Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Здоровьесберегающие мероприятия - специфика проведения»
Оценка 4.7

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Здоровьесберегающие мероприятия - специфика проведения»

Оценка 4.7
docx
06.03.2020
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования  «Здоровьесберегающие мероприятия  - специфика проведения»
Здоровьесберегающие мероприятия 2019.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

«Здоровьесберегающие мероприятия  - специфика проведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Составитель: методист МБУ ДО ДЭБЦ

                                                                                                                                         Розникова О.А.

 

 

 

                                        

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2018г.


 

Цель методической разработки: оказание помощи педагогам дополнительного образования в здоровьесберегающем  направлении воспитательного процесса обучающихся.

Пояснительная записка

Происходящие в России кардинальные экономические, политические, социокультурные изменения привели к значительному ухудшению условий жизни детей. Причины этого многообразны. Не последнюю роль здесь играют фактор семьи и фактор образовательного учреждения: насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог был грамотен в вопросах сохранения здоровья детей любого возраста, должен иметь и специальные знания, касающиеся здоровья детей, практические навыки здорового образа жизни. Как говорил Сухомлинский В.А.: «Забота о здоровье – есть важнейший труд воспитателя.  От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Данная работа может оказать практическую, реальную помощь педагогам ДО в организации и проведении здоровьесберегающих, спортивных мероприятий, таких как: час здоровья «Зажги звезду добра», «Праздник чистоты и здоровья», познавательная игра-ситуация «Будем здоровы – будем дружить», «Викторина  по правилам дорожного движения», диспут «Опасное пристрастие и падение личности», игра «Здоровье - прежде всего», праздник «Вредным привычкам скажем «Нет!», интеллектуально - познавательная игра «Не сломай свою судьбу!».

Введение

С дошкольного возраста детям надо прививать умение разбираться в особенностях своего организма и привычку к образу жизни, сохраняющему здоровье, а не разрушающему его. Степень грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах здоровья определяет в дальнейшем уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя. В течение учебного года ребенок находится во взаимодействии со школьными учителями, друзьями, и этот круг общения вынужденный и не зависит от его личного желания. В период каникул большая ответственность ложится на педагога дополнительного образования,  направить в надежное русло эти знакомства и общение – задача педагога ДО. В целях оздоровления детей и вовлечения их в здоровьесберегающую деятельность, педагогам дополнительного образования требуется обладать необходимым багажом знаний по организации  спортивно - творческих дел, туристских и исследовательских походов и экскурсий, тренингов, релаксаций, консультаций, встреч и знакомств с интересными людьми, организации спортивных и народных игр, турниров, спортивных праздников и других форм работы. Педагогам ДО желательно действовать согласно комплексной программы системы физического воспитания школьников. Как правило, такая программа является частью общегосударственной системы физического воспитания и строится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями. Вниманию педагогов дополнительного образования предлагаются цели, задачи и принципы здоровьесберегающей программы для 1- 4 классов под названием «Школа здоровья и радости».

1. Образовательные и воспитательные задачи.

Физическое воспитание школьников базируется на единстве цели задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим знаниям физическими упражнениями.

Процесс воспитания и обучения в дополнительном образовании предусматривает формирование некоторых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в учреждениях  дополнительного образования и семье.

Таким образом, в связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими».

  2. Повышение компетентности педагогов дополнительного образования      в области здорового образа жизни.

Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни педагогов. Целями работы с педагогическим коллективом является повышение профессиональной компетентности педагогов в области здорового образа жизни, совершенствование их валеологической культуры, развитие коммуникативных умений, подготовка к взаимодействию с родителями.

Для реализации целей используются следующие формы работы:

1.Анкетирование педагогов с целью выяснения трудностей во взаимоотношении с родителями.

2.Анкетирование, наблюдения за работой педагогов с целью выявления профессиональной компетентности в области формирования здорового образа жизни.

3.Семинары – практикумы по повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни.

4.Адресная помощь педагогам.

5.Взаимопосещения, обмен опытом.

6.Самообразование.

7.Курсы повышения квалификации по темам: «Здоровый образ жизни обучающегося в дополнительном образовании», «Воспитание здорового школьника».

Неотъемлемой частью оздоровительной деятельности педагогов ДО является физкультурно-массовая, спортивная, туристская деятельность.  От личных качеств педагога, его способности к поддержанию психологического и эмоционального климата в процессе обучения, зависит образованность и здоровье обучающегося.

Основным стержневым направлением воспитательной деятельности является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога,  и его воспитанников. Каждый педагог обязан помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому человеку каждый день – праздник» - гласит одна из восточных пословиц. Проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, профилактике заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, формирование навыков здорового образа жизни, знания о правильном питании, режиме питания – вот неполный перечень направлений в работе педагогического коллектива. Для успешного решения  задач по охране здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни методический журнал «Дополнительное образование и воспитание детей» предлагает педагогам дополнительного образования здоровьесберегающую программу «Школу здоровья и радости» (для 1-4 классов).     Программа  «Школа здоровья и радости»,  была создана после анкетирования реальных знаний школьников о здоровье и ЗОЖ и была выявлена потребность детей в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям.  В основу программы положена коллективная деятельность детей, педагогов, родителей.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.

В основу программы положены принципы: актуальности, доступности, активного обучения,  иллюстративности, последовательности, системности, стимулирования сознательности и активности.  Оздоровительная работа предусматривает не только занятия спортом, но и создание психологического микроклимата, поскольку оздоровительная работа в условиях детского центра возможна при условии гармонии внутреннего и внешнего состояния ребенка.

3. Работа по охране и укреплению здоровья  детей

Работа по охране и укреплению здоровья детей  может выполняться в три этапа:

I. Подготовительный этап.

- подготовка программы деятельности;

- исследование и  сбор информации о  состоянии здоровья детей  и подростков объединениях, анкетирование;

- консультации со специалистами: психологами, социальными педагогами и т.д.

II. Основной этап.

Педагогами дополнительного образования может быть оказана комплексная помощь школьникам с использованием как индивидуальных, так и  групповых методов работы по следующим направлениям:

- психологическое (психолог проводит индивидуальную, групповую психокоррекционную и психопрофилактическую работу);

-   оздоровительное (педагог проводит индивидуальную, групповую работу по оздоровлению детей путем проведения физических упражнений, рекомендаций по закаливанию, расширяют сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, закрепляют навыки безопасного и здорового образа жизни);

-   развивающее (педагог ДО осуществляет деятельность по развитию навыков самореализации и самоопределения, освоению новых видов развлечений и отдыха, активизации духа взаимопомощи).

III. Заключительный этап.

- анализ и оценка результатов работы;

-дальнейшая коррекционная работа с детьми и подростками;

-освещение результатов проведения психолого-оздоровительной работы в средствах массовой информации.

Методические  приемы и формы работы:

1. Психологические тренинги.

2. Релаксационные упражнения.

3. Консультирование.

4. Психологическая диагностика.

5. Коллективно - творческие дела.

6. Конкурсы, игры.

7. Спортивно-развлекательные соревнования.

8. Деловые и ролевые игры.

9. Беседы, лекции, встречи.

Виды занятий, проводимых с детьми:

 1.Психологичские тренинги

Цель: психологическое содействие успешной адаптации в окружающей среде.

Личностный блок.

Эмоциональный блок.

Коммуникативный блок.

Блок социальной активности. Интегральный блок.


 

2. Релаксация

Цель: развитие способности регулировать эмоциональное и физическое состояние.

«Мобилизация»

«Приятный отдых»

«Паровозик»

3. Консультирование

Цель: оказание психологической помощи детям и подросткам.

- индивидуальное.

- групповое.

4. Диагностика

Цель: сбор дополнительной информации по дальнейшей психокоррекции личности подростка.

«Дом, дерево, человек»

«Несуществующее животное»

5. Беседы, лекции, экскурсии.

Цель: просветительская, профилактическая работа.

«Правила поведения на воде»

«О правильном питании»

«Как быть всегда опрятным, аккуратным и организованным»

«Давайте жить дружно»

«Для чего нужна зарядка?»

«Лекарственные травы ростовского края»

«Неотложная медицинская помощь»

4.Организационно-массовая и спортивная - туристская работа, которую могут организовать педагоги дополнительного образования во время каникул и во внеканикулярное время.

Организационно-массовая и спортивно-туристская работа имеет своей целью профилактику заболеваний и формирование навыков ЗОЖ, раскрытие ребенка, как личности, поощрения индивидуальности и ответственности перед собой и обществом. Научить любить и уважать ближнего, охранять и оберегать даже маленькую частичку природы, что впоследствии будет перенесено на весь окружающий мир, относиться терпеливо к мнению каждого человека, с которым ребенок контактирует. Педагогам,  организующим  досуговый отдых с детьми, предлагается провести  следующие  здоровьесберегающие мероприятия:

1. Праздники здоровья:

·        утренник  «Друзья Мойдодыра»;

·        устный журнал «С режимом дня – мы друзья»;

·        форум «Парад  увлечений»;

·        марафон «Нет вредным привычкам!»;

·        «Праздник чистоты и здоровья».

2. Клуб интересных встреч с родителями, медицинскими работниками, специалистами различных профессий:

·        Врач – гигиенист: «О чем поведал микроскоп»;

·         врач-стоматолог: «Берегите свои зубы»;

·        школьный фельдшер:  «Профилактика простудных заболеваний», «Первая помощь при обморожении»;

·        медсестра хирургического кабинета: «Внимание, КЛЕЩ!»;

·        инспектор ГИБДД «Профилактика детского травматизма;

·        Операция «Внимание, дети!»;

·        тренер ДЮСШ: « Если дружишь с физкультурой»;

·        фармацефт «Витамины вокруг нас»;

·        психолог «Умей сдерживать себя», «Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность)»;

·        социальный педагог «Профилактика алкоголизма и табакокурения», «Профилактика наркомании».

3. Беседы, лекции, часы здоровья:  

-  лекция «Для чего нужна зарядка»;  

-  беседа «Твое здоровье»;

- час здоровья «Зажги звезду добра».

4.Творческие конкурсы:

- рисунков: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Физкульт-ура!»;

- поделок: «Золотые руки не знают скуки»;

- фотоколлажи:  «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники». «Традиции семьи»;

- стихов на заданные  рифмы: «От простой  воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»;

5. Сказки, правила, советы, викторины:

- «О значимости здорового образа жизни»;

- «В здоровом теле – здоровый дух»; 

- «Физкультура в молодости – здоровье до старости»;

-  «Расти здоровым» ; 

- «Правила поведения на воде»;

- «Правила ЗОЖ»;

-  « Правила  безопасного поведения»;

- «Правила сохранения зрения»; 

-«Как сохранить улыбку здоровой»;

- «Советы доктора воды»;

-  «Друзья Вода и Мыло»;

- «Викторина по правилам дорожного движения».

6. Спортивные мероприятия (коллективно-творческие дела,  деловые и ролевые игры, конкурсы, турниры, спортивно-развлекательные соревнования):

- ролевая игра «Доктора природы»;

- «Народные игры»;

- «Малые Олимпийские игры»;

-  спортивно-развлекательная игра «Зоологические забеги»;

- конкурс «Богатырские  потешки»;

- «Рыцарский турнир»;

- турнир «Золота ладья»;

- спортивные игры «Веселые старты»;

 - игра «Здоровье прежде всего»;

- познавательная игра - ситуация «Будем здоровы, будем дружить»;

- игра  «Не сломай свою судьбу» .

Анализ работы с детьми показывает, что дети испытывают потребность  в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям. Эти результаты явились поводом к необходимости создания  программы воспитательной деятельности педагогов ДО, ориентированной на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

 

 

 

Используемые источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/12/02/vospitatelnaya-programma-shkola-zdorovya

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/04/20/programma-vospitatelnoy-deyatelnosti-shkola-zdorovya-i-radosti

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/15/edinstvo-tseley-zadach-sredstv-form-i-metodov-raboty-v

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/30/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-azbuka


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Цель методической разработки: оказание помощи педагогам дополнительного образования в здоровьесберегающем направлении воспитательного процесса обучающихся

Цель методической разработки: оказание помощи педагогам дополнительного образования в здоровьесберегающем направлении воспитательного процесса обучающихся

Педагогам ДО желательно действовать согласно комплексной программы системы физического воспитания школьников

Педагогам ДО желательно действовать согласно комплексной программы системы физического воспитания школьников

Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими»

Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими»

Для успешного решения задач по охране здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни методический журнал «Дополнительное образование и воспитание детей» предлагает педагогам дополнительного образования здоровьесберегающую…

Для успешного решения задач по охране здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни методический журнал «Дополнительное образование и воспитание детей» предлагает педагогам дополнительного образования здоровьесберегающую…

ДО осуществляет деятельность по развитию навыков самореализации и самоопределения, освоению новых видов развлечений и отдыха, активизации духа взаимопомощи)

ДО осуществляет деятельность по развитию навыков самореализации и самоопределения, освоению новых видов развлечений и отдыха, активизации духа взаимопомощи)

Релаксация Цель: развитие способности регулировать эмоциональное и физическое состояние

Релаксация Цель: развитие способности регулировать эмоциональное и физическое состояние

Нет вредным привычкам!»; · «Праздник чистоты и здоровья»

Нет вредным привычкам!»; · «Праздник чистоты и здоровья»

Советы доктора воды»; - «Друзья

Советы доктора воды»; - «Друзья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2020