Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
Методические рекомендации для практических работ
ОГСЭ.02 по дисциплине История
Для всех специальностей СПО
уровень подготовки базовый
форма обучения очная
2020
Одобрена Зам.директора по УП и НМР __________Ю.И.Дудникова «__»____________20__г.
|
Рассмотрена
Предметно-цикловой комиссией
Протокол № ___ от «__»______20__г.
Председатель ПЦК___________С.Г.Калинина
Утверждена
Зам.директора по УВР
___________________О.В. Панова
«__»____________20__г.
Разработчики:
Калинина С.Г., кандидат исторических наук, преподаватель высшей квалификационной категории
Перегоедова Л.П., преподаватель высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина "История" входит в общий гуманитарный и социально - экономический цикл.
Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, ориентироваться в современной мировой политике. Студент должен помнить: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться грамотно мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
Уровень исторического развития определяется успешное постижение и других дисциплин: экономических, естественнонаучных, технических и так далее.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
-ознакомить студентов с основными законами развития и функционирования современной политической системы;
- дать студенту знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ грамотного анализа общественных явлений, системы ценностей ориентацией и идеалов;
- помочь студенту преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;
- сформировать мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах.
Цель программы: повлиять на становление и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации студентов, осознание ими своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и лично активности, ответственности за свои поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь ориентироваться в наиболее общих исторических проблемах как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия новейшей истории; роль истории в жизни человека и общества;
-основы исторической грамотности применительно к сегодняшним мировым реалиям;
-сущность исторического процесса,
-основы исторической картины мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Предусмотренные учебной программой практические занятия по истории подразумевают: Во-первых, совместную работу преподавателя и обучающихся (студентов) по освоению учебного материала, работу с источниками, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.
Во-вторых, самостоятельную работу обучающихся (студентов) по выполнению в рамках каждого занятия комплекса заданий из учебного пособия по истории и (или) предложенных преподавателем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, мировоззрения, гражданской позиции в интересах общества и государства.
В-третьих, каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения обучающимися (студентами) внеаудиторных заданий. На основе содержания этих заданий должно строиться содержание каждого следующего практического занятия (а не наоборот!).
В-четвертых, характер и особенности выполнения внеаудиторных заданий обучающимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно-исследовательской деятельности, которые и будут обеспечиваться конкретным содержанием.
В-пятых, организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности обучающихся должна быть основана на процессе самостоятельного сбора, анализа и осмысления добытой в рамках задания информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны преподавателя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.
Практическое занятие №1 (4 час)
Тема. Внутренняя политика в СССР к началу 1980-х гг.
1. Почему Л.И. Брежневу удалось укрепить свои позиции в партаппарате?
2. Принятие Конституции 1977 года и ее особенности.
3. Почему произошло увеличение расходов на ВПК?
4. Восстание на БПК «Сторожевой».
5. Продовольственный дефицит и развитие «теневой экономики».
6. Эпоха «пышных похорон».
Практическое занятие №2 (1 час)
Тема. Культура в СССР.
1.Усиление партийного диктата в области культуры.
2.«Магнитофонная революция» и ее особенности.
3.В чем заключалось ослабление партийного диктата в сфере культуры в годы перестройки?
Практическое занятие №3 (4 час)
Тема. Особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
1. «Пражская весна» в Чехословакии и причины ее подавления странами Варшавского договора.
2. Появление «Доктрины Брежнева» и ее тупики.
3. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и его значение для мировой политики.
4.Причины и последствия введения советских войск в Афганистан.
Практическое занятие №4 (4 час)
Тема. Внешняя политика СССР. Восточная Европа во 2-ой пол. 80-х гг.
1. «Новое политическое мышление», его смысл, значение и последствия для мировой политики.
2. «Бархатные революции» в Восточной Европе во 2-ой пол. 80-х гг., их значение для мировой политики. Формирование однополярного мира.
3. Объединение Германии.
4. Нормализация отношений с Китаем.
5. Вывод советских войск из Афганистана.
6. Роспуск СЭВ и ОВД. Окончание «холодной войны».
Практическое занятие №5 (4 час)
Тема. Распад СССР и образование СНГ.
1. Волнения в Алма-Ате.
2. «Парад суверенитетов», значение этих событий.
3. Провозглашение независимости Литвой, Латвией и Эстонией.
4. Провозглашение независимости РСФСР, принятие декларации о суверенитете РСФСР.
5. Избрание президентом РСФСР Бориса Ельцина. Война законов.
6. Мартовский референдум 1991 года по вопросу о сохранении СССР.
7. Совещание в Ново-Огареве по вопросу заключения нового союзного договора.
8. Путч ГКЧП-последняя попытка сохранить СССР? Да или нет? Ответ обоснуйте.
9. Беловежские соглашения, Алма-Атинское соглашение как основа СНГ.
10. Отставка Горбачева с поста президента СССР. Окончательный распад СССР.
Практическое занятие №6 (4 час)
Тема. Российская Федерация как правопреемница СССР.
1. «Шоковая терапия» Егора Гайдара, начало экономических реформ в России.
2. Борьба за власть между президентом Борисом Ельциным и главой Верховного Совета Русланом Хасбулатовым. Референдум «да-да-нет-да» в апреле 1993 года.
3. Противостояние сторонников Ельцина и Хасбулатова в ноябре 1993 года. Штурм мэрии и телерадиокомплекса «Останкино».
4. Принятие Конституции 1993 года. Первые выборы в Государственную Думу. Конец советской власти.
5. Парламентские выборы 1995 года.
6. Президентские выборы 1996 года.
7. Дефолт 17 августа 1998 года. Правительственная чехарда.
8. Избрание президентом В.В. Путина, укрепление вертикали власти, принятие закона о государственной символике.
Практическое занятие № 7 (4 час)
Тема. Россия на Северном Кавказе.
1.Избрание президентом Чечни Джохара Дудаева. Начало чеченского кризиса.
2.Начало первой чеченской компании. Теракты в Буденновске, Кизляре.
3.Ликвидация Джохара Дудаева. Хасавюртовские соглашения.
4.Вторжение чеченских бандформирований в Дагестан. Начало второй чеченской компании.
5.Ликвидация Басаева, Хаттаба, Масхадова, Бараева. Избрание президентом Чечни Рамзана Кадырова. Отмена режима контртеррористической операции.
Практическое занятие № 8 (4 час)
Тема. Локальные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
1.Пограничные споры между Таджикистаном и Кыргызстаном.
2. Карабахский (армяно-азербайджанский) конфликт 1988-1994 гг.
3. Грузино-югоосетинский конфликт 1991-1992 гг.,
4.Грузино-абхазский конфликт 1992-1994 гг.,
5. Приднестровский конфликт 1992 г.,
Практическое занятие № 9(4 час)
Тема. Отношения России с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Юж. Осетией.
1. Проблема статуса Черноморского флота.
2. Новые исторические трактовки ряда украинских событий (Голодомор, УПА) и как следствие этого, обострение отношений Украины и России.
3.Территориальные споры Украины и России из-за косы Тузла.
4. Союз России и Белоруссии 1997 года и его значение.
5.»Молочная война» между Россией и Белоруссией и нормализация отношений.
6. Поддержка Россией Южной Осетии и Абхазии во время грузино-абхазского конфликта 2008 года.
Практическое занятие № 10 (4 час)
Тема. НАТО и политические ориентиры России.
1.Переориетация России на страны западного мира. Доктрина Козырева.
2.Позиция России по вопросу расширения НАТО на восток.
3. Осуждение Россией агрессии НАТО против Югославии в 1999 году.
4. Переход от конкуренции к сотрудничеству России и НАТО.
Практическое занятие № 11 (4 час)
Тема. Территориальная целостность России.
1. К каким проблемам привела фраза Бориса Ельцина: «Берите суверенитета сколько можете проглотить?» Ответ обоснуйте.
2. Проблемы Российской Федерации с Чечней и Татарстаном в начале 1990-х гг.
3. Присоединение Крыма к России в 2014 году.
4. Проблема территориальной целостности России на современном этапе ее развития.
Практическое занятие № 12 (1 час)
Тема. «Политкультурность» и молодежные экстремистские движения.
1. Проблема утраты молодежью жизненных ориентиров после распада СССР.
2. Развитие неформальных движений в современной России.
3. Трехуровневая система молодежного экстремизма на территории РФ.
4.Молодежные экстремистские движения религиозной направленности.
Практическое занятие № 13 (2 час)
Тема. Итоговое обобщение
1. Что такое «Доктрина Брежнева», в чем ее суть.
2. Раскройте смысл «Нового политического мышления».
3. Какие цели преследовала косыгинская реформа?
4. Продолжите фразу: «В 70-е гг. в СССР была сделана ставка на агропромышленную интеграцию-то есть…»
5. Что имели 80% семей к началу 1980-х гг.?
6. «Что такое «магнитофонная революция»?
7. «Расшифруйте термин «нефтедоллары».
8. Что такое «эпоха пышных похорон» и чем она характеризуется?
9. Кто был министром иностранных дел СССР с 1957 по 1985 гг.?
10. Между какими странами был подписан договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)?
11. Когда был подписан договор ОСВ-2?
12. Расшифруйте, что такое ОВД и что такое НАТО.
13. Кому принадлежит фраза: «Черт с вами, делайте, что хотите» и каким событиям она была посвящена?
14. Когда состоялось подписание Федеративного договора, определившего взаимоотношения и границы между субъектами Российской Федерации?
15. Какой вице-президент противостоял президенту Б.Н. Ельцину во время событий сентября-октября 1993 года?
16. Когда состоялся референдум, по результатам которого была принята ныне действующая Конституция РФ?
17. Какие из партий не входили в первую постсоветскую Государственную Думу?
18. Назовите хотя бы две республики, желавшие выхода из состава РФ в начале 1990-х гг.
19. С какого года начала проводиться «шоковая терапия»?
20. Когда премьер-министр Сергей Кириенко объявил о дефолте?
21. Расшифруйте термин ГКО.
22. Расшифруйте термин профицит бюджета.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература Учебные пособия:
1. История России, 1945-2007 гг.: 10-11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Левандовского Н.А., 2008. - 367 с.
2.
История современной России,
1991-2003: учеб. пособие /В.И.
Сороко-Цюпа. - М, 2004. - 293 с.
3. История Отечества: Учебное пособие / В.С. Апальков, И.М. Миняева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 544 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-071-7, 4000 экз. (ЭБС).
4. Кузнецов И. Н. Отечественная история: Учебник / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 639 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004430-9, 1500 экз. (ЭБС).
5. Мунчаев Ш. М. История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009. - 752 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-003642-7, 5000 экз. (ЭБС).
6. Самыгин П. С. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004507-8, 1500 экз. (ЭБС).
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература.
1.
Бжезинский 3. Великая шахматная
доска. М.: Международные
отношения, 1998. - 254 с.
2.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3.
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ -
начала XXIвека.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства
в России
: теоретико-правовые и
конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО
(ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. :Юристь, 2005. -237 с.
5.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс.
/Ю.Дроздов. - М.:
Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6.
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной
истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум,
1998.-217 с.
7.
КузыкБ.Н.Россия и мир в XXI веке
/ Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.:
Институт экономических стратегий, 2006. -
544с.
8.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия:
2000-2008. /Н.Леонов. М., 2008.
- 545 с.
9.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские
в современном мире. М.:
Алгоритм, 2009. - 416 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.