( в помощь педагогам дополнительного образования)
Составитель:
Шухлина Людмила Александровна
методист
1 квалификационной категории
Кувандык, 2019г
Содержание
1. Виды учебной документации в УДО детей………………………………………………............................................3
2. Основная документация……………………………………………………3
3. Дополнительная документация…………………………………………………………………..5
3.1 Критерии оценки уровня усвоения дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………5
3.2 Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников …………………6
4. Примерная модель занятий в УДО детей…………………………………..6
4.1. Основные требования к современному занятию…………………………7
4.2. Структура различных типов занятий……………………………………..7
4.3. Методы организации занятия в детском объединении………………….8
4.4. План занятия………………………………………………………………..8
4.5. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия……………...9 2.6. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности
воспитанников в образовательном процессе ……………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………... 10
Литература……………………………………………………………………...12
1. Виды учебной документации
в учреждении дополнительного образования детей
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.
К основной учебной документации относятся образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса. Дополнительная образовательная программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом проводится открытое или итоговое занятие.
Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации дополнительной образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития воспитанников. По дополнительным образовательным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Основная документация
Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе дополнительных образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими, которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.
Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент воспитанников. Дополнительная образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.
Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
На Титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указать полное наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена программа, её полное название, возраст детей и срок реализации, Ф.И.О. и должность автора, название города или поселка, в котором реализуется программа и год её разработки.
В Пояснительной записке раскрывается направленность образовательной программы ее социальная значимость, анализируется ситуация, сложившаяся в данной местности на данный момент времени. Далее отдельными абзацами расписывается новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы, выделяются отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Здесь же должны быть четко сформулированы цели педагогической деятельности и обозначены основные тенденции в развитии детского коллектива.
Результат — это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека. Можно сказать, что цель – это описание желаемой ситуации в измеряемых переменных. А процесс достижения этой цели, порядок действий, шагов, этапов, ведущих к цели, в свою очередь являются задачами. Таким образом, цели и задачи дополнительной образовательной программы должны представлять собой систему достижения ожидаемого результата.
В пояснительной записке так же должны быть указаны следующие исходные данные: нормативный срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитан процесс обучения по программе, их психологические и физиологические особенности; режим занятий.
Особым пунктом пояснительной записки является описание предполагаемых результатов по каждому году обучения и формы их отслеживания. Собственная система диагностики поможет педагогу скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы на выходе выпускник приобрел те качества, которые считаются показателями освоения образовательной программы. Используемые формы контроля должны давать возможность в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост воспитанника в соответствии с разработанными критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников.
Эффективным отражением качества образовательной деятельности является проведение мониторинговых исследований. В результате тестирования получают количественные показатели, которые служат объективной стандартизированной мерой уровня усвоения образовательной программы.
Учебно-тематический планы содержат перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Комплексные образовательные программы должны содержать сводные учебные планы, отражающие все изучаемые предметы (курсы) и распределение учебной нагрузки воспитанника, занимающегося по данной программе по годам обучения, за весь период обучения. Если же образовательный процесс предполагает индивидуальную работу с детьми (например, с солистами ансамбля, танцевальными парами и т.д.), то программа должна содержать и учебно-тематический план индивидуальных занятий.
Основное содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание теоретического и практического материала каждой темы (раздела) программы. Здесь же возможно описание формы проведения занятия, используемые приемы и методы работы с детьми, необходимый дидактический материал и оборудование, формы подведения итогов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, возможно выделить и отдельным пунктом раздела Условия реализации программы. В него будет включено более подробное описание всех условий, необходимых для реализации программы. Это кадровое обеспечение, характеристика функционального помещения, перечень учебных и вспомогательных материалов, методическое и технологическое сопровождение и т.д.
Список литературы, помещенный в конце программы, должен состоять из двух разделов – литературу для педагога и литературу для воспитанников.
Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.
Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:
1.Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.
2.Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.
3.Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.
Текущий педагогический контроль осуществляется в течение всего периода обучения – на каждом этапе учебного занятия, по ходу изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по окончанию изучения нескольких тем или разделов образовательной программы, обычно – в конце полугодия в ходе промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. Этапы педагогического контроля могут быть описаны в программе деятельности, для чего рекомендуется следующая таблица:
Таблица 1. Этапы педагогического контроля
Сроки |
Какие знания, умения, навыки контролируются |
Форма проведения занятия |
|
|
|
Описываемые здесь знания, умения и навыки должны строго соответствовать требованиям образовательной программы ( «… должен знать и уметь»).
Далее необходимо указать, какие инновационные формы работы с детьми и методы обучения будут использоваться в ходе реализации программы.
Работа объединения в летний период планируется отдельно.
Участие в конкурсных программах – хорошая возможность для реализации творческого потенциала воспитанников, эффективное средство повышения их познавательной активности. Педагог должен запланировать участие воспитанников в выставках, смотрах и конкурсах детского творчества, а так же в концертных программах, если это соответствует специфике деятельности объединения.
Раздел «Организационно-методическое обеспечение» включает три подраздела:
- организация и создание внутри коллектива творческих и/или инициативных групп,
- работа с родителями (консультации, собрании, совместные мероприятия для детей и родителей, другие формы привлечения родителей к учебно-воспитательной деятельности),
- методическая работа (работа по самообразованию, разработка конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий, диагностических материалов, методических пособий, бесед и консультаций с указанием конкретных тем и сроков исполнения и т.д.)
3. Дополнительная документация.
3.1 Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы
Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы.
Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общих умениях и навыках.
Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.
Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.
К общим умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).
Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:
1 уровень - оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);
2 уровень - достаточный (полное освоение программы);
3 уровень - средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);
4 уровень - недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).
На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.
3.2 Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников
Оценка успехов воспитанников - основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической подготовки воспитанников, очень важно продумать форму проведения аттестации. Педагоги дополнительного образования широко используют самые разнообразные формы.
Например: тестирование, цель которого выявление уровня знаний, умений и навыков.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) – это набор стандартизированных вопросов и заданий, результат выполнения которых позволяет измерить личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. В ходе педагогического тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной мерой уровня освоения теоретической части дополнительной образовательной программы. В этой связи качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, подлежащие измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний.
Любой тест прежде всего должен содержать инструкцию - словесные указания испытуемому, связанные с выполнением заданий (выбором правильного ответа из нескольких вариантов; решением какой-то задачи и т.п.).
Тестовые задания могут быть закрытого типа, когда содержание сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа и испытуемому предлагается выбрать номер правильного, и открытого типа - без указания возможных вариантов ответа, когда испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ.
Один и тот же тест может иметь несколько вариантов, различающихся по трудности заданий, при этом каждый вариант может содержать, так называемые, узловые (общие) задания, которые используются для выравнивания результатов тестирования.
Для проведения тестирования могут применяться бланки определенного образца, которые и являются носителем содержания теста. Бланки теста обычно дополняются соответствующим бланков ответов (ключом), с помощью которого производят проверку.
В зависимости от вида аттестации (стартовая, промежуточная или итоговая) выделяют и несколько видов теста (вводные, тематические, промежуточные, итоговые), что дает педагогу возможность создать стабильную систему контроля.
4. Примерная модель занятия в УДОД
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности воспитанника, поэтому на первый план выдвигаются задачи по
развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации образовательной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
4.1 Основные требования к современному занятию
4.2 Структура различных типов занятий
Тип занятия |
Основные элементы структуры занятия |
Комбинированное занятие |
Организационная часть
|
Занятие сообщения и усвоения новых знаний |
Организационная часть
|
Занятие повторения и обобщения полученных знаний |
Организационная часть
|
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков |
Организационная часть
|
Занятие применения знаний, умений и навыков |
Организационная часть
|
4.3 Методы организации занятия в детском объединении УДОД
4.4 План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
· организационный этап,
· проверочный этап,
· подготовительный этап,
· этап актуализации имеющихся у детей знаний,
· этап работы по новому материалу,
· этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
· этап повторения изученного материала,
· этап обобщения пройденного материала,
· этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
· физкультминутка или этап релаксации,
· контрольный этап,
· итоговый этап,
· этап рефлексии,
· информационный этап.
4.5 Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
4.6 Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе
Традиционные занятия |
Нетрадиционные занятия |
Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность воспитанников. |
Презентация предмета, явления, события, факта. Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях. |
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. |
Социадрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений. |
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. |
Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем. |
Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. |
Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п. |
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. |
«Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений. |
Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью. |
Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке. |
Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. |
Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми. |
Утренник, праздник т.д. Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. |
Психологическое занятие Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач. |
Заключение
Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:
1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
Концерт.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.
Смотры, конкурсы, фестивали.
Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Литература
1. Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева «Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей», Гуманитарный издательский центр «Владис», 2001 г.;
2. Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
3. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006 г., Конструирование задач учебного занятия, стр.28-32
4. В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
5. Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис», 2008 г.
6. Станченкова Н.П. «Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования», Дополнительное образование -№ 11, 2001.
7. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей», Москва 2007 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.