МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика»

Оценка 4.8
doc
08.04.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   к выполнению самостоятельной работы  по дисциплине «Информатика»
сам работа для всех курсов.doc

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Черная М. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

к выполнению самостоятельной работы

по дисциплине «Информатика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел – 2018 г.


 

     Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информатика» (п.Стрелецкий) – БПОУ ОО «Орловский технический колледж»,2019 – 21 с.

 

 

      Методические рекомендации могут служить в качестве методического пособия для обучающихся первого курса, в них рассматриваются рекомендации по распределению времени на внеаудиторную самостоятельную работу, содержание  внеаудиторной самостоятельной работы, требования к реферату, требования к презентации, критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы.

 

 

 

Разработчик: Черная М. Н., преподаватель БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

 

Рецензент:

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Рассмотрено, одобрено и рекомендовано к использованию в работе на заседании предметно – цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин  БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Протокол №    от           201__г.


Содержание

 

Введение. 4

Пояснительная записка. 5

Критерии оценки результатов самостоятельной работы. 6

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся I курса. 7

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся II курса. 10

Методические рекомендации по выполнению реферата. 14

Методические рекомендации по подготовке презентации. 17

Методические рекомендации по созданию базы данных. 20

Список литературы. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

-         систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-         углубления и расширения теоретических знаний;

-         формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-         развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

-         формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

-         формирования общих и профессиональных компетенций

-         развитию исследовательских умений.

 


Пояснительная записка

 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информатика» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл естественнонаучных и математических дисциплин.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-         выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

-         использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

-         использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

-         обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

-         получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

-         применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

-         применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-         базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);

-         методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

-         общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

-         основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

-         основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

-         основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

 


Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

-         уровень освоения учебного материала;

-         уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-         уровень сформированности общеучебных умений;

-         уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

-         обоснованность и четкость изложения материала;

-         оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

-         уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

-         уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

-         уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

-         уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся I курса

 

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Информационная деятельность человека

Тема 1.1.Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

- подготовить сообщения на тему:

«Применение ПК в своей специальности»

«Информационные ресурсы общества»

2

Тема 1.2.               Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.

- подготовить сообщения на тему:

«Информационная перегрузка»

«Информационная война»

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Тема 2.1.               Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

- подготовить сообщения на тему

«Правонарушения в информационной сфере»

«Использование систем счисления в компьютерной технике и информационных технологиях»

2

Тема 2.2.               Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

- подготовить сообщения на тему

«Логические основы работы ЭВМ»

«Виды алгоритмов»

«Преимущества и недостатки цифровых носителей»

«Файлы и файловые системы»

- подготовить на тему:

«Классификация автоматизированных систем управления»

«АСУ»

6

Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

- подготовить реферата на тему:

«Способы представления данных в памяти ПК»

«Программное обеспечение компьютера»

«Аппаратное обеспечение компьютера»

«Операционная система Windows Server 2008»

4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Тема 3.1.               Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

- подготовить реферат на тему:

«Локальные и глобальные сети. Основные понятия»

«Способы объединения сетей»

2

Тема 3.2.               Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

- подготовить презентацию на тему:

«Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту»

«Инструкция по безопасности и санитарным нормам в кабинете информатики»

- подготовить реферат на тему:

«Антивирусные средства защиты информации»

«Виды локальных сетей»

4

Тема 3.3.               Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

- подготовить реферат на тему:

 «Системы автоматизированного проектирования»

«Классификация ИС»

- подготовить сообщение на тему:

«Геоинформационные системы в Интернете»

«Настольные издательские системы»

4

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

- подготовить сообщения на тему:

«Придумать область использования ИС в деятельности колледжа»

«Гипертекстовая технология»

«Мультимедийные программы и технологии»

«Графические редакторы»

«Виды компьютерной графики»

«Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики»

«Функциональные возможности СУБД»

«Виды БД. Типы данных»

«Классификация баз данных»

«История HTML»

«Технология WWW»

«История создания электронной почты»

«История браузеров»

- подготовить реферат на тему:

«Microsoft Excel, его функции и возможности»

14

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

- подготовить доклад на тему:

«Интернет. Как средство СМИ»

«WEB-сайт: структура и способы создания»

«История развития социальных сетей»

- подготовить реферат на тему:

«Сетевая этика»

 «Технология Wi-fi»

«Протоколы Интернета»

6

Тема 5.2.               Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ.

- подготовить сообщение на тему:

«Сетевые информационные системы»

«Информационные ресурсы сети Интернет»

2

Тема 5.3.               Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).

-  подготовить реферат на тему:

«Основы работы в сети Интернет»

- участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся II курса

Специальность 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология

Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество

Подготовить сообщение о гигиенических требованиях к персональным компьютерам

Информация и ее роль в современном обществе.

Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе.

3

Тема 1.2.               Технология обработки информации; компьютерные коммуникации

Подготовить сообщение о развитии вычислительной техники.

Виды компьютерных сетей.

Кодирование информации.

3

Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение

Тема 2.1.               Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники

Клавиатура как основной элемент компьютера.

Классификация программного обеспечения.

Инсталляция программ

3

Тема 2.3.               Операционные системы и оболочки: программная оболочка Norton Commander

Шаблоны имен файлов.

Виды программных оболочек, их сходство и отличия. Установка конфигурации Norton commander.

Пакеты утилит для WINDOWS.

3

Тема 2.4. Операционные системы и оболочки: графическая оболочка Windows

Подготовить сообщение о шаблонах имен файлов

1

Тема 2.5. Прикладное программное обеспечение: программы-архиваторы, утилиты, антивирусные программы

Подготовить сообщение о новых версиях антивирусных программ.

Антивирусные программы .

Методы защиты информации.

3

Раздел 3. Прикладные программные средства

Тема 3.1.               Графические редакторы

Проведение сравнительного анализа возможностей программы Adobe Pho-toshop

Подготовить сообщение о системе цветов RGB.

Подготовить сообщение о системе цветов HSB.

3

Тема 3.2.               Текстовые процессоры

Провести сравнительный анализ MS Word 2007 и MS Word 2010

Предварительный просмотр и вывод документа на печать.

Основы текстового редактора Microsoft Word.

Графические возможности текстового редактора

4

Тема 3.3.               Электронные таблицы

Провести сравнительный анализ MS Excel 2007 и MS Excel 2010

Способы поиска информации в электронной таблице.

Формулы в электронных таблицах.

Excel – назначение и основные функциональные возможности.

История развития Excel.

5

Тема 3.4.  Системы управления базами данных

Сортировка информации.

Формулы запроса.

2

 

Специальность 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология

Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество

Развитие вычислительной техники.

Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе.

Информация и ее роль в современном обществе.

3

Тема 1.2.               Технология обработки информации; компьютерные коммуникации

Кодирование информации.

Виды компьютерных сетей.

Клавиатура как основной элемент компьютера.

3

Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение

Тема 2.1.               Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники

Инсталляция программ

Деинсталляция программ.

Классификация программного обеспечения.

3

Тема 2.2. Операционные системы и программные оболочки

Шаблоны имен файлов.

Виды программных оболочек, их сходство и отличия. Ус­тановка конфигурации Norton commander

Пакеты утилит для WINDOWS.

3

Раздел 3. Прикладные программные средства

Тема 3.1.               Графические редакторы

Форматы и печать графических файлов.

Системы цветов RGB.

Системы цветов СМУК.

3

Тема 3.2.               Текстовые процессоры

Предварительный просмотр и вывод документа на печать.

Основы текстового редактора Microsoft Word.

Графические возможности текстового редактора

3

Тема 3.3.               Электронные таблицы

Способы поиска информации в электронной таблице.

Формулы в электронных таблицах.

Excel – назначение и основные функциональные возможности.

История развития Excel.

4

Тема 3.4.  Системы управления базами данных

Сортировка информации.

Режимы поиска.

Формулы за­проса.

3

Тема 3.5 Компьютерные презентации

Создание презентации, связанной со своей профессией.

Создание компьютерных презентаций с помощью PowerPoint.

Microsoft PowerPoint

Средства презентации (демонстрационная техника)

4

Раздел 4. Коммуникационные технологии

Тема 4.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта и телеконференции. Основы HTML

Создание web-страниц при помощи языка HTML.

Internet-технологии.

Протокол передачи данных ТСР/1Р.

Электронная почта.

Поиск информации в глобальной сети internet.

5

 

Специальность 22.02.06 "Сварочное производство"

Наименование разделов и тем

Самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология

Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество

Подготовить сообщение о гигиенических требованиях к персональным компьютерам.

Информация и ее роль в современном обществе.

Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе.

3

Тема 1.2.               Технология обработки информации; компьютерные коммуникации

Подготовить сообщение о развитии вычислительной техники.

Кодирование информации.

Мертвые языки программирования.

3

Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение

Тема 2.1.               Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники

Инсталляция программ

Деинсталляция программ.

Классификация программного обеспечения.

3

Тема 2.3.               Операционные системы и оболочки: программная оболочка Norton Commander

Шаблоны имен файлов.

Виды программных оболочек, их сходство и отличия. Ус­тановка конфигурации Norton commander

Пакеты утилит для WINDOWS.

3

Тема 2.4. Операционные системы и оболочки: графическая оболочка Windows

Сравнительный анализ операционных систем WINDOWS и Linux.

Подготовить сообщение о шаблонах имен файлов

История развития операционной системы WINDOWS

3

Тема 2.5. Прикладное программное обеспечение: программы-архиваторы, утилиты, антивирусные программы

Антивирусные программы.

Методы защиты информации.

Криптографические методы защиты.

Защита информации в сетях

4

Раздел 3. Прикладные программные средства

Тема 3.1.               Графические редакторы

Форматы и печать графических файлов.

Системы цветов RGB.

Системы цветов СМУК.

3

Тема 3.2.               Текстовые процессоры

Провести сравнительный анализ MSWord 2007 и MSWord 2010.

Предварительный просмотр и вывод документа на печать.

Основы текстового редактора Microsoft Word.

Графические возможности текстового редактора

4

Тема 3.3.               Электронные таблицы

Провести сравнительный анализ MSExcel 2007 и MSExcel 2010.

Способы поиска информации в электронной таблице.

Формулы в электронных таблицах.

Excel – назначение и основные функциональные возможности.

4

Тема 3.4.  Системы управления базами данных

Сортировка информации.

Режимы поиска.

Формулы запроса.

Классификация баз данных (БД).

4

 


Методические рекомендации по выполнению реферата

 

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1.           титульный лист;

2.           содержание;

3.           введение;

4.           основная часть;

5.           заключение;

6.           список использованных источников;

7.           приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

5-15

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

·        на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

·        размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

·        междустрочный интервал - одинарный

·        поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

·        отформатировано по ширине листа

·        на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

·         в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы

·        нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1.            законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2.            специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

3.            статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке презентации

 

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

§  объем текста на слайде – не больше 7 строк;

§  маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

§  отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

§  значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

§  выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

§  использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Методические рекомендации по созданию базы данных

 

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме создания базы данных является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

База данных должна содержать:

·         Заполненные таблицы (таблиц в базе данных должно быть не менее пяти).

·         Таблицы должны быть связаны друг с другом.

·         Запрос к каждой таблице.

·         Отчет.

·         Формы (не менее 3)

Таблицы являются сердцем базы данных Access, они используются для внутреннего хранения данных или подключения внешних данных. В таблице данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Строка это набор данных, относящихся к одному предмету. Поле - это категории информации.

Запросы используются для сортировки, фильтрации, добавления, удаления или изменения информации в базах данных Access. В Access в основном используется два типа запросов: запрос на выборку и запрос на изменение. Сортировка и фильтрация выполняется запросами на выборку, а различные операции по изменению данных в таблицах и созданию новых таблиц выполняются запросами на изменение. Запросы так же часто используются для сортировки данных отчётов и страниц доступа к данным.

Отчёты используются для вывода (в том числе и на печать) данных, а не для изменения этих данных, поэтому в отчётах не используются такие интерактивные элементы управления, как поле со списком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы

 

         Основные источники:

1.   Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.. Информатика : Учебник. – М.: 2017

2.   Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017

 

Дополнительные источники:

1.   Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

2.   Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.

 

Интернет-ресурсы

1.   www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

2.   http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ- СКО» по ИКТ в образовании).

3.   www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.

4.   Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

5.   www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 

 

Цель методической разработки - оказание помощи обучающимся в подготовке и выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» на первом и втором курсах.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к написанию методических разработок и содержит темы, методические рекомендации по выполнению реферата, методические рекомендации по подготовке презентации, методические рекомендации по созданию базы данных.

Подробно расписан порядок выполнения и содержания различных видов самостоятельной работы. Представлены критерии оценки результатов самостоятельной работы. Методическая разработка актуальна и имеет практический характер.

Необходимо отметить, что данного рода методические материалы, способствуют обобщению, систематизации полученных теоретических знаний, формируют умения применять данные знания на практике, осуществлять поэтапный контроль собственной деятельности, корректировать профессиональные качества личности.

Методическая разработка может быть использована   студентами СПО.

 

 

 

 

 

Рецензент:


Скачано с www.znanio.ru

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информатика» (п

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Информатика» (п

Содержание Введение . 4

Содержание Введение . 4

Введение Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия

Введение Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия

Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информатика» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и…

Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информатика» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и…

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся

Тема 3.1. Архитектура компьютеров

Тема 3.1. Архитектура компьютеров

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся

Графические возможности текстового редактора 4

Графические возможности текстового редактора 4

Основы текстового редактора

Основы текстового редактора

Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем

Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем

Методические рекомендации по выполнению реферата

Методические рекомендации по выполнению реферата

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для…

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для…

Методические рекомендации по подготовке презентации

Методические рекомендации по подготовке презентации

Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями»

Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями»

Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом

Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом

Методические рекомендации по созданию базы данных

Методические рекомендации по созданию базы данных

Список литературы

Список литературы

Рецензия Цель методической разработки - оказание помощи обучающимся в подготовке и выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» на первом и втором курсах

Рецензия Цель методической разработки - оказание помощи обучающимся в подготовке и выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» на первом и втором курсах
Скачать файл