Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""
Оценка 5

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Оценка 5
Научные работы
docx
искусство +2
Взрослым
12.11.2018
Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""
Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока"" предлагается для учителей музыки как материал,который анализирует основные подходы к данной музыкальных психологов и педагогов. В статье разбираются основные методологические подходы к организации процесса восприятия музыки на уроке. Материал может быть использован при подготовки к урокам )особенно начинающим преподавателям), а также как материал для проведения методического объединения по данной актуальной теме работы учителя музыки.Методическая статья для учителей музыки
Процесс восприятия музыки как основа урока статья 2018.docx
Процесс восприятия музыки как основа урока. Моя дипломная работа была  посвящена проблеме восприятия музыки.  Сегодня, проработав учителем музыки в школе 38 лет, я многократно  убедилась в важности данной проблемы. Восприятие музыки на уроках и внеурочной деятельности­ есть тот главный  стержень, на котором базируется музыкально­эстетическое воспитание  подрастающего поколения. Проблема восприятия музыки была базовой в исследованиях Б.М.Теплова и   Е.В.Назайкинского, где восприятие рассматривалось как сложный  психологический процесс­вычленения в произведениях музыкального  искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства и  переживания. Исследователи выделяют несколько стадий процесса восприятия так  например А. Н. Сохор: 1) стадия возникновения интереса к произведению,  формирования установки на его восприятие; 2) стадия слушания; 3) стадия  понимания и переживания; 4) стадия интерпретации и оценки. По словам Ю. Н. Рагса., восприятие­  «это работа представления, памяти,  мышления, а также активное включение предыдущего опыта (не только  музыкального), это различные логические действия, эмоциональная реакция,  понимание, оценивание. Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два  значения. Одно, более ёмкое, понимается как освоение учащимися различных  видов музыкальной деятельности на уроках ­ хорового пения, игры на  музыкальных инструментах, музыкально­ритмического движения. Другое  значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание  музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и  стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального  развития ­ восприятие музыки и собственно творчество ­ неразрывно связаны  и взаимно дополняют друг друга  Слышать музыку ­ это значит не только эмоционально откликаться на неё, но  и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить музыкальные образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие  музыки ­ это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно­образное  отражение действительности, а не механическую сумму звуков. В сегодняшнем быстром и многослойном мире ребенку, проходящему процесс становления личности для осознания собственного «я» этот процесс  глубокого, вдумчивого погружения в музыку, безусловно, необходим. Урок музыки должен стать ведущим и определяющим в этом процессе, где  учитель выступает главным его организатором. На уроках музыки  преподаватель учит детей: ­ внимательно слушать музыкальные произведения , ­ проникаться её эмоциональным содержанием; ­ делать посильный разбор произведения: эмоционально – образное  содержание, средство музыкальной выразительности, структура, исполнение; ­ узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения, помнить их  названия и имена композиторов. Учителю следует находит приёмы активизации внимания учащихся : ­ приём новизны (учитель заинтриговывает учеников сообщением новой  информации); ­ приём персонификации (учитель использует предрасположённость детей  сопереживанию); ­ приём соучастия (учитель моделирует определённую знакомую детям  ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»); ­ приём игры голосом (выразительная речь учителя). Организация процесса слушания музыки на уроке зависит от уровня  подготовленности класса, а также от сверхзадачи, которую ставит учитель. Начинать становление процесса музыкального восприятия у школьников  следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирование  эмоциональной отзывчивости как части музыкально­эстетической культуры,  что предполагает смещение акцента с технической стороны музыкального  искусства на эмоциональную. В зависимости от целей и задач урока  учитель определенным образом  настраивает ученика на слушание: предварительной беседой, рассказом,  чтением фрагмента литературного произведения или стихотворения,  определенным зрительным рядом и т.д. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются выбор   художественно ценных произведений и активная музыкальная деятельность,  направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки,  разнообразные приёмы активизации восприятия (например, через движение,  игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем)  способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их  музыкальных потребностей. Систематическое педагогическое руководство Интересная форма подачи музыкальных знаний Условия восприят для ия Эмоциональная открытость детей и учителя Продуманный объем музыкальных произведений ­ систематическое педагогическое руководство; ­ эмоциональная открытость педагога и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой); ­ интересная форма подачи музыкальных знаний; ­ небольшие объёмы музыкальных произведений  Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального  воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности: как урочной, так и внеурочной. Посещение  концертов филармонии, подготовка и проведение концертов, музыкально­ литературных вечеров и гостиных  силами учащихся, участие в конкурсах  помогают учителю всесторонне решать эту задачу. Список литературы: 1.    Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание.– М.: Владос, 2001.  2.   Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2­е изд. Н.: Просвещение.  1984. 3. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей»­ М. ­ Л.: АПН  РСФСР, 1947. 4.Е.М.Назайкинский « О психологии музыкального восприятия»­ М., Музыка,  1972. 5. А.Н.Сохор «Музыка как вид искусства»­ Москва : Музгиз, Год издания:  1961.

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""

Методическая статья Процесс восприятия музыки как основа урока""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018