Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"
Оценка 4.9

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Оценка 4.9
docx
13.05.2023
Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"
Методические материалы к элективному курсу.docx

Методические материалы к элективному курсу «Учимся работать с текстом».

 

   Во время проведения занятий необходимо стремиться к разумному сочетанию разнообразных видов деятельности:

- познавательная – приобщает учащихся к чтению, развивает любознательность, расширяет кругозор, способствует интеллектуальному развитию;

- творческая – развивает воображение, творческие способности, формирует вкус к слову;

- коммуникативная – совершенствует навыки общения, умение ориентироваться в речевой ситуации;

- ценностно-ориентированная – дает возможность осознавать себя как личность, содействует социализации, формирует ценностные ориентиры, гражданскую позицию, общественную активность.

Все виды деятельности реализуются в различных организационных формах:

-слушание и конспектирование лекции требуют от учащихся определенных умений:

- слышать и понимать услышанное;

- отбирать нужную информацию;

- конспектировать текст лекции для сохранения информации на длительное время.

   Чтобы помочь учащимся отбирать из лекции наиболее важное, основное , учитель может использовать следующие приемы:

- интонация, паузы, повышение тона, логические ударения;                                                                                

- диктовка под запись;

- повторение основных мыслей;

- фиксирование главного на доске.

Наблюдение. Этот прием будет основным при работе по выявлению языковых особенностей текста. Учащимся предстоит в ходе выполнения упражнений исследовать функционирование языковых единиц разных уровней (звуков, морфем, частей речи, синтаксических единиц). Наблюдения помогут увидеть не только языковую специфику текстов, но и систематизировать свою языковую компетенцию.

Языковой тренинг. Это основной вид работы учащихся над языковыми особенностями текста. Он предполагает тренировку учащихся в разных видах языкового разбора: распознавание языковых единиц, выявление их специфики на основе тождества с другими, определение основных признаков языковых явлений и их квалификация, наблюдение над функционированием языковых единиц в тексте.

   Комплексная работа с текстом требует изменения структуры урока. В нем можно выделить следующие этапы:

- целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выполнению задания;

- планирование: школьники вникают в содержание и идею текста, размышляют над способом выполнения заданий, определяют потребность в справочной литературе и словарях, вырабатывают план действий;

- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

- дискуссия (устные отчеты о проделанной работе, уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения;

- итоговая творческая работа: обобщение материалов в устной и письменной форме; учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы.

   Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстом, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением, в процессе работы с текстом учащимися используются словари различного вида.

   В качестве иллюстрации приведем одну из карточек, предлагаемых учащимся.

                                                  Вышивание крестом.

   Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы – мысль, вместо льняного холста – белый лист бумаги. Слово – тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот – ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

   Слово к слову, крестик к крестику – и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок. Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.                                                                                                        (Е.И.Носов).

- Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания этого текста?

- Помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста?

- Сформулируйте определение ключевых слов.

- Перечитайте первое предложение. Какова его роль в данном тексте?

- Докажите, что данный текст – рассуждение.

- Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения? Покажите это на примере данного текста.

- К какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.

Задания на выбор учащихся.

1. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложного, назовите их вид.

2. Проведите разные виды разбора: не умею (фонетический), многоцветный (по составу), окрашено, шелковую, по-другому (морфологический).

3. Спишите текст. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста?

   Ученики знакомятся с заданиями к каждому тексту, определяют, какой текст и задания им интересны, формируют пары или группы, или работают индивидуально, отбирают необходимую справочную литературу.

   Основная цель обучения русскому языку в старших классах – формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. В связи с этим особую актуальность приобретают активные формы обучения: семинары, практикумы, лабораторные работы.

   При определении содержания лабораторной работы следует руководствоваться сквозными темами, к которым учащиеся обращаются при изучении разных разделов курса русского языка. Лабораторные занятия имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования, использование научной литературы, словарей, справочников. Как особый вид самостоятельной работы, лабораторные занятия формируют умение анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать материалы исследования, делать выводы.

                              Структура проведения лабораторной работы.

1. Подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней.

2. Проведение лабораторной работы:

а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы;

б) оснащение лабораторной работы: тесты, справочники, учебные пособия, таблицы (выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся);

в) самостоятельное выполнение работы, обработка и оформление наблюдений письменно;

г) подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, определение учителем уровня овладения материалом.

   В качестве иллюстрации рассмотрим содержание лабораторной работы «Культура речи и нормы современного русского языка».

Цели для учителя:

- совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы;

- помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставлении, анализ, выводы;

- научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.

Цели для учащихся:

- овладеть понятием нормы и признаками правильной речи;

- уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений.

Оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Орфографический словарь русского языка / Под ред. Аванесова Р.И.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.

                                                Ход выполнения лабораторной работы

 

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

 

  Оргмомент. Целеполагание

 

 

Проверка домашнего задания осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе задания: «Дать определение понятия нормы и ее вариантов».

 

 При ответе на данный вопрос учащиеся опираются на учебное пособие К.С.Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» (М., 1998г.)

 

 Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающей данные различных словарей и справочников в отношении отдельных пар слов (столяр – столяр, махает – машет, ноль – нуль).

 Словари и справочники.

 

Толковый словарь

Орфоэпический словарь

Словарь трудностей русского языка

Практическая часть. Цель – закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения. Задания выполняются в группах. Результаты фиксируются в оценочном листе.

 

 

-                               

Задания:

1.Отметьте нарушения норм русского языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения?

2. Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам русского литературного языка.

3. Письменно оформите свои наблюдения.

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 

Домашнее задание.

Аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы.

 

 

                                                    Материалы к лабораторной работе.

                                                                           Вариант 1.

1) – Ты чего это хочешь? – спросил Пека, подъезжая к ней. – На природу интересуешься, да?

    - На природу.

    - Ну дак ты вот что…Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черемухи – я вчера весь объелся.                                                             (Абрамов).  

   2) Полоскает – полощет, верба – верба, гектар – гектаров, компас – компас, дубрава – дуброва, собрала – собрала.

                                                          Вариант 2.

1) Трудное это дело – чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает. Это – не шутка, парень, ты сам на заводе работал и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что  хочь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется.

2) Помидор – помидоров, отдал – отдал, петля – петля, капает – каплет, послала – послала, обуславливать – обусловливать, цемент – цемент.

                                                                         Вариант 3.

1) – Чему обучаюсь? – переспросил Макар и захлопнул книжку. – Английскому языку…

    - Трудная штука?

    - Трудная до невозможностей!.. Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделывали. По-нашему, к пример «пролетариат» - и по-ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипение произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а придется их говорить.

2) Прибег – прибегнул, браслет – браслета, поднял – поднял, убрала – убрала, плещет – плескает, домишко – домишка, оспоривать – оспаривать.

                                      Оценочный лист к лабораторной работе.

 

Виды деятельности учащихся.                                                         Оценки учеников. Комментарии.

Параметры выполнения задания.

1. Проверка домашнего задания:

Теоретическая часть (понятие нормы)

а) полнота ответа

б) правильность

в) последовательность

г) примеры

д) языковое оформление

Практическая часть (заполнение таблицы)

а) соблюдение нормы ударения

б) вариативность норм образования

2. Выполнение лабораторной работы

Первое задание

а)отметка о нарушении норм в тексте

б) объяснение причин нарушения норм

Второе задание

а) определение типов вариантов норм

б) характеристика на соответствие нормам языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ввввввввр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 


 

Методические материалы к элективному курсу «Учимся работать с текстом»

Методические материалы к элективному курсу «Учимся работать с текстом»

Комплексная работа с текстом требует изменения структуры урока

Комплексная работа с текстом требует изменения структуры урока

Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения?

Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения?

В качестве иллюстрации рассмотрим содержание лабораторной работы «Культура речи и нормы современного русского языка»

В качестве иллюстрации рассмотрим содержание лабораторной работы «Культура речи и нормы современного русского языка»

Практическая часть. Цель – закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения

Практическая часть. Цель – закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения

Помидор – помидоров, отдал – отдал, петля – петля, капает – каплет, послала – послала, обуславливать – обусловливать, цемент – цемент

Помидор – помидоров, отдал – отдал, петля – петля, капает – каплет, послала – послала, обуславливать – обусловливать, цемент – цемент

Второе задание а) определение типов вариантов норм б) характеристика на соответствие нормам языка

Второе задание а) определение типов вариантов норм б) характеристика на соответствие нормам языка

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"

Методические материалы к курсу "Учимся работать с текстом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023