Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Согласовано на заседании цикловой комиссии 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» протокол № 1 от 28.08.2019г. Председатель цикловой Комиссии ___________Б.А. Астратов
|
УТВЕРЖДАЮ заведующий филиала ____________Колмакова И.В. 31.08.2019г. |
Методические рекомендации к выполнению лабораторно – практических работ по МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Пояснительная записка
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.
Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации и призваны помочь студентам глубже изучить ремонт автомобиля, а также получить навыки в самостоятельном проведении разборочно-сборочных работ и проведении дефектации деталей.
Выполнить разборку-сборку конкретного узла можно только на лабораторно-практических занятиях. В предлагаемых методических указаниях рассказано о том, что надо делать и как нужно работать для успешного выполнения всей программы учебных занятий. Учебная группа делится на три звена. Каждому звену дается задание. Содержание всех заданий различное, но общий порядок их выполнения одинаковый и предусматривает коллективную работу студентов всего звена с использованием разных приемов и способов изучения материала.
Первая и главная цель занятий – закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях и усвоенные при изучении учебника. Чтобы добиться этого, студенты работают самостоятельно, но под руководством преподавателя или мастера.
На лабораторно-практических занятиях студенты разбирают узел, чтобы определить состояние его деталей, затем проводят дефектацию деталей и собирают. Разборку проводят по инструкционной карте.
В процессе проведения лабораторно-практических работ студенты должны овладеть следующими основными навыками и умениями:
-использование инструкционных карт и других учебных пособий;
-освоение инструментов и приспособлений, необходимых для проведения разборочно-сборочных работ;
-проведение разборки и сборки всех агрегатов, узлов, механизмов и систем изучаемых автомобилей;
-проведение дефектации деталей;
-соблюдение требований безопасности проведения работ и гигиены труда.
После выполнения всего задания студенты приводят в порядок учебные места.
Автор: преподаватель спец дисциплин Астратов Б.А.
№ |
Тема |
стр |
1 |
Ремонт КШМ двигателя |
11 |
2 |
Ремонт ГРМ двигателя |
12 |
3 |
Ремонт системы охлаждения двигателя |
13 |
4 |
Ремонт системы смазки двигателя |
14 |
5 |
Ремонт системы питания двигателя |
16 |
Итого |
52 |
Правила безопасной работы учащихся в лаборатории
1.Одежда должна быть исправной, аккуратно заправлена, а обшлага рукавов застегнуты.
Волосы прикрыты головным убором.
2.Руки не должны быть мокрыми или замасленными, чтобы инструмент не выскользнул, а учебные пособия не запачкались.
3.Замасленные руки нельзя мыть бензином, это вредно для кожи.
4.Рабочее место надо содержать в чистоте и порядке: опасно, когда пол захламлен, а проходы не свободны.
5.Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты нужно засыпать опилками (или чистым просеянным песком), затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости.
6.Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.
7.Во время работы на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины становиться запрещается.
8.Круглые детали нельзя класть на край стола, они могут упасть, причинив травму окружающим.
9.Применяемый инструмент должен быть исправным: у молотка боек слегка выпуклый, гладкий, не сбитый и без трещин; закреплена ручка в молотке неподвижно; ударная поверхность зубила и бородка – слегка выпуклая, без сколов, выбоин, трещин, заусенцев. Рабочий конец отвертки должен быть плоским и не острым. Работать отверткой, у которой погнут стержень, опасно: она срывается с головки винта.
10.Штангенциркуль, набор щупов, линейка и другой измерительный инструмент должен быть всегда чистым и сухим, кладите его отдельно от другого инструмента, берегите от ударов, царапин, замасливания, пользуйтесь им осторожно, аккуратно.
11.Ключ для гаек и болтов надо подбирать точно по размеру гайки и болта.
12.Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа, пользуйтесь торцовыми ключами, прилагая при этом значительные усилия.
13.Подтягивая крепежные детали, опасайтесь расположенных рядом частей с острыми кромками.
14.Острые инструменты берите за их нерабочую часть, а вот подавая такой инструмент другому, держите его рабочей частью к себе.
15.Когда нужно поднять одну сторону автомобиля, пользуются домкратами. Под домкрат обязательно кладется широкая прочная доска.
16.Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у него трещин, не погнуты ли винты и другие части съемника. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали и все лапки надежно захватили ее.
17.Когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его направляющей части.
18.Совмещение отверстий собираемых деталей проверяйте бородком, но ни в коем случае не пальцем руки.
19.В помещении нельзя курить и пользоваться открытым огнем.
Лабораторно-практическая работа № 3
Тема: Ремонт КШМ двигателя
Цель: формирование умений и навыков по ремонту деталей КШМ.
Средства обучения: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», двигатель ЗИЛ-508 в сборе, коленвал, шатунно-поршневая группа в сборе, маховик, съемники для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец с поршня; приспособление для сжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; комплект рожковых ключей, молоток, зубило. Дополнительно: специальный торцовый ключ для отвертывания гаек сальникодержателя заднего конца коленчатого вала; накидной ключ 17 мм.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Разберите и соберите кривошипно-шатунный механизм.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2.Проведите дефектацию деталей кривошипно-шатунного механизма (коленвал, поршень, шатун, маховик, поршневые кольца, поршневой палец).
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
3.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Какие основные дефекты наблюдаются в блоке цилиндров? Как устраняют коробление привалочных поверхностей?
2.При каких дефектах блок цилиндров выбраковывают? Как устраняют трещины и восстанавливают изношенные резьбовые отверстия?
3.Изложите основные дефекты шатунов, способы их обнаружения и устранения.
4.Какие дефекты встречаются в поршнях и поршневых пальцах и как их устраняют?
5.Перечислите основные дефекты коленвала. При каких дефектах коленвалы выбраковывают?
6.Изложите основные дефекты коренных и шатунных вкладышей и способы их растачивания.
7.Каковы основные дефекты маховика, способы их выявления и устранения.
Лабораторно-практическая работа № 4
Тема: Ремонт ГРМ двигателя
Цель: формирование умений и навыков по ремонту деталей ГРМ.
Средства обучения: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», двигатель ЗИЛ-508 в сборе, распредвал, клапан, коромысло, штанга, толкатель, комплект отверток; комплект гаечных рожковых ключей; съемники; оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок клапанов; приспособление для снятия и установки клапанов; щипцы для снятия маслоотражательных колпачков; оправка для установки маслоотражательных колпачков; пассатижи.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Разберите и соберите газораспределительный механизм.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2.Проведите дефектацию деталей газораспределительного механизма (распредвал, клапан, коромысло, толкатель, штанги).
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
3.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Каковы основные дефекты распредвала и способы их устранения?
2.Какие дефекты встречаются в толкателях и как их устраняют?
3.Какими способами восстанавливают клапаны?
4.Как устраняют основные дефекты коромысел?
5.Каковы основные дефекты головок цилиндров и способы их устранения?
6.Какова последовательность фрезерования фасок клапанных гнезд?
7.Как притирают клапаны к фаскам гнезд?
Лабораторно-практическая работа № 5
Тема: Ремонт системы охлаждения двигателя
Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы охлаждения двигателей.
Оборудование: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», водяной насос, радиатор, съемник для снятия ступицы водяного насоса; деревянная выколотка, комплект рожковых ключей, комплект отверток, молоток, съемник, плоскогубцы, бородок.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Разберите и соберите водяной насос.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2.Проведите дефектацию деталей водяного насоса (корпус и крышка водяного насоса, валик водяного насоса, крыльчатка, шкив вентилятора, вентилятор)
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
3.Составьте технологический процесс ремонта радиатора.
4.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Какие дефекты возможны в водяных насосах?
2.Каковы способы устранения основных дефектов корпуса и крышки водяного насоса?
3.Какие дефекты имеет валик водяного насоса и как их устраняют?
4.Как восстанавливают шкив водяного насоса?
5.Какие дефекты имеет вентилятор и как их устраняют?
6.Как восстанавливают и испытывают сердцевину радиатора?
7.Из каких материалов изготавливают баки радиаторов и каковы их основные дефекты и способы восстановления?
Лабораторно-практическая работа № 6
Тема: Ремонт системы смазки двигателя
Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы смазки двигателей.
Оборудование: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», масляный насос, масляный фильтр (центрифуга), съемник для снятия ступицы водяного насоса; деревянная выколотка, комплект рожковых ключей, комплект отверток, молоток, съемник, плоскогубцы, бородок.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Разберите и соберите масляный насос.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2.Проведите дефектацию деталей масляного насоса (корпус масляного насоса, крышка масляного насоса, валик ведущей шестерни, шестерни).
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
3.Разберите и соберите масляный фильтр (центрифугу).
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
4.Проведите дефектацию деталей масляного фильтра (корпус фильтра, ось ротора центрифуги, корпус ротора центрифуги).
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
5.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Как устраняют основные дефекты корпуса масляного насоса?
2.Как восстанавливают валики и шестерни масляного насоса?
3.Перечислите основные дефекты деталей масляного фильтра и способы их устранения.
Лабораторно-практическая работа № 7
Тема: Ремонт системы питания двигателя
Цель: формирование умений и навыков по ремонту узлов системы питания двигателя.
Средства обучения: плакаты, инструкционные карты, учебники: Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей», Боровских Ю.И. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», бензонасос, карбюратор, форсунка, комплект отверток, молоток, деревянная выколотка, комплект рожковых ключей.
Содержание и последовательность выполнения лабораторной работы:
1.Разберите и соберите бензонасос.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2.Проведите дефектацию деталей бензонасоса.
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
3.Разберите и соберите карбюратор.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
4.Проведите дефектацию деталей карбюратора.
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
5.Разберите и соберите форсунку.
Разобрать и собрать по инструкционной карте.
Результаты оформить в виде технологической карты на разборку.
Технологическая карта на разборку____________________________
№ |
Наименование операции |
№ детали |
Кол-во деталей |
Инструмент |
Оборудование и приспособления |
|
Название |
Размер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
6.Проведите дефектацию деталей форсунки.
Дефектация деталей – это оценка технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности.
Результаты оформить в виде карты технических требований на дефектацию деталей.
Карта технических требований на дефектацию детали.
Эскиз детали |
Наименование детали: |
||||
№ детали: |
|||||
Материал детали: |
|||||
№ позиции на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение |
|
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта |
||||
|
|
|
|
|
|
7.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1.Какие дефекты имеет карбюратор и как их устраняют?
2.Какие дефекты имеет бензонасос и как их устраняют?
3.Какие дефекты имеет форсунка и как их устраняют?
Печатные издания Основные источники:
1. А.П. Пехальский, Устройство автомобилей, М.: «Академия», 2018
2. И.С. Туревский и др. Электрооборудование автомобилей, М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2015г.
3. В.А. Стуканов, Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля, М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2017
4. Власов В.М. и др., Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, М., Академия,2018
5. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы, М., АСАDEMA,2019
. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Устройство автомобиля: Учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 70x100 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0155-7, 1000 экз.
2. Устройство автомобилей: Учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.: 70x100 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0269-1, 1000 экз.
3. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей : учеб. пособие / И.С. Туревский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 432 с. — (Среднее профессиональное образование).
4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л.И.Епифанов, Е.А.Епифанова. - 2 изд., перераб. и доп. -М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М,2013 - 352 с.:ил.; 60x90 1/8. - (Профессиональное образование). (о) ISBN 978-5-8199-0378-0
. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
2. Технический регламент «О требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.