  библиотекой.  Основной (игровой), где учащиеся знакомились презентацией о творчестве Р. Л.  Стивенсона, участвовали в конкурсах: «Угадай героя», «Удивительные вещи  героев», «Конкурс капитанов».  Рефлексивный, на котором подводились итоги и назывался победитель игры. Очевидно, что роль хороших книг в воспитании человека очень высока. Игра способствует  формированию познавательного интереса, может вызвать у учащихся желание взять в  библиотеке ещё книги на данную тему или того же автора, по произведениям которого  проводилась игра. Правильно учитывая потребности ребят в игре, сочетая различные  приёмы, учитель – предметник превращают игру в действенное средство руководства  чтением детей. А подобные внеклассные мероприятия общешкольного масштаба могут  сделать очень многое для претворения в жизнь пунктов национальной программы  поддержки и развития чтения. Список использованной литературы: 1. «Национальная программа поддержки и развития чтения» 2. Ветрова Т.В.// Литература (ПС). ­2011. №3. – С. 8­9. Приложение № 1 Конкурс «Удивительные  вещи  героев» 1. После  смерти  необычного  постояльца  Джим  Хокинс  обнаружил  в  его  кармане   много  странных  вещей,  среди  которых  был  наперсток.  Зачем  разбойнику  нужен  был этот  предмет?    (пираты  запечатывали  свои  письма  наперстком.  «Конверт  был  запечатан.  Печатью служил  наперсток  ­  может  быть,  тот  самый  наперсток,  который  я  нашёл  у   капитана  в  кармане, »  ­  читаем  строки  из  романа.)2. Кто  первым  из  пиратов  «Острова  сокровищ»  получил  чёрную  метку  и  что  это   такое?  (это  был  Билли  Бонс.Чёрная  метка  ­  повестка  пирату  от  пиратов.) 3. Чёрную  метку  получил  Джон  Сильвер.  Что  было  на  ней  написано?  («низложен») 4. В  поисках  сокровищ  герои  обнаружили  мертвеца.  «Он  лежал  навытяжку,  прямой,   как  стрела.  Ноги  его  показывали  в  одну  сторону,  а  руки,  поднятые  у  него  над   головой,  как  у  готового  прыгнуть  пловца,  ­  в  другую».  Что  это  означало?  (мертвец  указывал  правильную  дорогу. Его  положение  в  земле  указывало  правильный путь.) Приложение № 2 Конкурс капитанов Мы, жители города Екатеринбурга. Р. Л. Стивенсон родился в Шотландии, столицей  которой является Дублин. Представьте себе, что вы отправляетесь к далеким берегам  Шотландии. Проложите, пользуясь географическим атласом, сухопутный и/или морской  маршрут путешествия от Екатеринбурга до Дублина.  Екатеринбург ­ … ­ … ___________________________ ­ Дублин