Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе
Оценка 4.7

Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе

Оценка 4.7
Документация +1
docx
музыка
1 кл—4 кл
24.04.2020
Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе
Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе
музыка.docx

 

Тема: «Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе»

Учитель начальных классов закладывает духовно-нрав­ственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир ис­кусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспита­ния школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминут­но, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бес­сознательные процессы, влияет на психику и соматику ре­бенка.

В подавляющем большинстве учителя начальных клас­сов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направле­ний музыки, накопленным опытом многовековых тради­ций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. 

Музыка - уникальное средство влияния на внутренний мир человека, она пробуждает в нём не только эмоции и чувства, но и образность музыкальных представлений, креативность мышления, духовные состояния (вдохновение), творческие способности.

Обучение музыкальному искусству детей осуществляется в музыкальных школах, музыкальных салонах, хоровых студиях, школах искусств, а также в общеобразовательных школах. Методические основы обучения в них имеют существенные различия. Для общеобразовательных школ разрабатываются программы, нацеленные на «формирование у обучаемых музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры личности». Тем не менее, авторами программ являются, как правило, музыканты профессионалы в какой-либо сфере музыкального искусства.

Д.Б. Кабалевский – композитор, музыкальный деятель, пианист. Ю.Б. Алиев,- духовик и хоровик по базовому образованию. В.В. Алеев - выпускник историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных. Г.С. Ригина закончила сначала музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Несколько лет работала преподавателем музыкальной школы. Т.И.Бакланова в своё время окончила с отличием Московский государственный институт культуры (в настоящее время - Московский государственный университет культуры и искусств) по кафедре академического хора. Профессиональную деятельность посвятила проблемам традиционной народной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного и музыкального образования.

Анализ программ по музыке вышеназванных авторов даёт основание для вывода о том, что УМК по музыке для общеобразовательной школы, разработанные учениками и единомышленниками Д.Б. Кабалевского, тем не менее, отражают некоторый функционализм в методическом и технологическом аспектах музыкального образования и воспитания школьников. Интегративности и целостности удалось достичь авторам программы по музыке основной образовательной системы «Школа России».

Методическими основами программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

          В методических пояснениях к программам по музыке, казалось бы, справедливо оговаривается, что изучение музыкальной грамоте не должно

заслонять своей трудоёмкостью усвоения специфического дидактического материала непосредственное восприятие детьми музыки.

Наша трактовка «музыкальной грамотности» заключается в общеизвестном дидактическом постулате: музыкальный язык, как и любой другой, нужно изучать с «азов» и основательно. Не зная языка музыки, адекватно эмоционально представить пережить и понять и музыкальный образ невозможно.

Согласно проведённым исследованиям к методическим основам музыкального образования следует отнести, так называемый закон трёх «И»:

1)    интегративности,

2)    интерактивности,

3)    интрамузыкальности.

Соблюдение данных принципов возвращает детям «живую музыку», вместо электронного звучания; обеспечивает разумное сочетание взаимодополняющих способов, техник и технологий музыкального обучения и воспитания детей; создаёт единое творчески развивающее музыкально-художественное образовательное пространство – «союз трёх Муз»: музыки, изобразительного искусства, поэзии.

Принципиально важной становится «сценарная режиссура» современного урока музыки, перенесённая в музыкальное образование из театральной (кинематографической) педагогики. Лишь в этом случае урок музыки становится уроком искусства, уроком творчества.


 

Тема: «Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе»

Тема: «Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе»

Д.Б. Кабалевский – композитор, музыкальный деятель, пианист

Д.Б. Кабалевский – композитор, музыкальный деятель, пианист

Не зная языка музыки, адекватно эмоционально представить пережить и понять и музыкальный образ невозможно

Не зная языка музыки, адекватно эмоционально представить пережить и понять и музыкальный образ невозможно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020