МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
«Здоровьесберегающие мероприятия - специфика проведения»
Составитель: методист МБУ ДО ДЭБЦ
Розникова О.А.
2018г.
Цель методической разработки: оказание помощи педагогам дополнительного образования в здоровьесберегающем направлении воспитательного процесса обучающихся.
Пояснительная записка
Происходящие в России кардинальные экономические, политические, социокультурные изменения привели к значительному ухудшению условий жизни детей. Причины этого многообразны. Не последнюю роль здесь играют фактор семьи и фактор образовательного учреждения: насколько они способны с самого раннего возраста создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог был грамотен в вопросах сохранения здоровья детей любого возраста, должен иметь и специальные знания, касающиеся здоровья детей, практические навыки здорового образа жизни. Как говорил Сухомлинский В.А.: «Забота о здоровье – есть важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Данная работа может оказать практическую, реальную помощь педагогам ДО в организации и проведении здоровьесберегающих, спортивных мероприятий, таких как: час здоровья «Зажги звезду добра», «Праздник чистоты и здоровья», познавательная игра-ситуация «Будем здоровы – будем дружить», «Викторина по правилам дорожного движения», диспут «Опасное пристрастие и падение личности», игра «Здоровье - прежде всего», праздник «Вредным привычкам скажем «Нет!», интеллектуально - познавательная игра «Не сломай свою судьбу!».
Введение
С дошкольного возраста детям надо прививать умение разбираться в особенностях своего организма и привычку к образу жизни, сохраняющему здоровье, а не разрушающему его. Степень грамотности педагогов дополнительного образования в вопросах здоровья определяет в дальнейшем уровень воспитанности детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя. В течение учебного года ребенок находится во взаимодействии со школьными учителями, друзьями, и этот круг общения вынужденный и не зависит от его личного желания. В период каникул большая ответственность ложится на педагога дополнительного образования, направить в надежное русло эти знакомства и общение – задача педагога ДО. В целях оздоровления детей и вовлечения их в здоровьесберегающую деятельность, педагогам дополнительного образования требуется обладать необходимым багажом знаний по организации спортивно - творческих дел, туристских и исследовательских походов и экскурсий, тренингов, релаксаций, консультаций, встреч и знакомств с интересными людьми, организации спортивных и народных игр, турниров, спортивных праздников и других форм работы. Педагогам ДО желательно действовать согласно комплексной программы системы физического воспитания школьников. Как правило, такая программа является частью общегосударственной системы физического воспитания и строится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями. Вниманию педагогов дополнительного образования предлагаются цели, задачи и принципы здоровьесберегающей программы для 1- 4 классов под названием «Школа здоровья и радости».
1. Образовательные и воспитательные задачи.
Физическое воспитание школьников базируется на единстве цели задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.
В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Решение образовательных задач предусматривает формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим знаниям физическими упражнениями.
Процесс воспитания и обучения в дополнительном образовании предусматривает формирование некоторых представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в учреждениях дополнительного образования и семье.
Таким образом, в связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими».
2. Повышение компетентности педагогов дополнительного образования в области здорового образа жизни.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни педагогов. Целями работы с педагогическим коллективом является повышение профессиональной компетентности педагогов в области здорового образа жизни, совершенствование их валеологической культуры, развитие коммуникативных умений, подготовка к взаимодействию с родителями.
Для реализации целей используются следующие формы работы:
1.Анкетирование педагогов с целью выяснения трудностей во взаимоотношении с родителями.
2.Анкетирование, наблюдения за работой педагогов с целью выявления профессиональной компетентности в области формирования здорового образа жизни.
3.Семинары – практикумы по повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни.
4.Адресная помощь педагогам.
5.Взаимопосещения, обмен опытом.
6.Самообразование.
7.Курсы повышения квалификации по темам: «Здоровый образ жизни обучающегося в дополнительном образовании», «Воспитание здорового школьника».
Неотъемлемой частью оздоровительной деятельности педагогов ДО является физкультурно-массовая, спортивная, туристская деятельность. От личных качеств педагога, его способности к поддержанию психологического и эмоционального климата в процессе обучения, зависит образованность и здоровье обучающегося.
Основным стержневым направлением воспитательной деятельности является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников. Каждый педагог обязан помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому человеку каждый день – праздник» - гласит одна из восточных пословиц. Проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, профилактике заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, формирование навыков здорового образа жизни, знания о правильном питании, режиме питания – вот неполный перечень направлений в работе педагогического коллектива. Для успешного решения задач по охране здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни методический журнал «Дополнительное образование и воспитание детей» предлагает педагогам дополнительного образования здоровьесберегающую программу «Школу здоровья и радости» (для 1-4 классов). Программа «Школа здоровья и радости», была создана после анкетирования реальных знаний школьников о здоровье и ЗОЖ и была выявлена потребность детей в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям. В основу программы положена коллективная деятельность детей, педагогов, родителей.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В основу программы положены принципы: актуальности, доступности, активного обучения, иллюстративности, последовательности, системности, стимулирования сознательности и активности. Оздоровительная работа предусматривает не только занятия спортом, но и создание психологического микроклимата, поскольку оздоровительная работа в условиях детского центра возможна при условии гармонии внутреннего и внешнего состояния ребенка.
3. Работа по охране и укреплению здоровья детей
Работа по охране и укреплению здоровья детей может выполняться в три этапа:
I. Подготовительный этап.
- подготовка программы деятельности;
- исследование и сбор информации о состоянии здоровья детей и подростков объединениях, анкетирование;
- консультации со специалистами: психологами, социальными педагогами и т.д.
II. Основной этап.
Педагогами дополнительного образования может быть оказана комплексная помощь школьникам с использованием как индивидуальных, так и групповых методов работы по следующим направлениям:
- психологическое (психолог проводит индивидуальную, групповую психокоррекционную и психопрофилактическую работу);
- оздоровительное (педагог проводит индивидуальную, групповую работу по оздоровлению детей путем проведения физических упражнений, рекомендаций по закаливанию, расширяют сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, закрепляют навыки безопасного и здорового образа жизни);
- развивающее (педагог ДО осуществляет деятельность по развитию навыков самореализации и самоопределения, освоению новых видов развлечений и отдыха, активизации духа взаимопомощи).
III. Заключительный этап.
- анализ и оценка результатов работы;
-дальнейшая коррекционная работа с детьми и подростками;
-освещение результатов проведения психолого-оздоровительной работы в средствах массовой информации.
Методические приемы и формы работы:
1. Психологические тренинги.
2. Релаксационные упражнения.
3. Консультирование.
4. Психологическая диагностика.
5. Коллективно - творческие дела.
6. Конкурсы, игры.
7. Спортивно-развлекательные соревнования.
8. Деловые и ролевые игры.
9. Беседы, лекции, встречи.
Виды занятий, проводимых с детьми:
1.Психологичские тренинги
Цель: психологическое содействие успешной адаптации в окружающей среде.
Личностный блок.
Эмоциональный блок.
Коммуникативный блок.
Блок социальной активности. Интегральный блок.
2. Релаксация
Цель: развитие способности регулировать эмоциональное и физическое состояние.
«Мобилизация»
«Приятный отдых»
«Паровозик»
3. Консультирование
Цель: оказание психологической помощи детям и подросткам.
- индивидуальное.
- групповое.
4. Диагностика
Цель: сбор дополнительной информации по дальнейшей психокоррекции личности подростка.
«Дом, дерево, человек»
«Несуществующее животное»
5. Беседы, лекции, экскурсии.
Цель: просветительская, профилактическая работа.
«Правила поведения на воде»
«О правильном питании»
«Как быть всегда опрятным, аккуратным и организованным»
«Давайте жить дружно»
«Для чего нужна зарядка?»
«Лекарственные травы ростовского края»
«Неотложная медицинская помощь»
4.Организационно-массовая и спортивная - туристская работа, которую могут организовать педагоги дополнительного образования во время каникул и во внеканикулярное время.
Организационно-массовая и спортивно-туристская работа имеет своей целью профилактику заболеваний и формирование навыков ЗОЖ, раскрытие ребенка, как личности, поощрения индивидуальности и ответственности перед собой и обществом. Научить любить и уважать ближнего, охранять и оберегать даже маленькую частичку природы, что впоследствии будет перенесено на весь окружающий мир, относиться терпеливо к мнению каждого человека, с которым ребенок контактирует. Педагогам, организующим досуговый отдых с детьми, предлагается провести следующие здоровьесберегающие мероприятия:
1. Праздники здоровья:
· утренник «Друзья Мойдодыра»;
· устный журнал «С режимом дня – мы друзья»;
· форум «Парад увлечений»;
· марафон «Нет вредным привычкам!»;
· «Праздник чистоты и здоровья».
2. Клуб интересных встреч с родителями, медицинскими работниками, специалистами различных профессий:
· Врач – гигиенист: «О чем поведал микроскоп»;
· врач-стоматолог: «Берегите свои зубы»;
· школьный фельдшер: «Профилактика простудных заболеваний», «Первая помощь при обморожении»;
· медсестра хирургического кабинета: «Внимание, КЛЕЩ!»;
· инспектор ГИБДД «Профилактика детского травматизма;
· Операция «Внимание, дети!»;
· тренер ДЮСШ: « Если дружишь с физкультурой»;
· фармацефт «Витамины вокруг нас»;
· психолог «Умей сдерживать себя», «Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность)»;
· социальный педагог «Профилактика алкоголизма и табакокурения», «Профилактика наркомании».
3. Беседы, лекции, часы здоровья:
- лекция «Для чего нужна зарядка»;
- беседа «Твое здоровье»;
- час здоровья «Зажги звезду добра».
4.Творческие конкурсы:
- рисунков: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Физкульт-ура!»;
- поделок: «Золотые руки не знают скуки»;
- фотоколлажи: «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники». «Традиции семьи»;
- стихов на заданные рифмы: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»;
5. Сказки, правила, советы, викторины:
- «О значимости здорового образа жизни»;
- «В здоровом теле – здоровый дух»;
- «Физкультура в молодости – здоровье до старости»;
- «Расти здоровым» ;
- «Правила поведения на воде»;
- «Правила ЗОЖ»;
- « Правила безопасного поведения»;
- «Правила сохранения зрения»;
-«Как сохранить улыбку здоровой»;
- «Советы доктора воды»;
- «Друзья Вода и Мыло»;
- «Викторина по правилам дорожного движения».
6. Спортивные мероприятия (коллективно-творческие дела, деловые и ролевые игры, конкурсы, турниры, спортивно-развлекательные соревнования):
- ролевая игра «Доктора природы»;
- «Народные игры»;
- «Малые Олимпийские игры»;
- спортивно-развлекательная игра «Зоологические забеги»;
- конкурс «Богатырские потешки»;
- «Рыцарский турнир»;
- турнир «Золота ладья»;
- спортивные игры «Веселые старты»;
- игра «Здоровье прежде всего»;
- познавательная игра - ситуация «Будем здоровы, будем дружить»;
- игра «Не сломай свою судьбу» .
Анализ работы с детьми показывает, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям. Эти результаты явились поводом к необходимости создания программы воспитательной деятельности педагогов ДО, ориентированной на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Используемые источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/12/02/vospitatelnaya-programma-shkola-zdorovya
https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/04/20/programma-vospitatelnoy-deyatelnosti-shkola-zdorovya-i-radosti
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/15/edinstvo-tseley-zadach-sredstv-form-i-metodov-raboty-v
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/30/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-azbuka
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.