МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 48 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОГРН 1229300093175 ИНН 9308013721 283048, Донецкая Народная Республика. г.о. Донецк, г. Донецк, ул. Щорса, д. 96А тел.: (856) 311-43-71; e-mail: dn-mou48@mail.ru
НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА
из опыта работы заместителя директора, учителя информатики
Туковой Виктории Александровны
г. Донецк
«Использование геймификации на уроках информатики в начальной школе»
Все мы играем в игры, независимо от возраста. У детей игра явная, у взрослых – более тонкая и завуалированная, учёные исследуют самое понятие «игры», при этом тоже играя. Откуда происходит это понятие и какие значения она имеет в данный момент? Слово «игра» появляется с самых древнейших времён. Римляне связывали игру с радостью и весельем, древние евреи – с шуткой и смехом. Только древние греки называли игрой поведение детей, и дословно слово «игра» переводилось как «предаваться ребячеству».
Так что же такое игра? Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра – это исторически сложившаяся деятельность, основанная на воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра имеет четкую структуру, которая включает:
· мотив;
· тему;
· сюжет;
· игровое действие;
· игровую роль;
· воображаемую ситуацию;
· игровой материал; · результат.
На данный момент у слова «игра» существуют несколько значений:
Общее значение – процесс взаимодействия детей с игрушками.
Общее переносное значение – неискренность человека, намеренные действия, направленные на обман.
В спорте – определённый вид спорта (футбол, баскетбол, шахматы и т.д.) В музыке – процесс игры на каком-либо музыкальном инструменте.
Театр – естественность изображаемого актёром образа. Хорошая игра – когда актёру веришь безоговорочно, плохая игра – когда чувствуется фальшь и ненатуральность.
Компьютерная игра – компьютерная программа развлекательного характера.
Настольная игра – набор определённых предметов и правил обращения с ними, имеющий какую-то цель и направленный на развлечение.
Игра слов – словесный каламбур, когда благодаря многозначности слов у фразы появляется двойное, а то и тройное значение.
О том, что такое игра с научной точки зрения, начали задумываться в середине XIX века. Основоположником игры принято считать К. Гросса. Суть его теории заключалась в том, что в детстве мы познаем весь спектр социальных ролей именно через игру: дочкиматери, игры с куклами, игры в войнушки – всё это отражение взрослых ролей, которые мы будем потом выбирать и исполнять всю свою жизнь. Подобное мы можем увидеть и в мире животных: детёныши любого зверя в детстве играют между собой, тренируя навыки охоты, выслеживания и социального взаимодействия.
Каждый из нас когда-то был по-настоящему увлечен какой-то игрой. Кто-то футболом, кто-то шахматами. Игры обладают огромной силой, и заставляют нас испытывать самые разные чувства. Мы увлекаемся процессом игры, ощущаем причастность к команде и удовлетворение от достигнутого результата.
Хорошо сконструированная игра — это сложный и многогранный инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. В этом и заключается суть (цель) геймификации (игрофикации). Другими словами, это изменение поведения человека в зависимости от вашей цели. Ключевые слова – это «изменение поведения». Манипуляция. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени, имеющей срок достижения.
Геймификация или игрофикация – это процесс привнесения игровых элементов, игровых механик и методов проектирования игр в изначально неигровые сферы жизни.
Зачем нужна геймификация? Где ее используют?
Термин, этимология
Термин геймификация наряду со многими новейшими понятиями пришел к нам из английского языка, от слова «gamification», «game» (игра). Впервые о геймификации заговорили в 2003 году, но наибольшей популярностью оно стало пользоваться с конца 2010 года.
Что означает геймификация?
Геймификация относится к системам и процессам, важная часть которых – это мотивация и вовлеченность. Подобно играм эти процессы должны привлечь целевой объект (человека), захватить его внимание и заинтересовать. Ведь что такое игра? Это что-то непринужденное, то, что мы делаем по собственному желанию, не ради выгоды, а для удовольствия от процесса. При успешном достижении конечной цели игры мы получаем так называемую «награду» — это может быть, как приз в вещественной форме, так и удовлетворение от победы, переход на следующий уровень, бонусы, или очки. И эта награда, вместе с удовольствием от самого процесса игры побуждает нас возвращаться к ней снова и снова. Также как лайки за пост в социальной сети, побуждают нас постить еще.
Задачей геймификации является использование механизма игры и Формирование правильной награды, которая будет мотивировать и побуждать к действию. Ключевой момент геймификации – это трансформация этой награды из внешней во внутреннюю, душевное вознаграждение, личное удовлетворение. Например, вознаграждая себя печеньем после того, как закончил делать домашнее задание, ученик может побудить себя делать его прилежней и более регулярно. Со временем, когда печенье закончится, он может обнаружить удовольствие от выполнения заданий вовремя и прилежно заниматься уже без печенья в качестве награды.
Девиз геймификации – ВОВЛЕКАЙ И ВЛАСТВУЙ!
Существуют принципы, на которых построены игры, и приемы, делающие их увлекательным. Эти принципы и приемы можно применять не только в играх, но и других сферах.
4 базовых принципа геймификации:
Участники должны быть мотивированы к взаимодействию. Как известно, наиболее мощными стимулами к действию являются желания получить удовольствие или избавиться от дискомфорта — в качестве мотиватора можно использовать любое вознаграждение, будь то физический приз или возможность получить признание друзей.
Бонусы, специальные вознаграждения, неожиданная похвала, новые возможности — подобные приятные неожиданности вызывают у людей любопытство, каковое впоследствии порождает желание достичь конечной цели конкурса, задания или соревнования.
Стремление к статусу заложено биологически — каждый желает быть лучшим в том, что делает. Хорошо структурированное соревнование, предоставляющее множество возможностей для демонстрации прогресса и успеха, позволяет доказать свое превосходство как противнику, так и самим себе. Индикаторы прогресса, значки, списки лидеров, публичная похвала — эти и многие другие форматы отображения достижений являются стимулами к действию
Вознаграждения могут быть эмоциональными, физическими, персональными или повышающими статус. Если выбрать в качестве вознаграждения исключительно физический продукт, стоит убедитесь, что его ценность стоит усилий, которые участники затратят на победу — в противном случае, желающих поучаствовать в конкурсе найдется немного.
Элементы геймификации:
Любая игра конструируется из отдельных частей, которые можно назвать элементами игры. Элементы - это набор инструментов, с помощью которых можно построить игру. Так, шашки включают в себя такие элементы, как фишки (шашки), особенности взаимодействия между шашками, такие как передвижение шашек по диагонали и возможность «есть» шашки соперника, и правила, согласно которым шашки, дошедшие до последнего ряда, становятся дамками. Таким образом, элементы игры включают в себя предметы, особенности их взаимодействия, и набор правил.
Преимущества геймификации:
1. Замена рутинной работы игровым процессом;
2. Вовлечение всех в решение поставленных задач;
3. Развитие творческого и неординарного мышления у участников;
4. Возможность самореализации участников;
5. Заинтересованность в выполнении поставленных задач;
6. Повышение сплоченности коллектива при совместном решении задач;
7. Визуализация достижений и прогресса участников геймификации.
Применение геймификации в реальном мире
Потенциально, геймификация может быть приложена к абсолютно любой отрасли, создавая увлекательный процесс и захватывающий опыт, превращая пользователей в игроков.
1. Маркетинг. Геймификация используется как бизнес-стратегия в маркетинге.
2. Персонал. Геймификация предлагает серьезный и эффективный набор инструментов для создания систем мотивации персонала и улучшения их производительности.
3. Образование. Уже сегодня мы сталкиваемся с тем, что на уроках в школе дети играют в мобильные телефоны, а придя домой – проводят время за компьютерными играми, или сидя в социальных сетях. И отвлечь большинство из них от всевозможных игр, приложений и гаджетов — знаниями, в той форме, в которой они преподносятся, а именно зачитыванием материала из учебника, зубрежкой и диктантами, попросту не представляется возможным. Образование устарело, так как не отвечает потребностям современных школьников. А требование 21 века к образованию очевидно – это его геймификация, для вовлечения учеников в процесс обучения. Работа в группах, ролевые и ситуационные игры, построение учебного материала на основе уровней, которые могут достичь ученики, с непрерывной обратной связью о достижениях ученика. Помимо вышеперечисленного, геймификация может быть использована в реальной жизни каждого человека, в искусстве, дизайне, здравоохранении и спорте, для защиты окружающей среды, и других социально значимых проектов.
Часть игрового сообщества критично относится к игрофикации. Исследователь Гамбургского университета Себастьян Детердинг описал популярные в настоящий момент стратегии игрофикации как не весёлые и создающие искусственное ощущение достижений. Также, по его словам, игрофикация может мотивировать нежелательное поведение. внешняя мотивация. Внешние награды, такие как бейджи и пр. — конечно необходимы, но более важна внутренняя мотивация участников к достижению поставленной цели.
Вся жизнь- игра…. И теперь это не образное выражение, а наша с вами действительность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.