Методические рекомендации к выполнению лабораторно – практических работ по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПР МДК 01.02 ++.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

 

 

 

Согласовано на заседании

цикловой комиссии   23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

протокол №  1  от  28.08.2019г.     

Председатель цикловой

 Комиссии ___________Б.А. Астратов

 

УТВЕРЖДАЮ

заведующий филиала

____________Колмакова И.В.

31.08.2019г

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к выполнению лабораторно – практических работ по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.

    Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации и призваны помочь студентам глубже изучить ремонт автомобиля, а также получить навыки в самостоятельном проведении разборочно-сборочных работ и проведении дефектации деталей.

    Выполнить разборку-сборку конкретного узла можно только на лабораторно-практических занятиях. В предлагаемых методических указаниях рассказано о том, что надо делать и как нужно работать для успешного выполнения всей программы учебных занятий. Учебная группа делится на три звена. Каждому звену дается задание. Содержание всех заданий различное, но общий порядок их выполнения одинаковый и предусматривает коллективную работу студентов всего звена с использованием разных приемов и способов изучения материала.

     Первая и главная цель занятий – закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях и усвоенные при изучении учебника. Чтобы добиться этого, студенты работают самостоятельно, но под руководством преподавателя или мастера.

     На лабораторно-практических занятиях студенты разбирают узел, чтобы определить состояние его деталей, затем проводят дефектацию деталей и собирают. Разборку проводят по инструкционной карте.

          В процессе проведения лабораторно-практических работ студенты должны овладеть следующими основными навыками и умениями:

-использование инструкционных карт и других учебных пособий;

-освоение инструментов и приспособлений, необходимых для проведения разборочно-сборочных работ;

-проведение разборки и сборки всех агрегатов, узлов, механизмов и систем изучаемых автомобилей;

-проведение дефектации деталей;

-соблюдение требований безопасности проведения работ и гигиены труда.

После выполнения всего задания студенты приводят в порядок учебные места.

 

 

 

 

Автор: преподаватель спец дисциплин Астратов Б.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

стр

1

Ремонт КШМ двигателя

11

2

Ремонт ГРМ двигателя

12

3

Ремонт системы охлаждения двигателя

13

4

Ремонт системы смазки двигателя

14

5

Ремонт системы питания двигателя

16

Итого

52

 

Правила безопасной работы учащихся в лаборатории

 

1.Одежда должна быть исправной, аккуратно заправлена, а обшлага рукавов застегнуты.

Волосы прикрыты головным убором.

2.Руки не должны быть мокрыми или замасленными, чтобы инструмент не выскользнул, а учебные пособия не запачкались.

3.Замасленные руки нельзя мыть бензином, это вредно для кожи.

4.Рабочее место надо содержать в чистоте и порядке: опасно, когда пол захламлен, а проходы не свободны.

5.Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты нужно засыпать опилками (или чистым просеянным песком), затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости.

6.Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.

7.Во время работы на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины становиться запрещается.

8.Круглые детали нельзя класть на край стола, они могут упасть, причинив травму окружающим.

9.Применяемый инструмент должен быть исправным: у молотка боек слегка выпуклый, гладкий, не сбитый и без трещин; закреплена ручка в молотке неподвижно; ударная поверхность зубила и бородка – слегка выпуклая, без сколов, выбоин, трещин, заусенцев. Рабочий конец отвертки должен быть плоским и не острым. Работать отверткой, у которой погнут стержень, опасно: она срывается с головки винта.

10.Штангенциркуль, набор щупов, линейка и другой измерительный инструмент должен быть всегда чистым и сухим, кладите его отдельно от другого инструмента, берегите от ударов, царапин, замасливания, пользуйтесь им осторожно, аккуратно.

11.Ключ для гаек и болтов надо подбирать точно по размеру гайки и болта.

12.Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа, пользуйтесь торцовыми ключами, прилагая при этом значительные усилия.

13.Подтягивая крепежные детали, опасайтесь расположенных рядом частей с острыми кромками.

14.Острые инструменты берите за их нерабочую часть, а вот подавая такой инструмент другому, держите его рабочей частью к себе.

15.Когда нужно поднять одну сторону автомобиля, пользуются домкратами. Под домкрат обязательно кладется широкая прочная доска.

16.Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у него трещин, не погнуты ли винты и другие части съемника. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали и все лапки надежно захватили ее.

17.Когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его направляющей части.

18.Совмещение отверстий собираемых деталей проверяйте бородком, но ни в коем случае не пальцем руки.

19.В помещении нельзя курить и пользоваться открытым огнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторно-практическая работа № 3

Тема: Ремонт КШМ двигателя

 

Цель: формирование умений и навыков по ремонту деталей КШМ.

Средства обучения: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», двигатель ЗИЛ-508 в сборе, коленвал, шатунно-поршневая группа в сборе, маховик, съемники для извлече­ния толкателей из блока цилиндров и поршневых колец с поршня; приспособление для сжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; комплект рожковых ключей, молоток, зубило. Дополнительно: специальный торцовый ключ для отвертывания гаек сальникодержателя заднего конца коленчатого вала; накидной ключ 17 мм.

 

Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:

 

1.Разберите и соберите кривошипно-шатунный механизм.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведите дефектацию деталей кривошипно-шатунного механизма (коленвал, поршень, шатун, маховик, поршневые кольца, поршневой палец).

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

3.Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

 

1.Какие основные дефекты наблюдаются в блоке цилиндров? Как устраняют коробление привалочных поверхностей?

2.При каких дефектах блок цилиндров выбраковывают? Как устраняют трещины и восстанавливают изношенные резьбовые отверстия?

3.Изложите основные дефекты шатунов, способы их обнаружения и устранения.

4.Какие дефекты встречаются в поршнях и поршневых пальцах и как их устраняют?

5.Перечислите основные дефекты коленвала. При каких дефектах коленвалы выбраковывают?

6.Изложите основные дефекты коренных и шатунных вкладышей и способы их растачивания.

7.Каковы основные дефекты маховика, способы их выявления и устранения.

 

 

 

Лабораторно-практическая работа № 4

Тема: Ремонт ГРМ двигателя

 

Цель: формирование умений и навыков по ремонту деталей ГРМ.

Средства обучения:  плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», двигатель ЗИЛ-508 в сборе, распредвал, клапан, коромысло, штанга, толкатель, комплект отверток; комплект гаечных рожковых ключей; съемники; оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок кла­панов; приспособление для снятия и установки клапанов; щипцы для снятия маслоотражательных колпачков; оправка для установки маслоотражательных колпачков; пассатижи.

 

Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:

 

1.Разберите и соберите газораспределительный механизм.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведите дефектацию деталей газораспределительного механизма (распредвал, клапан, коромысло, толкатель, штанги).

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

3.Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

 

1.Каковы основные дефекты распредвала и способы их устранения?

2.Какие дефекты встречаются в толкателях и как их устраняют?

3.Какими способами восстанавливают клапаны?

4.Как устраняют основные дефекты коромысел?

5.Каковы основные дефекты головок цилиндров и способы их устранения?

6.Какова последовательность фрезерования фасок клапанных гнезд?

7.Как притирают клапаны к фаскам гнезд?

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторно-практическая работа № 5

Тема: Ремонт системы охлаждения двигателя

 

Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы охлаждения двигателей.

Оборудование: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», водяной насос, радиатор, съемник для снятия ступицы водяного насоса; деревянная выколотка, комплект рожковых ключей, комплект отверток, молоток, съемник, плоскогубцы, бородок.

 

Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:

 

1.Разберите и соберите водяной насос.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведите дефектацию деталей водяного насоса (корпус и крышка водяного насоса, валик водяного насоса, крыльчатка, шкив вентилятора, вентилятор)

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

3.Составьте технологический процесс ремонта радиатора.

4.Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

 

1.Какие дефекты возможны в водяных насосах?

2.Каковы способы устранения основных дефектов корпуса и крышки водяного насоса?

3.Какие дефекты имеет валик водяного насоса и как их устраняют?

4.Как восстанавливают шкив водяного насоса?

5.Какие дефекты имеет вентилятор и как их устраняют?

6.Как восстанавливают и испытывают сердцевину радиатора?

7.Из каких материалов изготавливают баки радиаторов и каковы их основные дефекты и способы восстановления?

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторно-практическая работа № 6

Тема: Ремонт системы смазки двигателя

 

Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы смазки двигателей.

Оборудование: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», масляный насос, масляный фильтр (центрифуга), съемник для снятия ступицы водяного насоса; деревянная выколотка, комплект рожковых ключей, комплект отверток, молоток, съемник, плоскогубцы, бородок.

 

Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:

 

1.Разберите и соберите масляный насос.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведите дефектацию деталей масляного насоса (корпус масляного насоса, крышка масляного насоса, валик ведущей шестерни, шестерни).

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

3.Разберите и соберите масляный фильтр (центрифугу).

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проведите дефектацию деталей масляного фильтра (корпус фильтра, ось ротора центрифуги, корпус ротора центрифуги).

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

5.Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

 

1.Как устраняют основные дефекты корпуса масляного насоса?

2.Как восстанавливают валики и шестерни масляного насоса?

3.Перечислите основные дефекты деталей масляного фильтра и способы их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторно-практическая работа № 7

Тема: Ремонт системы питания двигателя

 

Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы питания двигателя.

Средства обучения:  плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», бензонасос, карбюратор, форсунка, комплект отверток, молоток, деревянная выколотка, комплект рожковых ключей.

 

Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:

 

1.Разберите и соберите бензонасос.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведите дефектацию деталей бензонасоса.

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

3.Разберите  и соберите карбюратор.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проведите дефектацию деталей карбюратора.

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

5.Разберите и соберите форсунку.

    Разобрать и собрать по инструкционной карте.

Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.

Технологическая карта на разборку____________________________

 

Наименование операции

№ детали

Кол-во деталей

Инструмент

Оборудование и приспособления

Название

Размер

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Проведите дефектацию деталей форсунки.

   Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.

   Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.

Карта технических требований на дефектацию детали.

 

Эскиз детали

Наименование детали:

№ детали:

Материал детали:

№ позиции

на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

 

 

 

 

 

 

 

7.Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы

 

1.Какие дефекты имеет карбюратор и как их устраняют?

2.Какие дефекты имеет бензонасос и как их устраняют?

3.Какие дефекты имеет форсунка и как их устраняют?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатные издания Основные источники:

1.                      А.П. Пехальский, Устройство автомобилей, М.: «Академия», 2018

2.                      И.С. Туревский и др. Электрооборудование автомобилей, М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2015г.

3.                      В.А. Стуканов, Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля, М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2017

4.      Власов В.М. и др., Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, М., Академия,2018

5.      Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы, М., АСАDEMA,2019

. Электронные издания (электронные ресурсы)

 

1. Устройство автомобиля: Учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 70x100 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0155-7, 1000 экз.

2. Устройство автомобилей: Учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.: 70x100 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0269-1, 1000 экз.

3. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей : учеб. пособие / И.С. Туревский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 432 с. — (Среднее профессиональное образование).

4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова. - 2 изд., перераб. и доп. -М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М,2013 - 352 с.:ил.; 60x90 1/8. - (Профессиональное образование). (о) ISBN 978-5-8199-0378-0

. Дополнительные источники (при необходимости)

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

2. Технический регламент «О требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».