Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 70
с углубленным изучением отдельных предметов"
Кировского района г. Казани
«Методические рекомендации
по организации
проектной деятельности
на уроках физики»
Методическая разработка
Учителя первой
квалификационной категории
Светчиковой Ирины Владимировны
г. Казань 2023 г
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………..........3 стр
2.Основная часть ………………………………………………………..…...……5 стр
2.1 Типы проектов……………………………………………………………..…....5 стр
2.2.Классификация проектов………………………………………………..….…..5 стр
2.3.Плае проектной деятельности……………………………………………..…....7 стр
2.4 Формы продуктов деятельности………………………………………………..7 стр
2.5 Некоторые проекты моих учеников………………………………………….....8 стр
3.Заключение……………………………………………………………..……..….12 стр
3.1 Выводы……………………………………………………………………….....12 стр
4. Список литературы…………………………………………………..…….…..13 стр
«Методические рекомендации по организации
проектной деятельности на уроках физики»
Введение:
Проектная деятельность, согласно новым требованиям ФГОС, является обязательным элементом учебного процесса.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность!
Б.Шоу
«Никого и ничему научить нельзя – в конечном счёте, каждый ученик учится сам»! Я бы добавила: учитель только помогает преодолеть трудности и достичь желаемой цели. В работе педагога главное не запрещать, а направлять! Не управлять, а соуправлять! Не принуждать, а убеждать!
Я постоянно задаю себе вопрос: «как на уроках физики оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?».
Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя. Вспомним слова А. Эйнштейна «Очень важно не переставать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И учитель в первую очередь должен стараться создать атмосферу, сопутствующей поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это интересно. Важно обучать школьников навыкам исследовательской деятельности. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, достигнуть более высоких результатов. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: зарождаются основы системного мышления, формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, воспитываются целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская и проектная работа школьников.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения) и системное мышление.
Под понятием «Проект» понимается
творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям
учащихся.
Цель проектной деятельности –
Получение такого результата, который может быть, как социально, так и личностно значим.
Для учащихся: Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной темы.
Социально значимый это – значит, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. Может использоваться на уроках при изучении нового материала
Личностно значимый это – когда ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принимает самостоятельно решения, оценивает свою работу и получает от нее удовольствие.
Под понятием «Проект» понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся.
Проект - это «пять П»
• Проблема
• Планирование
• Поиск информации
• Продукт (Результат деятельности)
• Презентация.
Задачами проекта являются:
1.Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.
5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Основная часть:
2.1 Типы проектов:
2.2 Классификация проектов:
2.3 Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету физика ведётся по плану:
1. Оформление замысла - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
Ученик:
- Выбирает тему
- Обосновывает актуальность проекта
- Формулирует цель
На этом этапе учителю необходимо:
- Предложить возможные темы ученикам или предложить выбрать тему проекта самостоятельно. Корректирует формулировку цели.
- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
2. Планирование деятельности -
проводится обсуждение проекта, обмен идеями
Определяются цели, задачи, структура и форма проекта. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план деятельности.
На этом этапе учителю необходимо:
- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
- выделить среди них наиболее удачные;
- помочь учащимся составить план работы над проектом.
- Рекомендует источники информации
3. Выполнение проекта (Реализация замысла, идеи )
- На этом этапе учителю необходимо: Провести консультацию и помочь систематизировать материал.
- Проконтролировать этапы написания реферата и
подготовки презентации, необходимой при защите проекта
- Совместно с учеником участвует в разработке методики и плана эксперимента.
4. Проверка и оценка результатов проекта - производится обработка полученной информации.
Оценка соответствия цели результату, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.
На этом этапе учителю необходимо:
- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
- Помочь в оформлении работы
5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
На этом этапе учителю необходимо:
- определить время и форму защиты проектов;
- подготовить сценарий защиты проектов;
- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов
2.4.
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, делятся идеями о дальнейшей работе. Оценка проекту, его значимость во многом зависит от умения, учащегося представить свою работу. И поэтому важно сформулировать ряд вопросов, отвечая на которые ученик докажет важность его работы. К ним можно отнести:
6. Аналитический этап (Рефлексия) - анализируются результаты работы над проектами.
На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Учебный проект имеет ряд преимуществ: он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; успешно интегрируется в образовательный процесс; проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
2.5. Некоторые проекты моих учеников:
3. Заключение:
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Проектная деятельность очень хорошо показывает личностный рост ребенка. Те знания которые он получает на уроках он может подтвердить воплотив их в проект. В результате проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету; обучающиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Как следствие растет качество знаний по физике.
Сформированность у обучающихся исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша задача – мотивировать учеников на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
3.1 Вывод:
1. Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь.
2. В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников.
3. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.
4. Список используемой Литературы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.