Методические аспекты формирования УУД на уроках биологии
Современное общество живет в условиях стремительных перемен не только в экономико-политической, но и социально-духовной сферах жизни. Все происходящие изменения неизбежно откладывают отпечаток на поведение человека, его жизненные приоритеты и внутренний мир. XXI век – век информации, объемы которой удваиваются каждые 10 лет, поэтому неудивительно, что полученные в школе знания очень быстро устаревают и нуждаются в корректировке. Еще одна проблема современной школы заключается в том, что она по-прежнему стремится предоставить ученикам набор определенных знаний, в то время как сейчас наиболее востребованным является умение учиться самостоятельно. В этой связи Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве основных результатов образования уже рассматривает не предметные знания, а метапредметные и личностные результаты, то есть универсальные учебные действия, которые позволяют ученикам овладеть ключевыми компетенциями и выступают в качестве основы умения учиться.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
И если рассматривать предмет «Биология», в соответствии с ФГОС, то основные цели изучения биологии в школе
следующие:
- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
- овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
- овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
- воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Исходя из целей изучения биологии в рамках развития УУД, в качестве основы всей системы образования становится актуальной задача формирования совокупности универсальных учебных действий, которые позволят «научить детей учиться», а не только осваивать ими конкретные знания и навыки. И одним из приоритетных направлений новых образовательных стандартов как раз и является реализация развивающего потенциала образования.
Информационное общество, в котором живет сейчас человечество, требует от школы подготовить человека, который будет способен самостоятельно учиться и многократно переучиваться. Для жизни в современном обществе от человека требуется не использование у него накопленных знаний и опыта, а возможность использовать имеющиеся деятельностные качества. Это означает, что к основным задачам школы добавилась еще одна – «научить учиться» и показать детям, как надо самостоятельно успешно осваивать новый материал и в дальнейшем применять его на практике. Именно такие возможности и предоставляют универсальные учебные действия. По этой причине в ФГОС устанавливает требования к предметным, личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Перед учащимися ставится задача по овладению УУД, которые в дальнейшем обеспечат им успешность на всех этапах познавательной деятельности. Что касается предмета «Биология», то развитие универсальных учебных действий в рамках этой дисциплины будет способствовать познавательной деятельности учеников и в других областях науки.
Понятие и виды универсальных учебных действий
В широком смысле под универсальными учебными действиями понимается саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если же понятие трактовать в узком смысле, то УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
действие смыслообразования |
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него |
личностное, жизненное самоопределение |
определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения |
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
эмоциональная оценка событий, исходя из социальных и личностных ценностей ученика |
Регулятивные УУД, при их помощи ученикам удается организовать свою деятельность.
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
коррекция |
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
целеполагание |
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
планирование |
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
прогнозирование |
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
контроль |
сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
оценка |
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
саморегуляция |
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий |
Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия |
|
||
Общеучебные УУД |
Логические УУД |
УУД постановки и решения проблем |
|
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
формулирование проблемы |
|
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
|
структурирование знаний |
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
|
|
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
подведение под понятие, выведение следствий |
|
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений |
|
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений |
|
|
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
доказательство |
|
|
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
выдвижение гипотез и их обоснование |
|
|
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
|
|
|
Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД включают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
Вид действия |
Понятие действия |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
постановка вопросов |
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
разрешение конфликтов |
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
управление поведением партнера |
контроль, коррекция, оценка действий партнера |
умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностным результатом обучения биологии в основной школе является:
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий:
- регулятивных;
- познавательных;
- коммуникативных.
К регулятивным УУД по относятся:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
К познавательным универсальным учебным действиям относят:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Под коммуникативными УУД принято считать следующие действия:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения «Биологии».
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые)
– определять основные органы растений (части клетки), объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые)
– понимать смысл биологических терминов, характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
6-й класс
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение,находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности
различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень), объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения
– понимать смысл биологических терминов, проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
7-й класс
– определять роль в природе изученных групп животных, приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение, объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека,приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих), объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных
– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных
8-й класс
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле)
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; оказывать первую помощь при травмах, применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены
– называть симптомы некоторых распространенных болезней
9-й класс
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– характеризовать основные уровни организации живого;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах
Выпускники школы должны показать предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,
органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних
животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и
животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к
среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.
Традиционной особенностью учебного предмета биологии является обилие информации частного характера, мало связанной (или вовсе не связанной) с основными закономерностями, изучаемыми школьниками.
Поэтому при традиционном обучении обычно учитель опирается либо на значительную информированность ученика (проверка памяти), либо на его способность продуцировать гипотезы при отсутствии необходимых оснований для такого продуцирования. При введении ФГОС от этой практики необходимо отказаться.
Результаты должна показывать
а) освоение учеником планируемых метапредметных результатов, т.е. умений и навыков продуктивного мышления, действия и взаимодействия (на материале биологии),
б) освоение учеником предметных результатов: уровень владения учеником основными понятиями биологии (по выделенным содержательным линиям), его способность осуществлять действия, заявленные в перечне предметных результатов.
Преимущества и недостатки традиционных методов формирования универсальных учебных действий на уроках биологии
Основное преимущество традиционного обучения – это возможность за короткий отрезок времени передать ученикам значительный объем информации, так как учащиеся получают знания в готовом виде и им не предоставляются доказательства их правдивости. К тому же управление процессом освоения знания не допускает появления пробелов в образовании, так как при коллективном характере их усвоения удается оперативно выявить наиболее распространенные ошибки.
К ключевым недостаткам традиционного обучения относят его ориентированность на память ученика, при этом практически не обращается внимания на мышление, что не способствует развитию творческих способностей, активности и самостоятельности учеников. Кроме того, не учитываются и индивидуальные особенности восприятия каждым учеником новых сведений.
Еще один негативный момент – превалирование субъектно-объективного стиля отношений между учителем и учениками. Такой стиль предполагает выполнение одинаковых задач: вставь, подчеркни, выдели, реши и т.д. при этом учебно-познавательный процесс в большинстве случае носит только воспроизводящий характер, что ведет к репродуктивному стилю познавательной деятельности, так называемой «школьной памяти».
И еще один аспект – объем новой информации, преподносимой на уроке, обычно серьезно превышает возможности учеников по ее усвоению. Также отсутствует возможность адаптировать темп обучения под индивидуально-психологические особенности учеников, что часто приводит к потере мотивации к обучению у отдельных учеников.
Методика формирования УУД учащихся
Различные методисты и дидакты предлагают свои точки зрения на вопрос классификации умений учащихся. По мнению Ю.Бабанского, Н.Лошкаревой и И.Лернера, под умением следует понимать сознательное владением каким-либо приемом деятельности, а навыком надо считать, умение, которое доведено до автоматизма. В соответствии с данной трактовкой, все умения будут постепенно перерастать в навыки. К примеру, ребенок сначала приобретает умение читать печатный текст, а навыком уже является беглое чтение. Для того чтобы приобрести умение, необходимо знать способ деятельности и постоянно упражняться.
Другой взгляд предлагает психолог Е.Кабанова-Меллер, которая рассматривает умение как владение знанием о способе деятельности, то есть начальную ступень формирования какого-либо навыка.
Еще один вариант предлагает Н.Запорожец, который считает, что умение – это подготовленность к осознанным и точным действиям либо же способность сознательно добиваться намеченной цели в изменяющейся обстановке.
Общие умения можно разделить на четыре группы:
- учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);
- речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);
- учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);
- учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое
- осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).
Приемы учебной работы - это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру биологическим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть и слышать. Допускаемые учащимися ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала.
Как уже отмечалось, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы воображения, запоминания.
Методика формирования УУД при обучении биологии включает в себя четыре этапа:
1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.
2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса. Вначале дети усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогичных ситуациях.
5. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия.
Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.
Учебные действия нельзя свести только к знанию способа действия или приема, необходима реализация в собственной деятельности учащегося. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ребенок должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.
Рассмотрим методы формирования УУД учащихся на уроке биология.
Личностные универсальные учебные действия
Виды |
Методы, приемы и способы реализации на уроках |
1.Действие смыслообразования
|
Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся 1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. 2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. 3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. 4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации: -Выдвижение проблемного вопроса, например, чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными? -Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, например, как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»? - Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту, например, приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К. Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б. Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч. Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему? - Сообщение парадоксального факта, например, чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?» - Демонстрация опыта или сообщение о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации, например, двух одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам. 5. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или эстетической ценностью. |
2. Действие нравственно-этического оценивания |
Для формирования действия нравственно-этического оценивания предлагаются следующие виды заданий: - участие в проектах, конкурсах, олимпиадах -творческие задания - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, художественных картин, скульптур, природы -мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма -- самооценка события -дневники достижений.
|
3.Действие рефлексии, как УУД |
Рефлексия, как УУД, рассматривается как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я - концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко). Приемы рефлексии, используемые на уроках биологии 1. Рефлексивный итог: подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. 2.Высказывание одним предложением: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось… 3. Анкетирование 1.На уроке я работал - активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я - доволен / не доволен 3.Урок для меня показался- интересным / не интересным 4.За урок я - не устал / устал 5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был - полезен / бесполезен 7.Домашнее задание мне кажется - легким / трудным |
Регулятивные универсальные учебные действия
Виды |
Методы, приемы и способы реализации на уроках |
1.Целеполагание
|
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Приемы: 1.Формулировка темы в виде вопроса: тема урока может быть сформулирована так «Почему этих животных отнесли к одному типу?» 2.Дополнение цели урока с помощью слов-помощников: повторим, изучим, узнаем, проверим. Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения. |
2. Планирование действий |
Приемы: 1.Составление плана действий. 2. Внесение необходимых дополнений и корректив в план. 3. Определения способа действия. 3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 4. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 5. Волевое усилие. 6. Владение навыками
самоконтроля.
|
3. Контроль |
Приемы: 1. Контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 2. Контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. |
4. Коррекция |
Приемы: - задания на умение находить ошибки Проблемно-диалогическая технология и инструменты реализации: - проблемные ситуации, - тексты и задания для открытия нового знания |
5. Оценка волевая саморегуляция |
Приемы: -Формирование оценочной категории своей работы · -ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; Технология оценивания учебных успехов, инструменты реализации: - алгоритм самооценивания - задания актуализации |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Вид работы |
Методы, приемы и способы реализации на уроках
|
1. Работа учеников в группе |
формирования коммуникативных универсальных учебных действий - работа учеников в группе. Преимущества групповой работы: - создает учебную мотивации -пробуждает познавательный интерес -создает ситуацию успеха - вырабатывает умение общаться с другими детьми Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4- 5 человек. Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся.
|
2.Работа в парах постоянного и сменного состава |
Приемы работы в парах: 1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены; 2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого; 3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.). В качестве примера работы в парах сменного состава использую методику «Гусеница». Каждая пара получает две одинаковые карточки. Сначала учащиеся в парах работают индивидуально, затем проверяют выполнение задания друг у друга. На этом этапе учащиеся при необходимости получают помощь от учителя. Если есть расхождения в ответе, добиваются единого результата. Затем пары меняются по следующей схеме: учащийся, сидящий на первой парте с правой стороны ряда переходит на последнюю парту, а все остальные, сидящие за ним, перемещаются вперед. Основное правило - переход только со своей карточкой. В результате каждый ученик решает ряд однотипных заданий, что позволяет закрепить полученные знания.
|
3.Учебные ситуации
|
Типология учебных ситуаций: -ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); -ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); -ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
|
4.Проектная деятельность обучающихся |
1.Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей. 2.Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию. 3.Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций. 4.Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
|
5. Практикум по биологии |
Любой практикум по биологии может включать сразу все универсальные учебные действия, особенно если практические работы связаны с классическими биологическими дисциплинами: зоологией, ботаникой, анатомией, физиологией и генетикой.
|
6. Подбор заданий |
Формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно осуществлять используя разные виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению кроссворда, мини-проекта - взаимопроверка - высказывание собственной аргументированной точки зрения -самостоятельный подбор аргументов-примеров, подтверждающих тезис - формулирование своего мнение к высказыванию, например, «Бактерии - это вредные и опасные организмы» - подбор не менее трёх, аргументов (доказательств) к высказыванию, например, «Без растений на Земле невозможна жизнь» |
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные учебные действия |
|
Вид |
Методы и приемы формирования |
1.Формулирование цели. |
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки. В начале любого урока обязательно ставится цель. Процесс целеполагания осуществляется совместно с учителем или учащиеся самостоятельно. |
2. Обучение приемам поиска информации. |
Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете: - указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, - передвижение по гиперссылкам - это наименее удобный способ, - обращение к поисковой системе. Источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. |
3.Обучение приемам работы с текстом учебника. |
Использовать разнообразные приемы работы с текстом учебника: - найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке … - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся - поставь вопросы к данному абзацу - составь суждение по тексту параграфа.. - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе -расскажи по опорным словам (разверни информацию) - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы … - создай таблицу (сверни информацию) по …; - составь план изучения темы … - составь набор понятий темы… - составь предложения по теме … , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то» - зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность символов - составь разные предложения с одним и тем же понятием … . |
4.Обучение анализу учебного текста |
Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму: - прочитайте текст параграфа - ответьте на основные вопросы: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом? - выделите основные мысли текста - выделите предложения, подтверждающие основные мысли. -сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.) 2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.) 3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). Одновременно можно подбирать или создавать самостоятельно систему заданий на формирование указанных умений. |
5. Обучение работе с таблицами, графиками |
Использовать на уроке таблицы и графики отражающие как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. |
6. Обучение работе с понятиями |
Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями: - назвать понятие, дать его определение. - вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. - привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. - связать понятие с другими, касающимися данного предмета - составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. - определить термин своими словами. - назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. |
7. Обучение умению «свертывания» информации |
Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы: - запишите тему, выделите ключевые слова -найдите основные разделы текста, дайте им названия -установите взаимосвязи (стрелки, блоки) -приведите примеры. |
Логические универсальные учебные действия |
|
1. Умение анализировать |
Приемы анализа - расчлени объект, предмет, явление на составные части, имеющие функциональное значение - проанализируй их, используя метод сравнения (найди сходство и различия) - выясни причину такого разделения - оформи ответ в виде схемы, перечисления. |
2.Умение классифицировать |
Это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Приемы: - из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных - найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ -найдите соответствие - вопросы на составление классификации: какими способами животные защищаются от хищников? Какие земноводные (рыбы, членистоногие) и как заботятся о потомстве? |
3.Умение обобщать |
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Приемы обобщения: -выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях -выяви их сходство -сформулируй общий вывод - оформи ответ. Примеры 1. Что является лишним в данном перечне: растения, животные, грибы, водоросли, бактерия. 2. В предложенном наборе понятий, выбрать 2 по одному общему признаку. Жаба, тритон, лягушка, квакша, саламандра, лягушка-бык. Стрекоза, тарантул, жук, паук, бабочка, блоха. 3. Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость фибриноген – гемоглобин ДНК – РНК митохондрии – рибосомы? 4. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. |
4. Умение проводить аналогии |
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Приемы и примеры: 1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие. a) Эпителий – ткань = аорта - ? 2. Нахождение закономерности: Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана -? 3. Предложенный набор слов разделить на две группы: стриж, сокол, лягушка, тритон, кит, кот, окунь. |
5.Умение синтезировать |
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Этапы синтеза: - выясни причину соединения изучаемых частей в единое целое - проанализируй изучаемые явления, найди связи между частями -сделай вывод и обобщи полученные сведения -оформи ответ. Пример: анаболизм, катаболизм, синтез, распад, ассимиляция, диссимиляция? Определить родо-видовые понятия. |
6. Умение сравнивать |
Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Приемы работы: 1. Определить объекты сравнения. 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3. Найти общие черты. 4. Найти черты отличия. 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции, выполняя лабораторные работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Примеры 1. Работа с рисунками. Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении? 2. Работа с коллекциями. Рассмотрите раковины моллюсков. В чем сходство и различие в их строении? 3. Вопросы по фактическому материалу: В чем сходство и различие митоза и мейоза? 4. Выполнение лабораторных работ. Строение семян однодольных и двудольных растений. 6. Сравнительные схемы. Схема воздушного и корневого питания растений. 7. Вопросы «на сопоставления», «на преимущества», т.е. поиск достоинств и недостатков позволяют развивать навыки аналитического мышления. |
7.Установление причинно-следственных связей |
Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Приемы работы. 1. Выясни главную причину явления. 2. Укажи следствие, вытекающее из причины. 3. Проанализируй причину и следствие в отдельности. 4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи её. Примеры. 1.Вопросы: 1. Почему в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода в атмосферу? 2. Для чего птицы весной, покидают изобильный юг и, рискуя жизнью, улетают на холодные северные болота? 3. Вопросы на связь строения с образом жизни (средой обитания) Учащимся необходимо: - выделить признак и объяснить, при каком образе жизни он полезен; - выделить образ жизни и назвать приспособление к нему. 4. Задания на отражение последовательности событий. Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке: a) снятие информации с ДНК; b) узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК; c) отщепление аминокислоты от т-РНК; d) поступление и-РНК на рибосомы; e) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента. 5. Построение логических цепей. Закончите составление текста на тему «Царство Грибы», в котором даны первое (1) и последнее (9) предложения.. |
Действия постановки и решения проблем |
Приемы: -формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. -проблемные вопросы: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования. М., 2011 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
3. Асмолов А. Г. и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
5. Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Козлова С.А.. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100»). // Народное образование. – 2010.-№1.
6. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.
7. Галеева Н.Г. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
8. Жукова Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии. Журнал «Справочник заместителя директора школы». № 6, 2011
9. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8. http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm.
10. Лернер Г.И. «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.