Тема: «Методические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе»
Учитель начальных классов закладывает духовно-нравственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир искусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспитания школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминутно, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику ребенка.
В подавляющем большинстве учителя начальных классов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направлений музыки, накопленным опытом многовековых традиций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе.
Музыка - уникальное средство влияния на внутренний мир человека, она пробуждает в нём не только эмоции и чувства, но и образность музыкальных представлений, креативность мышления, духовные состояния (вдохновение), творческие способности.
Обучение музыкальному искусству детей осуществляется в музыкальных школах, музыкальных салонах, хоровых студиях, школах искусств, а также в общеобразовательных школах. Методические основы обучения в них имеют существенные различия. Для общеобразовательных школ разрабатываются программы, нацеленные на «формирование у обучаемых музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры личности». Тем не менее, авторами программ являются, как правило, музыканты профессионалы в какой-либо сфере музыкального искусства.
Д.Б. Кабалевский – композитор, музыкальный деятель, пианист. Ю.Б. Алиев,- духовик и хоровик по базовому образованию. В.В. Алеев - выпускник историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки (РАМ) им. Гнесиных. Г.С. Ригина закончила сначала музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Несколько лет работала преподавателем музыкальной школы. Т.И.Бакланова в своё время окончила с отличием Московский государственный институт культуры (в настоящее время - Московский государственный университет культуры и искусств) по кафедре академического хора. Профессиональную деятельность посвятила проблемам традиционной народной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного и музыкального образования.
Анализ программ по музыке вышеназванных авторов даёт основание для вывода о том, что УМК по музыке для общеобразовательной школы, разработанные учениками и единомышленниками Д.Б. Кабалевского, тем не менее, отражают некоторый функционализм в методическом и технологическом аспектах музыкального образования и воспитания школьников. Интегративности и целостности удалось достичь авторам программы по музыке основной образовательной системы «Школа России».
Методическими основами программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
В методических пояснениях к программам по музыке, казалось бы, справедливо оговаривается, что изучение музыкальной грамоте не должно
заслонять своей трудоёмкостью усвоения специфического дидактического материала непосредственное восприятие детьми музыки.
Наша трактовка «музыкальной грамотности» заключается в общеизвестном дидактическом постулате: музыкальный язык, как и любой другой, нужно изучать с «азов» и основательно. Не зная языка музыки, адекватно эмоционально представить пережить и понять и музыкальный образ невозможно.
Согласно проведённым исследованиям к методическим основам музыкального образования следует отнести, так называемый закон трёх «И»:
1) интегративности,
2) интерактивности,
3) интрамузыкальности.
Соблюдение данных принципов возвращает детям «живую музыку», вместо электронного звучания; обеспечивает разумное сочетание взаимодополняющих способов, техник и технологий музыкального обучения и воспитания детей; создаёт единое творчески развивающее музыкально-художественное образовательное пространство – «союз трёх Муз»: музыки, изобразительного искусства, поэзии.
Принципиально важной становится «сценарная режиссура» современного урока музыки, перенесённая в музыкальное образование из театральной (кинематографической) педагогики. Лишь в этом случае урок музыки становится уроком искусства, уроком творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.