Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Русский язык»

  • docx
  • 07.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала к уроку.docx

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Признаки критического мышления:

              Выделять в тексте, факте основное,

              Поиск альтернатив,

              Использовать аргументы при доказательствах и опровержениях,

              Стройность и цельность рассуждений

              Критическое отношение к чужим и собственным мыслям,  идеям…

              Готовность к самостоятельной работе,

              Стремление к всесторонней осведомленности,

              Наблюдательность,

              Открытость

 

Дидактические особенности технологии:

              Обучение направлено на формирование обобщенных ЗУН и способов

          мышления,

              Умение работать в группе,

              Умение графически оформить текстовый материал,

              Умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию,

              Умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости,

              Возможность интеграции отдельных дисциплин,

              Создаются условия для вариативности и дифференциации,

              Формируется направленность на самореализацию, потребность в

          рефлексии, в самоутверждении

 

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

·                   Работа с информационным текстом,

·                   Работа с художественным текстом,

·                   Взаимообучение,

·                   Письмо,

·                   Дискуссия,

·                   Исследование

 

Приемы обучения:

·                   Групповой мозговой штурм,

·                   Парный мозговой штурм,

·                   Разбивка на кластеры,

·                   Ключевые термины,

·                   Заполнение таблицы «ЗЖУ»,

·                   Верите ли Вы в то, что…

 

 

Прием «Лекция со стопами»

                    Лекция со стопами – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано.

 

                    После каждой смысловой части обязательно делается остановка.

 

                    Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

 

 

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

 

·        Вызов

        Задачи этапа:

- актуализировать знания,

- пробудить познавательный интерес,

- помочь определить направления в изучении темы

Приемы обучения:

-Групповой мозговой штурм,

-Парный мозговой штурм,

-Разбивка на кластеры,

-Ключевые термины,

-Заполнение таблицы «ЗЖУ»,

-Верите ли Вы в то, что…

 

·        Осмысление

       Задачи этапа:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми

Приемы обучения:

- Маркировка текста:

      «V» известно,

      «-» противоречит представлениям,

      «+» интересное, неожиданное,

      «?» узнать подробнее

- Заполнение таблицы «ЗЖУ»,

- Прием «Зигзаг»

 

·                   Рефлексия

Задачи этапа:

- Помочь самостоятельно обобщить изученный  материал,

- Помочь самостоятельно определить направления в изучении материала

Приемы обучения:

-Парное подведение итогов,

-Возвращение к кластерам,

-Маркировочная таблица «ЗЖУ»

-Возвращение к ключевым терминам

-Метаплан

 

Ключевые слова

Мое представление

Истинное определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

n    Стратегия IDEAL

n    I  — Выделите в тексте проблему.

n    D — Опишите ее (выявите ее суть).

n    Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.

n    А — Действуйте (решайте).

n    L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

 

 

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

(ЗЖУ)

 

 

Знаю

(что мы знаем)

Хочу узнать

(что мы хотим узнать)

Узнал

(что мы узнали и что нам осталось узнать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение

 

СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

 

Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

 

УМЕНИЯ ПЕДАГОГА

n    Проблемная формулировка темы,

n    Устанавливать продуктивное взаимодействие,

n    Ставить побуждающие вопросы,

n    Создавать ситуации, побуждающие интеграцию усилий,

n    Организовывать исследование,

n    Создавать учебную атмосферу,

n     дозировать

 

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

n  Формирование учебных групп,

n  Организация учебной деятельности,

n  Презентация групповых решений,

n  Рефлексия прошедшего опыта