Пермский край Кунгурский район село Калинино
МБОУ «Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»
«Методические материалы по чтению для обучающихся с ОВЗ»
Из опыта работы
учителя коррекционных классов
Федотовой Светланы Викторовны
МБОУ «Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»
2020 год
Введение
Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира, а последние годы все шире применяется у нас в России. Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Попробовать ввести тестирование на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида я решила с целью повышения интереса учащихся к предмету, разнообразия различных этапов урока и использования новой формы контроля ЗУН.
Что такое тест?
В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест - это задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Преимущества тестирования:
Ø Развивает мыслительные операции учащихся.
Ø Формирует навыки самоконтроля, самостоятельности.
Ø Может служить объектом познания.
Ø Быстрота проверки.
Ø Возможность проверки одновременно всех учащихся класса.
Ø Способствует накопляемости оценок.
Проводя тестирование в коррекционной школе VIII вида, необходимо соблюдать следующие правила:
§ Предусмотреть время и продолжительность тестирования на уроке (т.к. при однообразной работе снижается внимание учащихся).
§ Дать ученикам чёткую инструкцию перед началом выполнения работы.
§ Не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень класса, возраст детей, адаптировать готовые тесты, прогнозировать результат).
§ Проводить анализ результатов тестирования оперативно.
§ Анализ результатов должен носить диагностический характер, быть эффективным средством корректирования.
Требования к тестовым заданиям по чтению в коррекционной школе VIII вида:
1. При чтении ученик должен хорошо понимать, что необходимо выполнить, поэтому тестирование доступно только для читающих и понимающих смысл прочитанного.
2. Формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими.
3. При составлении тестов необходимо учитывать уровень психофизических возможностей учащихся.
Тесты, которые я использую на уроках чтения можно разделить на две категории - традиционные и специфические.
Виды традиционных тестовых заданий:
1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).
2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа).
1. Тест по повести Ю.Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова» 9 класс
1. Главный герой повести:
A. Вася
B. Соседка
C. Евлампьевна
2. Домашнее животное, за которым герой отправился в путь:
A. Собака
B. Лошадь
C. Поросёнок
3. Название города, в котором совершалась покупка:
A. Егоров
B. Карманов
C. Лапотков
4. Недостатки, которые видел герой у своей покупки:
A. Большой и лохматый хвост
B. Длинные уши
C. Маленькие пяточки
5. Значение выражений «тёртый калач» и «стреляный воробей»:
A. Вещи, пришедшие в негодность
B. Боязливость, трусость
C. Человек, разбирающийся во всём и умеющий вести торги
6. Приобретением героя оказался:
A. Поросёнок
B. Козёл
C. Собака
7. Герой называет себя из-за неудавшейся покупки:
A. Дурак дураком
B. Лопух лопухом
C. Неудачник
8. Покупка пахла:
A. Мёдом
B. Пылью
C. Мукой
9. Улики, по которым герой хотел найти черноусого:
A. По мешку
B. По псу
C. По фотороботу
10. Кличка, которую даёт герой покупке:
A. Рыжий
B. Матрос
C. Собака
11. Герой планировал сделать нового члена семьи:
A. Врагом
B. Другом на всю жизнь
C. Приманкой для поимки афериста
12. План, созревший в голове героя по поводу поимки черноусого:
A. Переодеться
B. Решил простить обидчика
C. Замаскироваться, приклеив усы
13. Жанр данного произведения:
A. Поэма
B. Повесть
C. Сказка
14. «Приключения Васи Куролесова» относятся к произведениям:
A. Юмористическим
B. Сатирическим
C. Трагическим
2. Тест В.Г. Короленко «Слепой музыкант» 8 класс
1. Жанр произведения «Слепой музыкант»:
A. Рассказ
B. Повесть
C. Пьеса
2. Главный герой произведения:
A. Петрик
B. Максим
C. Ставрученко
3. Музыкальный инструмент, на котором играл мальчик на берегу реки:
A. Гитара
B. Балалайка
C. Самодельная дудка
4. Что испугало Эвелину в действиях героя при их знакомстве:
A. Грубость
B. Прикосновение к её лицу
C. Неподвижный взгляд
5. Поведение девочки, узнав, что мальчик слепой:
A. Она ушла
B. Прислонилась к нему лицом и заплакала
C. Стала его дразнить
6. Мальчик получал образование:
A. Его обучали дома
B. Учился в специальной школе для слепых
C. Жил и учился в специализированном интернате
7. Герой читал книги и учебную литературу при помощи:
A. Мамы
B. Максима
C. Пальцев
8. Занятие мальчика, когда «маленькая женщина» впервые пришла к нему в усадьбу:
A. Играл на музыкальном инструменте
B. Сидел в комнате за уроками
C. Ждал девочку
9. Автор сравнивает жизнь слепого мальчика в усадьбе:
A. С жизнью узника
B. С жизнью тепличного цветка
C. С безрадостным существованием
10. Кому принадлежит данное описание «…это небольшое, худощавое созданьице… Правильные красивые черты зарисованы плавными, холодными линиями; голубые глаза, румянец редко является на бледных щёках…»
A. Эвелине
B. Слепому юноше
C. Матери
11. Максим пригласил в усадьбу общество молодых людей:
A. Чтобы слепому было веселее
B. Для интересных бесед
C. Чтобы Пётр научился жить в обществе других людей и нашёл своё место в жизни
12. Эвелина призналась Петру:
A. Что они любят друг друга
B. Что она уезжает жить в большой город
C. Что им больше не надо встречаться
13. Что заставило гостей усадьбы взглянуть на слепого по-новому, с удивлением и восхищением:
A. Живое общение с гостями
B. Интересные и занимательные истории
C. Безупречная игра на фортепиано
14. Город, в котором Пётр собрал многочисленную публику на свой концерт:
A. Москва
B. Киев
C. С.Петербург
3. Тест по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» 6 класс
1. Мастер, изготовивший волшебное зеркало:
A. Стекольщик
B. Тролль
C. Слесарь
2. Свойства зеркала:
A. Умело говорить
B. Исполняло желания
C. Отражало всё в искажённом виде
3. Осколки зеркала, попавшие в глаза и сердца людей:
A. Превращали их в статуи
B. Делали их злыми и бессердечными
C. Превращались в лёд
4. Кай и Герда вместе любили отдыхать:
A. На реке
B. На крыше под кустами роз
C. Играли в настольные игры
5. Бабушка, когда увидела снег за окном, сравнивала снежинки:
A. С пчёлками
B. С птичками
C. С бабочками
6. Кай стал злым и жестоким мальчиком, потому что:
A. Он был таким всегда
B. Его сердце стало ледяным
C. Ему нравилось обижать других
7. Кай покинул город:
A. Привязал санки к саням Снежной королевы
B. Решил побывать в других странах
C. Не хотел возвращаться домой
8. Снежная королева заставила забыть Кая о Герде, бабушке и семье:
A. Заколдовала его
B. Поцеловала его 2 раза
C. Подарила ему новые игрушки
9. Герда отправилась в дальний и опасный путь, чтобы:
A. Отдохнуть на природе
B. Встретить новых друзей
C. Найти Кая
10. Чтобы узнать правду о Кае, Герда отправилась к реке и подарила ей:
A. Новые красные башмачки
B. Венок из роз
C. Праздничное платье
11. Речка принесла Герду:
A. К Каю
B. К дому доброй волшебницы
C. За тридевять земель
12. В доме старушки Герда забыла о цели своего путешествия:
A. Потеряла память
B. Не хотела вспоминать о своём горе
C. Старушка решила Герду оставить себе
13. Герде помогли вернуть память и вспомнить о Кае:
A. Розы
B. Астры
C. Георгины
14. Птица, которая помогла Герде попасть во дворец принца и принцессы:
A. Попугай
B. Ворон
C. Сорока
15. Герда встретилась в тёмном и опасном лесу:
A. С волком
B. С медведем
C. С разбойниками
16. Герда узнала, что Кай находится в чертогах Снежной королевы:
A. От маленькой разбойницы
B. От старухи разбойницы
C. От лесных голубей
17. Герда помчалась во дворец снежной королевы:
A. В карете
B. На коне
C. На северном олене
18. Занятие, за которым Герда застала Кая во дворце Снежной королевы:
A. Складывал из осколков льдин слова
B. Играл
C. Катался на коньках
19. Что растопило ледяное сердце Кая?
A. Поцелуй Герды
B. Горячие слёзы Герды
C. Воспоминание
Ответы:
1. К тесту по повести Ю.Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова» 9 класс
1.А, 2.С, 3.В, 4. С, 5.С, 6.С, 7.В, 8.А, 9.А. 10.В, 11.В, 12.С. 13.В, 14.А.
2. К тесту В.Г. Короленко «Слепой музыкант» 8 класс
1.в , 2.а, 3.с, 4.в, 5.в, 6.а, 7.с, 8.в, 9.в, 10.а, 11.с, 12.а, 13.с, 14.в
3. К тесту по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» 6 класс
1.В, 2.С, 3.В, 4.В, 5.А, 6.В, 7.А, 8.В, 9.С,10.А, 11.В, 12.С, 13.А, 14.В, 15.С,16.С, 17.С, 18.А, 19.В.
Литература
1. А.К. Аксёнова «Чтение 9 класс» учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2014 год
2. Автор составитель З.Ф. Малышева «Чтение» 8 класс, издательство «Просвещение», 2014г.
3. Авторы составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина «Чтение» 6 класс, издательство «Просвещение», 2014г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.