ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Признаки критического мышления:
• Выделять в тексте, факте основное,
• Поиск альтернатив,
• Использовать аргументы при доказательствах и опровержениях,
• Стройность и цельность рассуждений
• Критическое отношение к чужим и собственным мыслям, идеям…
• Готовность к самостоятельной работе,
• Стремление к всесторонней осведомленности,
• Наблюдательность,
• Открытость
Дидактические особенности технологии:
• Обучение направлено на формирование обобщенных ЗУН и способов
мышления,
• Умение работать в группе,
• Умение графически оформить текстовый материал,
• Умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию,
• Умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости,
• Возможность интеграции отдельных дисциплин,
• Создаются условия для вариативности и дифференциации,
• Формируется направленность на самореализацию, потребность в
рефлексии, в самоутверждении
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо
· Работа с информационным текстом,
· Работа с художественным текстом,
· Взаимообучение,
· Письмо,
· Дискуссия,
· Исследование
Приемы обучения:
· Групповой мозговой штурм,
· Парный мозговой штурм,
· Разбивка на кластеры,
· Ключевые термины,
· Заполнение таблицы «ЗЖУ»,
· Верите ли Вы в то, что…
Прием «Лекция со стопами»
• Лекция со стопами – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано.
• После каждой смысловой части обязательно делается остановка.
• Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
· Вызов
Задачи этапа:
- актуализировать знания,
- пробудить познавательный интерес,
- помочь определить направления в изучении темы
Приемы обучения:
-Групповой мозговой штурм,
-Парный мозговой штурм,
-Разбивка на кластеры,
-Ключевые термины,
-Заполнение таблицы «ЗЖУ»,
-Верите ли Вы в то, что…
· Осмысление
Задачи этапа:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми
Приемы обучения:
- Маркировка текста:
«V» известно,
«-» противоречит представлениям,
«+» интересное, неожиданное,
«?» узнать подробнее
- Заполнение таблицы «ЗЖУ»,
- Прием «Зигзаг»
· Рефлексия
Задачи этапа:
- Помочь самостоятельно обобщить изученный материал,
- Помочь самостоятельно определить направления в изучении материала
Приемы обучения:
-Парное подведение итогов,
-Возвращение к кластерам,
-Маркировочная таблица «ЗЖУ»
-Возвращение к ключевым терминам
-Метаплан
Ключевые слова |
Мое представление |
Истинное определение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
n Стратегия IDEAL
n I — Выделите в тексте проблему.
n D — Опишите ее (выявите ее суть).
n Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.
n А — Действуйте (решайте).
n L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
(ЗЖУ)
Знаю (что мы знаем) |
Хочу узнать (что мы хотим узнать) |
Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение
СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
УМЕНИЯ ПЕДАГОГА
n Проблемная формулировка темы,
n Устанавливать продуктивное взаимодействие,
n Ставить побуждающие вопросы,
n Создавать ситуации, побуждающие интеграцию усилий,
n Организовывать исследование,
n Создавать учебную атмосферу,
n дозировать
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
n Формирование учебных групп,
n Организация учебной деятельности,
n Презентация групповых решений,
n Рефлексия прошедшего опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.