МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине: «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Раздел III «Основы маркетинга»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине: «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Раздел III «Основы маркетинга»

Оценка 4.9
doc
02.06.2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  к выполнению практических работ по дисциплине:  «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело  Раздел III «Основы маркетинга»
методичка по практическим МТ 3.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                          профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский многопрофильный колледж

им. маршала инженерных войск А.В. Геловани»

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

к выполнению практических работ

по дисциплине:

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

 

Раздел III «Основы маркетинга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь 2023

 

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело дневной формы обучения /сост. Т.А. Мережко.- Севастополь: Изд-во СевМК, 2023.- 30с.

 

 

Целью методических рекомендаций является оказание студентам методической помощи при написании практических работ по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело 

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании МО Технологии питания и пищевой промышленности «_____» сентября 2023г. протокол № _____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Практическая работа №1………………………………………5

2. Практическая работа №2………………………………………11

3. Практическая работа №3………………………………………18

4. Практическая работа №4………………………………………24

 

Список рекомендованной литературы ………………………….29

Критерии оценки…….………………………….………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

 

     Методические рекомендации по дисциплине «ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» для выполнения практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим  работам.

     Приступая к выполнению практической  работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с ФГОС, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

     Все задания к практической  работе  Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

     Отчет о практической  работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

     Наличие положительной оценки по практическим работам  необходимо для получения зачета по дисциплине ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую  Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

 

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим  или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

     Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.

 

 

Желаем Вам успехов!!!

 

 

 

 

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

 

Тема: «Анализ основных видов средств распространения рекламы»

Цель работы: научиться анализировать и применять основные средства распространения рекламы.

 

Ход работы

Задание № 1

Многие исследования показали, что сейчас существует понятие «глобализации потребителей» - подростки по всему миру носят одну и ту же одежду, пьют одни и те же напитки, слушают одну и ту же музыку. Обоснуйте, что породило это явление?

При помощи, каких средств массовой информации можно превратить подростков разных стран в потребителей своего товара?

Какого плана должно быть рекламное обращение?

Задание № 2

Средства массовой информации очень различаются по показателям эффективности, достоверности, привлечения внимания, охарактеризуйте каждый тип средств массовой информации, которые вы знаете?

Задание № 3

Подберите по 3 примера аудио рекламы, видео рекламы и печатной рекламы с применением разных видов рекламных стратегий.

Обоснуйте их применение?

Задание № 4

Компания «Медком» выпускает на рынок новое лекарство от головной боли. Этап жизненного цикла товара – внедрение. Проведение рекламной компании затруднено законами Российской Федерации.

Подскажите, через какие средства массовой информации лучше проводить рекламную кампанию рассматриваемого товара?

Задание № 5

Определите целевой сегмент рынка потребителей для следующих видов товаров:

-        высокогорный велосипед;

-        подсолнечное масло;

-        обезжиренное молоко;

-        плазменный ТВ (107 см);

-        газета «Вакансия»;

-        коляска для детей.

Проанализируйте, через какие каналы распространения рекламы наиболее эффективно проводить рекламную кампанию для каждого из этих товаров?

 

Задание № 6

Вы собираетесь покупать новую стиральную машину, и остановились на трех марках: «А», «Б», «В». Характеристики выбранных стиральных машин представлены в таблицы № 1.

Таблица № 1 Характеристики стиральных машин

Характеристики

Экономичность

Высокое

качество

Вместительный барабан

Процентное соотношение

0,5

0,3

0,2

Стиральная машина «А»

8

8

2

Стиральная машина «Б»

3

5

9

Стиральная машина «В»

5

8

7

Цифровые показатели характеристик показаны

по десятибалльной шкале

Шансы, какой из этих стиральных машин быть купленной представляются вам наибольшими, а какими наименьшими?

 Какую рекламную кампанию должны выбрать фирмы производители, чтобы повлиять на выбор покупателя?

В каких средствах массовой информации наиболее оптимально поместить рекламу о стиральных машинах?

 

Задание № 7

Фирма «Елена» продает фирменные, дорогие шубы из натурального меха. Активисты по охране животных постоянно выступают с заявлениями против убийства животных, чем подрывают имидж и снижают лояльность покупателей к этой фирме. В последнее время после их громких статей в средствах массовой информации объемы продаж шуб резко упали.

 Подскажите как вести себя фирме «Елена» в данной ситуации, и какую рекламную кампанию лучше предпринять?

 

Задание № 8

Информационное агентство издает большое число газет разного характера. Среди них существует еженедельная газета «Экономика и время», которая освещает важнейшие экономические и законодательные новости страны. Генеральный директор считает, что данная газета самая важная из всех издаваемых агентством. Хотя выпуск ее является не рентабельным с экономической точки зрения.

Объясните, почему генеральный директор агентства прав?

Предложите мероприятия по стимулирования сбыта и связям с общественностью данного издания на печатном рынке?

 

Задание № 9

Американская компания «З» торгует стиральными порошками, косметикой, мылом, витаминами и другими товарами широкого потребления. В ближайшее время она планирует выход своих товаров на рынок Японии и России.

Каковы ее шансы на успех в каждой из стран?

 На что или кого должно быть направлено рекламное обращение в каждой из стран?

Какие каналы распространения для рекламы своих товаров ей лучше использовать?

Задание № 10

На каждом этапе жизненного цикла товара должна проводиться своя рекламная кампания. Товар - беспроводные электрические дрели по цене 7000 рублей за штуку.

Укажите цели рекламы для каждого этапа жизненного цикла товара?

Выберите каналы для распространения рекламы?

Предложите дополнительные средства по стимулированию сбыта?

 

 

Задание № 11

Выберите оптимальные каналы распространения рекламы для следующих фирм:

-   небольшой компании (до 50 человек), которая разработала принципиально новую машину для уборки картофеля;

-   индивидуального предпринимателя, который выпускает вакуумные упаковки, для длительного хранения продуктов;

-   большой компании, которая производит электронагреватели воды.

 Опишите основные преимущества и недостатки каждого выбранного каналы распространения рекламы?

 

Задание № 12

Вы работаете менеджером по рекламе в фирме, производящей консервированные продукты питания. Свою продукцию: различные консервированные овощи и фрукты ваша фирма продает только через оптовые магазины.

Вам дано задание разработать интерьерную рекламу в местах продаж, как вы это сделаете?

 

Задание № 13

Существует много компаний деятельность, которых связана с Интернетом, одни специализируются на разработке домашних страниц, другие живут за счет рекламы в сети, третьи проводят там веб - семинары и уроки.

Как влияют возможности Сети на рекламные планы компании?

Какие рекламные выгоды можно получить от Сети?

 

Задание № 14

Компания «Домашняя выпечка» - обладает сетью пирожковых по всему городу. Она специализируется на приготовлении пирогов только по уникальным рецептам (курники, греческие пирожки, расстегаи, кулебяки). Сразу же после открытия спрос на пироги был очень высокий, но в последние месяцы стал неуклонно падать.

Падение продаж пирогов совпало с завершением телевизионной рекламы, на которую был сделан акцент во всей рекламной кампании фирмы.

Руководство компании полагает, что для увеличения продаж необходимо возобновить рекламу на телевидении, используя старые телевизионные ролики.

Объясните, согласны ли Вы с решением руководства компании «Домашняя выпечка»?

Если Вы не согласны с решением руководства компании «Домашняя выпечка», то изложите свои рекомендации по выходу из этой ситуации?

Задание № 15

Определите вид рекламы и выберите оптимальные каналы распространения для следующих видов товаров:

-        средство по уходу за губами;

-        какао и напитки на его основе;

-        сыр;

-        шербет;

-        тренажеры;

-        снаряжения для игры в гольф;

-        прохладительные напитки.

Задание № 16

Совет содействия российской экологии планирует провести рекламно – информационную кампанию, направленную на увеличение процента населения, высказывающегося за переработку алюминиевых банок.

В своей программе Совет предлагает два варианта обоснования переработки алюминия:

-       воздействовать на население при помощи страха перед негативными последствиями загрязнения окружающей среды не переработанным алюминием;

-       воздействовать на население при помощи обращений положительного характера.

Какую из программ можно рекомендовать при проведении рекламной кампании и почему?

Разработайте информационное рекламное обращение на основании выбранной программы?

Определите вид рекламы?

Задание № 17

В современных рекламных агентствах принято считать, что наиболее удачными ежегодными событиями достойными внимания со стороны Палик Рилейшнз являются:

-  новый год и Рождество;

-  день святого Валентина и праздник 8 марта;

-  майские праздники;

-  начало учебного года.

Разработайте мероприятия по связям с общественностью для каждого конкретного праздника?

 

Задание № 18

Используя только примеры из средств массовой информации, классифицируйте все виды рекламы?

Задание № 19

Многие магазины розничной торговли (ЛЕНТА, METRO) используют каталоги своих товаров, которые доставляют по почте или раздают бесплатно.

 Почему магазином выгодно проводить такую рекламную акцию?

Контрольные вопросы:

1. Дайте оценку использования телевидения, как канала распространения рекламы?

2. В чем состоит различие размещения рекламы в газетах и журналах?

3. В каких случаях эффективно использовать наружный канал распространения рекламы?

4. Какие средства необходимо использовать во внутренней рекламе?

5. Определите особенности Интернет – рекламы?

6. Что включается в понятие печатной рекламы?

7. Перечислите нетрадиционные каналы распространения рекламы?

8. Определите мероприятия по стимулированию сбыта?

9. Что отличает PR от других видов маркетинговых коммуникаций?

10. Каковы тенденции развития ПОП рекламы в России?

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

 

Тема: «Формы адаптации производства и сбыта в рыночной ситуации».

Цель работы: закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, овладеть основными маркетинговыми понятиями: распределение, сбытовая политика, уровень канала распределения.

Ход работы

 

Контрольные вопросы

1. Что такое канал сбыта и чем определяется его длина и глубина? Как выглядит канал сбыта первого уровня?

2. Какие могут быть системы сбыта в зависимости от масштаба охвата рынка и от степени контроля канала сбыта?

3. Примером какой системы сбыта является распространение бензина через сеть заправочных станций, владельцем которых является нефтяная компания?

4. Зачем нужны посредники? Каковы положительные и отрицательные аспекты работы с посредниками?

5. Как называются посредники, не обладающие правом на товар и получающие доход в виде комиссионных?

6. Какие основные функции выполняют оптовые и розничные торговцы?

7. Каковы преимущества франчайзинга для компаний, предоставляющих франшизу?

8. Какие факторы влияют на выбор канала сбыта?

9. Что такое стратегии «push» и «pull»? На кого они направлены и каковы их цели?

10. Что такое торговый маркетинг? Чем отличаются супермаркет, специализированный магазин, магазин – «убийца товарных категорий»?

 

Задача 1

Характеристика канала распределения Крупная машиностроительная компания выводит на национальный рынок новый вариант холодильного оборудования. Компания осуществляет продажу своих товаров в нескольких регионах страны. Каков канал распределения?

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Определим количество уровней канала распределения: он будет иметь, как минимум, два уровня. Крупная фирма обычно торгует через крупных региональных дистрибьюторов и дилеров.

Определим стратегию распределения: распределение на правах исключительности, то есть предоставление права на распределение своего товара региональному дилеру.

Выберем средства мотивации участников канала:

 - скидки с цены при фиксированном объеме партии приобретаемого дилером товара;

- бесплатное предоставление определенного количества товара;

- конкурсы дилеров;

- компенсация затрат на рекламу при проведении совместной рекламной кампании;

- обучение и повышение квалификации персонала.

 

Задача А

 Компания «Весна» выводит на рынок новый аромат туалетной воды. Планируется начать осуществлять продажу данного товара одновременно в России и некоторых странах СНГ. Какой канал распределения целесообразно выбрать компании? Вариант 2 Производственная компания «Алев» выводит на рынок новый кисломолочный продукт. Предполагается продавать данный товар в нескольких областях Поволжья. Какой канал распределения выбрать компании?

Задача Б

Компания предоставляет услуги по установке пластиковых окон и балконных рам, офисных перегородок и автоматических дверей. Имеет связи с рядом строительных организаций, приглашает к сотрудничеству дилеров.

Опишите возможную структуру каналов распределения услуг компании, наиболее приемлемые стратегию распределения и систему мотивации участников канала распределения.

 

 

 

Задача 2

Выбор оптимального варианта хранения товара Пункт хранения А требует единовременных капитальных вложений в размере 1400 тыс. руб., а пункт Б – 800 тыс. руб. Вместе с тем годовые расходы на транспортировку товаров потребителем из пункта А равняются 500 тыс. руб., а из пункта Б – 700 тыс. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ, в обоих вариантах составляют 300 тыс. руб. Выберите вариант хранения с минимальными приведенными издержками.

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Объём капитальных вложений на сооружение объектов хранения по каждому варианту равен: А = 1 400 тыс. руб., Б = 800 тыс. руб.

Определим годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и транспортной доставкой материалов со складов в адрес потребителей по каждому варианту:

 А = 500 000 + 300 000 = 800 000 руб.

Б = 700 000 + 300 000 = 1000 000 руб.

Рассчитаем общие затраты по каждому варианту:

А = 1400 000 + 800 000 = 2 200 000 руб.

Б = 800 000 + 1000 000 = 1800 000 руб.

Как видно из расчёта, вариант Б более оптимален, поскольку затраты на его реализацию меньше на 400 тыс. руб.

 

Задача А

Фирма должна выбрать пункт хранения из трех вариантов. Единовременные капитальные вложения по этим вариантам составляют: А – 1 млн руб., Б – 1,5 млн, В – 1,6 млн руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и транспортной доставкой материалов со складов в адрес потребителей, равны соответственно 350 тыс., 200 тыс. и 500 тыс. Выберите вариант с минимальными приведенными затратами.

Задача Б

Для хранения продукции компания рассматривает два варианта пунктов хранения. Вариант А предполагает единовременные капвложения в размере 20 тыс. долл., годовые издержки на содержание складских хранилищ – 5 тыс. и на транспортную доставку материалов со складов потребителям – 15 тыс. Соответствующие затраты по варианту Б составляют 40 тыс., 6 тыс. и 8 тыс. Выбрать вариант с минимальными приведенными затратами.

Задача 3

Контроль запасов на основе АВС-анализа Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов. Затраты и годовой спрос на них указаны в таблице 11.1. Провести АВС-анализ с целью определения степени важности контроля запасов тех или иных продуктов:

-          категория А (дорогостоящие продукты, требуют особого  внимания, составляют 10 % общего объема единиц и 70% общей стоимости запаса);

-          категория В (обычные продукты, требуют обычного отношения, составляют 30 % общего объема единиц и 20% общей стоимости запаса);

-          категория С (дешевые продукты, требуют небольшого внимания, составляют 60 % общего объема и 10% общей стоимости запаса).

Таблица 1 – Цена и годовой спрос на продукцию

Продукт

1

2

3

4

5

6

7

Цена ед. продукции, руб.

2 000

6 000

4 000

8 000

20 000

12 000

1 000

Годовой спрос, ед.

250

450

1 000

550

500

400

700

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

 Определим годовое потребление каждого продукта, умножив цену единицы продукции на годовой спрос:

2000 · 250 = 500 000 руб.

6000 · 450 = 2 700 000 руб.

4000 · 1000 = 4 000 000 руб.

8000 · 550. = 4 400 000 руб.

20 000 · 500 = 10 000 000 руб.

12 000 · 400 = 4 800 000 руб.

1 000 · 700 = 700 000 руб.

Тогда итоговая стоимость равна: 27 100 000 руб.

Определим долю от общей стоимости каждого продукта: годовое потребление каждого продукта делим на стоимость всех продуктов, результат округляем до трех цифр после запятой.

500 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,018

2 700 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,099

4 000 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,148

4 400 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,162

10 000 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,369

4 800 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,177

700 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,026.

В таблице 2 расположим продукты по убыванию их доли в общей стоимости. Определим кумулятивную долю от общей стоимости. Каждое число 3-го столбца равно сумме предыдущего числа 3-го столбца и числа из этой же строки 2-го столбца. На основе кумулятивной доли от общей стоимости определим категорию продукта. Следует помнить, что границы между категориями часто бывают расплывчатыми.

Таблица 2 – Иерархия стоимости продуктов

Продукт

Доля от общей стоимости

Кумулятивная доля от общей стоимости

Категория

5

0,369

0,369

А

6

0,177

0,546

В

4

0,162

0,708

В

3

0,148

0,856

В

2

0,100

0,956

С

7

0,026

0,982

С

1

0,018

1,000

С

 

В нашем примере продукт 5, попавший в интервал (0; 0,37), отнесем к категории А; продукты 6, 4, 3, попавшие в интервал (0,37; 0,86), отнесем к категории В, а оставшиеся продукты, находящиеся в интервале (0,86; 1), отнесем к категории С. Таким образом, если ресурсы для контроля за запасами ограничены, то категории С (продукты 2, 7, 1) следует уделить меньше всего внимания.

 

 

Задача А

Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов. Затраты и годовой спрос на них указаны в таблице. Провести ABC -анализ.

Продукт

1

2

3

4

5

6

7

Цена ед. продукции, руб.

7 000

10000

15000

12000

24000

3000

5000

Годовой спрос, ед.

150

250

400

600

50

600

350

Задача Б

 Маркетолог оптового продовольственного склада сделал анализ запасав продукции. Данные о среднемесячной реализации различных видов кетчупа представлены в таблице. На основе АВС-анализа оцените, насколько значим контроль запасов различных видов данной продукции

Продукт

Цена единицы продукции, руб.

Годовой спрос, тыс. ед.

1) Heinz (томатный, 570 г)

66,5

0,5

2) Vilanta (томатный, 550 г)

52,5

0,3

3) Мистер Рико (шашлычный, 240 г)

20,0

1,0

4) Calve (кавказский, 310 г)

30,5

0,4

5) Calve (томатный, 630 г)

60,0

1,1

6) Calve (томатный, 450 г)

30,0

1,2

7) Calve (соус, 125 г)

18,5

0,2

8) Помидорка (380 г)

53,0

0,7

 

Задача 4. Выбор канала распределения.

Какое решение принять по выбору канала распределения по критерию эффективности? Выбор из трёх альтернатив: – канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150 млн руб., издержки обращения – 100 млн руб., прибыль от реализации товара – 500 млн руб.; – одноуровневый канал (использование посредника – розничной торговли): издержки обращения – 60 млн руб., прибыль – 30 млн руб.; – двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику): издержки обращения – 40 млн руб., прибыль – 120 млн руб.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Для выбора канала распределения по критерию эффективности используют формулу отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):

 О = Вк / П ·100 % ,

где О – отдача от вложения капитала, или средняя норма прибыли, %; П – прибыль, полученная от вложения капитала, руб.; Вк – величина вложенного капитала, руб.

Используя формулу, рассчитаем отдачу от вложенного капитала, (среднюю норму прибыли) по каждому каналу:

– канал нулевого уровня: 500 / (150 + 100 ) · 100 % = 200 %;

– одноуровневый канал: 30 / 60 ·100 % = 50 %;

– двухуровневый канал: 120 / 40 ·100 % = 300 %.

Следовательно, двухуровневый канал более эффективный, так как отдача от вложения капитала (300 %) – самая высокая.

Задача А

Какой канал распределения более эффективный:

1) канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 250 млн руб., издержки обращения – 100 млн руб., прибыль от реализации товара 251 – 700 млн руб.;

2) одноуровневый канал: издержки обращения 160 млн, прибыль может достигнуть 120 млн руб.;

3) двухуровневый канал: издержки обращения – 80 млн руб., плановая прибыль 120 млн руб.

Задача Б

Рассмотрите три вида каналов распределения и определите, какой наиболее выгоден для производителя:

1) канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 100 млн руб., издержки обращения – 80 млн руб., прибыль от реализации товара – 360 млн руб.;

2) одноуровневый канал: издержки обращения – 70 млн руб., ожидаемая прибыль 175 млн руб.;

3) двухуровневый канал: издержки обращения – 60 млн руб., прибыль может составить 130 млн руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

 

Тема: «Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции».

Цель работы: изучить особенности каждого этапа жизненного цикла товаров.

Приобретаемые навыки и умения: знать концепции, описывающие сбыт товаров, получение прибыли, продвижение товара, поведения покупателей и конкурентов на рынке.

 

Ход работы:

 

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1.Что такое товар?

2.Что такое жизненный цикл?

3.Сбыт товаров?

4.Опишите концепции, описывающие сбыт товаров.

 

Методические указания для выполнения практических занятий

Задание 1. Распределите в определенной последовательности сле­дующие этапы процесса разработки товара-новинки (рис. 1).

1.      Разработка замысла и его проверка.

2.      Испытание в рыночных условиях.

3.      Анализ возможностей производства и сбыта.

4.      Разработка товара.

5.      Формирование идей.

6.      Разработка стратегии маркетинга.

7.      Развертывание коммерческого производства.

8.      Отбор идей.

?

è

?

è

?

è

?

è

?

è

?

è

?

è

?

Рис. 1. Этапы процесса разработки товара-новинки

 

 

Задание 2. На рис. 1укажите стадии (фазы) жизненного цикла товара.

1.      Стадия подготовки к вводу товара на рынок.

2.      Стадия спада.

3.      Стадия зрелости.

4.      Стадия роста.

5.     


Стадия насыщения.

Рис. 1. График зависимости объема продаж от времени

 

 

Задание 3. На рис. 2 изображены три уровня товара с соответствующими характеристиками каждого уровня. По имеющимся характеристикам определите название каждого уровня: товар по замыслу; товар с подкреплением; товар в реальном исполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж

 

 

 

 

Упаковка

 

 

 

Марочное название

 

Свойства

 

Поставки и кредитование

 

Основная выгода или услуга

 

Послепродажное обслуживание

 

Качество

 

Внешнее оформление

 

 

 

 

 

 

 

 

Гарантия

 

 

Рис. 2. Характеристика уровня товаров

Задание 4. Заполните блок-схему (рис. 3), используя следующие элементы:

1.      Реализация новой ценовой стратегии;

2.      Определение спроса;

3.      Формирование целей ценообразования;

4.      Приспособление установленных цен;

5.      Анализ цен и товаров конкурентов, собственных издержек.

 

?

è

?

è

?

è

?

è

?

Рис. 3. Схема процесса разработки исходной цели

 

 

Задание 5. Предположим, что наряду с наступательной стратегией имеются способное и деятельное руководство, творческий коллектив, ресурсы, удачно избранная исходная идея, хорошо функционирующая инновационная система, благоприятная промышленная и культурная инфраструктуры. Первой стратегической проблемой, с которой сталкивается руководство на практике, является проблема оценки и измерения.

Вопрос: Пусть некий предприниматель твердо установил направления технического развития, подкрепил это решение прогностическими экономическими расчетами, содержащими элемент интуитивности. Тогда, какой способ развития будет для него наиболее дешевым и быстрым:

X  собственная разработка нового товара;

X  покупка лицензии;

X  ... ?

Задание 6. Изучите типичные заблуждения менеджеров при принятии решения о судьбе новой технологии на его предприятии, характерные сегодня для стран развитого рынка. Можно ли назвать их характерными для России?

Заблуждение 1. При выборе новой технологии исходят из ее привлекательности и грандиозных возможностей, которые она сулит. На самом деле надо исходить из того, насколько она будет удовлетворять требования потребителей.

Заблуждение 2. Считается, что при выборе новой технологии необходимо исходить из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения. На самом деле надо учитывать сильное влияние нынешней практики и прошлого опыта.

Заблуждение 3. Все усовершенствования и нововведения, в конце концов, будут восприняты и переняты. На самом деле надо осознать, что большинство из них не окончится и не должно окончиться успехом.

Заблуждение 4. Технологические усовершенствования обладают самостоятельной ценностью. На самом деле только потребитель определяет их истинную ценность.

Заблуждение 5. Выигрывают принципиально новые технологии. На самом деле новое не всегда значит лучшее.

Заблуждение 6. Перспективы применения новой технологии предопределяют ее успешное внедрение. На самом деле решающим фактором часто является инфраструктура, необходимая для ее внедрения.

Продумайте, имеются ли сегодня в России объективные условия для воспроизведения подобных ошибок.

 

Задание 7. Практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности фирмы. Среди них:

1.        Снижение издержек производства до уровня ниже, чем у конкурентов.

2.        Более высокий технический уровень продукции, нежели у конкурентов.

3.        Более высокая надежность изделий.

4.        Более высокая скорость доставки товара.

5.        Более совершенный дизайн товара.

6.        Улучшенная упаковка.

7.        Повышенная насыщенность рекламы.

8.        "Индивидуализация" изделия по требованию заказчика.

9.        Более совершенное техническое обслуживание проданного изделия.

10.    Длительные сроки гарантии и другие.

 

 

 

 

 

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.    Какие другие пути повышения конкурентоспособности фирмы можно предложить?

2.    Какие из упомянутых и предложенных Вами направлений деятельности по повышению конкурентоспособности фирмы являются наиболее действенными?

Задание 8. Проанализируйте, объясните и дополните функции каналов товародвижения (рис. 4).

 

 

Распределение и сбыт

 

 

ê

 

Маркетинговые исследования

è

Функции, выполняемые каналом товародвижения

ç

Ценообразование

 

 

 

 

Покупки

è

ç

Планирование продукта

 

é

é

 

 

Продвижение

 

Обслуживание потребителей

 

Рис. 4. Функции каналов товародвижения

Задание 9. Чем отличается товар-предмет от товара услуги?

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

Тема: «Стратегия товара и конкурентные преимущества».

Цель работы: научиться ориентироваться в рыночных ситуациях, изучить факторы при выборе конкурентной стратегии, критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза.

Ход работы:

Теоретическая часть

Стратегия разрабатывается на основе выявленных в результате исследований рыночных и внутренних возможностей предприятия и его конкурентных преимуществ.

Изучая данную тему, следует уяснить, что внутренние факторы могут выступать как сильными, так и слабыми сторонами предприятия. При анализе, важно установить какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ. Анна внутренних возможностей и ресурсов предприятия – это отправная точка для разработки стратегии предприятия, так как предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала. Логика планирования от «ресурсов – к стратегии»

Этапами проведения анализа является:

1. Определение уровня проведения анализа (предприятие в целом или стратегические единицы бизнеса)

2. Определение характеристик важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия выделите те из них, которые обуславливают наличие сильных сторон предприятия.

3. Сравните этот профиль с требованиями рынка.

4. Сравните сильные и слабые стороны предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов.

5. В стратегии использовать сильные стороны предприятия. По тем позициям, где наблюдается преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия.

 Анализируя различные подходы к объяснению природы конкурентоспособности фирмы и национальной экономики, М. Портер приходит к выводу, что конкурентное преимущество как на внутреннем так и на внешнем рынках зависит от наличия и эффективности использования ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы.

Конкурентное преимущество - уровень эффективного использования имеющихся в распоряжении фирмы (а приобретают также для будущего потребления) всех видов ресурсов.

Анализируя различные подходы к объяснению природы конкурентоспособности фирмы и национальной экономики, он приходит к выводу, что конкурентное преимущество как на внутреннем так и на внешнем рынках зависит от наличия и эффективности использования ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы.

Характер факторов

Источник фактора

Экономические

Внутриорганизационные: эффекты масштаба и опыта, экономический потенциал, эффективное использование финансовых средств и другие деловые способности. Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка, растущий спрос. Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая, льготы и привилегии)

Структурные

Интеграция бизнеса:

 - регрессивная (стремление получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков):

- прогрессивная (внедрение в систему распределения продукции);

 - горизонтальная (объединение или усиление взаимодействия предприятий, выпускающих однородную продукцию)

 

Научно-технические и технологические

Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования

Нематериальные

Репутационные активы: название компании, торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом

Неправовые

Недобросовестная конкуренция.

Недобросовестное выполнение федеральными и региональными органами власти своих обязанностей. Неоправданная волокита с рассмотрением судебных дел. Коррупция и неформальные отношения органов власти и руководителей предприятий и др.

Инфраструктурные

Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта). Открытость и организованность рынков труда, капитала, технологий, инвестиционных товаров. Развитие дистрибьюторской сети. Развитие служб по оказанию деловых услуг . Развитие межфирменной кооперации

Таким образом, методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, которая стала источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.

Задание №1.

Выберите конкретное предприятие сферы услуг (услуги, приобретаемые потребителями для личного использования: коммунальные, парикмахерские и косметические; химчистки; ремонт квартир и ремонт бытовой техники; общепит; туристические; страхование; обучение, развлечения, увлечения и т.д.). Определите предприятие-конкурента выбранному вами предприятию.

1. Описать ядро пакета услуг обеих предприятий (удовлетворяемые потребности и нужды клиентов).

2. Описать состав пакета услуг выбранного предприятия и состав пакета услуг предприятия-конкурента: основные и дополнительные услуги (лучше изобразить на схеме).

3. Определить, обладает ли выбранное предприятие преимуществами по сравнению с конкурентом по критериям качества услуг:

- пакет предоставляемых услуг (отличия в наборах основных и дополнительных услуг, а также в уровне цен и системе скидок и надбавок);

- компетентность персонала фирмы (квалификация, профессиональная информированность и опыт

– отличия);

- надежность и обязательность (гарантии и льготы

– отличия);

- доступность и осязаемость (расположение, внешний вид и интерьер офиса, внешний вид персонала; рекламно-информационные материалы для потребителей о фирме, услугах и т.д. – отличия);

- внимание к клиенту, обходительность и коммуникация (культура обслуживания – отличия);

- безопасность (защищенность клиента от физического, финансового и морального рисков – отличия);

- доверие (репутация, имидж предприятия в восприятии потребителей – отличия).

Результаты ответа (сравнительный анализ предприятий) необходимо представить в табличном виде, далее сформулировать вывод – конкретные конкурентные преимуществами выбранного предприятия относительно конкурента.

 Определите, какая конкурентная стратегия в большей мере подходит для выбранного предприятия.

 

Задание № 2.

ОАО "Хлебулк" реализует свою продукцию в городе, состоящем из 2-х районов: северного (С) и южного (Ю). Для каждого района известны следующие данные:

а) число покупателей: Lс = 70 тыс.чел.; Lю = 50 тыс.чел.

б) средняя величина покупок батонов, приходящаяся на 1 покупателя в год (J),руб.: Jс = 2500 шт.; Jю = 1200 шт.

в) выигрыши или потеря доли рынка в результате конкуренции

производителей товара (± d): dс = -0.1; dю = +0,15.

г) издержки по сегментации рынка в каждом районе (С): Сс = 0,5 млн.руб.;

Сю = 1,2 млн.руб.

Определите район, в котором фирме выгоднее всего реализовать всю партию батонов? Какова будет величина объема чистых продаж?

Решение:

1) Определим чистый объем продаж (ТRi) в каждом из районов по формуле:

Тri = Li * Ji * ( 1 ± d ) – C.

Расчеты дают следующие результаты:

TRc =

Trю =

Следовательно, продукция будет реализована с максимальной выгодой в северном районе. Чистый объем продаж составит …..млн.руб.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем заключается сущность и соотношение понятий «стратегический потенциал», «рыночные факторы успеха», «ключевые компетенции», «конкурентные преимущества»?

2. В чем проявляется особенность стратегического потенциала организации?

3. Что представляют собой конкурентные преимущества?

4. Какие существуют методы анализа конкурентных преимуществ?

5. Раскройте классификацию и сущность основных методов управления конкурентными преимуществами?

6. Каковы факторы удерживания конкурентных преимуществ?

7. Что является источниками формирования конкурентного преимущества?

8. Охарактеризуйте сферы формирования и реализации конкурентных преимуществ организации.

 

 

 

 

 

СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вачугов Д.Д., «Практикум по Менеджменту», Москва, «Высшая

школа»,2010г.,с.123-134.

 2. Барышев, А.Ф. Маркетинг: Учебник/ А.Ф. Барышев. – М.: Академия, 2009. - 208 с.

 3. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.

      4. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /Жабина С.Б., Бурдюгова О.М., Колесова А.В. -2-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014-336с.

      5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки

           

Оценку по практической работе обучающий получает, с учетом срока  выполнения работы.

Оценка «5»

•      работа выполнялась самостоятельно

•      сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

•      студент может разъяснить этапа работы, рассказать алгоритм выполнение любого задания;

•      отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

•      работа выполнена чисто

•      задание выполнено  в установленный срок

Оценка «4»

•      работа выполнялась самостоятельно

•      обучающий допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, но затем не смог в процессе беседы самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения.

•      работа выполнена аккуратно.

•      задание выполнено  в установленный срок

Оценка «3»

•      самостоятельность в работе была низкой

•      в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающий не смог показать необходимые умения

•      на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов специальности 43

Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов специальности 43

СОДЕРЖАНИЕ 1. Практическая работа №1………………………………………5 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Практическая работа №1………………………………………5 2

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические рекомендации по дисциплине «ОП

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические рекомендации по дисциплине «ОП

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема : «Анализ основных видов средств распространения рекламы»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Тема : «Анализ основных видов средств распространения рекламы»

Вакансия»; - коляска для детей

Вакансия»; - коляска для детей

В последнее время после их громких статей в средствах массовой информации объемы продаж шуб резко упали

В последнее время после их громких статей в средствах массовой информации объемы продаж шуб резко упали

Задание № 11 Выберите оптимальные каналы распространения рекламы для следующих фирм: - небольшой компании (до 50 человек), которая разработала принципиально новую машину для уборки картофеля;…

Задание № 11 Выберите оптимальные каналы распространения рекламы для следующих фирм: - небольшой компании (до 50 человек), которая разработала принципиально новую машину для уборки картофеля;…

Руководство компании полагает, что для увеличения продаж необходимо возобновить рекламу на телевидении, используя старые телевизионные ролики

Руководство компании полагает, что для увеличения продаж необходимо возобновить рекламу на телевидении, используя старые телевизионные ролики

Задание № 17 В современных рекламных агентствах принято считать, что наиболее удачными ежегодными событиями достойными внимания со стороны

Задание № 17 В современных рекламных агентствах принято считать, что наиболее удачными ежегодными событиями достойными внимания со стороны

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема : «Формы адаптации производства и сбыта в рыночной ситуации »

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема : «Формы адаптации производства и сбыта в рыночной ситуации »

Компания осуществляет продажу своих товаров в нескольких регионах страны

Компания осуществляет продажу своих товаров в нескольких регионах страны

Задача 2 Выбор оптимального варианта хранения товара

Задача 2 Выбор оптимального варианта хранения товара

Соответствующие затраты по варианту

Соответствующие затраты по варианту

Определим долю от общей стоимости каждого продукта: годовое потребление каждого продукта делим на стоимость всех продуктов, результат округляем до трех цифр после запятой

Определим долю от общей стоимости каждого продукта: годовое потребление каждого продукта делим на стоимость всех продуктов, результат округляем до трех цифр после запятой

Задача А Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов

Задача А Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ: Для выбора канала распределения по критерию эффективности используют формулу отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ: Для выбора канала распределения по критерию эффективности используют формулу отдачи от вложенного капитала (средняя норма прибыли):

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Тема : «

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 Тема : «

Задание 2. На рис. 1укажите стадии (фазы) жизненного цикла товара

Задание 2. На рис. 1укажите стадии (фазы) жизненного цикла товара

Монтаж

Монтаж

Задание 5. Предположим, что наряду с наступательной стратегией имеются способное и деятельное руководство, творческий коллектив, ресурсы, удачно избранная исходная идея, хорошо функционирующая инновационная система, благоприятная…

Задание 5. Предположим, что наряду с наступательной стратегией имеются способное и деятельное руководство, творческий коллектив, ресурсы, удачно избранная исходная идея, хорошо функционирующая инновационная система, благоприятная…

Заблуждение 4. Технологические усовершенствования обладают самостоятельной ценностью

Заблуждение 4. Технологические усовершенствования обладают самостоятельной ценностью

Дайте ответы на следующие вопросы: 1

Дайте ответы на следующие вопросы: 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Тема : «Стратегия товара и конкурентные преимущества »

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Тема : «Стратегия товара и конкурентные преимущества »

Конкурентное преимущество - уровень эффективного использования имеющихся в распоряжении фирмы (а приобретают также для будущего потребления) всех видов ресурсов

Конкурентное преимущество - уровень эффективного использования имеющихся в распоряжении фирмы (а приобретают также для будущего потребления) всех видов ресурсов

Нематериальные Репутационные активы: название компании, торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом

Нематериальные Репутационные активы: название компании, торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом

Описать состав пакета услуг выбранного предприятия и состав пакета услуг предприятия-конкурента: основные и дополнительные услуги (лучше изобразить на схеме)

Описать состав пакета услуг выбранного предприятия и состав пакета услуг предприятия-конкурента: основные и дополнительные услуги (лучше изобразить на схеме)

С): Сс = 0,5 млн.руб.; Сю = 1,2 млн

С): Сс = 0,5 млн.руб.; Сю = 1,2 млн

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Критерии оценки

Критерии оценки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине: «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Раздел III «Основы маркетинга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  к выполнению практических работ по дисциплине:  «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело  Раздел III «Основы маркетинга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине: «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Раздел III «Основы маркетинга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  к выполнению практических работ по дисциплине:  «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело  Раздел III «Основы маркетинга»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2024